Онежская регата разменяла четвертый десяток. Да-да, именно так. Состоявшаяся в этом году регата "Онега-2002" стала уже 31-й по счету. Как и ранее, одновременно в рамках регаты был проведен Чемпионат России по крейсерским гонкам среди яхт с баллом по системе TODT—IOR не более 6.72 м. В соревновании приняли участие 40 яхт из Карелии, Архангельска, Санкт-Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода. Основную часть гоночного флота — 13 судов — составили различные модификации яхт типа "Conrad-25". Выступили в регате и зарубежные спортсмены — финский экипаж на лодке "Rosanna". Кроме них, вне зачета дистанцию гонки прошла крупная яхта "Challenger" под флагом Королевского военноморского флота Великобритании.
Регата стартовала 21 июля, в пяти гонках спортсменам предстояло пройти в общей сложности 500 миль по генеральному курсу. В этом году организаторы учли опыт прошлых лет и выставили довольно сложные и интересные гоночные дистанции с большим количеством необходимых для огибания знаков.
Онежское озеро, как всегда, "порадовало" яхтсменов разнообразием погодных условий — от штилей до ветров силой 7-8 баллов. Не обошлось и без поломок: некоторые яхты даже лишились мачт, но почти все экипажи сумели справиться с проблемами и выходили на старт следующих этапов. Лишь московская яхта "Фарт", лишившись мачты на четвертом этапе, выбыла из соревнований.
По завершении регаты мы побеседовали с некоторыми ее участниками.
Вячеслав Рымашевский (яхта "Julia-2", Петрозаводск): "У Онежской регаты будущее, безусловно, есть. Это уникальная акватория, позволяющая провести внутри России достаточно серьезные гонки. Мы надеемся, оргкомитет учтет замечания, высказанные яхтсменами по окончании этих соревнований — большинство их относится к бытовым условиям в местах стоянки. 300-летие Петрозаводска, которое будет отмечаться в следующем году, должно помочь в привлечении внимания и спонсоров, и спортивных организаций к этой регате...
Мы выступали в ней впервые и, к сожалению, не совсем удачно — сломали мачту. Но за ночь сумели отремонтироваться и выйти на старт следующего этапа — настолько был силен азарт у экипажа."
Юрий Ситников (яхта "Орион", Санкт-Петербург): "Онежское озеро в силу особенности погодных условий и своего расположения — близости к крупным городам — является великолепным местом для проведения подобных соревнований. Условия непростые, близкие к морским — крутая волна до двух метров и выше, порой неожиданные шквалы. Сложная дистанция — много островов и поворотных знаков, отсутствие "трамвайных" курсов — все это способствует азартной спортивной борьбе. Гонки на искусственных морях и водохранилищах, конечно, не столь интересны.
Серьезной недоработкой организаторов я считаю некоторую неразбериху с правилами обмера. Хотя к работе самих мерителей претензии предъявить сложно — тут все было организовано грамотно и профессионально. Но наличие на одной регате сразу трех разных систем обмера (IOR — TODT, УПО-90 и RS-2000), на мой взгляд, не совсем оправданно. Ну и, конечно, бытовые условия, о чем уже сказано выше..."
А победителями завершившейся 1 августа регаты стали: в первой зачетной группе — "Оса" (И. Гусев, Москва), во второй — "Бигль" (Л. Самойлов, Москва), в третьей — "Фиджи" (А. Никандров, СПб), в четвертой — "Резон" (Д. Бондаренко, Северодвинск). В классных гонках четвертьтонников победил нижегородский "Ветер" (М. Тихонов). Победителем регаты в абсолютном зачете стал экипаж новой петербургской яхты "Орион", построенной в Екатеринбурге по проекту Ю. Ситникова. Элегантный тридцатифутовый прямоштевник привлек пристальное внимание нашей редакции, и в одном из ближайших номеров мы планируем познакомить читателей с этой интересной яхтой.