Зимний виндсерфинг возник, скорее всего, одновременно с летним: фанатичные спортсмены, живущие там, где вода иногда замерзает, не пожелали прерывать удовольствие от скольжения с парусом в руках. В то давнее время, с помощью единственного доступного нам журнала "КиЯ" (№75 и №76) мы — москвичи — построили что-то, аналогичное финской трехлыжной конструкции. Был испытан и оригинальный аппарат, очень напоминающий плоский фанерный ящик. Но эти снаряды были хороши только для скольжения по глубокому снегу, тогда как выяснилось, что в соседнем "Буревестнике" спортсмены уже давно ходят на заимствованных у воднолыжников монолыжах (прыжковых или слаломных) с приделанной площадкой для ног. И не просто ходят, а уже ездят на соревнования в Ленинград, Архангельск, Таллин...
В Эстонии считают, что "изобрел" приемлемую лыжу в 1976 году таллинский буерист Юрий Плизник (см. "КиЯ" №93 и №101). А теперь можно сказать, что монолыжа выиграла в борьбе за выживание у многих других конструкций. Хотя она и сложнее в управлении, но зато быстрее идет в слабый ветер, ходит как по снегу, так и по льду, доступна и легко перевозится. Именно поэтому она стала в России монотипом и наши гонщики во всех чемпионатах мира, проходящих в свободном классе, выступают только на монолыжах. Иностранные спортсмены удивляются тому, как быстро и ловко это у нас получается, но сами встать на "monoski" не торопятся, говорят, что это "very difficult".
Официальные чемпионаты мира по зимнему виндсерфингу проводятся с 1991 года. Создана Международная ассоциация World Ice and Snow Sailing — WISSA, ее президент — американец Вилли Татхил. Ассоциация эта, объединяющая представителей более чем 40 стран, занимается в основном распространением информации. Спонсоров для проведения соревнований ищут обычно организаторы на местах и чаще всего спортсменам приходится платить довольно большие стартовые взносы (60 долларов в этом году).
Мне довелось участвовать в чемпионатах мира трижды: в 1991 году я был победителем, в 94-м — занял 2-е место, а в только что проходившем в Эстонии (г.Хаапсалу, 28 февраля — 3 марта) чемпионате 1996 года — 3-е. Расскажу о нем чуть подробнее. Я выступал в составе маленькой команды Москвы, которая смогла поехать в Эстонию благодаря поддержке спорткомитета Северо-Западного округа столицы и потому называлась "Норд-Вест".
Добрались благополучно. Первым делом побежали на лед. Нас встретил сильный ветер, на льду было очень много снега с лужами под поверхностью в самых неожиданных местах. Такая дорога очень огорчила польскую команду: они приехали большим составом и все как один — на коньковых снарядах, рассчитанных на чистый лед. Кончилось дело тем, что поляки и немцы не приняли участия в соревновании и уехали из Хаапсалу. Самой мощной командой — 15 спортсменов — оказалась представлена Россия, 7 участников выставила Эстония, 3 — Украина, 2 — Финляндия, по одному спортсмену — Франция, Канада и Польша.
В первый гоночный день дуло очень сильно — многие взяли 4-метровые паруса, но снег не уплотнился и был "тяжелым", сырым, поэтому скорость развить не удавалось и приходы были несколько сумбурными. Я пришел оба раза 2-м, третьим был финн Роннеберг на двухлыжной конструкции. Только 23-летний инженер-механик из Тюмени Анатолий Сарафанников был на своем месте — первым в обеих гонках. Замену, что с ним я встречался неоднократно и с переменным успехом. Но всю эту зиму я проболел, не тренировался, да еще и привез с собой мало парусов. Другими словами, рассчитывать на победу не мог. А вот ребята из Мурманска и Тюмени были очень хорошо подготовлены и дорога оказалась идеальной для монолыж. Закономерно, что они почти "без просветов" заполнили первую десятку.
На второй день ветер ослабел, пошел снег. Тут все встало на свои места. Россияне поставили большие паруса (7.5 м2) и во всех трех гонках проходила интересная тактическая борьба, обычная для наших кубковых соревнований. Мне с 6-метровым парусом приходилось туго. Применяя весь арсенал тактических хитростей, я с трудом пробился на общее 3-е место. Вторым стал опередивший меня всего на 2 очка Евгений Пряников (4, 5, 4, 2, 3) из спортклуба "Печенганикель" (занявшего, кстати сказать, командное первое место на Открытом чемпионате России). С блеском выиграл чемпионат мира Анатолий Сарафанников — его места по гонкам: 1, 1, 1, 3, 1. (Он же с пятью первыми приходами в шести гонках победил и в Открытом чемпионате России.) Неудивительно, что потрясенные таким успехом тюменские власти наградили его по-царски: чемпиону мира был вручен ключ от "ВАЗа-2109".
Одновременно с нашим классом "снежный серф" — "snowsurf" — с задержкой 5 мин давали старты другим классам. Это были, в частности, очень интересные конструкции для скольжения на горных лыжах по ровному снегу или льду. В финском варианте ("скимбат"), вполне конкурентоспособном и в общем заезде с нами, — спортсмен держит в руках небольшой дельтаплан и даже может совершать красивые длинные прыжки с трамплина, в американском варианте ("паравинг") — его "буксирует" параплан.
В последний день проводилась марафонская гонка. Ветра почти не было, ярко светило солнце и вообще все было как-то несерьезно. На старте надо было сначала добежать до лежащих на снегу лыж, затем сделать два круга между знаками (мы скользили гуськом по следу снегохода, на котором ставили трассу, так как на большее ветра не хватало), а в завершение, к радости огромного количества зрителей, пришлось снова бежать до финиша — мачты яхт-клуба. Так или иначе, но выиграл ее автор этих строк.
В этот же день проходил и интереснейший фестиваль конструкций для хождения под парусом зимой. Всеобщий восторг вызвали два шведских айс-винга для движения по чистому льду (см. №93 и №95). Человек на коньках надевает на себя жесткое крыло с прозрачной передней частью. Конструкторы говорят, что легко разгоняются более чем на 100 км/ч, но при этом не упоминают про падения. (Для сравнения упомянем наш "монолыжный" рекорд, принадлежащий эстонцу Юхану Гроссу — 70 км/ч; кстати сказать, он занял в чемпионате мира первое место в зачете между десятью "сеньорами", то есть теми, кому "за сорок".)
При подведении итогов особо отмечались заслуги спонсоров в организации интересной международной встречи. Это были: финская пивоваренная фирма "Koff", благодаря которой участники гонок ежедневно имели общение в сауне, украшенное фирменными напитками; страховая компания "ASA", которая не дала бы умереть с голоду получившим нетрудоспособность из-за травм; эстонский "Евротелефон", позволивший судьям иметь великолепную радиосвязь.