Что происходит? В чем причина неудач? В последние четыре года результаты яхтсменов России были вполне убедительны, что позволяло нашему парусу во внутрироссийском табеле о рангах достойно конкурировать с другими видами спорта.
Анализируя ситуацию, сложившуюся в 1999 году, можно выделить три основных фактора спада.
Во-первых, финансовый кризис августа 1998 года. Сборная команда осталась без финансовой поддержки основного финансиста — Олимпийского комитета России. Мы не смогли обеспечить подготовку команды в базовый период, когда закладывались основные компоненты готовности — физическая, функциональная и специальная подготовки. В это время каждый пытался реализовать свои возможности самостоятельно, что в конечном счете оказалось малоэффективным. И только через восемь месяцев мы получили средства, позволившие приступить к реализации задуманного.
Во-вторых, с каждым годом сборная команда России становится на год старше. Сегодня это, наверное, одна из самых великовозрастных команд. Большинство спортсменов, претендующих на участие в Олимпийской регате, прошли уже не одну Олимпиаду. К сожалению, в настоящее время мы не ощущаем необходимого подпора из молодежной команды, без которого снизилась острота конкурентной борьбы за место в сборной. Вопрос этот в целом не простой, причин здесь достаточно, но факт остается фактом — достойной смены ветеранам нет.
И, в-третьих, на результатах подготовки отразилась негативная роль московской парусной организации и ее далеко не положительный, на сегодняшний момент, вклад в дело развития российского паруса.
Исторически яхтсмены Москвы всегда являлись лидерами и в сборной СССР, и в сборной России. Лучшие представители московских яхтсменов Константин Александров, Тимир Пинегин, Борис Будников, Владимир Леонтьев, Виктор Потапов и многие другие вписали яркие страницы в историю отечественного и мирового парусного спорта. Для этого в Москве всегда были и, несомненно, есть и теперь все необходимые условия для успеха: хорошая база, кадры, финансы.
И сегодня яхтсмены Москвы составляют в сборной команде России большинство претендентов на участие в Олимпийских играх. Однако обстановка, сложившаяся в Московской парусной школе высшего спортивного мастерства, вызывает у руководителей команды серьезную озабоченность, потому что подготовка ведущих яхтсменов там идет неэффективно. И во многом это определяется негативной ролью директора Московской ШВСМ A. Фомина.
Фомин пошел по наиболее легкому пути приглашения в Москву ведущих яхтсменов из различных регионов России. Из Сочи в московскую школу были срочно зачислены О. Хоперский, В. Алейников, М. Крутиков, П. Комаров; из Анапы — B. Крутских, Е. Чернов, Д. Оборотова; из Владивостока — Д. Березкин, из Санкт-Петербурга — С. Кичик.
Далее взялись за ближнее зарубежье: из Украины были привлечены В. Крачун и Н. Гапонович. Учитывая то, что и Г. Шайдуко стал зрелым мастером еще на Украине, получается, что в лидерах московских яхтсменов — одни "чужаки".
Такую концентрацию сил можно было бы оценить как положительный фактор, если бы не целый ряд сопутствующих негативных моментов.
Приглашение уже подготовленных лидеров из регионов в Москву переносит акцент в работе ШВСМ на поддержку этих новых москвичей и уменьшает возможности подготовки высококлассных спортсменов в самой столице. Это, в частности, подтвердили результаты последних Всероссийских игр молодежи по парусному спорту, состоявшихся минувшим летом в Таганроге.
Увод лидеров из регионов имеет еще и то отрицательное значение, что подрывает работу на местах, в целом резко снижает конкуренцию внутри России и, в конечном итоге, уменьшает спортивный потенциал всей сборной команды страны.
И последнее — наверное, самое главное. Создать в пределах Московской ШВСМ возможности для реализации потенциалов всех вновь приглашенных не удалось. Это привело к заметному снижению спортивных результатов буквально у всех приезжих, а часть из них, разуверившись в возможностях руководства создать им условия, необходимые для спортивного роста, просто ушли из большого спорта (С. Кичик, Е. Бурматнов, П. Комаров).
Отмечу, что будучи персонально ответственным в сборной команде России за подготовку класса "Финн" (с 1997 года — старший тренер в этом классе), А.Фомин практически развалил ранее наиболее боевой и базовый класс нашей сборной. Дошло до того, что в классе "Финн", принесшем нам немало медалей на Олимпиадах, россияне даже не прошли еще отбор на олимпийскую регату. Наиболее талантливый в этом классе яхтсмен, долгие годы бывший одним из лучших в мире — О. Хоперский был вынужден в этом году прекратить выступления на "Финнах" и уйти в другой класс.
Постоянные конфликты с Президиумом ВФПС, с тренерским советом сборной команды России, нежелание воспринимать любую другую, отличную от своей точку зрения, уводят московскую парусную организацию в сторону, на путь, не совпадающий с общим путем развития паруса в России.
Например, специалистам парусного спорта очевидно, что неверно выбрана стратегия развития классов яхт в Москве. В ШВСМ в большом количестве появились яхты класса "Снайп". На это отвлечены значительные денежные средства, да и людские ресурсы тоже. Установленный по инициативе Фомина резкий акцент на культивирование этого старого и достаточно примитивного класса, практически бесполезного с точки зрения высшей спортивной подготовки, вполне объясним. В этом классе легко завоевать медали на чемпионатах мира, да и сами эти чемпионаты проходят в приятных, хоть и очень дорогих местах: США, Бразилии и других. Легковесными медалями, добытыми на этих соревнованиях, можно "замазывать глаза" руководству, докладывая, что все в полном порядке.
Такая, с позволения сказать, "политика" или ,по-другому говоря — "снайповая болезнь", привела к вытеснению из Москвы ряда олимпийских классов. В частности, в ШВСМ практически закрыто отделение парусной доски, и из школы ушли специалисты, готовившие спортсменов в этом наиболее массовом, популярном и дешевом классе олимпийской программы. Прекращена подготовка спортсменов высшей квалификации в классе "Торнадо", давшем Москве двукратного чемпиона мира, а также в классе "Звездный". Отвлечение средств на дорогую программу строительства "Снайпов", на поездки на "снайповые чемпионаты" в дальние страны не позволило приобрести новую лодку для экипажа Г. Шайдуко — нашей главной олимпийской надежды.
Из-за нежелания терпеть стиль руководства из ШВСМ ушли неоднократные чемпионы мира Г. Шайдуко и А. Ноздрин. Под жестким психологическим давлением находится старший тренер Москвы по парусному спорту И. Михайлов, являющийся на сегодня одним из лучших тренеров страны. Настоящие специалисты уходят или им не дают творчески работать, зато к работе привлекаются люди, знающие о парусе лишь понаслышке. Результаты налицо. Д. Березкин — ранее неоднократный чемпион России в классе "470", под руководством нового тренера — такого "специалиста", как М. Кузнецова, на осеннем чемпионате России 1999 года занял только четвертое место, и как следствие выведен из основного состава сборной команды страны.
Все, что произошло с ведущими яхтсменами России в 1999 предолимпийском году, вызывает обоснованную тревогу и беспокойство. В оставшееся время нам следует приложить серьезные усилия для повышения результатов российских яхтсменов, претендующих на участие в Олимпийских Играх 2000 года. Возможности для этого у наших лучших спортсменов несомненно есть. Об этом говорили специалисты парусного спорта на тренерском совете, проходившем во время последнего чемпионата России в Анапе. Намечены основные вехи подготовки на заключительном этапе, решение поставленных перед командой задач вполне реально. И здесь спортивному руководству Москвы необходимо обратить внимание на проблемы ведущих московских яхтсменов, создать им условия для нормальной целенаправленной подготовки, убрать преграды, затормозившие наше движение вперед, к олимпийским медалям.
- Парусная регата XXVII Олимпийских Игр будет 22-й по счету встречей сильнейших яхтсменов мира в программе Олимпиад. В программу первых Игр (1886 г.) был включен только парад яхт, но и он не состоялся из-за штормовой погоды и организационной неразберихи. По программе второй Олимпиады (1900 г) впервые состоялись и гонки. Спортивного значения встреча не имела: 10 участвующих судов кое-как свели в четыре класса, так что все участники до единого стали призерами. Впрочем, бывали случаи и еще курьезнее: на регате VII Игр в Остенде в 7 классах участвовало по одной яхте, так что судьба золотых медалей была ясна уже на старте...
- Регата будет проходить в течение 15 дней — с 16 по 30 сентября 2000 г. на 6 дистанциях. Четыре из них будут выставлены на акватории Сиднейской гавани, две — за ее пределами.
- Будут разыгрываться 11 комплектов медалей в 9 классах: "49-er", "470" (м. и ж.), "Финн", "Лазер", "Европа", "Мистраль"(м. и ж.), "Солинг", "Звездный", "Торнадо".
- 8 классах будут проводиться общие гонки (гонки флота). В классе "Солинг" сначала проводятся 6 общих гонок, а затем 12 лучших участников проводят серию матчевых гонок.
- Олимпийская марина расположена вблизи центра города в бухте Рашкаттер.
- По результатам сезона ISAF опубликовал рейтинг-лист с именами 100 сильнейших в олимпийских классах. Если говорить только о шести лучших во всех 11 разрядах, то на сегодня самые результативные команды имеют Франция (10 попаданий в шестерку) и Австралия (8). Украина представлена 3 экипажами. Наши яхтсмены не попали ни в одну из 11 шестерок.