Уже по пути из аэропорта в яхт-клуб, сидя в салоне шустрого "Гольфа", мы слушали рассказ Артема Яблокова, хозяина машины, о первых днях соревнований, которые мы пропустили. Имена тех, кто приехал на этот раз в Сочи, признаться, производили сильное впечатление: Арбузов, Фирсов, Кирилюк, Крутских, Соловьев, Буданов, сам Олег Хоперский — все это люди, многие годы определяющие лицо нашего парусного спорта!
Поистине, Рождественская регата — удивительное событие.
Представьте себе яхтсменов разной специализации — лазеристов, солипсистов, катамаранщиков, в одночасье пересевших в кокпит "Финна", и вы поймете, в чем состоит изюминка этих гонок, проводившихся уже в восьмой раз. Однако гонки — лишь оболочка события. Иногда кажется, что истинное содержание его состоит прежде всего в атмосфере соревнований. "Мы все в одной лодке" — гласит девиз Рождественской регаты. И скрывающийся в нем второй смысл на этой сочинской встрече выходит чуть ли не на первый план. Видя собравшихся вместе старых друзей, которых в обычной жизни разделяют километры дорог и непреодолимая повседневность забот, со всей очевидностью понимаешь: мы все оказались в одной лодке в тот момент, когда впервые пришли в парусный спорт. И как бы ни были глубоки противоречия между нами, как бы ни сильны были личные амбиции, мы все — одна семья. А Олег Хоперский придумал, как хотя бы раз в год собрать эту семью вместе.
Однако при этом никто не смеет усомниться в том, что Рождественская регата — это прежде всего парусные гонки. И борьба на дистанции разворачивается самая что ни на есть настоящая, ничего общего не имеющая с дружескими реверансами или почтительной оглядкой на авторитеты. Конкуренция тоже довольно жесткая, а уровень представительности, повторюсь, такой, какой давно уже не снился чемпионатам России. Ну, какие еще "взрослые" соревнования могут сегодня собрать в одном классе 37 экипажей из дюжины различных городов!?
Жребий разделил участников на 4 [руины, внутри которых гонщики провели первый круг соревнований — четвертьфиналы. В трех группах удалось провести но четыре гонки, и лишь в одной все определил единственный старт. Явными лидерами в своих группах на этапе четвертьфиналов были "фнннист" из Минска Владислав Алейников (1, 2, 1 и снова 1-й приход) и участник Олимпиады в Сиднее в составе экипажа "Солинга" москвич Андрей Кирилюк (2-й и трижды 1-й). А вот будущий победитель соревнований Евгений Чернов (он представлял Россию на минувшей Олимпиаде в классе "Фини") вышел из своей группы лишь четвертым.
Двадцать яхтсменов, показавших в четвертьфиналах лучшие результаты, разделили пополам и провели между ними два полуфинала. На этом этапе гонщики повели по-настоящему бескомпромиссное сражение на дистанции, а организаторам удалось провести все шесть запланированных гонок в каждой из групп. На стадии полуфиналов можно было выделить вновь сохранившего за собой безоговорочное лидерство Андрея Кирилюка. Андрей вышел в следующий круг регаты, по очкам вдвое опередив своего ближайшего конкурента и недавнего товарища по экипажу Олега Хоперского. Сам Олег все это время оставался радушным хозяином и успевал руководить всем, что происходило вокруг. Благо, и помощники у него подобрались исключительные, так что организация регаты оставила самое доброе впечатление. Во второй полуфинальной группе наименьшее число штрафных очков набрали на тот момент примерно равные по силам Евгений Чернов и тройка белорусских гонщиков: Влад Алейников, Александр Мумыга и Владимир Улькин.
Так, день заднем, соревнования подошли к своей завершающей стадии. Финалы, участниками которых стали 10 яхтсменов, выигравших групповые турниры предыдущего этапа (по 5 гонщиков из каждой группы), - провели в два круга. Первый состоял из 6 гонок, во втором ограничились четырьмя. Безоговорочным лидером гонок первого круга стал Евгений Чернов, что позволило ему по окончании второго круга даже с третьим результатом сохранить за собой общее 1-е место и звание победителя VIII Рождественской регаты. А вот Олег Хоперский, оказавшийся после первых 6-ти гонок лишь на четвертой позиции, сумел во 2-м круге проявить свои лучшие качества опытного гонщика и тремя первыми приходами к финишу добыл себе призовое бронзовое место на пьедестале. Андрей Кирилюк стал вторым призером. Белорусские яхтсмены напряжения финалов не выдержали, и четвертое место Владислава Алейникова стало вполне закономерным.
Сразу после финиша последней финальной гонки спортсмены-парусники попади в тесное кольцо журналистов и телерепортеров, спешивших получить интервью победителей регаты — вниманием прессы это событие не было обделено. Остальные участники, уже свободные от своих гоночных обязанностей, присоединили свои голоса к общему одобрительному гомону — настроение у всех было прекрасное, и все с удовольствием предвкушали вечернюю церемонию награждения победителей.
Одновременно с соревнованиями "финнистов" в рамках Рождественской регаты проводился еще один увлекательный турнир — матч-рейсы на двух яхтах класса "Цетус". Для участия в матчевых гонках в Сочи специально прилетели два известных яхтсмена: из Москвы — Сергей Бородннов и из Питера — Алексей Чегуров. К ним по ходу соревнований присоединились неудачник первого круга Игорь Смолей, выбывшие после полуфиналов Евгений Никифоров из Снежинска и сочинец Алексей Ганженко. На обеих яхтах-участницах матчевых гонок был сохранен штатный экипаж, а вот в качестве шкиперов, поочередно сменяя друг друга, соревновались вышеупомянутые яхтсмены. Конечно, успех каждой лодки здесь определялся не только мастерством и талантом шкиперов, но и настройкой яхт. и слаженностью работы команд (которые, как показалось со стороны, были не вполне равноценны). Однако, учитывая тот факт, что гоняться участникам приходилось и на одной, и на другой лодке, в целом результаты матч-рейсов можно признать почти объективными. По итогам нескольких гонок, проходивших параллельно с финалами у "финнистов", победителем был назван Евгений Никифоров, который сразу после награждения пригласил всех принять участие нынешним летом в матчевых гонках на Урале.
Информация об изображении
Олег Хоперский и Андрей Кирилюк — "бронза" и "серебро" Рождественской регаты
Вообще, можно отметить, что сами соревнования оказались довольно напряженными и, со спортивной точки зрения интересными, а встречи на берегу, проходившие, как правило, в уютном кафе яхт-клуба, — запоминающимися и яркими.
Олег Хоперский и Андрей Кирилюк — "бронза" и "серебро" Рождественской регаты
В один из таких вечеров, незадолго до окончания регаты, мы познакомились с Вячеславом Михайловичем Устименко, руководителем компании "Авикос" — Акционерное общество авиационного и космического страхования — главного спонсора соревнований. Сегодняшняя Рождественская регата немыслима без поддержки со стороны этой мощной структуры н нам было приятно услышать из уст Вячеслава Михайловича о заинтересованности компании в продолжении сотрудничества с яхтсменами.
А вот что сказал о своем детище в интервью нашему корреспонденту Олег Хоперский:
— Олег, как прошла нынешняя регата, все ли было как и задумано?
— И даже лучше, чем мы задумывали! В первую очередь благодаря погодным условиям — такой погоды мы здесь не видывали. Были, конечно, и раньше неплохие условия, но не такая благодать: тепло, солнечно, ветрено! Если вспомнить, как мы начинали в 93-м, то вообще весело становится: представляете, в первую регату мы результаты финальных гонок разыгрывали по жребию. Выделили на финал два дня, и оба — полный штиль. Что же делать — тянули жребий. А бывали годы, когда здесь в это время стояла суровая погода, обледенение сплошное. Но и тогда люди на регату приезжали.
— Ради чего задумывалась регата ?
— Ради того, в первую очередь, чтобы собрались вместе молодежь и "старики". Молодые яхтсмены могли бы посмотреть на ветеранов, как в жизни, так и на дистанции, посоревноваться с ними, показать себя, а на берегу, если надо, спросить совета. Открою немного свои планы — я на следующий год собираюсь организовать здесь мастер-классы и привлечь для их проведения Будникова, Леонтьева, Бородинова, других знаменитых гонщиков.
В общем-то, Рождественская регата создавалась не ради спортивных результатов, хотя, как показали сегодняшние гонки, спортивная борьба здесь развернулась нешуточная.
— Матч-рейсы проводили впервые?
— Да, в этом году мы первый раз попробовали организовать эти гонки в рамках регаты, и я считаю, что получилось все очень удачно. Мы и дальше будем развивать это направление.
— Спонсор регаты, компания "Авикос", впервые помогает вам?
— "Авикос" с нами уже второй год. Наши первые совместные шаги мы сделали в 99-м. Уже тогда эта фирма показала себя с лучшей стороны и, я надеюсь, мы тоже оправдываем их ожидания. В этом году "Авикос" ко всему еще и предоставила всем участникам регаты страховки. А в целом помощников у нашей регаты очень много.
— Интересно, а официальные лица российского парусного спорта вам внимание уделяют?
— За семь лет никого не видел! Представляете, наша регата, если вы взглянете на список участников, собирает больше гонщиков, чем чемпионат России во всех классах вместе взятых, а из руководителей нашего спорта здесь никто не появляется. В будущем мы постараемся придать Рождественской регате официальный статус, сделать ее календарным мероприятием.
— Несколько слов о ваших планах...
— Откровенно говоря, я бы хотел еще немного погоняться. Но на "Звезднике". И здесь многое зависит от того, где и кто сможет приобрести для моего будущего экипажа лодку. Для меня "Звездный" является в некотором роде мечтой, которую я постараюсь осуществить в ближайшие годы.
И еще об одной интересной встрече хотелось бы упомянуть. Среди участников регаты оказался Давид Гечба из Сухуми. Нынче он руководит вновь созданным яхт-клубом ВМФ. С ним мы поговорили о парусном спорте в современной Абхазии.
— Честно говоря, сейчас нам в Сухуми не до яхт. И тем не менее, мы стараемся хоть как-то сохранить этот вид спорта. Сам я в прошлом "финнист". Мы с единомышленниками сейчас по всем заброшенным яхт-клубам собрали уцелевшую матчасть и создали в центре Сухуми яхт-клуб ВМФ. Вся работа строится на чистом энтузиазме. Сейчас среди наших воспитанников в основном дети — ходят на "Оптимистах" и "Кадетах".
— Насколько успешно вы сами участвовали в Рождественской регате?
— Если учесть, что не сидел 8 "Финне" уже 18 лет — то успешно! Мое выступление здесь совпало с сильным ветром — даже Виктор Соловьев в этот день опрокинулся, а мне, можно сказать, повезло. Я получил огромное удовольствие и от гонок, и от общения со своими старыми друзьями и с молодежью. Большое спасибо Олегу Хоперскому за такую возможность!
— Не могли бы вы вкратце обрисовать ситуацию в парусном спорте в Абхазии?
— В середине 70-х на побережье было всего в достатке: от детских швертботов до достаточно больших престижных яхт, которые содержались в очень хорошем состоянии. После развала СССР и особенно во время войны практически весь флот был разграблен. Мы остались ни с чем. А ведь парусные традиции в Абхазии весьма давние. Были у нас и чемпионы, и призеры международных регат, и мастера международного класса.
К сожалению, сейчас к парусному спорту отношение властей уже совсем иное. Ведь яхтинг — дорогое удовольствие... Так что мы практически с нуля начинаем. Нам поддержка очень нужна. Хочу отметить здесь, что большую помощь в нашей работе нам оказывает сочинская школа, Олег Хоперский и его коллеги.
— Вы считаете эту работу перспективной?
— Конечно, ведь прогресс есть: за семь лет — около пятнадцати детских швертботов. В будущем мы могли бы на своей акватории организовать учебные сборы для тех, кто приезжает тренироваться в Сочи. Ведь смена акватории — важный аспект подготовки яхтсмена. А Сочи и Сухуми разделяет всего 100 км. Мы готовы принять гонщиков на нашей базе. Для нас сегодня самое главное — вдохнуть жизнь в парусную жизнь Абхазии.
— Удачи Вам!