Календарь чемпионата мира 1997 года в классе 1 катеров открытого моря (offshore) впервые дает возможность увидеть престижные гонки на самых мощных в мире спортивных судах в нашей стране. Третий (фактически — второй) его этап, в котором разыгрывался Гран-При России, состоялся 4-6 июля в Санкт-Петербурге — в Финском заливе в районе Петергофа.
Пятый по счету Чемпионат мира в этом совершенно незнакомом нашим водномоторникам и болельщикам классе уже начался. И начался, увы, неудачей. Сильнейшие гонщики из семи стран мира собрались на солнечном острове Капри, чтобы 1 июня открыть сезон и разыграть Гран-При Италии на первом календарном этапе, но 40-узловый ветер развел в Салернском заливе крутую нерегулярную волну, причем высота отдельных волн доходила до 5 м. Смелые норвежцы попробовали выйти на трассу, но тут же вернулись в гавань с поломкой корпуса. Стало ясно, что проводить гонки без риска для жизни спортсменов нельзя...
Технику погрузили на теплоход и перевезли в город Таранто — на "каблуке" итальянского "сапога". Здесь ровно через неделю — 8 июня — и состоялась гонка, фактически открывшая чемпионат. На этот раз погода благоприятствовала, соответственно и скорости оказались близки к рекордным. Разыгрывая "поулпозишн", "Виктори 1" дважды чемпионов мира Аль Тейера и Серралеса пролетел километровую мерную трассу за 18.289 секунды, т.е показал скорость 204.71 км/ч. Но самое удивительное, что назавтра — во время основной гонки, сумев на протяжении 1 часа 6 минут и 9 секунд поддерживать великолепную среднюю скорость 193.45 км/ч, Тейер и Серралес оказались только вторыми: они финишировали на 34 секунды позже итальянцев Эдоардо Полли и Ламберто Леони (на катере ’Бильбоа"), которым и был вручен Гран-При Средиземноморья. Из десяти стартовавших катеров четыре сошли с дистанции из-за различных поломок.
Теперь на очереди была первая встреча гонщиков класса 1 "оффшор" с Россией, с Санкт-Петербургом. Приближалось 6 июля — день старта третьего российского этапа.
Немного истории
Хотя гонки катеров в открытом море (это точный перевод английского "off-shore") проводятся уже свыше 40 лет. чемпионаты мира по нынешним строгим правилам УИМ ведут начало всего лишь с 1992 г. Непосредственно за год перед этим чемпионский титул разыгрывался в серии из трех морских гонок, проведенных на одной и той же трассе в течение недели. Схема УИМ (та же, что и в уже знакомом нам чемпионате мира в "Формуле 1") вводит в орбиту этого главного события года, по крайней мере, шесть-семь разных стран, причем на каждом этапе разыгрывается отдельный Гран-При — данной страны либо континента (или группы стран, например — Скандинавии). Засчитываются и сравниваются результаты выступлений каждого экипажа при участии его не менее чем в пяти этапах из 9-10, проводимых в течение сезона в разных концах света.
А вот на вопрос, как определялся чемпион мира до того, как этим занялся УИМ (кстати сказать, в 1997 году отмечающий свое 75-летие!), очень трудно: царил произвол. В течение многих лет гонки морских (океанских) катеров проходили как соревнования судов "неограниченного класса". Никаких ограничений, действительно, не было. Скажем, на 333-километровой океанской дистанции маршрутной гонки Майами — Нассау 1962 года в числе 48 стартовавших судов можно было видеть 9.45-метровый катер с двумя двигателями "Камминс" общим литражом 25.7 л и 5-метровую мотолодку с тремя подвесными моторами по 497 см3... Вообще в те годы гонки проводились по самым различным международным, национальным и местным правилам, требования которых зачастую были противоречащими. а общее число "классов судов", образовавшихся после введения всевозможных классификаций, перевалило за 110. Какая уж тут сравнимость результатов! Велика была и роль "его величества случая".
В наведении порядка и разработке простых и строгих правил и состоит главная заслуга УИМ, сумевшего сделать этапы чемпионата мира, действительно, спортивными соревнованиями, а не только "состязаниями кошельков".
Кто есть кто
На петербургском третьем этапе можно было увидеть большинство ведущих гонщиков, имеющих суперлицензии УИМ за призовые места на чемпионатах мира.
Задолго до начала сезона заявили о своем участии в чемпионате 13 экипажей — в каждом по два спортсмена. Однако в Петербург прибыло девять команд. Двумя экипажами из пяти соперничающих команд была представлена Италия. А вот Объединенные Арабские Эмираты выступали единой сплоченной и мощной командой "Victory Team Emirates", выставившей три великолепных экипажа на внешне обманчиво одинаковых синих катерах с "фирменной" надписью на борту "Victory" и номером, показывающим место, занятое на предыдущем чемпионате. Два экипажа представляли норвежскую команду "KR Racmg Team", один — Бразилию и один — Саудовскую Аравию.
На "Виктори" с №1 выступали за ОАЭ дважды чемпионы мира: водитель (первый пилот) — 35-летний Саед Аль Тейер и механик (второй пилот) — 39-летний Феликс Серралес (уроженец Пуэрто-Рико). Этот заслуженный экипаж на чемпионате 1994 г. был вторым, уступив всего 3 очка итальянцу Феррегти, но в следующем году завоевал почетный титул с отрывом в 16 очков и в 1996 г. повторил успех с еще большим отрывом в 24 очка. В прошлом чемпионате они финишировали в семи этапах из девяти состоявшихся. Четыре победы (сначала — на первом кубинском этапе, затем на третьем, пятом и восьмом этапах) дали им 120 очков. На шестом швейцарском этапе в Монтре и на заключительном девятом в родном Дубай — они занимали 3-и места (12x2=24 очка) и на четвертом этапе — 5-е (6 очков). Общий победный итог — 150 очков, четыре Гран-При. звание чемпионов мира и первый приз (50 тыс. долларов). А всего "в копилке" этого прославленного экипажа ужо 11 различных Гран-При...
Стоит еще отметить, что сенсацией спортивной прессы 1995 года стал фотоснимок, на котором победителям впервые проведенного на Кубе этапа Тейеру и Серралесу вручает Гран-При Монтекристо кубинский вождь Фидель Кастро.
На таком же синем "Виктори", но под номером 7, выступал другой экипаж под флагом ОАЭ — это 34-летний Али Нассер и 41 -летний американец Рэнди Скиэм, в прошлом году занявшие 2-е место. А на новейшей лодке, построенной в этом году — "Виктори" №4 можно было видеть именитых Кхалифана Хареба (40 лет) и американца Эда Кольера (48 лет): да, в 1996 г. они набрали всего 120 очков (и завоевали только один Гран-При Франции), но они были третьими в 1995 г. (87 очков) и чемпионами мира в 1993 г.! Попутно отметим, что Хареб великолепно выступает и параллельно — в "младшем" II классе "оффшор" В прошлом году, выиграв две гонки из трех, он был провозглашен здесь чемпионом мира: кроме того он был победителем континентального чемпионата Центральной Азии и Среднего Востока.
Другими словами, экипажи из Эмиратов — главные претенденты на победу в начавшемся чемпионате! Разумеется, им предстоит острая борьба с итальянцами.
Катер "Бильбоа" повели в гонку опытнейший 52-летиий уроженец Милана Эдоардо Полли и 44-летний Ламберто Леони. Они стартовали в борьбе за Гран-При стран и континентов по сорок раз. В чемпионате 1996г. набрав 117 очков, они были третьими, а раньше, выступая по отдельности в составе других пар, оба бывали и вторыми.
Наконец, многого ожидали и от одного из ведущих гонщиков класса — 35-летнего американца Джона Томлинсона. Его имя не раз фигурировало в числе поднимавшихся на пьедесталы почета. Достаточно сказать, что он 20 раз завоевывал победы в Гран-При. Был чемпионом США о 1996 г. в АРВА. Класс 1 и был признан согласно опросам АРВА лучшим пилотом 1996 г. и лучшим механиком-пилотом 1995г. Он был заявлен в паре с 28-летним новичком из Саудовской Аравии Лайтом Фараоном, наследником богатейшей семьи, владеющей сетью первоклассных отелей. Правда, "новичок" уже целый сезон выступал в национальных гонках в США (в паре с Лино де Биазе) и выиграл все 10 заездов из 10: он же на "Сегаде" (в паре с Э. Полли) победил в Золотом Кубке ОАЭ в самом конце прошлого сезона.
Флот участников
Вообще, как и знакомые нам скутера участников чемпионата мира в ‘Формуле 1 катера класса 1 "оффшор" внешне отличаются один от другого мало — в основном системой продольных и поперечных реданов на корпусах. Это катамараны с отношением наибольшей длины к ширине около 4. оснащенные двумя мощнейшими двигателями, работающими на 4-5 или даже 6-ло-пастные попупогруженные суперкавитирующие гребные винты. На одних катерах можно видеть специально спроектированные "гоночные" угловые колонки "Меркруй-зер". на других — приводы Арнесона или иные уникальные системы, например, близкие по конструкции приводы "ВРМ".
Катер прошлогодних чемпионов мира, как и большинство катеров участников, имеет "средние" размеры если ограничениями класса 1 "оффшор" оговорены пределы 11.58-15.24 м, то "Виктори 1" имеет длину 13.02 м при ширине 3.60 м Корпус отформован из сложного пластика-композита с применением особо прочных армирующих волокон (кевлара и углеродных) и отдельных связей из алюминиевого сплава. Вес катера (без топлива и экипажа) — 4.568 т.
На "Виктори 1" установлены два итальянских бензиновых 12-цилиндровых двигателя " 12V48 valve" фирмы "Ламборджини" с общим рабочим объемом всех 24 цилиндров, максимально приближенным к разрешенному правилами, т.е. к 16.39 л. Какова их мощность? Такие цифры не сообщаются, но наши специалисты оценивают мощность одного такого двигателя в 1000-1200 л.с. Работают они на две угловые колонки.
Сразу же подчеркнем, что такие же "Ламборджини" стоят на десяти катерах из двенадцати заранее заявленных. Только на итальянских "Пауэр Марин" и "Джиат", на австралийском "Ривиера" установлены не бензиновые двигатели, а дизеля с турбонаддувом.
Отмена гонок по гидрометеоусловиям на этапах чемпионатов мира — явление редчайшее ("оффшор" так "оффшор"!). Это предъявляет особые требования к всепогодным катерам класса 1.
Мореходные их качества, надежность корпусов и машин таковы, что катера могут поддерживать полную скорость даже на волнах 3-метровой высоты. Это великолепный показатель прогресса, достигнутого конструкторами в совершенствовании обводов и обеспечении прочности катамаранов. Как рассказывают очевидцы, бывали случаи, когда подброшенный волной катер на полной скорости взлетал на 4-5 метров вверх и после приводнения продолжал движение по трассе. Здесь тяжелейшая нагрузка ложится не только на пилота-водителя, ной на пилота-механика — "Throotlmen" (дословно — "человек на дросселе"). От его искусной работы газом зависит скорость, устойчивость движения при подлетах и сохранность двигателя при оголении винтов.
О практически достижимых скоростях в классе 1 говорит официально зарегистрированный УИМ мировой рекорд — 233.61 км/ч на километровой дистанции, установленный в 1993 г. норвежским гонщиком Андреасом Уве Угландом на катере "Валентино".
Естественно, в условиях гонок поддерживать столь высокие скорости в течение длительного времени не удается, однако при благоприятных условиях средняя скорость прохождения дистанции превышает 195 км/ч.
Какое-то представление о скоростных возможностях катера и его экипажа на конкретной акватории и вдень, предшествующий гонке на очередном этапе, дают так называемые "квалификационные" заезды по определению "поул позишн". Если в чемпионате мира в "Формуле 1" эта гонка имеет крайне важное значение, так как по ее результатам распределяются места на стартовом бону, то в классе 1 "оффшор", где катера-участники выводятся на старт судейским стартовым катером и стартуют "с хода" по его сигналу, это — как бы еще одна отдельная гонка со сравнением скоростей на короткой мерной трассе и определением победителя. Больше того, по результатам "поул позишн" на этапах также определяется победитель и далеко не всегда он же является и чемпионом мира (именно так и было на последних чемпионатах).
Остается подчеркнуть, что к созданию катеров привлекаются лучшие силы, включая ученых гидро- и аэродинамиков. Итальянская фирма "Tencara", например, один из известнейших центров спортивного судостроения (здесь построен и ряд именитых яхт, включая участницу гонок на Кубок Америки "Иль Моро ди Венеция").
Предметом особой заботы является безопасность гонщиков. Каждый из них располагается в отдельном жестком кокпите (капсуле безопасности), накрытом прозрачным колпаком-обтекателем, не уступающим по прочности "фонарю" от истребителя "F-16". Пост управления катером продублирован на втором корпусе для возможности передачи управления второму пилоту. Гонщики надежно связаны радиотелефоном друг с другом и с судьями. Каждый из них в шлеме и спасжилете удобно сидит в мягком кресле, оборудованном специальной системой защиты головы, и пристегнут к креслу пятью или шестью ремнями по оговоренной правилами схеме. (О наличии на катере такой "системы сдерживания" говорит окраска носовых концов корпусов в красно-оранжевый цвет; цифра 2 — означает число членов экипажа. Это необходимо знать спасателям.).
Каждый катер имеет конструктивный запас плавучести в виде не менее четырех отдельных блоков, позволяющий ему оставаться на плаву при получении пробоины или опрокидывании. При этом носовая часть поврежденного катера не менее чем на одну треть длины корпуса должна выступать из воды.
Не будем и говорить, что правилами класса до мелочей строго оговорен перечень обязательного снабжения средствами подачи сигнала бедствия и спасения (плот, огнетушители, ракеты и т.п и т.д.). Как уже знают те, кто наблюдал за гонками "Формулы 1", на трассе развернута сеть катеров спасательной службы, готовых оказать экстренную помощь пострадавшим.
Что нужно знать о Чемпионате мира в классе 1 "оффшор"
Участники чемпионата мира
На каждом катере экипаж должен состоять минимум из двух человек (водитель. первый пилот — механик, второй пилот) с действительными международными водительскими лицензиями (правами) и в возрасте минимум 18 лет, обладающих соответствующим опытом (должны иметь удовлетворительные результаты, по крайней мере, в трех гонках, и при том прийти вторыми в национальных гонках в классах 1 или 2). Гонщики, занимавшие 1-е и 2-е места на этапах чемпионатов мира, получают Суперлицензии УИМ. Любой, кто примет участие в соревнованиях, не санкционированных УИМ. лишается лицензии.
Существующие ограничения Класса 1
Двигатели. Ограничивается не мощность, а литраж. Разрешено применение любого количества любых 4- или 2-тактиых поршневых двигателей, но общий объем их цилиндров но может превышать 1000 куб дюймов (16.39 л) для бензиновых двигателей и 2000 куб. дюймов (32.78 л) для дизелей. Применение турбонаддува разрешено только для дизелей, но при этом фактический объем цилиндров учитывается с коэффициентом 1 4 Газовые турбины но допускаются.
Горючее — только обычное, коммерческое. Баки должны быть покрыты материалом. позволяющим избежать возникновения взрывов.
Катера должны иметь возможность маневра задним ходом и нейтральную передачу мощности. При двух и более движителях катер должен быть в состоянии пройти дистанцию на любом одном из них.
Размеры корпуса и минимальный вес. Общая длина не должна быть меньше 38 футов (11.58 м) и больше 50 футов (15.24 м). Транцевые плиты и тоннельные закрылки не должны превышать 10% общей длины корпуса.
Вес однокорпусного катера с бензиновыми двигателями не должен быть меньше 3500 кг, с дизелями 4000 кг.
Вес двухкорпусного катера (катамарана) с бензиновыми двигателями должен быть меньше 4000 кг, а с дизелями — 4500 кг. Вес горючего, балласта и экипажа в эту цифру не входит.
Система зачета
Победителем этапа считается экипаж, первым завершивший объявленное Положением о соревновании полное число кругов (например, 11 кругов на 13-14-мильной трассе).
По вновь введенной системе зачета победителю засчитывается 180 очков второму экипажу — 135, третьему — 108, четвертому — 84, пятому — 63 (зачет этапе получают только 10 лучших экипажей). После финиша последнего этапа очки, набранные каждым экипажем на всех этапах, суммируются.
Гонки катеров "Королевского класса" в Петербурге
Команды прибыли в пятницу вечером с большим опозданием. График первого дня состязаний был сорван, поэтому первая вода была назначена только на субботу. А вось вечер накануне был отдан подготовке к соревнованиям и развертыванию гоночного городка на Стрелке Васильевского острова
Даже искушенные петербуржцы, избалованные о последние годы вниманием первой "Формулы", но могли отвести восхищенных взглядов от океанских катеров. Только воочию убедившись в совершенстве и силе этого престижного класса, понимаешь, что это спорт не только толстых кошельков, но и высочайших технологий. Это технический Эверест, который своими достижениями питает прогресс всего прогулочного флота. За мощными тягачами буксируются но только самые быстроходные катера открытого моря, но за ними приходят известнейшие мировые фирмы, новые спонсоры, которым интересен новый российский рынок, интересны долгосрочные капиталовложения. в первую очередь в морскую столицу России, в центр судостроения
О технических подробностях мы постараемся поговорить в ближайших номерах "КиЯ". А в ожидании спортивной борьбы мы просто наблюдали, как гонщики после дороги чистили и мыли своих породистых "скакунов" шампунем и ходили по глянцевой палубе в белых носках.
После утренней тренировки в субботу начались гонки на поул-позишн. Они стали самым зрелищным событием за три дня соревнований. Километровый отрезок от разведенного по этому случаю Дворцового моста до Троицкого каждый из девяти экипажей должен был пройти с максимальной скоростью, разгоняясь из-под моста Лейтенанта Шмидта. В зачет шла лучшая из двух попыток. Лидерство ужо в первой попытке захватил норвежский экипаж под №6. А когда при второй попытке тысячи собравшихся зрителей услышали мощный и красивый голос его двигателей, многократно отраженный гранитными набережными, стало ясно — быть рекорду. Судьи зарегистрировали абсолютный рекорд в этом классе — 237 28 км/ч высокие скорости на скользкой, как лед невской воде показали и пилоты серебристого катамарана "Джолли Мотор" — 234.77 км/ч. А чемпионский "Виктори-1" смог показать только третий результат — 233.74 км/ч. "Но сдерживать натиск атак "Виктори Тим" в морской гонке будет намного сложнее," — признались норвежцы.
Воскресным утром эпицентр соревнований переместился ка Финский залив. На Петергофском рейде была выставлена треугольная дистанция с длиной круга 11.75 мили. За 11 назначенных кругов катерам предстояло преодолеть о общей сложности 124.1 морских мили. Солнечная погода с легким бризом для выстраивающихся на старте экипажей означала одно — из машин будут выжимать "всех лошадей". Рев девяти одновременно стартующих катеров на мгновение превратил зрительский пирс во взлетную полосу, но наблюдать за всеми превратностями борьбы даже с него было неудобно — слишком далеко, многометровые "петухи" в считанные секунды гасли в седой дымке.
Начало гонки, напоминавшее отрепетированный спектакль, не обещало больших неожиданностей о лидеры с первого же круга вышел чемпионский "Виктори-1", который быстро наращивал отрыв.
Сразу же определились и отстающие — это были итальянский "Джиат" и бразильский "Брэзил", оба металлических катера были старой постройки и рассчитывать на высокие места не могли.
Главная интрига гонки зрела в основной группе из шести катеров, которые шли довольно плотно Воодушевленный вчерашней великолепной победой на Неве, в погоню за лидером бросился экипаж "Спирит оф Норвей 6". Два круга пилоты Рокке и Дайк шли вторыми, показывая великолепную среднюю скорость в 201 км/ч, но ужо ил третьем круге их надежды рухнули, из-за неполадок в двигателе скорость упала до "проселочной" (76.33 км/ч). Шоковая терапия машины подняла се до 154 км/ч, но этого хватило лишь для того, чтобы дотянуть до обязательных 8 кругов и заработать очки хотя бы на последние места А к середине гонки натиск синей эскадры "Виктори Тим" все возрастал. К пятому-шестому кругу все три первые позиции ужо занимала дружная команда из Эмиратов.
И вот здесь не заладилось и у арабов, точнее сначала, у "Виктори 7". После хода на максимальной скорости (202 км/ч на круг) катер начал "садиться" и после 8 кругов экипаж сошел.
Державшийся в тени лидеров новый итальянский катер "Джолли Мотор" стал наращивать среднюю скорость круга — 203.0; 205.0; а на предпоследнем круге 207.39 км/ч. Рекорд трассы!
Разрыв между лидером и серебристым катамараном Лайта Фараона и Джона Томлинсона стал таять на глазах. И вот уже на последнем круге терпит аварию экипаж "Виктори-1" — не выдерживают угловые колонки. "Джолли Мотор" первым получает отмашку судейского флага с великолепным результатом гонки — 201 25 км/ч. Победа! Вторым заканчивает гонку пилоты "Виктори-4". Это совершенно новый катер команды, он также, как и два других катера из арабских "конюшен", построен за счет личных средств Его Высочества шейха Аль Макгума, правительств ОАЭ и города Дубай и имеет в качестве трансмиссии не угловые колонки, а привод ВРМ-аналог привода Арнесона.
На третьем месте оказывается "Бильбов" итальянцев Е. Полли и Л. Леони, а по итогам двух этапов они выходят на первое место (288 очков).
"Гран При России" пилотам "Джолли Мотор" возле самого знаменитого фонтана Петергофа вручает губернатор города Владимир Яковлев.
Санкт-Петербург вошел в королевский круг оффшора. Правительство города сделало все возможное, чтобы достойно принять этот престижнейший класс. На три дня ему был отдам исторический центр города, на время заездов был разведен Дворцовый мост, тысячи петербуржцев наслаждались великолепным парадом катеров на трейлерах по Невскому проспекту, морская гонка прошла вблизи Петергофа — морской резиденции бывшего царского двора. Архитектурное величие северной столицы и техническое совершенство королевского класса оффшора — этот контраст придал еще большую остроту состоявшемуся великолепному зрелищу.
Массимо Киодо — промоутер чемпионата мира в соревнованиях "Оффшор Класс 1", который взял на себя большую часть организационного и финансового бремени этапа, встречаясь с журналистами, сказал: "Мы восхищены вашим городом. Мы сделаем все возможное, чтобы Петербург узнали и полюбили так, как это удалось нам. Он не только "окно в Европу", но и в весь мир. Петербург — это наш русский проект. И мы сюда обязательно хотим вернуться."