Робин Нокс-Джонстон
Двадцать лет минуло с того далекого дня, когда из американского Ньюпорта вышли в Атлантический океан 17 яхтсменов, отважившихся в одиночку побороться с океаном и ... друг с другом. Первая в истории одиночная кругосветная гонка стала удивительным приключением для бесстрашных и мужественных людей. Хотя, если углубляться в детали, то с формальной точки зрения, тогдашняя гонка "The BOC Challenge" все же не была самой первой одиночной кругосветной гонкой под парусами. В 1968 г. британской газетой "Sunday Times", редакции которой стало известно о планах сразу нескольких яхтсменов обогнуть земной шар в одиночку был учрежден приз "Золотой глобус". Он предназначался тому, кто первым совершит такое плавание без заходов в порты и посторонней помощи. Однако условия того состязания разрешали каждому из гонщиков свободно выбирать не только порт старта-финиша (лишь бы он был расположен севернее 40° с.ш.), но даже дату начала самого плавания (лишь бы она была не позднее 31 октября 1968 г.). Так что, хотя та гонка, в которой приняли участие девять яхтсменов (а финишировать из них смог только один — это был Робин Нокс-Джонстон), и может считаться самой первой в истории кругосветной одиночной гонкой, она все же была заочной. С той поры кругосветная гонка "The BOC Challenge" стартовала уже пятикратно, сменив свое первоначальное название на "Around Alone". За это время стартовали в ней в общей сложности 87 спортсменов — и всего 56 из них смогли благополучно финишировать. 22 участника сошли с дистанции из-за различных неполадок, шестерым пришлось покинуть свои поврежденные яхты, одна лодка села на мель, двое яхтсменов (Джек де Руа в 1986 г. и Гарри Митчелл в 1995 г.) погибли, причем Гарри Митчелл бесследно исчез вместе со своим судном.
Маршрут и правила
12 сентября этого года вновь отправились в бескрайний океан 13 смельчаков — именно таким оказалось число участников на момент старта. Среди них — 12 мужчин и одна женщина. Маршрут нынешней гонки существенно изменен по сравнению с предыдущими трассами "The BOC Challenge": если раньше, выйдя из Ньюпорта, яхтсмены сразу направлялись к берегам Южной Африки, то сейчас добавлен новый этап: Нью-Йорк—Торбей (Англия). 160-мильный участок Ньюпорт—Нью-Йорк рассматривается лишь как своеобразный "пролог" гонки, результат прохождения которого в общий зачет не входит (яхтсменам даже разрешили иметь на борту экипаж численностью от двух до шести человек). Из Ньюпорта яхты направились в Нью-Йорк, где 15 сентября и состоялся уже официальный старт гонки. Перенос его был вызван желанием организаторов продемонстрировать свою солидарность с жителями города, ровно год назад ставшими жертвами чудовищного теракта. Полностью же маршрут теперь выглядит так: Нью-Йорк—Торбей—Кейптаун—Тауранга—Сальвадор-де-Байя—Ньюпорт. Протяженность этой дистанции составляет примерно 29 000 миль по генеральному курсу, и на ее прохождение отведено семь месяцев — организаторы рассчитывают увидеть первую яхту на финише 14 апреля будущего года.
По-прежнему серьезными остались квалификационные требования к яхтсменам: для допуска к участию в гонке им следовало совершить либо одиночное безостановочное трансатлантическое плавание (причем протяженностью не менее 2000 миль), либо одиночное кругосветное плавание. Возраст гонщиков не может быть меньше 21 года.
В этот раз, как и прежде, в гонке разрешено участие яхт трех классов: I — "Open 60", II — "Open 50" и Venture — серийные (или самостоятельно модернизированные из серийных) круизные или гоночные яхты длиной от 40 до 60 футов. С яхтами классов I и II все относительно просто: они должны быть построены в соответствии с Правилами IMOCA (International Monohull Open Class Association) и иметь соответствующий сертификат Ассоциации.
Класс Venture сохраняется в Правилах скорее как дань традиции — спонсоров мало привлекают суда, не имеющие реальных шансов выиграть гонку в абсолютном зачете, а самостоятельно подготовить и оснастить яхту для столь ответственного состязания по силам далеко не каждому. Посему число участников в этом классе постоянно сокращается, и на этот раз в нем был заявлен всего один — американец Джордж Страйкер на яхте "Tin Can" ("Жестянка"). Однако в квалификационном плавании Джордж столкнулся с серьезными техническими проблемами, после чего принял решение отказаться от участия в гонке.
К сожалению, не смог включиться в гонку и российский спортсмен Виктор Языков. Его новая яхта класса "Open 50" еще только достраивается и будет спущена на воду не раньше декабря. Жаль, ультрасовременная лодка могла бы помочь Виктору в борьбе за победу.
В целом же, Правила гонки "Around Alone" базируются на действующих Правилах проведения парусных соревнований 2001-2004 гг. с учетом специфических условий данного состязания. Яхтсменам, в частности, запрещено пользоваться услугами персональных "погодных гуру" и береговых стратегов — разрешена только общедоступная синоптическая информация. Разумеется, нельзя принимать постороннюю помощь или заходить в порт — это штрафуется 48 часами, прибавляемыми к общему времени прохождения этапа, а в отдельных случаях и дисквалификацией. Победа в "Around Alone" определяется не по суммарному времени прохождения всех этапов, а по очкам — за первое место на этапе спортсмен получает 10 очков, за второе — 9, за третье — 8 и т.д. Дополнительные призы предусмотрены победителям каждого этапа, кроме того, на каждом из них лучшей яхте в классе II вручается Кубок Гарри Митчелла.
Парад участников
По классам гонщики распределились так: семеро яхтсменов выступают в классе I и шестеро — в классе II.
Класс I
По праву, первым номером на параде должна идти Эмма Ричардс, выпускница университета Глазго. Несмотря на свой достаточно юный для профессиональной яхтсменки возраст (всего 27 лет), за ее плечами уже немало пройденных миль и впечатляющих побед. В 1998 г. вместе с Трэйси Эдвардс на борту "Royal Sun Alliance" она участвовала в погоне за Кубком Жюля Верна, в 1999 г. выиграла трансатлантическую гонку "TransAt Jacques Vabres" в классе яхт "Open 50", в 2000 г. — гонки вокруг Британии и Ирландии. Одним из последних этапов подготовки к гонке "Around Alone" стало участие Эммы Ричардс в четвертом этапе "Volvo Ocean Race 2001-2002".
Несмотря на мощную финансовую поддержку крупной британской медиакомпании "Pindar", Эмма вышла на старт кругосветной гонки на "немолодой" уже (1998 г. постройки) яхте, разработанной компанией "Groupe Finot". Эта лодка под названием "Gartmore" принимала участие еще в предыдущей (1998-1999 гг.) гонке "Around Alone" и, несмотря на модернизацию, несколько уступает современным судам. Хотя водоизмещение судна удалось снизить с первоначальных 9300 до 7700 кг, оно не оснащено ни поворотной мачтой-крылом, ни поворотным килем, ни выдвигающимися швертами.
Один из самых серьезных предстартовых фаворитов — 38-летний швейцарский спортсмен Бернард Штамм (ныне живущий в Бретани, Франция) — профессиональный яхтсмен, бывший мотогонщик. Парусным спортом он увлекся восемь лет назад, когда практически самостоятельно построил свою первую яхту "Pogo" класса "Mini 6.50" и уже в 1995 г. занял на ней третье место в гонке "Mini TransAt". В следующем году Штамм стал третьим во французском национальном первенстве. Следующие несколько лет ушли на постройку яхты "SuperBigou" класса "Open 60" и ее подготовку к "Vendee Globe". Увы, завершить гонку Бернарду не удалось — поломка авторулевого заставила его сойти с дистанции еще на первом этапе. Неудача не поколебала гонщика, и уже в 2001 г. он установил сразу два рекорда: пересечения Атлантики с запада на восток на однокорпусном судне и прохождения 24часовой дистанции.
"SuperBigou", как и предыдущая яхта Штамма, разработана Пьером Ролланом. Любопытно, что в ее основу положены идеи проекта "Pogo", причем сам конструктор назвал корпус новой лодки "Большим Мини". Участие самого Штамма в процессе постройки яхты (ее он тоже строил сам, а помогал ему в этом весь маленький рыбацкий поселок Лес-конил, где он живет последние годы), безусловно, облегчит его взаимопонимание со своей гоночной машиной. Спонсорами гонщика являются компании "Armor Lux" и "Bobst Group".
Мотогонщиком в прошлом был и 46-летний бельгиец Патрик де Родегю, сменивший в 1995 г. колеса на паруса. Он дважды (в 1996-1997 и 2000-2001 гг.) принимал участие в одиночных гонках "Vendee Globe", правда, оба раза вынужден был сойти с дистанции. Новый спонсор Патрика,бельгийская фирма "Gamier", финансирует его трехлетнюю спортивную программу, включающую, помимо "Around Alone", еще и старт в следующей гонке — "Vendee Globe 2004". С этой целью была приобретена и модернизирована одна из самых старых и заслуженных яхт "Open 60" — "Aquitaine Innovations", выигравшая с 1997 по 1999 гг. пять крупнейших регат включая две трансатлантические и гонку вокруг Европы. В свое время эта лодка, сконструированная все той же "Group Finot", была чем-то вроде плавучей лаборатории, на которой обкатывались самые смелые конструкторские решения, вроде поворотной мачты-крыла.
Брюс Шваб (Калифорния, США) — 41-летний бывший боксер, боец армрестлинга и велосипедист. За последние семь лет он выиграл практически все одиночные парусные состязания, проводящиеся на Западном побережье США, включая "Transpacific Race 96". В 1999 г. Шваб основал фонд "Сделано в США" ("The Made in America foundation"), целью которого был сбор средств и поиск спонсоров для постройки и оснащения "общеамериканской" яхты класса "Open 60". Лозунг фонда именно так и звучал: "Поддержим американскую "Open 60"!". Сконструированная для этого проекта Томом Вайли "Ocean Planet" была спущена на воду 7 апреля 2001 г. и по настоящий момент считается одной из самых совершенных яхт такого класса не только в США. Яхта принципиально отличается от своих конкуренток очень малыми шириной (всего 3.81 м против более чем 5 м у любой из ее соперниц) и водоизмещением (всего 7200 кг). Одной из любопытных деталей судна является эластичный элемент в верхней части плавника, позволяющий без малейших повреждений касаться килем грунта на скорости свыше 20 уз.
Брюса собирала в это плавание буквально вся Америка — перечень его спонсоров во главе с всемирно известной компанией "AMD" занял бы не один абзац.
Грэхем Далтон (Новая Зеландия) — 50-летний яхтсмен, один из самых опытных и титулованных участников гонки. Впервые он сел за руль парусной яхты в десятилетнем возрасте, а к 17 годам за его плечами уже был самостоятельный переход через Тйхий океан. Позднее Далтон основал один из популярнейших в Новой Зеландии спортивных молодежных журналов "Sport Action".
Специально для его участия в "Around Alone" была построена новая лодка "Hexagon", которую проектировало конструкторское бюро "Owen Clarke Design Group", что участвовало и в создании знаменитой яхты "Kingfisher" — серебряного призера последней одиночной океанской гонки "Vendee Globe". Основные линии корпуса были сохранены, но "Hexagon" получилась заметно легче предшественницы, став самой легкой яхтой "Around Alone" в классе I и, возможно, самой легкой "Open 60" в мире. Этому способствует не только сэндвичевая конструкция корпуса лодки с сотовым наполнителем, но и стоячий такелаж из сверхпрочных волокон вместо традиционных вант или прутков из нержавеющей стали. Еще одна особенность яхты — наличие двух штурвалов вместо обычного для "Open 60" румпельного управления. Спонсор новозеландца — финансовый холдинг "HSBC Holding plc."
К сожалению, в ходе квалификационного плавания "Hexagon" потеряла мачту и не успела придти в Ньюпорт к оговоренному правилами сроку — 12 ч дня 1 сентября. Судейская бригада, учитывая экстремальную погодную обстановку в районе нахождения яхты и опыт Грэхема Далтона, разрешила ему участвовать в гонке, одновременно наложив на него немалый штраф, который, в итоге, составил 60 ч 59 мин.
Итальянец Симоне Бьянкетти, несмотря на свою относительную молодость — ему 34 года, уже успел принять участие в большом числе крупных океанских регат, включая "The BOC Challenge", "Europe 1 Star" и "Vendee Globe". Его спонсор — крупный европейский Интернет-провайдер "Tiscali" — приобрел для нынешней гонки заслуженную лодку конструкции Марка Ломбера (постройки 1998 г.), ранее принадлежавшую француженке Катрин Шабо. Особенностями этого судна являются два выдвижных наклонных шверта и подвижный киль. Однако, несмотря на сэндвичевую конструкцию корпуса с сотовым наполнителем, "Tiscali" имеет наибольшее водоизмещение среди всех судов "Around Alone" в своем классе — 8800 кг.
Французский спортсмен Тьерри Дюбуа начал заниматься парусным спортом так же, как и Бернард Штамм, на яхтах класса "Mini 6.50". Первую лодку он купил подержанной, вторую построил уже сам и выиграл на ней "Mini TransAt 93". На яхтах "Open 60" он принимал участие в гонках "Europe 1 Star", "Route du Rhum", дважды — в гонке "Vendee Globe". 35-летнего спортсмена поддерживает большое количество различных спонсоров, а титульным является гуманитарная организация "Solidaires", чей девиз — "За права человека во всем мире". Его лодка сконструирована известным французским яхтенным КБ "Joubert Nivelt" в 1999 г.
Класс II
В отличие от своих именитых соперников, выступающих в классе I, бермудский яхтсмен Алан Париз никогда не участвовал в крупных океанских гонках, тем более одиночных. Но, придя в парусный спорт в возрасте девяти лет, к своим 37 годам он уже успел совершить 11 одиночных трансокеанских плаваний. Уникальная особенность его "BTC Velocity" (кстати, самой маленькой яхты флота), названной так в честь спонсора "Bermuda Telephone Company", — триммер-закрылок особого профиля, размещенный вдоль всей кормовой кромки длинного плавника.
33-летний пилот коммерческих авиалиний американец Бред Ван Лью принимает участие в гонке "Around Alone" уже во второй раз. Столкнувшись в ходе первой гонки с массой проблем, включая потерю мачты, он нашел в себе силы и мужество завершить кругосветную эпопею и стал третьим в классе II, проведя в океане девять месяцев. Патриотичные американцы высоко оценили подвиг своего соотечественника, ставшего единственным жителем Нового Света, сумевшим добраться до финиша. Это помогло ему легко найти спонсора для своего повторного участия (проходящего под девизом "Freedom America") в кругосветной гонке — им стала компания "Tommy Hilfiger Corp.". Яхта Бреда, разработанная все тем же Жаном-Мари Фино, имеет глубокий поворачивающийся плавник, способный отклоняться от вертикали на угол до 45° включительно!
Пятидесятилетний автомеханик из Милуоки Тим Кент — тоже давний и страстный поклонник одиночных гонок, хотя ему и не удавалось принять участия в наиболее известных соревнованиях такого рода. Чтобы осуществить свою еще юношескую мечту — пройти в одиночку под парусами вокруг света — Тим основал целую компанию "Everest Horizontal", целью которой и стала подготовка одноименной яхты к гонке.
Канадец Дэвид Хэтфилд к своим 50 годамуспел, напротив, не без успеха поучаствовать в немалом количестве известных океанских гонок, включая "Bermuda One-Two" и "OSTAR 96". Заказывая Бобу Дрессеру проект своей новой яхты для "Around Alone", Дэвид сказал: "Боб, просто нарисуй для меня лодку столь же быструю, как и остальные соперницы. Как заставить ее быть быстрее их — это уже моя забота". Спонсировало его большое количество канадских компаний, так или иначе связанных с морем, а также частных граждан, чьи имена нанесены на борта яхты, получившей имя "Spirit of Canada".
Другой канадский гонщик, 57-летний Джон Дэвис, сменил немало профессий, от руководителя крупного агентства по продаже недвижимости до профессионального яхтсмена. Под парусами он прошел в общей сложности почти 100 000 миль, стартовав в 35 различных океанских гонках. Принять участие в одиночной кругосветке было его давней мечтой, и помочь в ее осуществлении вызвалось одно из подразделений германского концерна "Bayer", разрабатывающее фармацевтические средства борьбы с диабетом. На борту своей "Bayer Ascensia" Джон станет первым яхтсменом-диабетиком, осмелившемся бросить вызов океану в одиночном плавании...
Повторить успех своего земляка Юко Тада, победителя гонки "The BOC Challenge 1982-1983" в классе II, не без основания надеется теперь его ученик японец Коджиро Шираиши. К своим 34 годам этот искатель приключений уже успел зарекомендовать себя в парусном мире, еще в 26-летнем возрасте в одиночку обогнув земной шар "нон-стоп" на борту яхты, названной им "Spirit of Yukoh" ("Дух Юко"), за рекордное время — 176 дней. Это же название носит и его новая сверхлегкая яхта конструкции Жана-Мари Фино. Ее водоизмещение — всего 3700 кг при длине 12.2 м!
Кому из этих людей доведется вкусить сладость величайшей победы над океаном, над соперниками и над самим собой? Мы узнаем об этом лишь весной, а пока коротко расскажем о наиболее интересных событиях первого этапа и положении спортсменов в гонке.
Нью-Йорк—Торбей. Первые рекорды...
Стартовая линия проходила через Гудзон, начинаясь у печально известного "Ground Zero" — места, где еще год назад располагались башни Центра всемирной торговли. После стартового сигнала вперед ненадолго вырвалась "BTC Velocity", однако еще до подхода к мосту Верразано яхты "Open 60" восстановили статус-кво. К счастью, подходящий к Нью-Йорку тропический ураган "Ханна" чуточку задержался, дав возможность яхтсменам миновать узкий выход в Атлантику при относительно хорошей погоде.
Первой маяк Амброз, отмечающий выход в открытый океан, прошла яхта Бернарда Штамма, по пятам преследуемая "Hexagon" Грэхема Далтона и "Solidaires" Тьерри Дюбуа. В течение первых суток "Hexagon" временами развивала просто немыслимую скорость, и, казалось, лидерству швейцарца оставалось длиться недолго, как вдруг налетевший шквал оборвал грота-фал на новозеландской лодке, и Далтон откатился на шестую позицию. Примерно в это же самое время потеряла свой геннакер и Эмма Ричардс, и третье место утвердил за собой Симоне Бьянкетти на "Tiscali".
В итоге, весь первый этап гонки в классе I прошел под знаком отчаянной борьбы между Бернардом Штаммом и преследовавшим его Тьерри Дюбуа. Оба гонщика смогли установить новые рекорды: Дюбуа — 24-часового перехода для яхтсмена-одиночки, равный 400.7 миль (средняя скорость — 16.69 уз), а Штамм — одиночного перехода через Атлантику, равный 10 дням 11 ч 57 мин 19 с. И это при том, что на "Bobst Group — Armor Lux" за двое суток до финиша вышло из строя все электрооборудование, вынудив яхтсмена без малого 50 часов не выпускать руль из рук! "Я очень устал, двое суток управляя моей лодкой вручную, и все думаю, как бы немного отдохнуть, но слишком возбужден новым рекордом, чтобы уснуть", — сказал Штамм журналистам, встречавшим его в порту.
Невероятно напряженной оказалась и борьба за третье место в классе I — занявшего, в конечном итоге, третье место Патрика де Родегю отделили от пришедшей четвертой Эммы Ричардс (сумевшей-таки незадолго до подхода к берегам Англии обойти Бьянкетти) всего... ровно 13 минут! Упрямой шотландке пришлось довольствоваться 7 очками и новым рекордом — пересечения Атлантики в одиночку для женщин. Как сообщили нам английские коллеги, "когда мисс Ричардс вступила на родную землю, ее характерная улыбка была еще шире, чем обычно".
Артур Гроховский. Фото Питера Бентли, Билли Блэка, Жака Вапиллона, Брайна Гриффитса, Пита де Джонги, Тьерри Мартинеза, Джеймса-Робертсона Тейлора. Фоторепортаж со старта: Джордж Дженнингс специально для "КиЯ" (Престон, США)
P.S. Борьба на втором этапе на момент сдачи номера в печать еще продолжалась — большая часть гонщиков находилась на подходе к столице ЮАР. На момент сдачи номера в печать стали известны победитель этапа — Бернард Штамм финишировал в Кейптауне 13 ноября — и призеры в классе I: Тьерри Дюбуа и Эмма Ричардс. Одновременно с этим организаторы гонки сообщили, что из-за плохих погодных условий и вызванных этим проблем у ряда участников старт третьего этапа Кейптаун — Тауранга будет перенесен с 8 на 14 декабря.