Многокорпусники не раз проходили дистанцию этих традиционных гонок и раньше, но всегда шли вне зачета. Джентльмены из Королевского Океанского клуба никогда бы и не допустили к своим едва ли не самым престижным гонкам "наглых уродцев", если бы не их блестящие рекорды и победы на океанских трассах. Не замечать достижения таких французских "60-футовиков", как "Фуджи Колор" или "Примагаз" стало уже неприлично.
Гонки на дистанции протяженностью 610 миль — из Кауса до Фастнетского маяка в Атлантике и обратно к берегам Англии с финишем в Плимуте — проводятся раз в два года. Они завершают спортивный праздник "Неделя Кауса" и являются определяющим этапом в розыгрыше Адмиральского кубка1.
Гонка пугает своей обычной массовостью — в некоторые годы на старт выкатывалось до 400 яхт! Естественно, что несмотря на 2-мильную стартовую линию, старт приходится давать раздельно. На этот раз, в "Фастнет Рейс 97", в которой мы впервые принимаем участие, стартовых групп — восемь!
9 августа. Первым в субботу в 13.30 на дистанцию ушел 3-й класс. Затем, с интервалом в 10 мин, — 2-й и 1-й классы 4 в 12.00 — "Макси" (в том числе и "Глобал инициатив" с русским экипажем). Потом старт несколько раз откладывали, так что "Длинные многокорпусники" (60-футовики) смогли стартовать только в 16.30.
Суматошно, с кучей вертолетов и катеров на привязи, в 16.50 приняли старт уитбредовские "W60". И только последними, замыкая всю "кавалькаду", ушли на дистанцию "Короткие многокорпусники" (наш класс!), куда веселые англичане запихнули все многокорпусные яхты короче 18 м. Таким образом в одной компании оказались и 50-футовый супер-три "Нутка", и гоночные "40-футовики", и круизные катамараны серии "Банши", и серийные 10-метровые складные "Драгонфлаи", и наш "кат" — самая маленькая яхточка из всего флота "Фастнет-97".
Время на финише считалось при том для всех стартовых групп общим. Почему именно наш класс должен был давать "фору" всем остальным? — не знаю, но поначалу это льстило.
Покаюсь, первую ошибку мы совершили еще до старта, так как невнимательно изучили гоночную инструкцию. Когда мы уже заняли выгодную позицию у наветренного знака и начали отсчет, к нам подлетел на катере судья и сообщил, что мы "не прошли регистрационные ворота". С выстрелом пушки наш "кат", поставив "фирменный" спинакер, рванул в противоположную от дистанции сторону, сорвав аплодисменты толпы джентльменов на берегу. Мы "оттянулись" довольно далеко от старта, идя против бурного 4-узлового отливного течения, прошли злополучные "ворота" и уже после всего этого стартовали, дав остальным еще 40 минут форы (знай наших!)...
Ветер к вечеру стал стихать, но на выходе из пролива Те-Солент мы уже увидели впереди лавирующих соперников, а на подходе к мысу Стар Пойнт даже обошли нескольких конкурентов (и среди них оба катамарана "Банши").
Течение еще было попутным, и тут я совершил свою вторую ошибку — решил поспать "про запас". Перед сном вахтенному строго-настрого наказал держаться как можно ближе к берегу и, когда течение изменится на встречное, а ветра не будет, становиться на якорь. Всю ночь ребята громыхали лебедками и хлопали парусами, вода журчала за бортом, а я сладко спал.
Утром, после обсервации, оказалось, что мы на 5 миль "уехали" назад, в то время как все отстоялись на якорях под берегом. Зато, нет худа без добра, в 5 утра попутное течение подхватило нас первыми: журча, крутя и пенясь, оно понесло "Ивана" вдоль спящего флота, давая шанс в этих "канализационных" гонках.
В 9.30 подуло от NO, и мы весело побежали, обгоняя яхту за яхтой, независимо от их размера и стоимости, как это и положено порядочному катамарану.
10 августа. Весь день мы "ехали" под спинакером вдоль бесконечной вереницы яхт, огибая мыс за мысом. В огибании мысов и заключается главная хитрость плавания у английских берегов. Течение у них достигает 7 узлов и образует сулои — бешеные беспорядочные волны и водовороты. Приходится или огибать их, уходя далеко в море, или проползать под самым берегом, что требует хороших карт, надежной GPS и железных нервов. Все это у нас, слава богу, имелось.
Своих основных конкурентов — катамараны "Банши" и тримараны "Драгонфлай" — мы уже обогнали (причем дважды; см. ошибку №2) и теперь старались "скушать" как можно больше вымпелов из "адмиральских" классов. Особенно забавно это выглядело ночью. Вот мы настигаем очередной гакабортный огонек — на яхте волнуются: начинают светить в свои паруса и усиленно работать с ними. Неумолимо приближаемся. Они начинают лювинговать и уводить нас на ветер, а мы резко уваливаемся и проносимся сподветра — теперь они светят нам в борт и на паруса, мы слышим у себя за кормой стоны и зубовный скрежет.
11 августа. В 5.00 обогнули последний мыс, который так и называется Лендс-Энд — Конец земли. Впереди 150 миль открытой Атлантики и одинокая скала с маяком, которую нужно обогнуть левым бортом. Ветер отошел на S и посвежел до 5 баллов. Временами моросит дождь. На попутной волне катамаран разгонялся до 19 узлов, и наш асимметричный спинакер (спанкер) то и дело "захлопывался". Резкий прирост вымпельного ветра — специфика многокорпусников. Мы с готовностью поменяли спанкер на майларовый дрифтер замысловатого радиального покроя, который прекрасно стоял и на попутных, и на острых курсах. А вот у наших килевых соседей начались неприятности — брочинг. Яхты теперь попадались все больше крупные и знаменитые, мы обходили их, почтительно сторонясь и бормоча: "просим прошения, весьма сожалеем..."
К ночи еще посвежело. Волнение стало беспорядочным — это приходили отраженные волны от Ирландии и из Бристольского залива. От носов "Ивана" при каждом разгоне поднимались высокие фонтаны. Вместе с Сергеем Пульковым. приглашенным "торнадовским" гонщиком, мы решили: если носы зароются по первую балку — смайнаем дрифтер. Но "Иван" уверенно догонял и проскакивал очередную волну. Нагрузки на рулях не росли, хотя лаг иногда заскакивал за цифру 20. Чтобы не идти "фордаком", то и дело крутим повороты, что требует определенной сноровки. К тому же, нужно беречь наши профилированные сквозные латы для предстоящей жесткой лавировки.
23.20. Подошли к маяку Фастнет-Рок. Как написано в инструкции. выходим на связь с судьями: так, мол, и так — русские идут... И слышим, что вместе с нами маяк огибает толпа "адмиральских" знаменитостей: шведская "Мамм-а-мия", американская "Джеймсон", английская "Крусейдер"...
Мы обогнули маяк 63-ми, тогда как стартовали абсолютно последними. Это значит, что за двое суток "Иван" обошел 189 яхт!
После поворота "катамаранный ход" кончился, началась сплошная лавировка под зарифленными парусами на короткой крутой волне. Что может быть отвратительнее? Скорость выхода на ветер упала до 4 узлов. В корпусах стоит нестерпимый грохот, в носовых отсеках вообще невозможно находиться — можно получить контузию. Но я упорно разгонялся после каждого гребня и беречь "Ивана" не собирался — ходовые испытания продолжались! Паша Ткачев — наш "бортинженер" — так и провел всю ночь на палубе, прислушиваясь и присматриваясь к работе конструкций. Впрочем, темень была — хоть глаз выколи.
В 10 милях от маяка судьи поставили "оттяжной" знак. К нему и потянулась вереница огоньков. А вот после знака море погрузилось в кромешную тьму: вероятно, все сразу же гасили огни (ну прямо, как у нас на Онеге). Мы тоже выключили ходовые, чтобы сберечь аккумулятор.
Вот навстречу летит под спинакером яхта. Расходимся правыми бортами в полуметре. Приветливо машу шкиперу рукой: "Хелло!"
— "Огни нужно нести,... твою мать!" — орет джентльмен.
— "Сори!" — отвечаю, а сам понимаю, что "влип". Наш друг — рейс-секретарь Грем Хатчинз — специально предупреждал нас: будьте предельно вежливы на дистанции, в этих гонках вы пока что на птичьих правах...
12 августа. К утру волнение стало более регулярным, хотя высота волн выросла до 6 м — пошел океанский накат. На пологой атлантической волне мы разогнались до 7 узлов и перестали пропускать "килевики".
Новая напасть: начал садиться аккумулятор. 80 ампер-часов оказалось явно недостаточно для таких гонок. Много "ела" наша стационарная GPS "Апелька". Пришлось перейти на ручной "Магеллан", но он постоянно терял спутники и вообще почему-то оказался прибором несерьезным. Он сыграл со мной злую шутку. В "Магеллане" есть функция — скорость выхода на ветер. Я так увлекся ею, что совсем потерял ход и остановился, хотя прибор показывал при этом "максимальную шустрость". Потом мы разгадали секрет — нужно очень внимательно отличать галс от контргалса.
13 августа. В 7.00 обогнули маяк Бишоп-Рок. Теперь — финишная прямая. Ветер отошел, ставим спанкер. На чистом фордевинде пришлось опять идти в лавировку. что у нас получается хорошо, и мы отыгрываем обратно еще несколько крупных "килевок".
Финишируем в Плимуте спокойным живописным вечером, причем сразу после нашего финиша дают грандиозный фейерверк. Все это снимал с берега наш оператор, и я надеюсь, что когда-нибудь вы увидите наш финиш по телевизору.
Салют отгремел к полуночи, а яхты продолжали финишировать еще двое суток.
Результаты
Первыми дистанцию пробежали 18-метроиые "супер-три": "Примагаз" прошел ее за 46 часов 04 минуты; "Фуджиколор" финишировал через 10 минут, а "Банк Популер" — через 3 часа 54 минуты, ближайший килевой соперник — гигантская 25-метровая "Эрикссон-80" под названием "БИЛ" финишировала спустя 14 часов!
В нашем классе оказался быстрейшим 16-метровый тримаран "Нутка" (70 часов), но огромный гоночный балл отбросил ого на последнее место. Наш результат — 100 часов 1 минута. В общем зачете мы финишировали 87-ми. Жесткая лавировка после Фастнета обошлась нам в 24 пропущенных "вымпела", но финишный створ мы пересекли в почетном окружении яхт 1 класса. Наш непосредственный соперник — "Драгонфлай" прошел дистанцию за 113 часов 25 мин, но по гандикапу нас "скушал" — нам не хватило тех самых 40 минут "форы" 11-метровые катамараны "Хасти леди" и "Блэклэш" прошли дистанцию за 120.27 и 124.47 соответственно.
С нашим гоночным баллом мы сейчас разбираемся, и у нас накопилось много вполне закономерных вопросов к джентльменам из RORC. В целом своим "Иваном" я остался доволен. Никаких серьезных поломок за всю гонку не было Конечно, не гоже нам, крейсеристам-строителям, ходить на такие гонки без опытных рулевых. Нужно приглашать "гоночную молодежь"!
Надо еще сказать, что Фастнет — не самая удобная гонка для маленьких многокорпусников погодные условия вокруг маяка гнусные, волновой режим отвратительный. Тем ценнее приобретенный опыт.
Примечания
1. В серию гонок на Адмиральский кубок — Шампань Мумм обычно сходят пять проводимых RORC одно за другим отдельных соревнований. Гонка Фастнет — заключительная и самая главная, ее результат засчитывается с коэффициентом 4.