Новосибирский флот насчитывает 360 яхт, 20 шлюпок и порядка 50 буеров. Марина яхт-клуба "Изумрудный", вмещающая до 100 судов, оборудована на самом современном уровне. Причалы позволяют заправляться горючим, водой и газом, подпитываться электроэнергией. Ремонт осуществляется в прекрасных мастерских, зимнее хранение — в утепленном эллинге. Прибывшие экипажи могут снять для проживания комфортабельные бунгало.
В лучшие годы в соревнованиях регулярно участвовало несколько сот спортсменов. Первые гонки под парусом были проведены в 1939 г., затем наступило затишье.
В 1950 г. была создана парусная секция, которая и провела первые представительные соревнования в классах "М-3" и "Олимпик" на р.Обь в районе Заельцовского парка. Этот год считается отправным для становления парусных видов спорта.
С 1962 г. проводится Открытый чемпионат области, в котором участвуют яхтсмены многих городов Сибири и Дальнего Востока, соревнования юных моряков на шлюпках, с 1964 г. — соревнования по буерному спорту, с 1987 г. — по парусному туризму. Новосибирские яхтсмены все чаще участвуют во всероссийских соревнованиях, в парусных регатах Ленинграда, Балхаша, Таганрога, Таллина, Владивостока и Одессы. Так, участвуя в V Балтрегате, рулевой "ЛГ" Александр Копылов стал серебряным призером. Юношеская команда дважды становилась чемпионом республики в классе "Оптимист". В 1979 г. на VII Спартакиаде народов России рулевой "Солинга" мастер спорта Сергей Полярус завоевал III место.
90-е гг. для яхтинга Новосибирска были не лучшими. Яхт-клубы перестали получать матчасть и финансовую поддержку. Крейсерские яхты сдавали в аренду, а некоторые — продали частным владельцам. Клубные марины стали платными стоянками. Новосибирской областной федерации ПС удавалось в эти годы проводить традиционные регаты, но на старты выходило все меньше яхт — не более 50 вымпелов. Явления спада не отразились лишь на буерном спорте и шлюпочных соревнованиях юных моряков.
С 1953 г. начинается история крейсерских плаваний новосибиржцев: две яхты и вельбот ходили до Барнаула. Яхтсмены стали осваивать маршрут до устья Оби и Северный морской путь — на запад.
В 1986-1987 гг. один из основателей сибирского парусного спорта мастер спорта Георгий Павлович Добров на "Ассоли", носящей название родного города, с экипажем из двух восьмиклассников прошел по Оби, Северному морскому пути и Беломорканалу до Ленинграда, а на следующий год вернулся обратно. Позднее — в 1987 г. — по маршруту Новосибирск — о. Диксон-Архангельск на "четвертьтоннике" под названием "Обь" прошел мастер спорта В. Щербак с экипажем из трех человек.
О проходящих на Обском море довольно представительных для "глубинки" наших дней соревнованиях ваш корреспондент узнал, когда они уже начались. Я сразу же был аккредитован при пресс-центре регаты и теперь могу предложить читателям текст беседы с председателем оргкомитета, и. о. Председателя областной Федерации Сергеем Клементьевичем Гурьевым.
Мы сидим под навесом бунгало рядом с эллингами яхт-клуба "Наука". За дорогой раскинулся пляж, свежий ветер доносит шум волн прибоя.
— Пожалуйста, представьтесь, скажите несколько слов о себе.
— Особенно говорить нечего. Мастер спорта, капитан яхты "Маэстро" класса "Поларис". Окончил Краснодарский институт физкультуры по кафедре "Парусный спорт", дипломированный тренер. Не найдя работы по специальности, был вынужден заняться коммерческой деятельностью, так что любимый парус стал теперь моим хобби...
— В чем специфика этих действительно больших соревнований, как составлена их программа? Она показалась мне довольно сложной.
— С начала перестроечных времен началась у нас организационная неразбериха. Областная федерация по инерции ежегодно проводила по несколько традиционных соревнований, но число их участников все уменьшалось, они стали совершенно неинтересными, малоспортивными и в конце концов прекратились. К новым условиям существования федерация оказалась не готова, руководство парусным спортом практически было пущено на самотек — федерация самоустранилась от этой работы. Примерно год назад ведущие спортсмены и ветераны, желая изменить столь досадное положение, избрали новый оргкомитет из 15 молодых энергичных яхтсменов.
Оргкомитет поставил перед собой три задачи: возродить массовость парусного спорта, поднять престиж его регат, которые могли бы действительно популяризировать парус; создать работоспособную областную федерацию; организовать детскую парусную школу, так как без спортивного юношеского резерва сибирский парус перспектив не имеет, будущее участие в соревнованиях всероссийского уровня, не говоря уже о более престижных, немыслимо.
Теперь о Большом кубке Сибири. Идея объединения нескольких традиционно проводившихся "мелких" регат в единое общесибирское целое носилась в воздухе давно. Наконец-то она впервые получила реальное воплощение, по общему признанию очень удачное. Эти соревнования проводились в 2001 г. впервые. Их специфика в следующем:
- пятиэтапная схема — у спортсмена остается шанс выиграть первенство на следующем этапе, даже если на предыдущем он был аутсайдером;
- на каждом этапе его победителям вручаются кубки, но возможность завоевать Большой кубок предоставляется только участникам всех пяти этапов. Такое положение стимулирует участие в гонках на всех этапах, что не только повышает массовость соревнования, но и обостряет борьбу;
- наличие большого количества призовых мест и ценных призов (их больше 70 только согласно положению) также подогревает интерес к соревнованиям.
— Так откуда же взялись силы и средства? Поделитесь опытом.
— Это стало возможным благодаря кропотливой и дружной подготовительной работе довольно большого коллектива. Соревнования проходили под патронажем Л. В. Драчевского — полномочного представителя Президента России. Организаторами были наша федерация, Комитет по физкультуре и спорту Новосибирска, Управление делами СО РАН, яхт-клуб "Наука", ООО "Неоком-Сервис".
Спонсорская поддержка осуществлялась 20 фирмами, информационная — 5 телекомпаниями, 4 радиостанциями и 7 печатными изданиями. При пресс-центре было аккредитовано 28 журналистов. Без задержки распространялись пресс-релизы, оперативно информировались не только участники, но и болельщики и население. На всех этапах в распоряжение журналистов выделялось специальное судно. По оценкам пресс-центра, информацию об этапах Большого кубка слушали, смотрели и читали не менее полумиллиона сибиряков.
Член нашего оргкомитета, вынесший основную тяжесть работы со спонсорами (зам. директора Новосиб. филиала "Военно-страховой компании"), Е.Г. Мошкова определенно говорит, что спонсоры и в дальнейшем хотят и будут помогать реализации подобных проектов, в том числе — созданию детской спортшколы. Главное — они убедились, что средства, выделенные на эти проекты, действительно приносят пользу. Так что в их планах — расширение сотрудничества с областной федерацией парусного спорта. Думаю, это очень важный итог проделанной работы и залог того, что новосибиржцы вернутся на всероссийские регаты без боязни стать аутсайдерами.
Председатель облкомитета по физкультуре и спорту С.И. Шильников тоже выражает уверенность в том, что наши яхтсмены вернут свои позиции на российском уровне. От лица администрации области он поддерживает проект создания детской парусной школы.
— В чем причина отсутствия на соревнованиях объявленных в афише команд Красноярска, Иркутска, Братска, Томска и ряда других городов Сибири и Дальнего Востока.
— Предварительные заявки подали яхт-клубы семи городов, в том числе Чимкента, но приехали только яхтсмены Омска и Бердска. Остальные не смогли принять участие по самой банальной причине — из-за отсутствия финансовых средств.
— Как оценивает федерация уровень судейства соревнований?
— По общей оценке, судейство регат было на высоком уровне. Накладок, сбоев, фактов необъективного судейства не выявлено. Возглавлял судейскую бригаду судья высшей (всесоюзной) категории мастер спорта В. П. Пономарев, имеющий большой опыт. Так, еще в 1980 г. он участвовал в судействе парусной регаты Олимпиады в Таллине, неоднократно судил первенство бывшего СССР и РСФСР.
Благодарю Сергея Клементьевича за беседу.
Теперь несколько слов собственно о том, как проходило это событие, центральное в жизни новосибирских яхтсменов
Продолжительность соревнований была установлена с истинно сибирским размахом — с 22 июня по 26 августа 2001 г. Соревнования включали в себя пять этапов:
- гонка на Кубок ООО "Неоком-Сервис" по маршруту пляж "Неоком" — с. Завьялово — "Неоком", 22-24.06;
- открытое первенство на призы Сибирского отделения РАН. Маршрутные гонки 30.06—01.07;
- 100-мильная ночная гонка, 20.07-22.07;
- открытый чемпионат области "Сибирская регата", 01.08-05.08;
- традиционная 100-мильная гонка, 25.08-26.08.
В соревнованиях приняли участие 170 яхтсменов на яхтах всех семи наших клубов в следующих классах: "Поларис", "Четвертьтонник", "Нева", "Ассоль". Кроме того, в гонках чемпионата области участвовали юноши и девушки в классах "Кадет", "Луч", "Оптимист", "Парусная доска"; этот этап был наиболее массовым и представительным — в нем как раз и участвовали команды гостей из Омска и Бердска.
По итогам каждого этапа вручались призы за первые три места в каждом классе. На каждом этапе стартовало в среднем 25-30 судов. Всего в соревнованиях приняло участие 78 вымпелов.
В итоговый зачет "Кубка Сибири" шли результаты лучших 10 % числа участников на I этапе, 15 % — на II этапе, 20 % — на III этапе, 30 % — на IV этапе и 25 % — на V этапе.
Победителями "Большого кубка Сибири 2001" стали:
- в классе "Поларис" — яхта "Винд" (яхт-клуб "Наука"), экипаж: Алексей Овчинников, Евгений Колпаков, Олег Федотов, Михаил Белошапкин, Вячеслав Тихонов;
- в классе "Четвертьтонник" — яхта "Топаз" (яхт-клуб "Наука"), экипаж: Иван Макаров, Виктор Маленко, Евгений Злобин, Елена Смагина;
- в классе "Нева" — яхта "Примус" (яхт-клуб "Наука"), экипаж: Владимир Яковлев, Александр Яковлев, Владимир Яковлев-младший, Алексей Теряев, Юрий Карасенко, Олег Крохин;
- в классе "Ассоль" — яхта "203" (яхт-клуб "Наука"), экипаж: Адиль Ерзин, Галина Савина, Елена Сазонова, Дмитрий Троценко, Георгий Щеголев, Сергей Елисеев.
Погода участников не баловала. Дождь с сильным ветром, частые шквалы и штормы усиливали накал спортивной борьбы. За два месяца было всего четыре солнечных дня.
Шесть яхт сошли с дистанции из-за поломок мачт и полученных пробоин. В крейсерских и маршрутных гонках многие яхты садились на мель, особенно в районе Боровских островов, но все они снимались с них силами экипажей и продолжали гонку.
Одна яхта — "Ассоль" №20 — на финишной прямой при сильном попутном ветре вошла в брочинг, набрала открытым люком слишком много воды и быстро затонула на 14-метровой глубине. Экипаж был оперативно спасен двумя яхтами, находившимися поблизости. Прибывшие на следующий день спасатели затонувшую яхту так и не нашли.