Не успел утихнуть гул прошедших "формульных" чемпионатов, а на Неве вновь водно-моторная премьера: 11-12 июля состоялся этап чемпионата континента в незнакомом нам классе "Аквабайк Про". Сильнейшие профессионалы планеты разыгрывали "Гран-При России" даже не в одном, а сразу в трех классах аква-байков: 1200 см3, 785 см3 и во фристайле.
Гидроцикл, рожденный как пляжное развлечение и возмужавший и превратившийся в разновидность водно-моторного спорта, по-прежнему влечет к знойному песку и бронзовым красавицам. Поэтому лагерь этих ярких снарядов, выплеснувшихся на пляж. Петропавловской крепости сразу пришелся по душе его обитателям, которых собралось больше, чем на самом модном пляже сочинского побережья.
Настоящего спортивного аквабайка у нас практически никто раньше не видел. Зрители наперебой обсуждали достоинства неведомых снарядов, которые на прямых участках круговой дистанции то мгновенно разгонялись до скорости свыше 100 км/ч, то на крутых поворотах ставили по-воднолыжному почти отвесную "стенку". Разговоры о настоящем мужском спорте стихли сами собой, когда после победы в самой мощном и зрелищном классе 1200 см3 к берегу подошла изящная девушка. За кормой ее аквабайка в финальной гонке на "Гран-При России" остались два с половиной десятках "настоящих" мужчин. Француженка Карин Патюрель финишировала первой накануне в состоявшейся на гонке "Гран-При Малага", перенесенной сюда из-за непогоды с предыдущего исламского этапа. Правда, выступая а этом соревновании вне зачета (официальную победу одержал пришедший вторым итальянец Лоренцо Бенаглиа), она заработала первую позицию на старте "Гран-При России" Праздновала она победу и в апреле на открытом чемпионате Америки, проходившем в Гаване Словом, — профессиональный пилот, фирменный гонщик "Sea-Doo", — очаровательная девушка. Карин сразу же завоевала симпатии зрителей и привлекла внимание журналистов. Еще перед началом соревнований она дала интервью для журнала "КиЯ", представив свой гоночный класс:
— Чем отличаются гоночные аппараты от серийных?
— Скажу сразу, все корпуса — стандартные, заводские. Мы вносим некоторые изменения в механизмы, но что касается корпусов — все они практически одинаковы. И моя лодка ничем не отличается от прочих.
— А ниже ватерлинии?
— Здесь допускаются некоторые усовершенствования. Например, разрешено устанавливать на стандартный корпус наделки — спонсоны. уменьшающие боковой снос (дрейф) на поворотах.
— Что можно делать со стандартным водометом?
— Допускается менять заборную решетку и ротор. На моем гидроцикле стандартная профилированная решетка. А вот ротор мы ставим свой
— Как подбирается ротор для различного типа трассы?
— Если нужна высокая скорость, быстрота, когда трасса составлена из достаточно длинных участков, мы ставим винт, рассчитанный именно на высокую скорость. Есть целый набор винтов с разным шагом, но все они имеют по пять лопастей и одинаковый диаметр.
— Как регулируется поджатие струи?
— Мы используем стандартные сопла, которые установлены на заводской модели. Все работает хорошо.
— Какие возможности существуют для форсировки двигателя?
— Можно работать с цилиндрами. Например, мы оставили стандартные заводские цилиндры, но кое что изменили внутри. Дисковые золотники на впуске, клапаны R.A.V.E на выпускных окнах цилиндра — они меняют сечение окон в зависимости от оборотов, улучшая приемистось на всех режимах. Конечно, настроенный выхлоп.
— Какое топливо используется?
— Стандартный высокооктановый бензин. Часто, переезжая с места на место, мы сталкиваемся с тем, что качественное топливо недоступно. Мой механик кое-что переделал в двигателе: теперь двигатель отлично работает даже на не самых лучших сортах бензина.
— Применяется раздельная система смазки или используется готовая бензино-масляная смесь?
— Мы подаем топливо, смешанное с маслом. Содержание масла а такой смеси — 4%.
— Получаете ли вы какое-либо преимущество на дистанции как женщина?
— В гонке нет никакой разницы между мужчинами и женщинами Дорогу мне никто не уступает. Все равны. Тем более, что у всех на головах шлемы, на скорости особо не разберешь — где мужчина, а где женщина.
— А вес имеет какое-нибудь значение?
— Да, конечно! Я легче большинства гонщиков и уже поэтому моя лодка идет быстрее. Я думаю, это преимущество. Я женщина, я много тренируюсь. 11 месяцев в году я живу в Аризоне, и у меня уже довольно богатый опыт (ведь я гоняюсь уже в лет)! Да, при прочих равных — меньший вес представляет преимущество.
— В чем состоит искусство гонщика, как вы ведете скутер по дистанции?
— Если можно сказать коротко, то в момент старта я переношу весь свой вес вперед, чтобы лодка в момент резкого ускорения шла ровно, а не прыжками Затем, когда разгоняюсь, я переношу вес назад, и только когда ровно иду по дистанции — переношу весь вес в середину. В гонке я не люблю играть углом откидки, мне проще осуществлять баланс небольшим переносом моего веса вперед и назад относительно миделя
— Несколько слов о вашей спортивной карьере.
— Впервые я села на гидроцикл просто из любопытства, когда в 1990 году по выходным отдыхала вместе с друзьями на побережье Вскоре мне предложили поучаствовать в гонке. Я попробовала — получилось; впервые участвовала в мужских соревнованиях в 1993 году и сразу одержала победу. Потом участвовала только в женских соревнованиях в Америке. И вот опять вернулась в мужские гонки.
— Вы управляете гидроциклом фирмы "Бомбардье". Судя по аквабайкам остальных участников, большинство гонщиков теперь тоже предпочитает гидроциклы этой фирмы. Почему?
— Меня многое связывает с компанией Бомбардье , которая сегодня является моим самым крупным спонсором. Вчера в Москве я встречалась с ее представителями в России — Владиславом Третьяком "Sea Doo" — лучшие гидроциклы в мире. Показательно, что вплоть до нынешних гонок на Кубе многие использовали гидроциклы компаний "Ямаха" и "Кавасаки". После того, как я выиграла Кубу, практически все пересели на "Sea Doo".
— По нашим данным, сегодня "Бомбардье" испытывает с продажей "Sea Doo" определенные сложности, так ли ото?
— Проблем с реализацией нет. Просто к концу прошлого года обозначилось некоторое перепроизводство - выпустили большое количество гидроциклов сверх обычного. Сейчас их пролают со склада, поэтому производство и простаивает. Реализация же не сократилась. Думаю, в России сегодня продукция компании "Бомбардье" составляет 65% продаж гидроциклов. 25 % приходится на гидроциклы компаний "Ямаха" и "Кавасаки", 10% — на остальную продукцию. В США "Бомбардье" также занимает около 60 % рынка.
— Что вы можете сказать об организации этапа в Петербурге?
— Все организовано очень хорошо. И для спортсменов, и для зрителей. которых здесь очень много Дистанция, выставленная в самом центре города, — прекрасна. Есть и чисто скоростные участки, и участки, на которых можно показать техническое мастерство. Мне кажется, это великолепное место для проведения водно-моторных соревнований вообще. Мы — первые номера в аквабайке — постараемся представить наш класс с наилучшей стороны, чтобы всем доставить удовольствие. заинтересовать. Это наша главная задача здесь — презентовать аквабайк как вид спорта, и если мы с ней справимся — я буду очень рада!
В целом аквабайк как вид спорта на фоне элитарной "Формулы" или избранного "Оффшора" заметно отличается своей демократичностью и молодостью участников даже чемпионатов высшего ранга. Средний возраст гонщиков 25-28 лет. Это молодые люди спортивного склада характера и атлетического телосложения. Они открыты миру и впечатлениям. Многие, например, несмотря на занятость. полностью освоили предложенную культурную программу, посетив фонтаны Петродворца и Эрмитаж, а та же Карин накануне гонки успела посетить... несколько ночных клубов! Ими движет азарт молодости и жажда скорости. Большинство гонщиков начинало спортивную карьеру в мотокроссе, где добилось больших успехов. То, кому надоело "глотать пыль", пересели со стальных коней на водные снаряды. Ведь гонки аквабайков — это, по сути, мотокросс на воде. Очень похожи и тактика гонки, и сама трасса, даже ее максимальная приближенность к зрительским трибунам, поскольку глубины достаточно по щиколотку. В среднем восемь левых (вокруг красных буев) и четыре правых (вокруг белых) поворота на трассе длиной чуть более 2 км проходятся, например в старшем классе 1200 см3, меньше чем за 2 минуты! Общее назначаемое количество кругов обычно составляет 16-18 и выбирается с таким условием, чтобы на гонку хватило стандартного запаса топлива в 42 литра. Поэтому гонка быстротечна. очень зрелищна и понятна рядовому болельщику.
Старт дается с хода, когда следующие за судейским катером гонщики выстраиваются в одну линию. Из-за выбитого волной из "седла" гонщика соревнование не останавливается, но судейское судно обозначает место падения желтым флагом. Вновь оседлавший свой аквабайк всадник может продолжать гонку. Конечно, если это не серьезная авария или опасное столкновение.
Как и в других соревнованиях, УИМ накануне основных гонок проводит квалификационные заезды. Все пилоты должны иметь международную лицензию, ведь количество участников в заезде доходит до 25 человек! Как раз столько принимало участие в старшем классе 1200 см3 на "Гран-При России". Исключения из общего правила допуска участников делаются очень редко, с учетом всех обстоятельств. Именно такое исключение было сделано для российского новичка Алексея Синицына. Он впервые принимал участие в соревнованиях высочайшего уровня, но в остальном Алексея новичком назвать нельзя: 37-летний петербуржец с 12 лет занимается мотокроссом, здесь он многократный чемпион СССР, победитель международных соревнований, мастер спорта международного класса. Принимал участие уже и в гонках ка снегоходах, аквабайком занимается три года. Мог ли он рассчитывать на высокое место? "Нет, рассчитывать не приходится, — сказал Алексей, — мощность моего двигателя 85 л.с., в то время как у моих соперников — 150. Поэтому, если приду не последним, будет очень хорошо". И он сдержал слово: выступая в классе 785 см3, среди 12 участников занял восьмое место и даже получил 5 заветных очков за петербургский этап, успев завершить 15 полных кругов на момент победного финиша в этом классе финна Юха Лаукканена. Он прошел на круг больше.
Здесь надо пояснить, что в нынешнем году УИМ запланировал провести три крупнейших международных соревнования — чемпионаты Америки (уже прошел на Кубе), Европы и мира (место еще не определено, но известно, что претендует г. Сочи: октябрь—ноябрь 1998). Из них только европейский чемпионат многоэтапный, состоящий из пяти встреч в Малаге, Испания (24.05.98), Санкт-Петербурге (12.07.98), Берлине, Германия (30.08.98), Женеве, Швейцария (5.09.98) и Галлиполи, Италия (27.09.98). Все чемпионаты открытые, и в них могут принять участие любые гонщики, независимо от принадлежности к тому или иному континенту. В связи с тем что на подобные соревнования приезжает большое количество пилотов, побеждают, действительно, сильнейшие. К примеру, в Санкт-Петербург приехали спортсмены из девяти стран, и кроме европейских Франции, Германии, Швейцарии, Испании, Финляндии, Венгрии, Италии (наибольшее количество спортсменов), представительствовали также команды из Мексики и ОАЭ. Все это способствует развитию нового вида спорта, привлекает спонсорский интерес.
Вообще история проведения чемпионатов мира и Европы по аквабайку под эгидой УИМ насчитывает 4 года, а в семью Международного союза водно-моторного спорта аквабайк вошел с 1992 года. Быстрый рост популярности спортивного аквабайка, особенно в последние два года, связывают с активной работой генерального промоутера в этом виде спорта Мауро Равенна. Он имеет богатый опыт в лродюссировании спортивных событий организовывал даже профессиональные бои боксера Кассиуса Клея, на протяжении восьми лет являлся генеральным промоутером чемпионата мира в классе катеров "Оффшор класс 1".
Хотя денежные призы невелики, например, за первые места гонщики получают 1.300 $, а во фристайле даже меньше — 700 $, главные финансовые награды поступают от спонсоров и достигают у лидеров нескольких десятков тысяч долларов. Ведь на рынок гидроциклов очень сильно влияет проведение соревнований высшего спортивного ранга.
Для примера скажем, что выступления той же французской гонщицы Карин Патюрель спонсируют 23 фирмы. Стоимость же даже "накаченного" аквабайка составляет около 20 тыс.$.
У нас в России чемпионатов страны по аквабайку еще не проводилось. Но проблема, что называется, назрела. Приехавший на чемпионат из Москвы наш известный гонщик Сергей Жиров внимательно изучал опыт его проведения, чтобы использовать в предстоящем открытом первенстве Москвы по аквабайку. Сергей высоко оценивает перспективу развития этого нового для нас вида водно-моторного спорта и даже считает, что он может прийти на смену умирающим классам спортивных мотолодок. Проблема, как всегда, в деньгах. Хоть парк гидроциклов быстро растет, но у спортсменов на руках такой дорогостоящей техники нет. А сам по себе гидроцикл сейчас у нас проходит "дикий" этап развития, вызывая у многих негативное к нему отношение. Насколько быстро удастся повернуть его развитие в цивилизованное русло, настолько счастливо сложится его дальнейшая спортивная судьба.
В Петербург приехали практически все первые номера мира и Европы. Зрители с нетерпением ожидали выступления чемпиона мира прошлого года в классе 1200 см3 испанца Дэвида Селлеса, который на этот раз решил выступить сразу в двух классах. К сожалению, во время свободной тренировки он столкнулся с итальянским гонщиком Фабио Аннитони, который был госпитализирован. Дэвид повредил голеностоп и в полную силу уже выступать не мог. Сил у него хватило, чтобы закончить финальную гонку в классе 785 см3 лишь седьмым. Как мы уже упомянули раньше, неожиданно сильно в этом классе выступил финн Юха Лаукканен. А второе и третье места заняли итальянцы Джузеппе Казерола — серебряный призер чемпионата мира 1997 года и Диего Бертоли, прошлогодний чемпион Европы и бронзовый призер мира.
Вслед за блистательной победой Карин Патюрель в классе 1200 см3 серебро получил итальянец Лоренцо Камплани, дважды завоевывавший серебро на чемпионатах мира. Он выступал с высокой температурой и не надеялся составить конкуренцию знаменитой француженке. На вопрос, не обидно ли проигрывать женщине. ответил: "Если бы мы изначально были в равных условиях, я бы еще поборолся. И вообще, Карин — не женщина!" бронза досталась французскому гонщику Дидье Наварро, который накануне стал серебряным призером в гонках "Гран-При Малага". Любопытно, что он некоторое время, параллельно с аквабайком, участвовал в соревнованиях по "Оффшору" и был даже дважды чемпионом мира.
Как только завершились гонки на скорость, журналисты попросили поделиться впечатлениями вице-президента УИМ Анжело Вассена:
— Считаю, что трасса но только соответствует мировому стандарту, но и является одной из лучших в мире. Это связано с тем, что практически отсутствуют крутые повороты. В связи с этим гонщикам удается показать большую скорость. Все спортсмены остались довольны. Как результатами, так и самой трассой, а также атмосферой вокруг соревнований.
...Если уж спортивный аквабайк для нас был внове, то Фристайл вообще был открытием. Каждому спортсмену для исполнения программы дается всего 3 минуты. За это время удается исполнить, если нет волны, 10-12 фигур. Это и перевороты, и подныривание под движущийся аппарат спереди, и возвращение на него с кормы, и нырок вместе с аквабайком целиком под воду, и другие фантастические трюки. Выступления оценивают трое арбитров по 10-балльной системе. Спортсмены используют "стоячие" снаряды с поднимающейся рулевой колонкой.
Участие принимали только три спортсмена, все трое из Германии. На предыдущем этапе в Испании было несколько участников из Италии, но уровень подготовки немецких спортсменов был настолько высок, что шансов на победу у соперников не осталось Бесспорным лидером был Марк Сикерлинг — неоднократный чемпион мира, Европы, а после открытого чемпионата на Кубе и Америки — он был недосягаем для соперников и в Петербурге, победив с общей суммой в 162 очка Вторым был Ауф Дер Хайде Йорг (110 очков), третьим — Марко Шелл (92 очка).