Поль Кайяр, капитан яхты "EF Language", победитель предыдущей кругосветной гонки 1997-1998 гг.
Яхты и экипажи
Для каждого из нас новый век наступил по-своему. Для кого-то — с боем кремлевских курантов в новогоднюю ночь, для кого-то — с гибелью башен-близнецов Международного торгового центра. Для яхтсменов мира он начался в 15 ч 23 сентября 2001 г., когда гром пушечного выстрела, разнесшийся над проливом Солент, возвестил о старте первой в этом тысячелетии кругосветной гонки яхт с полными экипажами — преемнице знаменитой "Whitbread Round the World Race", ныне именующейся "Volvo Ocean Race". За 27 лет, прошедшие со дня старта первой WRtWR, в правилах и организации гонок многое изменилось...
Отличительной особенностью новых гоночных Правил стал принципиально иной механизм определения победителя. В предыдущих гонках победители определялись по сумме времени (истинного и исправленного), затраченного на прохождение всей дистанции. Ныне победителя в общем зачете выявляют по сумме очков, полученных за выступление на каждом из этапов. Количество самих этапов увеличилось (теперь их девять), причем впервые наряду с длинными океанскими появились сравнительно короткие, зачастую едва ли не прибрежные: Майами — Аннаполис, Ла-Рошель — Гётеборг, Гётеборг — Киль. Все этапы равнозначны, т.е. победители самого короткого (Гётеборг — Киль), самого длинного (Саутгемптон — Кейптаун) и самого тяжелого (Окленд — Рио-де-Жанейро) этапов получат абсолютно одинаковое количество очков. Можно, конечно, спорить о справедливости (со спортивной точки зрения) подобного подхода, однако, несомненно, одно — такая методика заставит экипажи бороться до самого конца. Расслабиться нельзя будет ни на секунду, а 250-мильная гонка Гётеборг — Киль, стартующая 8 мая, обещает стать одним из наиболее зрелищных событий в парусной жизни нынешнего года!
Разумеется, помимо победителя в общем зачете появятся призеры и на финише каждого из этапов, где Правилами предусмотрено вручение следующих наград: первым трем яхтам, первому женскому экипажу, первой яхте, построенной до 1 сентября 1997 г. (таких среди участвующего флота не имеется).
Кроме этого, присуждается несколько специальных кубков: "Greatest Great Circle Distance" — яхте, прошедшей за 24 ч наибольшую дистанцию (вручается на каждом этапе), и "The Roaring Forties Trophy" — яхте, достигшей в ходе гонки наивысшей точки южных широт.
Помимо правил изменились и сами суда. Если в первом кругосветном марафоне соперничали яхты самых разнообразных моделей и размерений — от суперяхт 0 класса IOR "Great Britain II" и "Pan Duick V" до скромных "Otago" и "L'Esprit d'Equipe", то теперь в состязании участвуют исключительно суда класса "Volvo Open 60", представляющие собой дальнейшее развитие "формульных" океанских крейсерско-гоночных яхт 80—90-х гг.
Яхты теперь несут перекачиваемый с борта на борт водяной балласт. Впервые разрешено и применение углепластиковых мачт (знатокам памятен случай, произошедший на гонке WRtWR 1977—1978 гг., когда яхта "Heath's Condor", вышедшая на старт с углепластиковой мачтой1, была наказана произвольным штрафом в два фута, прибавленных к ее гоночному баллу "за применение в конструкции экзотических материалов, дающих явное преимущество"). Яхты могут иметь на борту до 38 сменных парусов включительно (но не более четырех различных гротов), а вот количество триселей и штормовых стакселей не ограничено (впрочем, кто всерьез думает об их частом применении в соревновании подобного рода?). Не допускается использование жестких и полужестких парусов, по-прежнему запрещены двойные рули, качающиеся и поворотные кили.
Соревнование подобного масштаба стало уделом исключительно профессиональных яхтсменов; участие их в гонке финансируют специально создаваемые синдикаты, которым под силу затратить столь значительные средства (12—15 млн долл.) на проектирование и постройку "боевых" яхт, их оснащение и последующую оплату всех расходов по участию в многомесячной гонке.
Итак, о своем участии в гонке заявили следующие команды и синдикаты (их спонсоры).
1. "ASSA ABLOY racing team" (Швеция). Титульный спонсор (principal partner) — компания "ASSA ABLOY", один из ведущих мировых изготовителей разнообразных запирающих устройств (как сообщила компания, участие в кругосветной гонке символизирует для нее завершение интеграции более 100 различных фирм в единое целое).
Конструктор яхты — Брюс Фарр (заметим, он же является конструктором большинства яхт "Volvo Race"). Для гонки были построены две идентичные лодки, но в соревновании принимает участие лишь одна из них. Уникальной особенностью данных яхт является то, что их корпуса выклеивались не на болване (что является обычной практикой при изготовлении одиночных корпусов по индивидуальным проектам), а в матрице. Такой подход, по мнению шведских инженеров, хоть и требует больших затрат, но обеспечивает меньший вес корпуса лодки. В гонку яхту повел голландец Род Гейнер (олимпийский чемпион в классе "Финн"), но разочарованное результатами первого этапа руководство синдиката впоследствии заменило его Нилом МакДональдом.
Яхта несет на борту название "ASSA ABLOY", ее экипаж — 12 чел.
2. "Djuice dragons" (Норвегия). Титульный спонсор — компания "Djuice", входящая в группу "Telenor Mobile Communications". При подготовке синдиката к участию в состязании капитан команды Кнут Форстад (олимпийский чемпион 1992 г. в классе FD) принял принципиальное решение — отказаться от услуг Брюса Фарра. Он посчитал, что единственный шанс превзойти команды, выступающие на лодках конструкции "новозеландского волшебника", заключается в выборе лодки от другого проектировщика и с совершенно иным дизайном. Когда стало известно, что бывший руководитель проекта "Team New Zealand America's Cup", создатель победной "NZL 60" Лори Дэвидсон2 заканчивает эскизное проектирование яхты подобного класса, решение было принято. Перед постройкой прошли испытания четырех моделей в масштабе 1/5 (в бассейне) и 20 различных раскроев парусов (в аэродинамической трубе).
Итоговый проект яхты отличается от конструкций Фарра, можно сказать, "идеологически": в то время как Брюс Фарр стремился добиться максимальной скорости своих лодок в наилучших условиях, Лори Дэвидсон спроектировал яхту, рассчитанную скорее на поддержание высокой средней скорости.
Надо заметить, что команда "Djuice dragons" первой пошла на постройку двух идентичных лодок, посчитав, что их интенсивное тестирование борт о борт явится лучшей тренировочной процедурой для команды.
Название на борту — "Djuice", экипаж — 12 чел.
3. "Illbruck Challenge" (Германия). Титульный спонсор — компания "Illbruck GmbH", выпускающая широкий спектр изделий из синтетических материалов, отметила участием в гонке 50-летие со дня своего основания. Большой опыт компании по производству изделий из пластика дал возможность построить яхту на собственных предприятиях, не обращаясь к услугам специализированных верфей. К делу подошли с размахом, пригласив в качестве руководителя знаменитого Киллиана Буше, возглавлявшего строительство многих известных океанских гоночных яхт. Не мелочась, Буше возвел на территории одного из дочерних предприятий "Illbruck" целую мини-фабрику, и все ради постройки одной-единственной яхты!
Желание не ударить в грязь лицом, празднуя таким образом собственный полувековой юбилей (к тому же океанский парусный спорт вот уже более 30 лет — своеобразная визитная карточка фирмы), потребовало исключительно тщательной подготовки к "мероприятию". "This is sailing as business and "Illbruck" has assembled a formidable team to make sure it is a successful business"3, — так по-деловому и безо всякой лирики был сформулирован руководством "Illbruck GmbH" подход к гонке. И он впечатляет — помимо уже упомянутой мини-фабрики руководство компании не поскупилось на покупку сразу двух однотипных яхт "EF Language" и "EF Education" (первая из которых являлась победительницей предыдущей гонки) для отбора и тренировки команды, в ходе которой было пройдено более 7000 миль. Забегая вперед, скажем, что подобный подход себя, похоже, оправдывает — на момент сдачи этого номера в верстку "Illbruck" уверенно возглавляла гонку в общем зачете, выиграв первый, второй и четвертый этапы.
Конструктор яхты — Брюс Фарр, капитан — Джон Костецки (серебряный медалист Олимпиады 1998 г. в классе "Soling"). Экипаж яхты — 13 чел.
4. Финский синдикат "Nautor Challenge", возглавляемый известнейшим в яхтенном мире предприятием "Oy Nautor Ab", подготовил к состязанию не только две яхты, но и две команды для них: мужскую "Amer Sports One" и женскую "Amer Sports Too"4. В отличие от своих соперников синдикат строил обе яхты по разным проектам.
Яхта "Amer Sports One" (капитан — Грант Далтон, прошедший четыре предыдущие кругосветки) спроектирована все тем же Брюсом Фарром, численность экипажа — 12 чел. "Amer Sports Too" (капитан — Лайза МакДональд) сконструирована Мани Фрерсом (сыном известного аргентинского конструктора, по проектам которого построены почти все яхты верфи "Nautor"), его яхта несколько легче, длиннее и шире, чем построенная по предыдущему проекту. Естественно, за все нужно платить, и, чтобы удержаться в рамках Правил, площадь парусности пришлось уменьшить. Экипаж чуть малочислен-нее мужского — всего 11 чел.
Столь редкая и дорогостоящая программа выступления (две лодки, две команды) обусловлена историей участия фирмы "Oy Nautor Ab" в кругосветных гонках. Напомним нашим читателям, что самый первый кругосветный марафон выиграла яхта "Sayula-II" — серийный кеч модели "Swan 65" постройки верфи "Nautor" с заводским номером 0035 — под управлением Раймона Карлина. Вдохновленные подобным результатом, в следующей WRtWR (1977—1978 гг.) уже трое участников выступали на яхтах этой модели. И хотя победа тогда досталась яхте "Flyer" (прототипом которой, заметим, послужил все тот же "Swan 65"), все три яхты благополучно дошли до финиша, заняв места в первой пятерке.
Однако на этом звезда успехов "Nautor" в кругосветных марафонах стала закатываться. Все же первая гонка была скорее экстремальным приключением, чем состязанием на скорость, и здесь надежность и комфорт яхты были одними из главных козырей. В последующих гонках стали доминировать специально построенные максимально облегченные скоростные суда, с которыми не могли тягаться комфортабельные лодки, пусть и построенные фирмой, заслуженно имеющей репутацию изготовителя лучших в мире серийных стеклопластиковых яхт.
"Давненько мы не выигрывали кругосветных гонок" — решили горячие финские парни, приступая к этому дорогостоящему проекту.. (Оглядываясь на столь любимые автором этих строк эксклюзивные автомобили, подобный шаг "Nautor" можно сравнить разве что с возвращением "Bentley" в Ле-Ман.)
5. "Team News Corp" (Австралия) — этот синдикат опирался на финансовую мощь известной медиа-империи "News Corporation", принадлежащей Руперту Мердоку. Как сообщалось в фирменном пресс-релизе, одной из целей участия в подобном соревновании было "... усиление мотивации служащих, пробуждение в них гордости за собственную компанию".
Конструктор "News Corporation" — Брюс Фарр. Экипаж — 14 чел., капитан — англичанин Джез Фалстоун. Неофициальным пятнадцатым членом экипажа яхты стал Бэрт Симпсон — персонаж популярного мультсериала "The Simpsons", выпускаемого "News Corporation". Его изображения нанесены на борта яхты и ее спинакеры рядом с логотипами основных спонсоров. Команда в отличие от соперников практикует замену после финиша каждого из этапов части яхтсменов, чтобы на борту был экипаж, наиболее подготовленный к условиям следующего отрезка гонки.
6. "Team SEB" — это известная по предыдущей гонке шведская команда "Swedish Match". Ее поддерживает крупнейшая шведская финансовая группа SEB. Дизайн яхты, несущей на борту имя титульного спонсора, был заказан все тому же Брюсу Фарру, однако эта лодка сильно выделяется из ряда фарровских яхт "Volvo Open 60". Имея схожие с ними обводы подводной части, она принципиально отличается от них планировкой палубы. Вместо ставшего традиционным центрального входного люка, ведущего из кокпита в подпалубное пространство, на яхте два люка меньших размеров, расположенных по углам носовой части кокпита. Планировка самого кокпита тоже имеет существенные различия с кокпитами большинства яхт гоночного флота; в частности, на "SEB" расположены две "кофейные мельницы" по бортам кокпита, в то время как соперники довольствуются одной в его центре. Руководители команды убеждены, что подобная схема позволит быстрее работать с парусами, а оправдаются ли эти расчеты, способно показать лишь время, ведь на старт команда вышла с наименьшим среди всех соперниц экипажем — всего 10 чел.6
Капитан яхты — знаменитый Гуннар Кранц, участвовавший в трех предыдущих гонках. Как сообщалось, установленные им в кампусе команды режим и уровень дисциплины ". редко встречаются в цивилизованном мире".
В связи с введением в маршрут гонки нескольких коротких (практически прибрежных) этапов с присущими им особенностями яхта оптимизирована для быстрейшего прохождения подобных участков маршрута. Перед стартом было трудно судить о справедливости такого подхода, ведь труднейшие океанские этапы Кейптаун-Сидней и Окленд-Рио-де-Жанейро никто не отменял. Как показывает история этих соревнований, самый первый этап Саутгемптон-Кейптаун тоже способен доставить участникам немало неприятностей.
7. "Team Tyco" с Бермудских островов в перечне участников числится последним по алфавиту (но отнюдь не по значимости). Команда поддерживается крупной одноименной корпорацией. На воду яхта этой команды (спроектированная, конечно же, Брюсом Фарром) была спущена самой первой среди соперниц — 8 марта 2001 г. Как и все конкурентки, "Tyco" тоже имеет свою "изюминку" — в трехслойной конструкции корпуса яхты в качестве заполнителя применена древесина бальсы, в то время как на всех остальных использованы заполнители на основе ПВХ. Предполагается, что подобное решение позволит придать корпусу "Tyco" большую, чем у соперников, жесткость при равном с ними весе.
Капитан яхты — опытный новозеландец Кевин Шойбридж, за плечами которого уже четыре подобные кругосветные гонки.
...Вот такие яхты выстроились к 15 ч 23 сентября прошлого года в узком стартовом коридоре пролива Солент, чтобы по сигналу, данному патроном гонки Его Высочеством герцогом Йоркским, отправиться на дистанцию длиной 33 тыс. морских миль. Труднейший марафон продолжительностью пять с половиной месяцев начался.
Венок рекордов
Не успела команда яхты "Illbruck" отпраздновать свое достижение, пройдя за сутки (28 апреля этого года) в ходе трансатлантического этапа гонки "Volvo Ocean Race" 473 мили со средней скоростью 19.7 уз, как уже 30 апреля она установила новый рекорд суточного перехода под парусами для однокорпусных судов. За 24 ч лодка прошла расстояние в 484 мили, что означает среднюю скорость 20,16 уз. Тем самым "Illbruck" более чем на 20 миль перекрыла предыдущий рекорд гонки (напомним, за это вручается отдельный приз), установленный 20 ноября 2001 г. экипажем яхты "SEB" в ходе второго этапа и равнявшийся 460.1 мили. Кроме того — и это гораздо более важное достижение! — "Illbruck" дважды подряд побила абсолютный суточный рекорд скорости для однокорпусных яхт. (В прошлом году смешанный франко-швейцарский экипаж яхты "Armor Lux" (класс "Open 60") под командой Бернарда Штамма прошел за сутки 467.70 мили.)
30 апреля на трассе гонки стало самым быстрым днем не только для "Illbruck" — еще сразу несколько яхт ("Tyco," "Assa Abloy" и сама "SEB") превзошли прошлое достижение "SEB", пройдя за сутки 474, 471 и 468 миль соответственно, что заставило широко заговорить о новом факторе, повлиявшем на рекордные достижения всех этих лодок.
В самом деле, почти все предыдущие рекорды скорости, как правило, устанавливались в "ревущих сороковых", когда суда шли с продолжительными попутными штормовыми ветрами. Нынче привычная дистанция кругосветной гонки оказалась изменена — если раньше яхты, стартовав в одном из южноамериканских портов, сразу направлялись к европейскому побережью Англии (пересекая Атлантику "по диагонали"), то теперь они двигались во французский порт Ла-Рошель из североамериканского Аннаполиса. Достаточно взглянуть на карту морских течений, и станет очевидно, что значительную часть этого этапа яхты находились в основной струе течения Гольфстрим, которое именно в этом месте Атлантики достигает скорости 34 уз. В то же время "SEB", устанавливая свой не столь уж долговечный рекорд суточного перехода для V.O.R, если и испытывала на себе воздействие попутного течения, то скоростью никак не более чем один-полтора узла. Таким образом, если попытаться рассчитать формально "чистые" скорости, показанные обоими экипажами под парусами, получается, что "железный Гуннар" вел свою яхту все-таки быстрее.
Такое сопоставление, мгновенно сделанное большинством обозревателей, следящих за ходом "Volvo Ocean Race", моментально вызвало поток спекуляций на тему: "А будет ли засчитан рекорд "Illbruck" как действительный или нет?".
Однако Джон Рид, секретарь WSSRC (World Sailing Speed Record Council) немедленно отверг рассуждения подобного рода как совершенно необоснованные. "Никаких различий (между этими двумя достижениями — А.Г.) не делается, — заявил он. — Мы фиксируем только один рекорд. Это дистанция, пройденная под парусами за 24 часа. Если на этом пути вам что-то помогло — то это так и останется".
Хладнокровно отреагировал на достижение собственной команды капитан "Illbruck" Джон Костецки: "Тут много гиканья и воплей всяких, но мы продолжаем гонку, причем стараемся идти в полную силу...". А стараться сейчас просто необходимо — выигравшая первый второй, четвертый и седьмой этапы команда "Illbruck" по-прежнему является лидером гонки, но занимающую второе место команду "Assa Abloy" отделяет от нее всего восемь очков. Маловероятно, конечно, что "Illbruck" легко отдаст победу, но в гонках такого ранга случается всякое (например, "Amer Sports Too" потеряла на этом этапе мачту), а разрыв уж очень невелик, и до финиша осталось всего два этапа.
Итак, еще не завершившаяся гонка "Volvo Ocean Race" уже принесла значительное достижение — преодолен важный барьер, к взятию которого яхтенные конструкторы стремились все последнее десятилетие: средняя скорость более 20 уз, поддерживаемая в течение суток, перестала быть чем-то недостижимым, вдобавок сразу несколько участвующих в гонке яхт смогли преодолеть рекордное достижение прошлогодней давности. Впереди два новых рубежа — 500 миль в сутки и среднесуточная скорость 22 уз (а может, сразу все 25?). Как скоро мы станем свидетелями достижения этих границ?..
Прощание с Атлантикой
В предыдущем номере "КиЯ" мы расстались с участниками гонки "Volvo Ocean Race" во французском порту Ла-Рошель, куда они пришли, завершив седьмой этап. Это был последний океанский переход — его маршрут пролегал из американского порта Аннаполис через Северную Атлантику в Европу. На двух заключительных отрезках маршрута (Ла-Рошель—Гетеборг и Гетеборг—Киль, 1075 и 220 миль по генеральному курсу соответственно) гонщикам предстояло пройти лишь два открытых участка — северо-восточную часть Бискайского залива и Северное море. Весь остальной путь пролегал Английским каналом и балтийскими проливами: Скагеррак, Каттегат и Большой Бельт. Такая трасса, не встречавшаяся ранее в кругосветных океанских гонках, потребовала от экипажей принципиально иного подхода к разработке тактики — вместо свободного выбора курса в океане почти две трети предстоящей дистанции обещали тесное соседство яхт. Близкие ходовые качества участвующих судов давали шанс тем, кто отставал от лидеров на несколько очков7, улучшить свое положение в плотной — борт о борт — тактической борьбе. Особенно острая схватка предстояла за третье место в общем зачете, поскольку на него теоретически могли претендовать все яхты (за исключением "Amer Sports Too"), но основной спор, разумеется, должен был завязаться между "Amer Sports One", "News Corp" и "Tyco" — после финиша в Ла-Рошели эти яхты в таблице итоговых результатов разделяли всего одно-два очка. При столь малом разрыве перед самым финишем яхтсменам следовало бороться до последнего метра, к тому же, "Amer Sports One" еще имела вполне реальные шансы подняться и на второе место.
В короткой телефонной беседе с нашей редакцией Грант Далтон, шкипер "Amer Sports One", буквально разрываемый на части между пресс-конференциями, спонсорскими мероприятиями и подготовкой яхты к гонке, успел сказать лишь, что прогноз на первую треть дистанции обещает благоприятный для его лодки сильный ветер, но победитель почти наверняка будет определяться в сложных условиях Северного моря.
Некоторые шансы на победу в общем зачете сохранял и экипаж "Assa Abloy", разрыв которой с лидером гонки "Illbruck" составлял восемь очков. Поскольку первое место на этапе как раз и "стоило" этих восьми очков, экипаж шведской яхты еще мог рассчитывать на верхнюю ступеньку пьедестала почета. Но для этого надо было выигрывать оба оставшихся этапа и надеяться, что "Illbruck" не сможет набрать на них в сумме более все тех же восьми очков. Спортивные комментаторы предвкушали различные драматические события, обычно сопровождающие подобную борьбу на относительно короткой дистанции, и, забегая вперед, скажем, что их ожидания оправдались.
Видимо, сильное напряжение, вызванное желанием ни в коем случае не упустить "Illbruck" с самого начала гонки и сыграло на старте восьмого этапа злую шутку с экипажем "Assa Abloy". Во время острого поединка за удачную позицию на старте команда допустила ошибку — и яхта на полном ходу налетела на буй, ограничивающий стартовую линию. Моментально спрыгнувший за борт Джейсон Каррингтон сообщил, что буйреп зацепился за "каплю" бульбкиля. За борт пришлось отправиться еще одному члену экипажа, прежде чем судно смогло продолжить движение. В дополнение ко всему за касание буйка лодку оштрафовали — команде пришлось выполнить поворот на 360° ("penalty turn"). Соперники тем временем успели уйти далеко вперед — над Ла-Рошелью дул ровный и достаточно сильный (12—14 м/с) ветер от SW, и разрыв между лидером флота "Amer Sports One" и "Assa АЫоу" составил почти 2 мили. Вдобавок во время пути вдоль берега Франции яхта "въехала" в огромный пластиковый мешок, и, чтобы освободиться от него, потребовалось немало времени. Весь день и всю последующую ночь экипаж "Assa Abloy" прикладывал огромные усилия, чтобы сократить отставание, но штормовое утро 26 мая (скорость ветра уже достигала 20 м/с) застало яхты на подходе к о. Уэссан в прежней позиции — лидировала "Amer Sports One", а "Illbruck" опережала шведский экипаж почти на милю.
В таком же порядке участники гонки обогнули о. Уэссан и направились в Английский канал. Здесь ситуация начала меняться. Первоначально ветер и фортуна по-прежнему были на стороне "Amer One" — первой повернув от Уэссана на восток, она раньше всех подняла спинакер и за короткое время увеличила свой отрыв от основного флота еще на милю. На "Assa Abloy", обогнувшей Уэссан шестой, решили рискнуть: несмотря на штормовые условия, на яхте поставили самый большой из имеющихся спинакеров. И в итоге, на склонах волн лодка развивала скорость в 32 уз! Смелое и трудно давшееся экипажу решение себя, тем не менее, оправдало — следующим утром лидировали голова в голову "Tyco" и "Assa Abloy", отыгравшая за тяжелую ночь целых пять мест! Впереди перед гонщиками лежало Северное море.
"Прошли дни, когда мы огибали страны и континенты. Теперь нам следует находить крохотные буи...", — сообщил с трассы гонки Кэмпбелл Филд, штурман "News Corp". Помимо чисто навигационных проблем, Северное море вынудило яхтсменов решать еще одну задачу — разработать технику максимально быстрой очистки выступающих деталей яхт от большого количества водорослей. Несмотря на различные ухищрения, наиболее надежным остался все же старый добрый метод — привести яхту в левентик, чтобы на заднем ходу освободиться от растительности. Для идущих под спинакерами с попутным атлантическим ветром яхт подобный маневр означал немалую потерю времени — и именно по этой причине в Северном море "Tyco" уступила лидерство "Assa Abloy", отстав сразу на 2 мили! К этому моменту сильно прижавшиеся к английскому побережью Ла-Манша "Djuce Dragons" и "Amer Sports Too" уже проигрывали лидерам около 30 и 100 миль соответственно. Войдя в Северное море, "SEB" тоже допустила аналогичную тактическую ошибку, взяв всего лишь на 10 миль мористее основной группы яхт и рассчитывая на ветер от NW. Но бриз от европейского берега оказался выгоднее, и "SEB" сразу же "провалилась" без малого на 15 миль.
Подгоняемая свежим ветром от SE, "Assa Abloy" стремительно пронеслась по Северному морю и, обогнув предпоследний знак — маяк Торунген у норвежского побережья, — утром 28 мая уже направлялась к берегам Швеции, когда всего в 10 милях от маяка Скаген неожиданно встретилась с сильным заходом ветра. Двухмильный отрыв от преследователей начал стремительно сокращаться, а обогнуть лежащий на пути к финишу п-ов Ютландия прежним галсом оказалось невозможно. Лавируя в непосредственной близости от берега, экипаж изо всех сил стремился удержать лидерство, уходя на контргалсы лишь тогда, когда глубина под килем падала менее 10 м. Огромными усилиями команде "Assa Abloy" удалось все же сохранить разрыв в несколько сот метров от ближайших преследователей — "Amer Sports One" и "Illbruck". Этот заход ветра вновь собрал вместе первую пятерку яхт — разрыв между первой и последней составлял уже меньше мили. Фактически в полусотне миль от финиша под бурные аплодисменты собравшихся на берегу зрителей — вот только гонщики вряд ли могли их услышать! — гонка стартовала заново. И лишь Кнут Фростад на борту "Djuce", находившейся в 30 милях позади лидеров, молился об ослаблении ветра у шведских берегов.
Молитва его не была услышана. Пятерка лидеров в отчаянной схватке друг с другом вошла в пролив Каттегат, направляясь к маяку Трубадурен в 10 милях от финиша в Гетеборге. За последние двое суток экипаж "Assa Abloy" спал не больше часа. "Мы находились на палубе все время, постоянно лавируя и настраивая лодку Это напоминало гонку на "Кубок Америки" — настолько борьба была жестока", — рассказывал потом Магнус Ольссен.
47 поворотов оверштаг на последних 30 милях перед маяком — такова оказалась плата команды Гранта Далтона за попытку восстановить лидерство, утраченное в Ла-Манше. Она была напрасна: Amer Sports One" вошла в гавань Гетеборга лишь пятой, отстав по завершении тысячемильной дистанции от победителя этапа всего на 6 мин 50 с. Первой финишировала "Assa Abloy", оставив вопрос о победителе гонки в общем зачете открытым — ее отставание от "Illbruck" сократилось на три очка. Если бы экипажу "Assa Abloy" удалось выиграть последний этап, а "Illbruck" финишировала шестой, то обе яхты набирали бы одинаковое количество очков — по 57. В таком случае победитель определяется по общему количеству занятых в ходе гонки призовых мест, а по этому показателю "Assa Abloy" имела преимущества перед "Illbruck".
Заняв пятое место на этапе, "Amer Sports One" лишила себя любых шансов на второе место в общем зачете, более того, по количеству набранных за восемь этапов очков (40) ее догнали "News Corp" и "Tyco", что обещало в этой группе бескомпромиссную борьбу на последнем отрезке гонки.
Полностью разочарован финишем оказался экипаж второй шведской яхты. "Родные стены" помогли "Assa Abloy", но не спасли "SEB", занявшую шестое место...
Последняя битва
Завершающий этап Гетеборг—Киль был самым коротким за всю историю подобных гонок — всего "каких-то" 220 миль по генеральному курсу. Но на них решалось многое — и в первую очередь вопрос о победителе в абсолютном зачете.
Прогнозируемый слабый ветер (над Скандинавией "завис" антициклон) не сулил ничего хорошего экипажу "Amer Sports One" в отличие от непосредственных конкурентов "News Corp" и "Tyco", но Грант Далтон был спокоен. "Мы не можем прикрывать сразу обе эти лодки, — сообщил он перед стартом. — Вместо этого будем вести свою гонку по собственному плану". Готовясь к обещанным слабым ветрам на дистанции, некоторые капитаны предпочли, облегчая лодки, оставить на берегу не только ненужные на столь коротком отрезке паруса, но даже и часть команды. В итоге в экипаже "News Corp" осталось 10 человек вместо 14, на "Tyco" — 11 вместо 12, на "Djuce" решили: рисковать так рисковать (терять-то было уже нечего!), и оставили на борту всего 9 человек! Верный выбранному тактическому решению — не копировать действия конкурентов — Грант Далтон вышел в море с полным экипажем, считая, что лишние руки на борту важнее облегчения судна.
Старт этапа был дан 8 июня в 14 ч в 2 милях от моста у входа в гавань Гетеборга при неровном и слабом восточном ветре. Это позволило яхтам стартовать под спинакерами. Контролируя основного соперника, "Illbruck" легко выиграла старт и вышла на ветер. В узком судоходном канале, ведущем из гавани в море, да вдобавок стиснутым с двух сторон неимоверным количеством лодок с болельщиками, яхтам было очень сложно маневрировать — ось канала почти совпадала с направлением ветра, и практически любой маневр вынуждал экипажи делать поворот через фордевинд. "Illbruck" первой вышла и на чистую воду, получив ровный ветер, позволивший ей сразу же увеличить отрыв практически на милю от основной группы яхт. А вот экипаж "Assa Abloy" опять подвели нервы — яхта едва не столкнулась с прогулочным судном и откатилась на шестую позицию. "Amer Sports One" долго удерживала второе место, но на самом выходе из канала уступила "Tyco". Вопреки первоначальным предположениям, более легкая, чем все остальные суда флота, яхта "Amer Sports Too" с женским экипажем на борту не получила никаких заметных преимуществ от слабого ветра.
Выйдя из канала, флот разделился на две основные группы — "Tyco", "SEB" и "News Corp" пошли западнее, сразу вырвавшись вперед и уверенно возглавив гонку, в то время как остальные яхты предпочли держаться восточнее. Гоночная инструкция не указывала, каким именно бортом следует огибать лежащий на пути яхтсменов о. Анхольт, так что именно он оказался неким "камнем преткновения" при выборе тактического решения. Если бы прогноз, обещавший восточный ветер, оправдался, выгодным становился проход мимо острова с восточной стороны, в противоположном случае в выигрыше оказывались яхты, направившиеся ко входу в Большой Бельт западным, более коротким, путем. Поначалу они-то и получили значительное преимущество над остальными, но, в конечном итоге, столь предпочтительно выглядевший западный вариант оказался абсолютно проигрышным. Риск, на который пошли экипажи "SEB", "Tyco" и "News Corp", не оправдался, а вот старое гоночное правило — "плохо в штилевую погоду оказаться в стороне от основной группы яхт" — вновь подтвердило свою справедливость. Остановившийся над Польшей циклон начал заполняться, что "подтолкнуло" скандинавский антициклон к югу. И яхты, выбравшие восточный маршрут, все же получили слабый ветер от SE, а "западникам", наоборот, пришлось пережидать штиль на якорях, чтобы не оказаться снесенными мощным течением. В результате проигрыш яхт, обогнувших о. Анхольт с западной стороны, на финише составил почти шесть часов, или около 20 миль.
В то время как заштилевшие яхты отстаивались на якорях, предельно облегченная "Djuce" набрала устойчивый ход, развивая до 10 уз при ветре скоростью 5-6 м/с(!) и безоговорочно лидируя на оставшихся 160 из 220 миль гоночной дистанции, первой финишировала в Киле, добившись долгожданной победы! Ее отрыв от пришедшей второй "Illbruck" составил чуть более 35 мин. Следующая тройка яхт, возглавляемая "Assa Abloy", уже отстала без малого на 2 ч, причем "Amer Sports Too" впервые опередила "старших братьев" с "Amer Sports One", правда, всего на 1 мин 20 с. "Assa Abloy" не смогла сдержать "немецкую машину" — победителем гонки "Volvo Ocean Race 2001 — 2002" стал экипаж яхты "Illbruck Challenge". Команда "Amer Sports One" сохранила за собой третье место.
Король умер — да здравствует король!
Итак, первая в наступившем веке кругосветная гонка яхт с полными экипажами завершилась. Она прошла удачно и была насыщена интересными и зрелищными спортивными событиями. Накал борьбы оказался столь высок, что обладатели первых трех мест определились только на финише последнего этапа. В ходе гонки зафиксирован новый официальный рекорд скорости для однокорпусных яхт, более того, прежний рекорд, установленный яхтой "Armor Lux", был превзойден четырежды.
Несмотря на серьезные поломки яхт — а это и потеря руля на "Tyco" (2-й этап), и потери мачт на "SEB" и "Amer Sports Too" (4-й и 7-й этапы соответственно), болезни и травмы членов экипажей8, — столь масштабное соревнование обошлось без жертв.
Введение в гонку коротких прибрежных этапов полностью себя оправдало — как с точки зрения накала спортивной борьбы, так и в смысле "отработки" спонсорских денег. Весь конец мая и начало июня гонка фактически не сходила с европейских телеэкранов, близость трассы к побережью позволила телевизионным компаниям организовать прямую трансляцию с дистанции, не понеся значительных расходов. Было объявлено, что всего гонку смогли посмотреть 650 млн телезрителей. Ряд титульных спонсоров уже поспешили сообщить, что окупаемость их затрат "... намного превысила ожидаемый уровень".
И совсем неудивительно, что на заключительной пресс-конференции представляющий "Volvo Group" Джорман Холонен (президент "Volvo Trucks") сообщил, что "... нам не составило труда принять решение о продолжении поддержки этой гонки в будущем". По планам, следующая гонка "Volvo Ocean Race" должна стартовать осенью 2005 г., а детали ее маршрута будут объявлены не позднее весны следующего года. В текущем же году ожидается принятие организаторами двух важных решений — о включении в общий зачет результатов "коротких" гонок, проведение которых планируется в портах после финиша части этапов, и об изменении правил обмера яхт. Многие обозреватели всерьез рассматривают возможность введения организаторами некоего "монотипа V.O.R.", что позволит упростить подготовку к гонке, снизить затраты команд на участие в ней, а также получить более наглядные спортивные результаты. Так это или не так, покажет уже недалекое будущее. А мы пока предлагаем нашим читателям познакомиться с мнением по данной проблеме известного петербургского яхтенного конструктора А. А. Тараненко.
Примечания
1. Это, однако, не способствовало удачному выступлению яхты — в ходе первого этапа уникальная мачта сломалась в двух местах и была заменена обычной для тех лет металлической мачтой.
2. Любопытно, что как раз в момент подготовки данного номера к печати Лори Дэвидсон был публично обвинен в продаже "фирменных" секретов "NZL 60" синдикату "OneWorld", готовящемуся в 2003 г. вступить в борьбу за Кубок Америки.
3. "В данном случае парусный спорт является бизнесом, и "Illbruck" собрала великолепную команду специалистов для того, чтобы обеспечить успех этого предприятия".
4. Обратите внимание на игру слов, англ. two — два, too — тоже.
5. Штурвал знаменитой яхты теперь висит на стене в офисе "Nautor" как память о непреходящем достижении.
6. Забегая вперед, скажем, что перед стартом самого тяжелого этапа Окленд-Рио-де-Жанейро команду все-таки пришлось усиливать — в нее был включен опытный французский яхтсмен-одиночка Паскаль Бидегорри.
7. Напомним, что зачет в гонке V.O.R. ведется по очкам, при этом длинные океанские и короткие прибрежные этапы не различаются по своей "весомости".
8. Самым, пожалуй, тяжелым было заболевание Кейта Килпатрика на борту "Amer Sports One" во время второго этапа: чтобы спасти его жизнь, с самолета австралийских ВВС на пути яхты были сброшень специальные плавучие контейнеры с лекарствами и необходимым медицинским оборудованием.