Давно уже минули времена, когда значимость тех или иных дисциплин в парусном спорте рассматривалась сквозь призму их олимпийского статуса. Судьба многих классов яхт и швертботов на протяжении десятилетий решалась в нашей стране не в ходе естественного отбора, а в результате директив и предписаний. Можно, конечно, спорить о том, какую роль в развитии тех или иных парусных дисциплин оказывала и оказывает их зависимость от тенденций олимпийского движения. Но одно очевидно: мы уже привыкли оговариваться, о чем идет речь в данном конкретном случае — обо всех ли разновидностях спорта или же только о его тонком олимпийском срезе.
К примеру, говоря об олимпийском виндсерфинге, мы имеем в виду совершенно конкретную парусную доску и конкретный же тип гонки. А вот если речь заходит о виндсерфинге вообще, мы понимаем, что перед нами — одна из тех областей парусного спорта, которая не исчерпывается одним или несколькими вариантами гоночных снарядов, а сама по себе представляет сложную разветвленную структуру, необычайно жизнеспособную и непрерывно развивающуюся. Мы не возьмем на себя смелость в одной статье проанализировать реальное положение дел в современном виндсерфинге со всеми его разновидностями, правилами, инфраструктурой. Мы попытаемся составить свое представление о парусной доске, обращаясь всякий раз к различным сторонам и проявлениям этого увлекательного вида спорта.
Сегодня нашими собеседниками стали победитель Осеннего Кубка России по фанбордингу Михаил Ершов и серебряный призер Алексей Чибизов. Они рассказали нам о том, как проходил Кубок в октябре 1998 г.
Открытый Кубок России по фанбордингу проходил в Анапе с 1 по 10 октября 1998 г. Для тех читателей "КиЯ", кто впервые сталкивается с таким названием, поясним, что фанбординг — это довольно молодое направление в виндсерфинге, в котором используются самые короткие доски и наиболее большие паруса, где достигаются самые высокие скорости. Сегодня именно фанбординг объединяет большинство любителей парусной доски.
Соревнования по фанбордингу в нашей стране проходят каждый год и в разных местах, но осенью все приезжают в Анапу, на Черное море. Это место, практически на границе Крыма и Кавказа, климатически очень подходит для проведения соревнований в это время года, так как осенью здесь всегда можно рассчитывать на хорошую волну и ветер.
Кубок России традиционно проводится под флагом компании "O’Neill", которая является генеральным спонсором соревнований. Объявленный еще весной призовой фонд в 8000 долларов, после известных событий в августе 98-го и последовавшего затем кризиса был сокращен до 3000. Несмотря на это, участников было много: уровень соревнований настолько высок, что никто не хотел упустить шанс поднять свой рейтинг.
На Кубок всегда собирается большая компания — поучаствовать, да и просто посмотреть. Вот и на этот раз в Анапу приехали спортсмены со всей страны: из Москвы, Сочи, Саратова, Ростова, Таганрога. Геленджика, Севастополя, Киева, Днепропетровска, Санкт-Петербурга. Питер, как обычно, поразил всех своей многочисленной "тусовкой". На стоянке в яхт-клубе можно было насчитать шесть питерских автобусов, и еще несколько человек прилетели самолетом. Отметим, что на воде вообще всегда самое большое количество серферов было из Питера. Соревнования проходили на базе гостеприимного местного яхт-клуба (все без исключения гонщики с благодарностью вспоминают Георгия Андреевича Георгя-на, который предоставил гостям место для базирования и хранения матчасти).
Программа Кубка включала в себя три вида соревнований, первым из которых значился курс-рейс (от англ course — дистанция и race — гонка). Курс-рейс — одна из самых интересных дисциплин для гонщиков. Это состязания, в первую очередь, самих спортсменов, в них важны техника управления доской и тактика ведения гонки, хотя материальная часть тоже играет не последнюю роль. Курс-рейс, как правило, проводят в слабый ветер. Ветровой минимум для соревнований 4.7 м/с. При нынешнем уровне развития досочного производства и технологий изготовления парусов парусная доска всегда идет в режиме глиссирования. Обычно в course race используют большие (от 7.4 м2 до 10 м2) паруса и бесшвертовые доски длиной 285-305 см.
В Анапе в этой новой для нас и, безусловно, захватывающей дисциплине было проведено 8 гонок. Соревнования прошли в азартной и эмоциональной борьбе. Следует отметить, что курс-рейс по своей форме, по наличию лавировок приближает виндсерфинг к классическим гонкам яхт в парусном спорте. На протяжении всей серии гонок погодные условия были самые разные, но. если так можно выразиться — всегда чисто мужские. Большая волна и умеренный ветер сменялись сильным порывистым ветром с берега при ровной водной глади. В те дни, когда судьи, ориентируясь только по ветру, выставляли дистанцию рядом с берегом, не учитывая чисто "анапские" особенности донного рельефа, гонщики, случалось, ломали дорогие длинные (до 50 см) плавники, то и дело натыкаясь на грядки рифов, уходящих довольно далеко в море. Многих пострадавших таким образом спортсменов захлестывали эмоции, они пытались протестовать, но на результатах это никак не отразилось — все гонки состоялись, переносов не было. Лидировали в курс-рейсе питерские гонщики Михаил Ершов и Алексей Чибизов. Третье место досталось Д. Да-виденко. молодому воспитаннику севастопольского тренера Сергея Саблина. Ершов и Чибизов выступали на досках фирмы "F2" с парусами "NEILPRYDE''. В таких гонках хорошая материальная часть определяет до 60% успеха. Но и от самого гонщика требуется полная концентрация, собранность, хорошее тактическое мышление. На мой взгляд, гонки курс-рейс по своей спортивной значимости стоят на втором месте после очень зрелищной дисциплины Wave. Ведь кроме грамотной подготовки и правильного подбора материальной части от серфингиста в гонке требуется развитое тактическое мышление, высокая техника, умение моментально перестраиваться на разные курсы. Это и делает курс-рейс более интересным, чем, например, слалом.
На четвертый день задул крепкий юго-западный ветер, который разогнал приличную волну, и у организаторов появилась возможность провести соревнования по Wave. Начало им было положено при волне 4-5 м и ветре 10-12 м/с. Такая хорошая волна — редкость для российских условий. Обычно "охотиться" за волнами приходится долго и почти невозможно заранее предсказать благоприятную для прыжков погоду — и это одна из причин, по которой Wave в России все еще в диковинку. На этот раз в соревнования было заявлено 16 человек, которых разделили на 8 пар. По правилам каждой из пар предоставлялось 8 минут для завершения своей программы (прыжки, разнообразные технические элементы, катание на волне — Waveriding). Но. к сожалению, когда дошли до финала, ветер практически иссяк. И четырем полуфиналистам (С. Шульгину, В. Куликову, А. Чибизову, М. Ершову) пришлось выяснять отношения на берегу: ребята обменялись дружескими рукопожатиями, сожалея о таком неожиданном финале, выпили по стакану прекрасного анапского вина в бане и на том разошлись.
Заключительной частью Открытого Кубка России стали соревнования по слалому. Успех в слаломе, который представляет собой прохождение змеевидной дистанции, выставленной по ветру — на наш взгляд определяется прежде всего скоростными возможностями гонщика и его материальной частью — доской и парусом. В каких-то моментах слалом видится нам сродни картингу: повороты должны быть пройдены четко и правильно рассчитаны. Закончил поворот, и — снова максимум скорости.
В дни проведения слалома с берега дул холодный северо-восточный ветер 7-9 м/с, а вот вода оставалась очень теплой — 23°С, волна при этом не превышала 0.5 м.
В слаломе, чтобы дойти до финала, гонщики должны пройти четверть- и полуфиналы. К сожалению, в этот раз удалось провести только один финал, по которому и был сделан зачет в этой дисциплине.
Основная борьба за выход в финал развернулась между М. Ершовым, А. Чибизовым, С. Шульгиным, В. Дубовым, В. Нестеренко и С. Лапниным. В финальном заезде гонщики осторожничали и волновались, поэтому немного опоздали на старт, первым к которому успел Ершов. После огибания первого знака произошло небольшое ослабление ветра до 7 м/с, что не позволило Шульгину продолжить гонку в лидирующей группе на слишком маленькой для этих условий доске «F2»-265, предназначенной для более сильного ветра. Скорый финиш не принес больших неожиданностей: 1-е место занял Ершов, 2-е — Дубов, 3-е — Чибизов.
Очень жаль, что в финале не смог участвовать гонщик из Киева Соловьев. Перед гонками у него произошла курьезная поломка: сломалась мачта ниже гика, и верхний обломок мачты под тяжестью гонщика оторвал значительный кусок доски в районе носа.