Журналистам был представлен предварительный календарь соревнований на 1999 год. Следует отметить, что такая заблаговременность — большой шаг вперед, поскольку еще совсем недавно уже в ходе гоночного турнира команды часто не знали даты и места проведения даже следующего этапа. "Хотя календарь не утвержден, — сказал Ридаут, — можно с большой уверенностью полагать, что соревнования 1999 года пройдут в Италии (две гонки), Голландии, Бельгии, Германии, Норвегии, Турции и ОАЭ (три гонки: одна в Фуджайра и две в Дубай). Как видите, России в этом перечне нет, хотя гонщикам трассы Петербурга — Петергофа понравились.
Чем же запомнится серия Гран-при, которую провели гонщики "королевского класса" в 1998 году?
Несомненно, блестящей победой норвежской команды "Спирит оф Норвей", выигравшей четыре этапа (из восьми), трижды приходившей вторыми и один раз третьими. Набрав 137 очков, они с огромным отрывом в 44 очка опередили экипаж "Виктори-7", выигравший только один этап и занявший 2-е место.
И фатальной, можно добавить — традиционной неудачей итальянца Эдуардо Полли и гонщика с Аравийского полуострова Лайта Фараона. Как и в предыдущем сезоне, они блестяще выступали в заездах на "поул-позишн" — выиграли 6 из 8 возможных и показали наивысшую скорость 228,84 км/ч. Однако в гонках серии Гран-При их дизельный "Бильбоа" 16 раз сходил с дистанции, и они набрали всего 13 очков (11-е место).
И, конечно, печально закончившимся выступлением на 3-м этапе чемпионата пары Аль-Тейера — Сераллеса, катер которых "Виктори-5" буквально горел свечой на трассе в Арендале. Запомнится год и последовавшим вслед за этим пожаром отказом силовых ведомств Осло в выдаче разрешения на проведение здесь следующего этапа, причем ни мэр, ни министры ничего не смогли поделать с твердой позицией полицейских чиновников.
Все эти и многие другие события прошедших в 1998 г. Гран-При составили сложную палитру чемпионата, доминировали в которой цвета норвежского флага.
Отметим, что впервые ставший чемпионским экипаж "Спирит оф Норвей" — лишь наполовину норвежский. 42-летний скандинав Бьерн Гьелстен, хоть и является первым пилотом, можно сказать, новичок в этом классе. Только в 1996 году он впервые сел за "баранку" катамарана Оффшор. Зато его напарник — механик (трот-тлмен, второй пилот) англичанин Стив Куртис — настоящий ас океанских гонок. Победа в чемпионате мира-98 — уже третья в его биографии. До этого Куртис становился чемпионом в 1985 и 1987 годах, а в 1992 году, вдобавок к третьему месту в чемпионате, он записал в свой актив победу в заездах на "поул-позишн". Такой богатый послужной список механика вполне объясняет практически совершенную, бесперебойную работу двигателей "Спирит оф Норвей" в гонках. И, хотя точно такие же "Ламборджини" стояли еще на четырех катерах, составляющих лучшую пятерку чемпионата, норвежская команда была единственной, кому удалось без поломок пройти все этапы прошедшего сезона. Той же стабильностью — ни одного схода с трассы — мог похвастать лишь экипаж "Виктори-7" — А. Насер и Р. Скимз.
Открытие чемпионата мира в июне 1998 г. ознаменовалось легким конфузом итальянцев. Запланированную гонку в Таранто пришлось перенести на юг, в Бари, после того, как стало ясно, что организаторы не успевают должным образом подготовить акваторию. Апеннины оказались счастливым местом для "Спирит оф Норвей": Гьелстен и Куртис начали сезон так же, как закончили предыдущий — с верхней ступени пьедестала. Первый Гран-При обозначил будущих претендентов на "престол". Ими, кроме норвежцев, стала вся "конюшня" (три "Виктори") из ОАЭ и итальянский экипаж "Джолли Мотор", державшийся в лидерах до поломки мотора.
Из Италии гонщики проследовали в Санкт-Петербург (см. "КиЯ" №165). Вслед за российской северной столицей эстафету чемпионата принял Арендал. Здесь случилась наделавшая много шума в прессе авария "Виктори-5". Напомним, заканчивался последний круг гонки, когда шедший пятым арабский катамаран вспыхнул и покрылся густыми клубами дыма. Гонщики были вынуждены покинуть кокпит и искать спасения в холодных волнах фиорда. Через несколько минут оба были подняты вертолетом спасательной службы и доставлены в госпиталь (по счастью — без серьезных травм). Объятый пламенем "Виктори" затонул на 22-метровой глубине.
На пяти последующих этапах Аль-Тейеру и Сераллесу пришлось выступать на одном из старых, год назад "списанных" катеров команды "Виктори", участвовавших еще в чемпионате 96-го года. И стоит отметить — в общем итоге они смогли занять 4-е место (70 очков).
Следующий этап состоялся лишь 6 сентября в Турции. После победы,одержанной в Стамбуле, "Джолли Мотор" переместился на вторую строчку турнирной таблицы, первую по-прежнему занимали норвежцы, показавшие в гонке в Босфоре второй результат. Все три "Виктори" выстроились следом. Команды, занимавшие первое и пятое места, разделяли всего 33 очка.
Все карты спутал Гран-При Италии в Неттуно. Победу впервые в сезоне одержали Хальфан Хариб и Аль Гейт на "Виктори-4", что позволило им выйти на 5-е место в общем зачете. Их ближайшие соперники "Виктори-7" и "Джолли Мотор" прошли дистанцию непривычно слабо, заняв соответственно 4-е и 6-е места. Норвежцы и на этот раз сохранили за собой первенство.
Впереди всех ждали три гонки в Арабских Эмиратах. И они не принесли неожиданностей. Выиграв первую из них и заняв 2-е место во второй Гьелстен и Куртис досрочно обеспечили себе звание чемпионов мира. Поломка в первой же гонке "арабекой" серии не позволила "Джолли Мотор" обойти "Виктори-7" в борьбе за "серебро" чемпионата. Али Насер и Ренди Скизм, напротив, стабильно прошли концовку турнира. Так что второе место у них по заслугам. Липпи и Леони на "Джолли Мотор" закончили сезон третьим (90 очков).
Предварительный календарь этапов чемпионата мира в "Классе 1 Оффшор" 1999 г:
- 1 — Гран-При Европы (Италия, место не определено), 23 мая;
- 2 — Гран-При Голландии (место не определено), 13 июня;
- 3 — Гран-При Бельгии (Нэйвпорт), 20 июня;
- 4 — Гран-При Германии (место не определено), 11 июля;
- 5 — Гран-При Норвегии (Арендал), 18 июля;
- 6 — Гран-При Турции (Стамбул), 29 августа;
- 7 — Гран-При Италии (место не определено), 19 сентября;
- 8 — Гран-При Фуджайра (ОАЭ, Фуджайра), 29 октября;
- 9 — Гран-При Дубай (ОАЭ, Дубай), 19 ноября;
- 10 — Гран-При Эмиратов (ОАЭ, Дубай), 26 ноября.
Рабочие места экипажа на типичном гоночном катере "Класса 1 Оффшор"
Место механика (второго пилота, троттлмена). Основная задача механика — контроль скорости и посадки катера.
- 1 — рычаги коробок передач правого и левого двигателей;
- 2 — рычаг носовых балластных цистерн;
- 3 — поручень;
- 4 — кнопки управления транцевыми плитами (вверх-вниз);
- 5 — кнопка управления туннельным закрылком;
- 6 — рычаги подачи топлива двигателей правого и левого борта;
- 7 — устройство подачи кислорода на случай переворота оверкиль;
- 8 — главная панель управления зажиганием, насосами и электросистемами;
- 9 — дисплеи контроля за состоянием и работоспособностью систем;
- 10 — тахометры двигателей.
Место водителя (первого пилота). Главная задача водителя — управление по курсу и навигация.
- 1 — спутниковая навигационная система GPS;
- 2 — бортовой компьютер и таймер;
- 3 — резервная система GPS;
- 4 — цифровой компас.