Парусная весна 96-го принесла сообщение из Швейцарии о переносе кругосветной парусной регаты "Grand Mistral World Yacht Race" на один год.
Реакцию это вызвало неоднозначную. Кто-то поспешил заявить о крахе проекта и несостоятельности затеи Пьера Фелмана, кто-то обвинил его в непоследовательности и отвернулся, не видя больше в "Grand Mistral" перспектив, столь заманчивых прежде. Сами организаторы хранили внешнее спокойствие и выражали сдержанный оптимизм, а в переносе времени старта видели скорее плюсы, чем минусы. Менеджер проекта "Grand Mistral" г-н Ханс Бернхард выразил уверенность в том, что лишний год подготовки позволит подавшим заявки синдикатам окончательно сформировать свои бюджеты, а командам, уже получившим лодки в аренду — как следует провести полноценный тренировочный цикл. С этой целью были разработаны масштабные летняя и осенняя программы.
"Russian Team"
Как уже сообщалось, официальным и единственным от России участником уникального кругосветного проекта стала "Russian Team"/"Российская команда", которую возглавил известный в прошлом футбольный вратарь и популярный телевизионный комментатор Владимир Маслаченко. Свою решимость в отношении регаты он выразил следующими словами:
"Кругосветная парусная гонка — это, безусловно, значимое спортивное событие. Условия проведения регаты "Гранд Мистраль" дают идеальную возможность для России войти в большой парусный спорт. В данном случае нам не нужно заниматься строительством яхты — "супермашину" для гонки предоставляют организаторы. Сильные яхтсмены среди россиян всегда были и есть, но теперь нам нужно создать команду, способную достойно пройти через все испытания кругосветки. Это — серьезная и трудная задача, но Россия, являющаяся великой морской державой, должна быть представлена в элите мирового парусного спорта. Наша частная инициатива будет служить национальным интересам. Кто-то должен быть первым".
Так вот, если кто-то и переживал из-за переноса регаты, то только не наши. Вслед за Владимиром Маслаченко, выразившим всестороннюю поддержку действиям Пьера Фелмана, сделал заявление вице-президент "Russian Team Grand Mistral" Сергей Марчук:
"То, что старт уникальной по своему замыслу кругосветной гонки "Grand Mistral" отложен на один год, свидетельствует о серьезности и ответственности организаторов гонки, которых устраивает только полноценная реализация их грандиозной программы..."
Для российской команды открывались широкие дополнительные возможности по привлечению к проекту новых партнеров. К тому моменту спонсорами "Russian Team" уже стали крупнейшие российские компании: "АЭРОФЛОТ. Российские международные авиалинии" и "Внуковские Авиалинии". Поддержал программу "Russian Team" и мэр Москвы Юрий Лужков.
Всю весну "Russian Team" и Пьер Фел-ман вели активные переговоры. В результате в мае 1996 г. Оргкомитетом "Grand Mistral" и российской командой была принята совместная программа на лето и осень с целью продвижения новой кругосветной гонки, а также представления парусному миру российского участника — "Russian Team". Естественно, что другой целью осуществления этого плана для "Russian Team" была необходимость начать подготовку экипажа и детально познакомиться с яхтой "Гранд Мистраль". Шкипером "Russian Team" стал известный российский яхтсмен шестикратный чемпион России, многократный победитель крупнейших международных регат Сергей Бородинов. За его плечами Чемпионаты Мира и Европы, Олимпийские игры в классе "Летучий Голландец", два этапа кругосветной гонки "Whitbread 89/90", пройденные на "Фазиси", две гонки Тур-де-Франс и участие в Чемпионате Мира в качестве шкипера яхты класса "Кубок Америки". Вместе с Сергеем в этот заманчивый проект включились талантливые яхтсмены из Москвы, Петербурга, Саратова, Липецка и Минска — Вячеслав Варначкин, Алексей Рогачев, Александр Фальчевский, Сергей Лебедев, Владимир Белокуров, Роман Гоцуляк, Константин Чурмасов, Андрей Бахарев и Алексей Мурашкин.
3 июня яхта "Russian Team Grand Mistral" вышла из Ля-Сьота и начала переход из Средиземного моря на Балтику. В составе экипажа на ее борту помимо россиян шли яхтсмены Швейцарии и Франции, уже имевшие опыт хождения на яхте "Гранд Мистраль", во главе с опытнейшим Жеральдом Рожи.
Первые старты
Прошедшее лето предоставило уникальную возможность посмотреть несколько уже спущенных монотипов "Grand Mistral" в деле. Три "Макси" из этой серии — шведские яхты "Nicorette" (шкипер Людде Ингвалл) и "Very Bright" (шкипер Гуннар Крантц) и российская "Russian Team Grand Mistral" — приняли участие в нескольких международных регатах.
Впервые все вошедшие в строй восьмидесятифутовики встретились в Швеции на знаменитой Готландской регате "GEAB Gotland Rund". Эти крупные международные соревнования ежегодно проводятся здесь в последних числах июня — начале июля и имеют большой успех у яхтсменов. В этот раз на Готланде собралось более 400 экипажей из 7 стран. Вся регата состояла из двух гонок — 490-мильной многодневной по замысловатой траектории вокруг Готланда и короткой 30-мильной невдалеке от порта Сандхамн. В одной группе с "Мистралями" на "Gotland Rund" оказались три шестидесятифутовика, в том числе "EF Education" и "EF Language" — известные по выступлениям на последней кругосветке "Whitbread" как "Intrum Justitia" и "Galicia '93 Pescanova" соответственно. Кстати, на "Education" собран целиком женский экипаж. Кроме того, здесь можно было встретить "Тге Kronor" класса "Кубок Америки" и "Big Т" из серии Ultra Light Displacement Boat, и другие яхты "Макси"-класса, всего девять вымпелов.
Старт гонки был дан в полдень 30 июня. Четверо суток провели экипажи в море. За это время ветер несколько раз менял направление, иногда закисал, в основном же был устойчивым и сильным, доходя на порывах до 27 узлов. Первой к финишу пришла "Nicorette", всего две минуты с небольшим уступила ей "Very Bright". Россияне были третьими. На гонке в Швеции экипаж нашей яхты был по-прежнему интернациональным. Помимо россиян и французов, на борту находились один швед из команды Ингвалла и один норвежский журналист. Вряд ли можно укорять наших за недостаточную натасканность в работе на таких серьезных машинах, как "Grand Mistral", ведь этот опыт для нашей страны — уникальный. Но не только отсутствие должной тренированности повлияло на результат — во время гонки на яхте произошли довольно серьезные поломки. Где-то на полпути оторвался шкотовый угол грота (грот у россиян, кстати, тогда сам по себе весил 220 кг против 150 кг у конкурентов), а всего за три мили до финиша порвался штуртрос рулевого управления. Тем не менее, даже имея все эти проблемы, "Russian Team" не пропустила вперед больше никого. Следом за ней финишировала ULDB "Big Т" и только затем, через два с половиной часа после "Nicorette", две яхты ''W60". А дальше результаты гонки были перевернуты с ног на голову — после пересчета времени с учетом гандикапа победителями оказались оба шестидесятифутовика, "Мистрали" заняли места с 5 по 7. Все это лишний раз показывает несостоятельность гонок с гандикапом внутри отдельных групп. Действительно, ситуация получается смешная: в то время, когда яхта-победитель пересекает линию финиша, проигравшие экипажи уже давно потягивают пиво в баре яхт-клуба. В целом же регата с очевидностью показала более высокий скоростной потенциал "Макси"-яхт, что не может не привлекать настоящих гонщиков.
"Swedish Match Baltic Sea Race" — гонка Стокгольм — Петербург
В дальнейшие планы российской команды входил переход на фестиваль парусов в Санкт-Петербург, который в те дни принимал этап регаты "Катти Сарк — 96" в рамках большого праздника 300-летия российского флота. Вместе с "Russian Team" идти в Питер решили и шведские яхтсмены на "Very Bright". На этой лодке выступала команда "Krantz/Nilson Team", организованная двумя известными скандинавскими яхтсменами Гуннаром Крантцем и Роджером Нильсоном, за плечами которых есть практика участия в двух весьма удачных проектах "Whitbread" 1987/88 и 1993/94 гг.
По обоюдному согласию сторон на переходе Стокгольм — Санкт-Петербург было решено организовать гонку. Ее разделили на два этапа: 30-мильный в шхерах до выхода на открытую воду и 400-мильный переход до Петербурга (маяк Толбухин, Кронштадт). Ответственным за старт в этой регате стал Королевский стокгольмский яхт-клуб (KSSS), финиш в Финском заливе было поручено принимать специалистам из Центрального яхт-клуба Санкт-Петербурга, они же отвечали за техническое обеспечение стоянки переходов двух "Макси" яхт на акватории Невы. 14 июля в полдень выстрелом пушки с бастиона королевского дворца был дан старт гонке "The Swedish Match Baltic Sea Race"1, и на ее первом непродолжительном этапе лидировала российская команда. На борту яхты в эти первые часы находился и президент "Russian Team" г-н Маслаченко. Несмотря на успех россиян на начальном этапе, окончательная победа была-таки за шведами. 15 июля в 23 часа финишировала яхта "Very Bright", которая преодолела дистанцию в 430 миль в общей сложности за 26 часов. Через 17 минут вслед за победителями пересекла линию финиша у маяка Толбухин "Russian Team Grand Mistral". Обе яхты ошвартовались в гавани Морского вокзала, став "живыми" экспонатами выставки "Катера и Яхты — 96", которая проходила в Санкт-Петербурге с 16 по 20 июля 1996 года.
Дни, проведенные участниками в Петербурге, были насыщены разнообразными событиями, среди которых стоит отметить пресс-конференцию и презентацию, проведенные обеими командами. На всех мероприятиях на Неве присутствовал Пьер Фелман, специально прилетавший в Россию для представления своего проекта кругосветной гонки. Отдельным событием стали показательные выступления "Very Bright" и "Russian Team Grand Mistral" в самом центре города, на Неве перед Петропавловской крепостью и Зимним дворцом. Впечатление от маневрирования гоночных супермашин, грациозно скользящих по речной глади под спинакерами на ограниченной акватории между двумя мостами (там же, где летом проходили гонки "Формулы-1") было потрясающим. Пьер Фелман, до того не ожидавший от России особого энтузиазма, был приятно удивлен тем живым интересом, который был проявлен к визиту "Макси’’-яхт в северную столицу.
Перед отъездом из Санкт-Петербурга в интервью нашему корреспонденту Владимир Маслаченко объявил: "Мы сами, наши шведские партнеры, Пьер Фелман находимся под впечатлением прекрасного приема и отличной организации визита гоночных яхт. В ближайшее время мы обсудим вопрос об организации и на следующий год подобного мероприятия в Петербурге с тем, чтобы сделать его в дальнейшем традиционным".
Встречи у острова Уайт
Каусская неделя "Cowes Week" в Англии ежегодно собирает на спортивный фестиваль сотни яхт и тысячи любителей парусного спорта. Восемь суток пролетают как один день в непрерывной череде бескомпромиссных гонок, праздничных мероприятий, демонстрируя всему миру небывалую по размаху и числу представленных классов спортивную морскую баталию. Сами англичане во время "Cowes Week" с умилением обнаруживают для себя, что, несмотря ни на что, Каус и сейчас остается парусной столицей мира. Впрочем, это их мнение.
В нынешнем году на гонки в пролив Солент (близ Кауса) прибыли более полутора тысяч лодок, из которых около 850 приняли участие в соревнованиях. Регата в Каусе проводится в различных классах яхт, обмеренных по правилам IOR, RORC и т.д., которые согласно Channel Handicap System разбиваются на группы; также участвуют монотипы и различные серийные классы, такие как, например, "Contessa", "International Flying Fifteen", "Dragon", "U/24", "Melges 24", "Sigma" и т.д. Всего таких отдельных групп набирается около трех десятков, в этом году их было 29. Интересно, что каждый день в течение всей недели разыгрываются отдельные награды и призы внутри каждой группы, так что общее число трофеев достигает двух сотен.
Естественно, столь мощные обороты и грандиозный размах регата набрала не сразу. Все было гораздо скромнее, когда прообраз регаты только зарождался в самом конце XVIII века. Тогда стали популярными состязания в скорости между рыбацкими суденышками и лоцманскими куттерами на дистанции вокруг острова Уайт. Подобное "баловство" привело к созданию настоящего яхт-клуба, позже выросшего в Королевскую Парусную Эскадру. Именно она в 1812 г организовала первую официальную регату, что, по-видимому, и следует считать отправной точкой в истории "Cowes Week".
Два события в этом году были удостоены особого внимания со стороны английской прессы: последний в истории визит королевской яхты "Британия" на "Cowes Week" и возвращение в семью участников регаты "по-настоящему больших лодок". О первом говорили с нескрываемым сожалением, ведь через год не только Британская корона лишается одного из своих . драгоценных! бриллиантов, вычеркивая из списков королевских транспортных средств эту яхту-ветерана, но и регата остается без "Британии", ставшей по сути одним из ее символов. Шутка ли, за 42 года своего существования королевская яхта 34 раза была почетным гостем регаты в Каусе.
Что же касается возвращения больших лодок, под которыми следует понимать яхты класса "Макси", то это действительно долгожданное событие. Последний раз здесь, в Каусе, видели настоящие "Макси" в период между двумя мировыми войнами, в те времена, когда "Британия" короля Англии Георга V гонялась с "Шемроком" короля чая — сэра Томаса Липтона. Так что участие в гонках сразу четырех "Макси"-яхт стало одним из замечательных событий нынешней регаты.
В одной группе с ними выступала знаменитая "Longobarda" (L=24.38 м, В=6.09 м, Т=3.71 м, D=30 т), спроектированная в 1988 г. Брюсом Фарром. Ряд конструктивных изменений, которые она претерпела с тех пор, когда впервые в 1989 г. выиграла Кубок "Макси"-яхт, сделали ее еще более быстроходной. Также была здесь восьмидесятифутовая "Multipep", она же "Maxima", она же "Martello", она же (после перестройки в 1993 г) — участник кругосветки 1993/94 гг. "Uruguay Natural". Пришел на "Cowes Week" и Людде Ингвалл со своими "викингами". Шведская "Nicorette" из серии "Grand Mistral" с самого начала была одним из фаворитов гонок. Откровением для многих стал приход на регату российской "Макси" "Russian Team Grand Mistral", которая с первого же дня попала под пристальное внимание многочисленных корреспондентов. К тому же, россияне и гонялись весьма неплохо. Одну из гонок российский экипаж выиграл, однажды сошел с дистанции из-за серьезных повреждений такелажа. Во всех остальных россияне финишировали вторыми вслед за "Nicorette", которая в итоге и заняла первое место. Успехи шведской команды объяснимы. За плечами Ингвалла не одна кругосветка, экипаж яхты давно и целенаправленно готовится к гонке. Их путь — это то, что предстоит пройти "Russian Team", которая, по мнению специалистов, сейчас набирает обороты. В пресс-релизе по итогам "Cowes Week" отмечено успешное выступление российской команды, занявшей третье место вслед за "Longobarda". "Multipep" был четвертым. Примечательным событием для российской команды стало появление в ней известного путешественника и мореплавателя Федора Конюхова. Несмотря на то, что Федор большинство своих экспедиций осуществляет в одиночку, он очень легко влился в коллектив и стал душой экипажа. Видимо, очередное кругосветное "путешествие" Конюхов проведет не один, а в компании таких же, как и он сам, отчаянных романтиков, благодаря которым Россия все еще пользуется авторитетом в этом мире.
Еще до окончания осеннего подготовительного цикла была разработана программа участия российской команды в гонках 1997 года. Комментируя ее, менеджер команды Александр Скурский отметил, что организаторы оставляют за собой право на внесение изменений в график соревнований. "Обращаю внимание на то, что согласно календарю российская яхта снова придет в Петербург. По нашему замыслу, "Russian Team" вместе с другими командами проведет гонку Стокгольм — Петербург, после чего состоится фестиваль парусов на Неве у стрелки Васильевского острова. Завершением программы станет торжественное благословление нашей яхты в кругосветное плавание", — добавил он.
После гонок в Англии "Russian Team" совершила переход на Средиземное море, где стала участницей регат на Сардинии (Италия) и в Каннах (Франция). Наши материалы об этих соревнованиях, а также об изменениях в правилах и маршруте кругосветной гонки "Grand Mistral World Yacht Race" читайте в следующем номере.
Владимир Никитович Маслаченко
Заслуженный мастер спорта. Дата рождения — 05.03.1936, г. Кривой Рог. Закончил Московский институт физкультуры. Проживает в Москве.
Этапы спортивной биографии:
- 1953 г. — вратарь футбольного клуба ‘‘Металлург" (Дн-к), включен в состав сборной Украины по футболу среди школьников
- 1956 г. — перешел в ФК "Локомотив" (Москва)
- 1957-66 гг. — вратарь сборной СССР
- 1961 г. — Лучший вратарь СССР
- 1962-69 гг. — вратарь ФК "Спартак" (Москва)
- 1972-73 гг. — тренер футбольной сборной команды Республики Чад
- 1973-92 гг. — комментатор отдела спорта Гостелерадио
- 1992 г. — Организатор программы "Спорт + спорт"
- 1995 г. — Президент "Russian Team"
Парусным спортом увлекается с середины семидесятых годов.
Примечания
1. Гонка была названа по имени спонсора соревнований — известной шведской компании "Swedish Match Group".