Остров Уайт, расположенный на юге Англии, пожалуй, излишне представлять нашим постоянным читателям. Для англичан это то же самое, что для нас Кронштадт. В течение столетий о-в Уайт надежно прикрывал входы в Портсмут (главную базу флота метрополии) и Саутгемптон (крупнейший порт и судостроительный центр). Здешний Спитхейдский рейд служил и служит ареной важнейших морских церемониалов. (Сюда в июне 1953 г. на парад в честь коронации Королевы Елизаветы приходил крейсер "Свердлов"). Но это еще и сама история яхтинга. Именно здесь в далеком 1851 г. был дан старт знаменитой гонки вокруг острова Уайт, положившей начало Кубку Америки: американская шхуна "Америка" вчистую обыграла тогда 17 самых быстроходных английских яхт. Гонки в проливах Солент и Ла-Манш (по английски — Ченнэл), старейшие в Европе парусные центры в Саутгемптоне, Портсмуте, Каусе, богатейшие традиции проведения международных регат и морских фестивалей — все это принесло острову Уайт все/лирную известность, а Каусу — городу, расположенному на его северном побережье - заслуженную славу одной из признанных столиц мирового парусного спорта Начиная с 1826 г. здесь регулярно проводится многодневный парусный фестиваль, ныне известный как Неделя Кауса. В какой-то мере это аналог Кильской парусной недели, о которой не раз рассказывалось в "КиЯ" (см. например. №136). По числу вымпелов Кильская неделя выглядит даже представительнее, однако там гоняются в основном легкие яхты и швертботы не крупнее олимпийских "Солингов" и "Звездников" Теперь предлагаем рассказ о Cowes Week.
Название английского городка Каус, который расположен на северном побережье легендарного острова Уайт, и о событиях, происходящих в котором, пойдет дальше речь, на русский язык переводится незатейливо — коровы. Туристам об этом напоминают многочисленные сувениры и соответствующие названию изображения: на футболках и кепках — всюду улыбающиеся коровьи морды и подписи типа "Totally mad", что означает "полностью сумасшедший", а также "слегка бешеный" или "начинаю терять рассудок" — по усмотрению покупателя. После нашумевшей истории с бешеными английскими коровами эти надписи становятся более чем двусмысленными. Впрочем, тема сумасшествия в дни проведения знаменитой Каусской парусной недели (Cowes week) становится актуальной и по другой причине. У тех, кто раньше никогда не видел этого зрелища, говоря современным языком, «крыша едет»: глаза разбегаются в попытке охватить взглядом не просто огромное, а невообразимое количество больших и маленьких посудин — яхт, лодок, катеров, стоящих на якорях, ошвартованных возле причалов и на бочках прямо на рейде, снующих туда-сюда. Голова идет кругом от всего этого изобилия и яркого разнообразия. В момент осознания грандиозности происходящего вокруг действа на лицах истинных ценителей морской романтики появляется глупая улыбка абсолютного блаженства.
Totally mad — так можно сказать практически о каждом, кто приехал побеждать или просто участвовать в гонках, сопровождать регату на своей яхте или наблюдать с берега, наслаждаясь невероятной, невозможной в другом месте и в другое время картиной, имя которой "Каус Уик".
При всей своей предсказуемости в хорошем смысле, при всем строгом следовании традициям, имеющим вековую историю (о становлении знаменитой английской регаты читайте в статье «Русские идут», "КиЯ" №160), при всей отлаженности процедур и ритуалов, практически каждый год Каусская неделя преподносит участникам, зрителям и почитателям что-нибудь новенькое и обладает, как говорится, изюминкой. К примеру, такой особенностью в 1996 году стало официальное участие в регате "Макси"-яхт, а также последнее, прощальное появление на "Каус Уик" королевской яхты "Британия". Соревнования 1997 года принесли еще больше сюрпризов: собрали интереснейший по составу флот участников и приглашенных гостей, прошли бок о бок с крайне привлекательным и для зрителей, и для прессы Адмиральским кубком", и наконец, прославились необычными для Каусской недели погодными условиями.
Начнем с того, что вместо ушедшей со сцены британской истории королевской яхты и во временное отсутствие достойной ее замены, домом для Его Королевского Высочества Принца Филиппа герцога Эдинбургского (мужа Королевы) служила роскошная моторная яхта "Talitha G". Слово "роскошная" по отношению к этому 79-метровому 1400-тонному судну, построенному лет семьдесят назад, но недавно кардинально модернизированному (дизайн И. Банненберга), во всех английских печатных изданиях употреблялось не просто как определение, но как неотъемлемый элемент названия, такой же обязательный по протоколу, как и само присутствие принца на подобном по масштабу и значимости мероприятии. Естественно, покой и безопасность высочайшей персоны были обеспечены с должной весомостью — в нескольких кабельтовых от "роскошной яхты" стальной громадой возвышался над водой корабль охраны "Манчестер" — эскадренный миноносец Ее Величества (а в Британии, как вы помните, вообще весь военно-морской флот именуется флотом Ее Величества). Этот старенький эсминец приглядывал заодно и за стоявшей неподалеку норвежской королевской яхтой "Норвегия", на борту которой находились высокие особы королевских кровей из этой скандинавской страны.
Весь официоз, торжественность и праздничная помпа, с которыми обставляются появления коронованных особ на публике, являются не более чем данью уважения к английским традициям, бережно и любовно охраняемым всеми добропорядочными гражданами этой без преувеличения великой островной державы. В ежедневной жизни все происходит гораздо более прозаично, что называется, запросто. Тот же Принц Филипп в молодые годы активно занимался парусным спортом и не раз гонялся именно здесь — в проливе Солеит во время предыдущих Каусских недель. Там же, в Каусе, и сейчас находится его яхта "Каус Лип" класса "Флайинг фифтин", которая благодаря известности своего рулевого считается самой популярной из всех более чем 3 600 яхт этого класса, разбросанных ныне по Соединенному Королевству. В 97-м году уже Принц Майкл "отметился" на регате, участвуя а гонках на небольшой яхте класса "Даринг". И вполне естественно, что в обязательных после таких соревнований пирушках принцы участвуют на равных с остальными яхтсменами. И пьют пиво, и веселятся, славя парусный спорт и море во всех его проявлениях, как это принято у многих и как было это всегда в Старой Доброй Англии.
Сегодня, когда отношение англичан к монархии уже не столь однозначно, их чувства, выражаемые в адрес собственно королевского семейства, носят по-прежнему исключительно теплый, дружеский характер. Во всяком случае, так было на этот раз в Каусе — в День рождения матери ныне правящей королевы: 4 августа ровеснице века стукнуло девяносто семь лет, что было отмечено утренним салютом из пушек с территории Королевской Парусной Эскадры, массовым гуляньем, весельем днем и. как водится, обильным возлиянием вечером. Впрочем, хватит о троне, поговорим о яхтах.
Яхт, как мы уже отметили, много, очень много. И это не преувеличение — в тридцати классах ( против 29 в 1996 году и 27 в 95-м) выступали около 900 различных яхт. Для сравнения: популярная скандинавская регата "Готланд рунд" собирает около 200 вымпелов, и по всем меркам это считается высоким уровнем. Так что те, кто называет Каус парусной столицей мира, не так уж далеки от истины. Конечно, львиную долю флота, пришедшего сюда, составляют, как правило, английские яхты национальных классов. Но, поверьте, нет недостатка здесь и в иностранных лодках. Можно увидеть много заморских крупных яхт крейсерских классов, мореходности которых хватило, чтобы преодолеть расстояние в несколько сот морских миль и дойти до Англии из Голландии, Франции, Швеции и других стран. В Каусе практически весь парусный флот швартуется к бочкам на рейде — в устье реки Медина, за небольшим исключением тех. кому удается прорваться к причалам и без того переполненных марин, что здесь в эти дни не принято. Сами яхтсмены живут на берегу в гостиницах и коттеджах, существенно пополняя городскую казну, до лодок же можно легко добраться на водных такси, которые числом около полутора десятков беспрестанно курсируют между берегом и местами швартовки яхт, в дни регаты — бесплатно, в остальное время — за два фунта за рейс.
Наибольшим вниманием публики, фотографов и журналистов. конечно, пользуются самые большие яхты, и "Макси" — среди них. В 97-м году, как и за одно лето до этого, цвета Британского флага в классе "Макси" защищали две весьма заслуженные яхты — "Лонгобарда" и ’Максима". "Лонгобарда" получила поддержку со стороны главного спонсора всей Каусской недели - фирмы "Skandia Life", и борт ее во время регаты украшала соответствующая реклама. К слову, повезло с финансированием не одной только "Лонгобарде". Другой спонсор регаты — производители виски "Glenfiddich" вписали свое имя в название целого класса яхт и даже выставили на гонки свою фирменную лодку. Наконец, наш соперник в классе Encsson'80 швейцарская яхта "Астероид 992" успела связать себя финансовыми узами с виноделами из Австралии, которые участием в "Каус Уик" прокладывают дорогу на английский рынок. И вот после соответствующего сделке переименования уже не "Астероид", а "Якобс Крик" стремительно летела по дистанции, принося очки австралийской команде и славу красному и белому вину из той далекой и загадочной страны, где живут кенгуру.
В Каусе и наша яхта, ранее известная как "Рашн Тим", начала выступления под новым названием "Глобальная инициатива" («Global Initiative»), включившись в перспективный общероссийский проект участия нашей страны в международной юбилейной выставке в Лиссабоне.
Что же представляет из себя морская, гоночная составляющая парусной недели в Каусе? Прежде всего, соревнования проводятся внутри различных классов или групп яхт. среди которых такие известные международные классы, как "Мелжес 24" ( в 97-м году — Glenfiddich Melges 24), "Флайинг Фифтин", "Дракон" и др. — всего, повторюсь, было 30 классов, в том числе "Макси", где выступали и мы. В течение календарной недели каждый день с воскресенья по субботу проводятся гонки: начиная где-то с половины одиннадцатого утра, с интервалом в пять минут даются старты по очереди всем классам, каждый из которых получает на эту гонку свою дистанцию. Ежедневно же происходит награждение победителей — в соответствии с регламентом на каждый день соревнований утверждены призы практически в каждом классе. Таких вот трофеев за все неделю набирается около двухсот! Кстати, в этом году установлен и новый рекорд — за восемь дней регаты с террасы Королевской Парусной Эскадры для участников каусской недели было дано 200 стартов! Поясним, что Королевская Парусная Эскадра - один из самых старых и известных яхт-клубов мира, расположенный в западной части Кауса на самом выходе из реки Медина в пролив. Можно сказать, что это главный из семи яхт-клубов (пять из них — королевские), специально объединяющихся для проведения Недели Кауса.
Тем, кто впервые участвует в "Каус Уик", наверняка кажется необычной процедура объявления дистанции. Существует заранее утвержденный инструкцией список из ста(!) навигационных знаков (буи, вехи, форты, маяки и т.д.), расположенных вокруг острова Уайт, а также описано несколько вариантов стартовой линии, базирующейся непосредственно перед территорией Королевской Парусной Эскадры. Кроме классов существуют две группы, на которые разделены все яхты — "белая" и "черная". Всего за 15 минут до первого старта дня Гоночный комитет объявляет свое решение о расположении стартовой линии и направлении старта (на запад или на восток) для каждой из двух групп участников; далее, за 5(!) минут до старта, т.е. в момент, когда в стартовой зоне уже вовсю идет борьба за лучшую позицию, по УКВ-связи дважды объявляют дистанцию: набор и последовательность знаков, которые яхтам предстоит пройти определенным образом (оставить справа или слева, обогнуть тем или иным бортом и т.д.), Таким образом, заранее сделать тактический расклад на гонку просто невозможно.
К сложностям навигационным добавляются особенности местных приливов и отливов. Разница по высоте во время самой высокой и самой низкой воды составляет несколько метров. Это приводит к тому, что в проливе Солент (как, впрочем, и у всего английского побережья) практически постоянно действуют мощные приливно-отливные течения (скоростью до нескольких узлов), которые за сутки меняют направление несколько раз. Все это приходится учитывать, оценивая накануне возможные варианты предстоящей гонки, рассчитывая течения, а также использовать непосредственно во время борьбы на дистанции.
В нынешнем году и погода, по мнению самих англичан, была не характерной для Кауса в это время. Во-первых, частые ослабления ветра и даже штили не только затрудняли прохождение дистанции, но и снижали зрелищность борьбы, ну и во-вторых, хмурое небо и дождь никак не способствовали поднятию зрительского энтузиазма. О солнечной ветреной погоде приходилось только мечтать. Впрочем, на настроении самих яхтсменов это никак не отразилось.
Непривычная система стартов поначалу, в первые минуты гонки, внесла некоторую нервозность и сумятицу в наши действия. Согласитесь, трудно вести борьбу, когда есть хотя бы малейшее сомнение в том, что вы правильно понимаете дистанцию. Скоро это прошло, мы привыкли, правда, разок все-таки стали свидетелями ошибок соперников, да и сами однажды попались.
Не знаю, что такое лондонский туман, а вот каусский туман в ту неделю доводилось видеть неоднократно. Рыхлая пелена дождя, противными струйками стекающего с козырьков промокших кепок, не просто ухудшала настроение, но и служила причиной неуверенных действий рулевых и тактиков. Представьте, например, что по курсу стоят рядом два знака — один от другого на расстоянии меньше полукабельтова. После очередного контргалса мы и еще пара яхт начинаем ‘'тянуть'' на дальний буй, считая его поворотной точкой, а две другие "Макси" — "Никоретт" и "БИЛ" "подваливают" на ближний. Мы, судя по последнему расхождению с соперниками, имеем неплохое положение и терять завоеванное преимущество не хотим, а стало быть — ошибаться нельзя. Но за влажной пеленой трудно разобрать, какой из буев действительно ‘наш"; к тому же стоят они не одни, а в окружении еще трех других буев, да чуть поодаль темным пятном возвышается над водой старинный форт.
И вот мы начинаем оглядываться и следить за действиями соперников. Первой не выдерживает "Якобс Крик" и, поддавшись панике, начинает "падать" на шведов. Бородинов на всякий случай материт нашего навигатора, но тот убежден в собственной правоте и в подтверждение своих слов в который уже раз указывает на карту. Чувствуем, нервы у нашего шкипера на пределе. Идущая за нами немецкая "Макси", кажется, выбирает между двумя возможными вариантами и как-то нерешительно располагается между нами и остальными участниками. На всех яхтах уже давно на палубы извлечены бинокли, гонщики все глаза проглядели, вперившись взглядами в туман. В один момент все становится ясно. Бородинов опускает бинокль и отдает команду готовить к постановке на повороте очередной парус. "Идем верно," — говорит он. И тут же мы видим, как начинают "контриться" наши соперники, при этом в наихудшем положении оказываются австралийцы на "Якобс Крик". Как выяснилось позже, "Никоретт" и "БИЛ" прямо со знака просто завязали между собой борьбу, отсекая и выдавливая друг друга. При этом им был совершенно безразличен весь остальной флот. Слава богу, нам хватило терпения и выдержки, чтобы не копировать их курс. В результате мы на какое-то время возглавили гонку. В другой раз в похожей ситуации мы. лидируя, действительно, ошиблись, выбрав неверное направление, и спохватились лишь после того, как преследователи дружно сменили курс, устремившись к другому, стоявшему чуть поодаль знаку.
Еще одна курьезная, в общем-то, ситуация, произошедшая с нами во время регаты, связана все с теми же "вредоносными" приливно-отливными течениями. Дело было в один из обычных, ничем не приметных дней, разве что погода стояла отменная — ясная и ветреная. Идя полным курсом, мы заканчивали гонку третьими, пропустив вперед "Никоретт" и "БИЛ". Реально оказать вам сопротивление могла лишь "Якобс Крик", шедшая в двух-трех корпусах позади, поэтому мы крутили "фордевинд" за "фордевиндом", контролируя действия австралийской команды, и вовсе не заботились о том, как проходя ту дистанцию уже недосягаемые для нас шведы. За пару кабельтовых от финишной линии "БИЛ", а за ней и "Никоретт" срубили спинакеры и, круто приведясь, финишировали, едва вписавшись в створ возле северного знака. Увлекшись борьбой с "Якобс Крик", мы прозевали этот маневр лидеров и спохватились немного позже, чем было нужно. Сменив спинакер на стаксель, стали выкручивать на финиш, хотя было уже очевидно, что течением нас сносит ниже створа. Минута за минутой мы напряженно работали с парусами, пытаясь "накрутить'’ хоть немного высоты, отыграв у течения столь необходимые нам метры. Мы очень старались, но — тщетно. Подойдя к бую, ограничивающему финишную линию с моря, мы оказались всего на четверть корпуса ниже по точению, но при этом ветра было явно недостаточно для того, чтобы преодолеть отделяющие нас от финиша метры: "Глобал Инициатив" замерла, развернувшись носом против течения.
В еще более тяжелом положении оказались наши преследователи. которые сообразили что к чему на минуту позже нас и. совершив все те же маневры, что и мы, встали в "очередь на финиш" за нами. Попытки решить проблему простым "уваливанием" не приносили ожидаемого результата — 24-тонную яхту тут же начинало сносить в сторону от знака и вниз по течению, стоять приходилось остро. Мы чувствовали себя глупо, многочисленные наблюдатели не скрывали своего веселья по поводу сложившейся ситуации. Легкие катера и яхты кружили вокруг нас густым роем, некоторые со смехом предлагали услуги по буксировке. Нам же было не до шуток, мы стояли в пяти метрах от створа и не могли финишировать. При этом мы еще и отчаянно сопротивлялись дальнейшему сносу — важно было все-таки сохранить "лидирующую" позицию. Противостояние яхтсменов "распоясавшейся стихии" продолжалось минут десять, пока случайный порыв ветра не создал необходимое усилие и медленно, как бы нехотя, потянул нашу яхту к финишу. Под бурные аплодисменты, выстрел береговой пушки и одобрительные крики болельщиков, мы обогнули буй и финишировали. Через некоторое время "отмаялись" и австралийцы. Гонка завершилась.
Вообще, в Каусе, на регате мы нашли для себя много чудного, интересного, поучительного. В организации гонок, например. Казалось бы, такие соревнования, как Cowes Week, собирающие несколько тысяч участников и еще больше зевак, могут претендовать на то, чтобы ради их проведения власти на время сократили транспортный поток в проливе Солент. Какое там! Каждые 15 минут прямо в гуще парусного флота прокладывали себе дорогу скоростные паромы, связывающие остров Уайт с остальной Британией. Прохождение крупных транспортных судов и вовсе было заявлено в программе. Бывали моменты, когда уже вышедшим в море яхтам откладывали старт, объявляя по рации, что мол так и так, всем — остерегаться прохождения "большого нефтеналивного судна", гонка переносится на полчаса. Зайдет такое "большое судно" в бухту — обязательно поприветствует гудками расступившиеся перед ним яхты. Все вежливо, по-джентльменски, ведь мы — в Англии.
Семь дней гоночной борьбы пролетели незаметно, как одни сутки. Праздник закончился грандиозным, по местным меркам, фейерверком в пятницу 8 августа, а уже на следующий день с территории все той же Парусной Эскадры выстрелы пушек известили о старте одной из самых престижных океанских гонок, проводимых,у берегов Британии — регаты "Fastnеt Race" (см. "КиЯ" №164).