9 июня в рамках бот-шоу-2000 состоялись вторые водно-моторные соревнования на надувных лодках на призы "КиЯ". По количеству участников — 20 экипажей — они остались на уровне прошлогодних состязаний. Виной тому — длительное ненастье с сильным ветром и холодным дождем, которое вынудило, по крайней мере, около трети потенциальных участников остаться зрителями. Не прибавило массовости, как среди участников, так и среди зрителей, и то, что проводились соревнования не в выходные, а в будний день — пятницу.
Отрадно, что к чисто питерскому составу участников прибавились представители других городов. Конкретно, это были спортсмены "Ярославрезинотехники". Собирались участвовать и ульяновцы, но проблемы с подготовкой команды "Волжских моторов" не позволили им вовремя — к началу гонок прибыть в Петербург. По-прежнему для большинства иногородних потенциальных участников остается серьезным препятствием дорогая транспортировка техники.
Правила и трехбуйная дистанция в пять кругов остались такими же, как и в том году.
Самыми многочисленными в четырех спортивных классах (с объемом цилиндров мотора 250, 300, 400 и свыше 500 см3) были лодки фирм Н. Мнева и "Фрегат"; дебютировала фирма "Миллон" с лодкой "Корсар"; выставили свои экипажи фирма "Баджер" и ГП "Адмиралтейские верфи".
Самым массовым оказался младший класс — шесть экипажей. И добавим, самым юным — четверо гонщиков-спортсменов были еще школьниками, представляющими питерскую команду "Юность России". Они уже неоднократно занимали призовые места в соревнованиях "Формула будущего" и имеют солидный опыт настоящих гонщиков. Например, Александр Пылаев, выступавший на мневской лодке с мотором "Сельва", завоевал второе место; стартовал он лучше всех, два круга возглавлял гонку, но потом уступил более опытному спортсмену — Александру Смирнову, "фирменному" гонщику "Ямаха"-центр на Петроградской". Смирнов и стал победителем в классе 250 см3 на фирменном тандеме — лодка "Yam-330S" плюс мотор "Ямаха-15". Третье место занял питерский школьник Артем Мухин из команды "Юность России".
А вот одному из ветеранов наших давних еще всесоюзных соревнований на приз "Золотой винт" Сергею Читалову с "Ярославрезинотехники", выступавшему на "Орионе-8" с "Ветерком-12", пришлось довольствоваться лишь четвертым местом. По "резвости" и быстроте выхода на глиссирование "Орион-8" со стеклопластиковым днищем проигрывал победителям.
Уже после гонок, осматривая лодки молодых, но энергично развивающихся питерских фирм "Мнев и К" и "Фрегат", ярославские заводчане находили удачные узлы и интересные решения, которые неплохо было бы перенять и бывшему советскому флагману в области резинотехники.
Непредсказуемо сложилась борьба в классе 300 см3. Здесь из пяти принявших старт финишировали только четверо. Стартовавший первым и сошедший уже на первом круге Алексей Овчинников явно был раздосадован. И сам гонщик, и многие собравшиеся считали, что первое место у него "в кармане": скоростная лодка с алюминиевым днищем — победитель прошлых соревнований, отлаженный мотор, опыт профессионального гонщика — вселяли 100%-ную уверенность в его победе. Однако небрежность в подсоединении топливного шланга к баку, из-за которой мотор неожиданно и необъяснимо заглох, стоила спортсмену победы.
Второй неожиданностью стал золотой дубль Александра Смирнова, который сумел с тем же мотором и на той же лодке первенствовать и в более старшем классе. Однако он с трудом вырвал победу у Игоря Макарова, выступавшего за команду "Фрегата". Надувные кили лодки Игоря обеспечивали устойчивость на крутых поворотах, тогда как Александру из-за бокового проскальзывания лодки на поворотах приходилось увеличивать радиус и сбрасывать скорость. Однако на прямой 18-сильный "Тохатсу", предоставленный Игорю фирмой "Франкарди", все-таки отставал от 15-сильной "Ямахи". Это и помогло А.Смирнову в упорнейшем поединке добиться лидерства на предпоследнем круге и финишировать первым.
Третье место досталось Михаилу Манойлову из команды фирмы "Баджер" на лодке "Квиксилвер-330" с мотором "Меркури-15".
Начинающий спортсмен Дмитрий Ерошенко из команды фирмы "Миллон", к сожалению, замешкался с переключением реверса своего "Джонсона-15" на старте и не смог продемонстрировать достоинства новой и весьма перспективной на нашем рынке мотолодки "Корсар".
В заезде класса 400 см3 также приняли участие пять гонщиков, и все они финишировали. Здесь можно было видеть именитых спортсменов. Достаточно назвать МСМК Андрея Берницына, который после руля "Формулы-1" решился поуправлять румпелем 25-сильного "Меркури" на мневской надувнушке с обычным днищем. Когда после 10-минутной гонки он мокрый, с трудом разгибаясь, выходил на берег, мы спросили знаменитого пилота о впечатлениях. "Ну, колбасит,.. а удары такие, что движок со струбцин на поворотах просто выворачивало, еле удерживал", — сетовал Андрей. В итоге — второе место.
Первое место завоевал Андрей Овчинников. На "адмиралтейской" лодке с металлическим днищем и мотором "Мерк-25" он сумел взять реванш за неудачу брата. Третьим стал Игорь Дубинский из фирмы "Фрегат". Он выступал на новой модели "S400RIB", где водитель сидит в носу верхом на консоли. Лодка имеет полные носовые обводы и круто поднимающийся форштевень. Видимо, именно эти особенности не давали лодке развить на волне максимальные скорости даже с 40-сильным "Тохатсу".
Гвоздем программы должна была стать гонка в старшем — неограниченном классе, для участия в которой были приглашены спортсмены с нашими самыми крупными РИБами — "Кальмар", "Стрингер-550", "Мустанг-540". К сожалению, из-за сильной волны выставить трассу на открытой акватории Финского залива не удалось, а выпускать всех "мамонтов" на короткий кружок у берега было просто опасно.
Поэтому в заезде в классе свыше 500 см3 приняли участие только три экипажа. Уже известные нам Алексей Овчинников и Игорь Дубинский заняли соответственно второе и третье места. Андрей Ковалев выступал на новом РИБе, созданном Н. Мневым и С.Федорко. Эта лодка резко отличается от "обычных" дельтавидной в плане формой и оригинальным транцевым узлом, который представляет собой стеклопластиковый модуль, продленный в кокпит. Двигатель несколько утоплен внутрь, а днищевой срез модуля образует как бы "штаны". И по гидродинамике, и по жесткости, и по удобству работы с мотором на воде эта конструкция, на наш взгляд, довольно удачна. Выступление в гонке под 50-сильной "Ямахой" это подтвердило: по трассе лодка просто "пылит" без замывания баллона, а на волне держит "ровный киль". В итоге — первое место с большим преимуществом.
Несмотря на скромный состав участников, спонсоры соревнований предоставили богатый призовой фонд. Среди главных призов были надувные лодки от фирм "Мнев и К" и "Фрегат". Фирма "Баджер" наградила победителей такими необходимыми приборами, как навигатор GPS и рыбопоисковых эхолот, а также жилетами и фирменным маслом. Фирма "Миллон" удивила победителей надувными пляжными креслами. Компания "Уайтхолл" предоставила наградные бутылки виски с названием, близким сердцу каждого моряка — "Катти Сарк".
Кубки, памятные грамоты, сувенирные кепки и футболки, годовая подписка на "КиЯ" — все это тоже было.
В конце принято подводить итоги. Гонки состоялись, и, несомненно, их следует проводить и в будущем. Ориентир на культивирование соревнований на надувных мотолодках, на наш взгляд, правилен. Сегодня это наиболее динамично развивающийся класс, и прирост численности нашего малого флота происходит в основном за счет новых надувных лодок.
Предложения возродить в прежнем объеме массовые соревнования на потребительских "жестких" лодках на сегодня из-за крайне тяжелого финансового состояния большинства наших прежних крупных производителей техники в ближайшие три-четыре года неосуществимы. А вот увеличить количество участников в "пневматических" классах за счет привлечения новых любителей и увеличения числа приглашенных фирм, как зарубежных, так и отечественных, вполне возможно. Второй год к нашим соревнованиям присматривается харьковский "Бриг". Уверены, что не откажутся от приглашения киевская фирма "Adventure", рижская "Bush". Вслед за ярославцами, надеемся, подтянутся и уфимцы. Ведь существует не только интерес к спортивным состязаниям, но и большая потребность профессионалов в деловом общении и обмене опытом. Гонки "24 часа Санкт-Петербурга" нас в этом еще раз убедили.
И, конечно, соревнования следует повернуть ближе к потребителю — они должны давать потенциальному покупателю зримый материал для объективного сравнения. Для этого потребуется более четкое разграничение по классам. Возможно, стоит проводить заезды на скорость не только налегке, но и с типичной нагрузкой. Может быть, есть смысл разделить лодки с мягкой обшивкой и с жестким днищем. Есть предложение ввести элемент двоеборья, включив соревнование на быстроту сборки. И, конечно, необходим командный переходящий приз, серьезный спонсор.
Все это, конечно же, требует обсуждения. Если у вас или у вашей фирмы есть не только желание в будущем участвовать в таких соревнованиях, но и интересные предложения, обращайтесь, пожалуйста, в редакцию.