С 29 сентября по 7 октября в городе Анапа, расположенном на Черноморском побережье России, прошел очередной чемпионат России по фанбордингу. Эти гонки проходят здесь больше десяти лет и являются одними из наиболее массовых среди известных российских соревнований.
Соревнования по фанбордингу, как обычно, следовали сразу за чемпионатом России в олимпийских классах яхт. Тот, кто был в то время в Анапе, мог заметить, как изменился яхт-клуб с началом гонок. Вместо тележек с яхтами, которые каждый день исправно и дружно разворачивали лес белых парусов, теперь тут стояли ряды микроавтобусов и легковых машин, заваленных и обвешенных разнообразными чехлами с серфовым инвентарем. Подтянутых и строго одетых яхтсменов сменили серфисты в мокрых гидрокостюмах или в длинных шортах с тропической расцветкой. Что же, это другая культура, так уж сложилось.
Два дня, отведенные на регистрацию участников, прошли быстро. В первый же гоночный день задул ветер. Анапа по ветровым условиям имеет свои особенности. Дует чаще всего с северо-востока, востока или с юга, юго-запада. Северные ветра — это "отголосок" новороссийской боры (от Анапы до Новороссийска недалеко), знаменитой тем, что холодный воздух с огромной скоростью спускается с сопок. Как говорят местные жители, этот ветер дует четыре дня. Если он не кончается, то будет дуть еще четыре, и еще...
Для серфистов — хождение в норд-ост непросто. Ветер дует от берега, и в случае какой-либо поломки можно попасть в серьезную переделку, ведь разгоняет сравнительно короткую крутую волну, которая увеличивается по мере отдаления от берега.
Южный ветер не такой. Он теплый и гонит длинную морскую волну. Чаще всего кататься можно на "пятерках", а это, по мнению большинства серфистов, самое комфортное и приятное.
В первый день гонок задул восточный ветер. Конечно, не полноценный норд-ост, но для гонщиков и этого хватило. В классе "Формула" спортсмены не смогли нести самые большие паруса, благодаря которым они могут устойчиво глиссировать и ходить в лавировку при скорости ветра 3.5-4 м/с. Но и с маленькими парусами мало ветра не было. Всем приходилось тяжело. В "Формуле" лидерство сразу захватили украинцы Макс Оберемко и Дима Соловьев. Только третьим оказался Володя Куликов из Анапы. Но, как показали дальнейшие гонки, надолго его не хватило. А в классе "Фанборд" лидировали гонщики, использующие. матчасть класса "Формулы" Михаил Пожидаев и Виктор Гладышев.
Настало время рассказать о классах досок, участвующих в этих соревнованиях. Начну с молодого класса "Формула виндсерфинг". Это свободный класс, т. е. для гонок можно брать одну доску любого производителя, но только серийную, и три паруса. При таких условиях борьбы, да еще и очень низком ветровом минимуме — всего 3.7 м/с в течение всей гонки — пришлось расширить корпуса досок и увеличить размеры паруса и плавника. Ширина досок и длина плавников были ограничены 1005 и 700 мм соответственно. Таким образом, допустимая длина плавника доски для гонок в "Формуле" уже на 5 см больше, чем длина шверта у олимпийского Мистраля! Если она выходит на глиссирование, то идет с той же остротой к ветру, что и Мистраль, но быстрее, а на полных курсах разница еще больше.
В классе "Фанбординг" ветровой минимум больше, и такие большие паруса не требуются. Количество досок не ограничено (что является одним из аргументов сторонников "Формулы" — на серьезных соревнованиях тут процветает "борьба кошельков").
На этих гонках перед организаторами стояла задача, с одной стороны, не препятствовать прогрессу в виндсерфинге и дать поме-ряться силами уже многочисленным владельцам новых широких досок и огромных парусов, а с другой — постараться, чтобы люди с меньшими амбициями не заскучали "в отрыве от лидеров" на их длинной дистанции. Поэтому всех участников разделили на два класса — "Формула" и "Фанборд". Они должны были стартовать раздельно и идти по чуть различающимся дистанциям. Для "Формулы" нижний знак поставили далеко вниз по ветру, чтобы получились длинные лавировки и фордевинды. А для фанбордистов их расположили поближе и преимущественно со скоростными курсами. И расчет организаторов оказался верным — в классе "Формула" заявилось 26 человек и еще 66 в "Фанборде". Практически все оказались "в своем классе". Не понадобилось проводить отдельные квалификационные заезды, которые практиковались ранее для разделения на флоты.
Следующие два дня дул слабый южный ветер. Его хватало для гонок, но не для проведения заездов в дисциплине фристайл, которые были предусмотрены программой и которых все ждали с нетерпением. Многие спортсмены, в том числе и именитые Олег Остриков, Михаил Ершов и Алексей Чибизов, заявились на участие только в этой дисциплине. Судьи уже составили так называемые таблицы выбывания для заездов, вывесили гоночную инструкцию, но все тщетно — ветер работал по своему расписанию.
Расскажу коротко об этой, относительно новой дисциплине, которая, конечно, представляет собой дальнейшее развитие wave-perfomance. Просто слишком мало мест в мире, где есть хороший прибой с постоянными ветрами и хорошим обзором для зрителей и прессы. Фристайл — это просто исполнение трюков, не обязательно на воде. Если wave — результат развития чистого серфинга, то на фристайл оказали большое влияние сноуборд и скейтборд. Во фристайле применяют более широкие и объемные доски, которые глиссируют при меньшем ветре и легко ходят задом.
За два следующих дня организаторы успели провести еще пять гонок в "Формуле" и две гонки в классе "Фанбординг". Лидеры поменялись местами. На первое место в классе "Формула" вышел М. Оберемко, а в "Фанбординге" — В. Добрянский. У женщин пока в "Формуле" лидировала О. Малышева, а в "Фанбординге" — Е. Соловьева. Однако в классе "Формула" посыпались протесты. Оберемко выиграл протест, поданный на Соловьева: между ними произошло касание при огибании знака, когда идущий впереди Оберемко остановился после резкого огибания, вызванного упавшим неподалеку "чайником". Соловьев решил проскочить между ним и знаком, но при этом задел своего соперника, что запрещено правилами. Другой протест был подан Дмитрием Овсянниковым на Владимира Куликова из Анапы. Тут возникла ситуация, понятная для любого парусника — правый-левый галс. Дима выиграл протест безоговорочно: "Не подставляй правый бок!"
Необходимо сказать и о культурной программе соревнований, которую подготовила компания "Контрфорс" из Питера. Каждый вечер на берегу рядом с яхт-клубом или в городских клубах проходили музыкальные акции. Все было поставлено на профессиональном уровне — сцена, звук, светотехника. На открытии музыка сопровождала показ на большом экране серфовых видеофильмов. В ночном клубе "Лунный свет" прошел карнавал, на котором некоторые серфисты были замечены в женских нарядах.
В целом соревнования произвели хорошее впечатление. Гонки проходили постоянно, проблем с катерами и другим оборудованием не было. Их комментировали со сцены на берегу с помощью мощной звуковой аппаратуры, так что зрители могли разобраться, что происходит в море. Многое здесь было впервые. Первый раз была выделен класс "Формула виндсерфинг" со своими дистанцией и ветровым минимумом. Первый раз в Оргкомитет ввели должность пресс-секретаря, и катер обеспечения в свободное от постановки буев дистанции и спасения на море возил фотографов.
Отлично прошла церемония закрытия. Победителей награждали подарками фирмы "Neil Pryde", сувенирами и денежными призами. В завершение состоялись выступления группы "Койотас" и танцы при луне и свете костров.
В итоге, в классе "Формула" первые шесть мест выглядят так: М. Оберемко, Крым; Д. Соловьев, Киев; А. Менделенко, Днепропетровск; Д. Давиденко, Севастополь; В. Куликов, Анапа; Д. Овсянников, Санкт-Петербург.
Первое место среди женщин у О. Малышевой из Анапы.
Чемпионом России объявлен Д. Давиденко как первый из участников с российской пропиской.
В классе "Фанборд" шестерка лидеров такова: В. Добрянский, Москва; В. Гладышев, Москва; М. Пожидаев, Владивосток; А. Ражев, Тюмень; С. Канька, Анапа.
Первое место среди женщин в этом классе заняла Е. Соловьева, Москва.
Перечислю тех, благодаря кому стали возможны эти соревнования: Организаторы соревнований — Виндсерфинг-клуб "Драйв" СПб, Федерация экстремальных видов спорта СПб.