После моей последней публикации в "Катерах и яхтах" №167 за 1999 г. "На полпути к Сиднею" редакция журнала предложила сделать статью о распределении сил среди лидеров в олимпийских классах яхт и спрогнозировать развитие ситуации на Олимпийских играх-2000 в Сиднее.
Прошедшие в январе 1999 г. в Мельбурне (Австралия) сразу семь чемпионатов мира еще раз подтвердили, насколько ужесточилась борьба в олимпийском парусном спорте. Это в значительной мере определяется новой формой организации отбора будущих участников Олимпийской регаты. Если раньше любая страна могла спокойно попасть на эту регату, лишь вовремя подав заявку на участие, то теперь Международный Олимпийский комитет решил ограничить количество участников, введя для каждого вида спорта квоту. На олимпийские игры 2000 года в парусном спорте допускается 400 спортсменов, что на 40 человек меньше, чем было на регате в Саванне в 1996 г.
Согласно этому допуску Международная федерация парусного спорта (ИСАФ) определила количество экипажей в каждом из 10 классов. Отбор участников производится на трех чемпионатах мира и должен быть закончен до конца мая 2000 года. Сверх отбора ИСАФ оставил за собой право предоставления лицензии 10% участников в каждом классе. Без отборочных соревнований право участвовать в Олимпиаде получили хозяева — австралийские яхтсмены.
Уже после того, как были выверены квоты по классам, в 1998 г. достаточно неожиданно для парусной общественности в программу ОИ-2000 был добавлен одиннадцатым классом ветеран олимпийских регат "Звездный", который незадолго до этого (в ноябре 1996 г.) на сессии ИСАФ был заменен классом "49er".
Таким образом, окончательно на Олимпиаде-2000 будет представлено следующее количество экипажей в каждом классе: "Солинг" — 15; "470" (м) — 30, (ж) — 19; "Торнадо" — 15; "Лазер" — 41; "Финн" — 28; "Звездный" — 15; "Европа" — 28; "Мистраль" (м) — 36, (ж) —28; "49er" — 19.
Теперь давайте полистаем протоколы главных регат, начиная с последней Олимпиады-96, и прошедших за это время чемпионатов мира. Посмотрим, каково сегодня соотношение сил в различных классах яхт, кто в перспективе сможет претендовать на медали в олимпийской регате-2000, а также сопоставим шансы российских яхтсменов. Замечу, что автор статьи не только исследовал протоколы многочисленных регат, а также был участником многих из этих событий и мог наблюдать их перипетии вблизи.
Класс "Солинг"
По программе олимпийской регаты уже третий раз гонки в "Солинге" пройдут в два этапа. Сначала все 15 экипажей будут соревноваться вместе по формуле гонок во флоте. Затем 12 лучших (это в 2 раза больше, чем на Олимпиадах-92 и -96) разыграют медали по схеме матч-рейса.
Российские яхтсмены в этом классе с 1996 г. входят в число мировых лидеров. Именно тогда Георгий Шайдуко стал не только чемпионом мира, но и вторым на Олимпиаде-96.
В 1997 г. чемпионат мира считается не состоявшимся, поскольку из-за слабого ветра было проведено всего 4 гонки, а по регламенту регаты необходимый минимум был определен на одну больше. В 1998 г. Георгий опять становится чемпионом мира и занимает второе место на чемпионате Европы в гонках во флоте и третье — в матч-рейсе. Эти результаты позволили ему возглавить ежегодно определяемый ИСАФ официальный мировой рейтинг в классе. В "Солинге" российские яхтсмены уже завоевали лицензию на участие в ОИ-2000 с первой попытки.
К сожалению, на последнем чемпионате мира-99 (в дальнейшем ЧМ) в Австралии Г.Шайдуко был всего лишь 17-м, что отчасти объясняется недостаточной подготовкой к чемпионату и сложностями во взаимоотношениях с экипажем, но, несомненно, он остается здесь признанным лидером. Кроме него на медали в Сиднее в 2000 году реально могут претендовать еще несколько экипажей. Это прежде всего спортсмен из Германии Йохан Шуман (второй на ЧМ-99), сильнейший яхтсмен мира последнего двадцатилетия. Свою первую золотую олимпийскую медаль он завоевал еще в 1976 г. в классе "Финн", а после этого еще дважды становился чемпионом Олимпийских игр в классе "Солинг", многократно побеждал в чемпионатах мира и Европы.
Сильное впечатление произвел экипаж из Дании с рулевым Стигом Вестергардом (который ранее уже был чемпионом мира в классе "Финн"), победивший со значительным преимуществом на ЧМ-99. Все его приходы на чемпионате в зачетных гонках были в первой десятке. Следует заметить, что в этом классе сегодня выступает немало бывших "финнистов", которые с возрастом переходят в "Солинг". К ним относится и украинский гонщик Сергей Пичугин, чемпион Европы-98, занимающий по итогам 1998 г. вторую строчку в рейтинге ИСАФ.
Вот и в нашем экипаже произошло подобное событие. Известный "финнист" Олег Хоперский сменил амплуа и перешел в экипаж к Г. Шайдуко. Надеемся, что это к добру.
Сильные гонщики, которые реально могут претендовать на медали в Сиднее-2000, представляют Швецию, Францию и Англию. Следует учитывать и экипаж хозяев-австралийцев, занявших на последнем ЧМ-99 6-е место с двумя первыми приходами. К тому же они наверняка лучше других знают все тонкости будущей олимпийской акватории, кстати, чрезвычайно сложной для гонок.
Класс "470" (мужчины)
В этом классе два последних чемпионата мира выигрывают экипажи, представляющие родину этого швертбота: французы Г.Филипп (1998 г.) и Б.Петит (1999 г.), что подчеркивает хорошие шансы этой страны в будущем. Дважды в тройке (третий в 1998 г. и второй в 1999 г.) был экипаж Й. Молунда из Швеции. Неплохо смотрится К.Томаз из Словении, который в течение трех последних лет находит свое место среди ведущих экипажей. Несколько сдали позиции чемпион мира-97 из Финляндии П. Лескинен и победитель Олимпиады-96 украинец Е. Браславец, хотя он и остается лидером по рейтингу ИСАФ за 1998 г. Кроме них —а в этом классе минимум два десятка экипажей очень близки по уровню мастерства — хорошие шансы на медали 2000 г. имеют представители Португалии, Греции и приятно удививший специалистов молодой польский экипаж (3-е место на ЧМ-99).
Лучший российский экипаж Д. Березкин — Е. Бурматнов отобрался на Олимпиаду с первой попытки, заняв на ЧМ-98 восьмое место. Этот экипаж стабильно занимает высокие места на международных регатах (пятое на ОИ-96, четвертое — на ЧМ-97, шестое на чемпионате ИСАФ-98), однако в последний год имел некоторую тенденцию к снижению результативности. Если в 1997 г. Д. Березкин был шестым в рейтинге ИСАФ, то в 1998 уже девятым. Из-за недостаточного финансирования подготовки он не смог принять участие в ЧМ-99.
Кроме этого экипажа в России ведут подготовку еще два более молодых экипажа (рулевые А.Кирилюк и В.Стаценко), имеющие хорошую международную практику и входящие в рейтинг ИСАФ.
Класс "470" (женщины)
Здесь признанный лидер — украинский экипаж Руслана Таран и Алена Пахольчик, победители трех последних чемпионатов мира. Однако победу в прошедших двух они буквально вырывали на финише последней гонки у экипажа из Дании с рулевой Сусан Вард. В итоге на ЧМ-98 у них оказалось равное количество очков, а на ЧМ-99 Руслана имела преимущество в одно очко. Очень равные по силам экипажи, однако небольшое преимущество в сильный ветер имеют датчанки. Борьба за лидерство между ними наверняка будет продолжена. Наиболее близко к ним по мастерству стоят экипажи из Германии, Италии и Испании.
Наш лучший экипаж с рулевой А.Басалкиной уже два года останавливается буквально в шаге от заветной черты, отделяющей будущих участников Олимпиады от претенденток. Сейчас осталась последняя возможность реализовать мечту — выполнить норматив на чемпионате мира в мае 2000 г., который пройдет на озере Балатон (Венгрия). По уровню технического мастерства А.Басалкина близка к лидерам (12 место по рейтингу ИСАФ), но ей придется много поработать — прежде всего, над своими нервами — и решить проблему совместимости с очередной шкотовой.
Заметим, что в России появился еще один достаточно сильный экипаж с рулевой В.Кратчун (13 место в рейтинге ИСАФ), сменивший украинскую прописку на российскую. На последнем ЧМ-99 у этого экипажа было три (!) первых прихода в слабый ветер. Однако девушками придется решить две достаточно сложные проблемы: научиться так же хорошо выступать в более сильный ветер и получить юридическое право представлять Россию на Олимпийских играх-2000.
Класс "Торнадо"
Последний чемпионат мира, состоявшийся в ноябре 1998 г. в Бразилии, уверенно выиграл с четырьмя первыми приходами Даррен Бундок из Австралии, который совсем недвусмысленно наклеил на своем парусе номер 2000. Второе место занял один из основных претендентов на олимпийскую медаль немец Роланд Габлер, практически не опускающийся ниже призовых мест на всех регатах. Он занимает вторую строчку в рейтинге ИСАФ за 1998 г. Достойными претендентами на медали в Сиднее-2000 являются также яхтсмены Франции, имеющие несколько сильных экипажей в этом классе и самый высокий рейтинг ИСАФ за 1998 г., а также яхтсмены Испании и. возможно, Австрии.
Вообще, в этом классе четко очерчена группа лидеров, от регаты к регате разыгрывающая между собой верхние строчки финишного протокола. Приятно, что и российский экипаж из Тольятти К. Емельянов — А. Янин входят в эту элиту. Они были шестыми на открытом чемпионате Европы-98 с участием всех сильнейших, седьмыми по рейтингу ИСАФ. К сожалению, два фактора пока не позволяют этому несомненно одаренному дуэту подняться выше. Во-первых, в последний год недостаточное финансовое обеспечение определенно снизило качество используемой материальной части, что приводило к авариям в самые напряженные моменты гонок. Во-вторых, международный календарь в "Торнадо" построен так, что прошедшие два чемпионата мира проводились в неудобное для нас время (в ноябре) на далеких Бермудских островах (ЧМ-97) и в Бразилии (ЧМ-98), что вынуждало с большими проблемами практически без подготовки стартовать в этих ответственных гонках. Надеемся, что на ЧМ-99, который состоится в июле (Дания), россияне завоюют путевку в Сидней.
Класс "Звездный"
В последнее время олимпийская судьба этого класса дважды кардинально менялась. В 1996 году его довольно неожиданно вывели из программы Олимпийских игр, а через два года так же неожиданно вернули. Естественно, после ухода из олимпийской семьи общественный интерес к этому классу резко падает, поэтому мы мало что знали о процессах в старейшей международной ассоциации до чемпионата мира 1998 г., прошедшего в сентябре в Словении. Анализ результатов этого чемпионата показывает, что расклад сил после Олимпиады-96 изменился мало. Так, чемпионом мира-96 стал экипаж с рулевым Бишелом Колином (Австралия), а второе место с разницей лишь в 1 очко занял экипаж Торбена Граела (Бразилия). Первый из них был третьим на Олимпиаде-96, а второй — чемпион этой Олимпиады. Бронзовым призером ЧМ-98 стал экипаж из Германии, четвертыми — шведы. На удивление слабо выступили гонщики из США (10 место), традиционно сильные в этом классе. Однако, просматривая рейтинг ИСАФ, составленный по результатам шести лучших регат 1998 года, видим, что американцы уверенно занимают лидирующее положение (первое, третье и четвертое места). Также массовостью здесь "давят" яхтсмены Германии (второе, шестое, седьмое и восьмое места). Заметим. что именно представители США и Германии приложили основные усилия по возвращению "Звездника" на олимпийский небосклон. Интересная деталь — среди рулевых в этом классе также можно встретить много бывших "финнистов". Чемпион Олимпиады-92 в "Финне" испанец Ван Дер Плоег был шестым на ЧМ-98. Наверняка здесь предстоят бурные баталии даже за возможность попасть на Олимпийскую регату. Таких попыток осталось две.
К сожалению, представителей России пока не было на отборе, да и надежд на благоприятный исход для нас немного. Многолетний лидер Виктор Соловьев из С.-Петербурга значительно отстает по возможностям подготовки. В последнее время зародилась некоторая надежда, связанная с активными планами энтузиаста этого класса вице-президента Санкт-Петербургского парусного союза Владимира Логинова.
Класс "Лазер"
Наиболее массовый класс, который будет участвовать на Олимпийской регате наибольшим количеством яхт — 41.
Возглавляет список лучших "лазеристов" в рейтинге ИСАФ чемпион мира-95 англичанин Бен Айнсли. Олимпийский чемпион-96 бразилец Роберт Шейдт близок к нему по мастерству. По всей видимости, именно они и будут главными претендентами на победу в 2000 г. Реальную конкуренцию этим спортсменам могут составить представители Швеции, Австралии и Финляндии.
Наши возможности здесь, так же, как и в предыдущее четырехлетие, не очень велики. Хотя россиянин Владимир Крутских со второй попытки и завоевал путевку на Олимпиаду-2000, однако его результат (53 место на ЧМ-99) особого оптимизма не внушает, так же как и результаты на других регатах. Представителя России нет даже в списке 50 лучших гонщиков за 1998 г. по рейтингу ИСАФ. В этом классе в оставшееся время необходимо значительно интенсифицировать подготовку, выйти на более высокий качественный уровень, иначе вопрос об участии россиянина в Олимпийской регате может значительно осложниться.
Класс "Финн"
Победив на последнем ЧМ-99, швед Фредерик Лооф опять громко заявил о своих претензиях на лидерство в классе. Этот очень опытный гонщик, одержавший ранее немало побед, в том числе и на чемпионате мира, но еще не имеющий Олимпийской медали, может реально на нее претендовать. Молодые гонщики, ворвавшиеся в последнее время в элиту класса "Финн": поляк Матеуш Кушниревич (ставший чемпионом Олимпиады-96 в 21 год) и бельгиец Себастьян Годфруа (возглавляющий список рейтинга ИСАФ) — наиболее вероятные претенденты на пьедестал Олимпиады. Конкуренцию им могут составить резко прибавивший в последнее время Ян Перси из Англии (имевший наибольшее число побед — три — на ЧМ-99 и третий призер Чемпионата Европы-96), а также представители Чехии, Франции и Германии.
Наш ветеран Олег Хоперский, к сожалению, последние годы своих поклонников не радовал (на ЧМ-99 он занял 36 место), и уход его из класса (шкотовым в экипаж "Солинга" к Г. Шайдуко) открывает перспективу молодым российским "финнистам". Надо использовать последнюю попытку для отбора на Олимпиаду-2000. Вспомним, что наибольшего олимпийского успеха наши яхтсмены добивались именно в этом классе: А. Чучелов, В. Манкин, В. Потапов, А. Балашов (дважды).
Кпасс "Европа"
Это будет третья Олимпиада для этого класса. Обычно лучших результатов на большинстве регат добиваются спортсменки, проживающие в северных странах Европы. Чемпионкой мира-99 стала гонщица из Голландии Маргрет Матьес, серебряный призер Олимпиады-96. В рейтинге ИСАФ-98 голландка занимает вторую строчку, немного проигрывая другой своей соотечественнице Каролин Броувер. Второй на ЧМ-99 достаточно неожиданно стала австралийка Мелани Деннисон, стоящая в рейтинге ИСАФ-98 всего лишь на 16-м месте. Третьей стала англичанка Ширлей Робертсон (четвертая на Олимпиаде-96). Конкуренцию этим лидерам могут составить спортсменки из Дании, Германии и, возможно, Финляндии.
Наши шансы попасть на Олимпиаду здесь ничтожны. Лидирующая в России Т. Веселова так и не смогла продвинуться на международной арене (седьмая десятка на ЧМ-98. не попадает в число лучших 50 спортсменок по рейтингу ИСАФ). Сейчас организовалась группа молодых яхтсменок, которые при упорной, целенаправленной подготовке могут рассчитывать на продвижение в мировом рейтинге, но, видимо, с расчетом уже на следующую Олимпиаду-2004.
Класс "Мистраль" (мужчины)
Сравнивая результаты Олимпиады-96, последнего ЧМ-98, состоявшегося в Бресте (Франция), и рейтинг ИСАФ, легко убедиться, что лидеры за эти годы удержали свои позиции. Чемпион мира-98, победивший с большим преимуществом, новозеландец Аагон Макинтош был четвертым на Олимпиаде-96 и такое же место занимает в рейтинге. Представитель Израиля Амит Инбар — второй на ЧМ-98, третий по рейтингу. Третьим на Олимпиаде-96 был тоже израильтянин — Гел Фридман. Лидер рейтинга португалец Жоао Родригес стал третьим на ЧМ-98. Кстати, он наиболее продвинулся после Олимпиады (7 место). Несколько сдал свои позиции лидер предыдущего четырехлетия чемпион Олимпийских игр-96 грек Николос Какламанакис (четвертый в ЧМ-98 и всего десятый в рейтинге ИСАФ). Добавив в эту компанию представителя Аргентины Карлоса Эспиньонлу, получим коллектив, который, вероятно, и разыграет пьедестал в 2000 году.
Представители России в этом классе после провального выступления на Олимпиаде-96 (31-е место В. Моисеева) как-то совсем сникли и практически выключились из борьбы за путевку на Олимпиаду.
Класс "Мистраль" (женщины)
Здесь также в основном сохраняется "статус кво" после Олим-пиады-96. Два лидера — Барбара Кендалл (Новая Зеландия) и Лей Шан Ли (Гонконг) явно опережают остальных конкуренток. Первая уверенно выиграла ЧМ-98, стала третьей по рейтингу ИСАФ-98, на Олимпиаде-96 была второй.
Лей Шан Ли, чемпионка Олимпиады-96, возглавляет рейтинг ИСАФ и стала второй на ЧМ-96. Сохранила свои позиции и итальянка Алессандра Сенсини, вплотную стоящая за лидерами. Конкуренцию им смогут составить спортсменки Франции и Австралии.
О позиции российских "досочниц" говорить практически нечего. Единственная спортсменка Ольга Малышева из Сочи уже несколько лет в одиночестве сражается с нашими мужчинами на чемпионатах России, подтверждая тезис, что "одна ласточка весны не делает".
Класс "49"
Новый класс, получивший олимпийский статус после конкурсного отбора в 1996 году. В момент утверждения в мире было не более 100 таких яхт. Олимпийский бум продвинул его, и сегодня многие страны имеют "49" в нескольких экземплярах. Однако в России так и не смогли познакомиться с этой чрезвычайно оригинальной конструкцией, поскольку назвать ее лодкой как-то неудобно.
Последний ЧМ-99 в Австралии подтвердил приоритет этой страны, уже много лет развивающей подобные парусные конструкции. В первой шестерке было четыре (!) представителя хозяев, соответственно 1, 2, 4 и 6 места. Разбавить их смогли американцы (3 место) и итальянцы (5 место). С позиции сегодняшнего дня возможную конкуренцию им могут составить спортсмены из Франции, Германии и Англии.
Вопреки предсказаниям и рекламным заверениям о том, что это будет недорогой класс, эксплуатация таких конструкций стала достаточно накладной из-за частых поломок рангоута и разрыва парусов, да вдобавок оказалась и травмоопасной. К примеру, известные по сборной команде СССР яхтсмены из Эстонии братья Тынисте, двукратные призеры Олимпийских игр в классе "470", после многих попыток освоить этот класс отказались от затеи, заявив, что для этого необходимо слишком много денег.
Таким образом, мы проанализировали ситуацию среди сегодняшних лидеров во всех одиннадцати классах Олимпийской программы. Конечно, за два сезона, оставшихся до начала Олимпийской регаты, произойдут какие-то перестановки. Парусный спорт стал во многих странах профессиональным, круглогодичным, с большим объемом подготовки, и основные секреты этой подготовки сегодня известны многим, что определяет высокий уровень конкуренции, когда в каждом классе есть 15-20 очень быстрых экипажей. Даже попасть на Олимпийские игры стало не простой задачей, при этом на первый план выходят такие факторы, как финансовое обеспечение подготовки, уровень ее организации и поиск нюансов в достижении максимальной скорости яхты. Сюда же отнесем и психологическую подготовку экипажей. Те, кто сможет в наибольшей степени реализовать эти компоненты для достижения победы, и окажется на пьедестале почета последней Олимпиады второго тысячелетия. Надеемся, что среди них будут и наши спортсмены.