Для московских зимних виндсерфистов ушедший сезон был насыщен событиями — почти как 7-10 лет назад, во времена относительного благополучия.
Больше всего разговоров, вздохов и ахов, надувания щек, конечно — по поводу триумфальной поездки москвичей на чемпионат мира. Такие соревнования для нас экзотичны и диковинны, а для потенциальных спонсоров и государственных спортивных деятелей весьма значительны, хотя мировое любительское "снежное сообщество" во многом повторяет этапы развития, пройденные советским зимним виндсерфингом лет этак 15 назад.
Зато именно на этот раз нашей команде достался, судя по всему, счастливый жребий: не легкая победа за подавляющим преимуществом и не роль мальчиков для битья, а напряженная борьба, в которой удалось превзойти самих себя и показать высокие результаты.
16 февраля спортсмены из Канады, Польши, России, США, Украины, Финляндии, Швейцарии и Эстонии собрались в Канаде неподалеку от города Римуски на озере Матепедиа, в местечке Вал Брилье. В точном переводе название чемпионата звучало, как состязания не только по зимнему виндсерфингу, а по ледовому и снежному парусу. Соответственно снаряды делились на 3 класса, один из которых — "Open" —объединяет любые зимние виндсерферы. В классе "Wing" гонщик держит в руках парус-дельтаплан; в классе "Kite" спортсмен "запрягает" парус-змей, вооружаемый без рангоута, наподобие параплана.
Правила устроители чемпионата мира принимают за основу не буерные, а летние. Конечно, дико расходиться на обычной дороге по условиям, принятым для талого льда и снега, ведь россияне переросли это заблуждение еще во времена СССР. Но наша лень и неорганизованность снова уступают невежественному энтузиазму западных любителей.
Мало того — "антиподы" предпочитают выяснять отношения на гладиаторской треугольной дистанции. В частности, на описываемых соревнованиях надо было проходить по 2 круга с ла-вировкой в 1 км и бакштагами по 2 км. Мы-то у себя дома ходим 8 лавировку и против ветра, и по ветру, ценим мастерство рулевого, сами выбираем полноту или скорость, да еще и с заходами ветра часто заводим дружбу — а это на полном курсе бывает даже поинтереснее, чем на остром. От треугольных дистанций россияне отказались еще в прошлом десятилетии.
Снаряды основных соперников в "Open" классе под стать таким гладиаторским трассам. Финны, канадцы, американцы используют сани, собранные из двух редких и дорогих лыж для скоростного спуска длиной 240-250 см. Лыжи устанавливаются на ширине 30-40 см с обратной "килеватостью" (подошвами внутрь). Угол закантовки регулируется гаечным ключом. По сравнению с монолыжей "двухлыжка" вдвое тяжелей что по массе, что на ходу, а развернуть ее труднее, наверное, на несколько порядков. Поэтому она устойчива, и на ней проще развивать такую же скорость, какую, например, развивают поезда метро и электрички, на которых я добираюсь от дома до яхт-клуба. Правда, можно предположить, что и ощущения пилота "двухлыжки" по сравнению с чувствами пилота монолыжи ближе к переживаниям пассажира общественного транспорта. Преимущество таких снарядов максимально на галфвинде и бакштаге при сильном ветре и плотном снеге, насте; российские снаряды напротив, вне конкуренции на небольших скоростях — в лавировку, при слабом ветре и мягком снеге, а также при неоднородной дороге, ведь монолыжа позволяет менять угол закантовки при переходе с одной поверхности на другую.
К счастью, на этом соревновании дорога не обеспечивала явного превосходства ни одной из распространенных конструкций жесткий наст с буграми — волнами высотой до полуметра пере мело сугробами свежего снега. Но, увы, ветер в первый гоночный день был не на нашей стороне: раздуло сильно, так что пришлось применить самые маленькие паруса, площадью 4-4.5 м2.
Вопреки неблагоприятным условиям, наши замечательные спортсмены Алексей Ноздрин, Юрий Шувалов занимали после четырех гонок первого гоночного дня 1 и 4 места, а Мария Ревунова — 1 место среди женщин. Эти позиции и стали окончательным итогом чемпионата, поскольку затем были штилевые дни и день со слабым ветром. При слабом ветре старт классным гонкам не давали, причем я не берусь судить — потому ли, что у них просто такой обычай, или потому, что результат был легко предсказуем: при этих условиях идти любыми курсами могли только монолыжи.
И все-таки в этом году россияне — сильнейшие в мире! Пользуюсь случаем, чтобы еще раз поздравить Марию, Алексея и Юрия.
Однако в некоторых отношениях для нас важнее соревнования, проводимые на наших акваториях. Отрадно, что этой зимой жители столицы смогли принять участие и в чемпионате России (декабрь, г. Солнечногорск Московской обл.), и в чемпионате Москвы, который впервые с 1987 года прошел как гонки выходного дня, и был великолепно организован ЭШВСМ по парусным видам спорта.
Благодарить за насыщенный календарь следует Ассоциацию Виндсерфинга (Чемпионат страны), КБ Росавтобанк (спонсорская помощь на Чемпионате России, Открытии сезона) и особенно — столичный спорткомитет, ФПС Москвы, ЭШВСМ (Чемпионат и Кубок города).
Подводя итоги интересно прошедшего сезона, хочется выразить надежду на то, что нам удастся дополнить активность спортивных организаций активностью "снизу", создать благоприятную общественную среду и воспитать устойчивую гоночную культуру. Тогда зимний виндсерфинг наверняка займет в спортивной жизни страны достойное место.