После распада Союза стала задача — создать новую сборную команду России, способную достойно представлять наш парус на международной арене. Начало было не из простых: на Кубке России весной 1993 г. во всех 10 видах олимпийской программы участвовал всего 71 спортсмен, причем некоторые классы были представлены одним-двумя экипажами. В сборную России пришлось "записать" практически всех участников Кубка. К сожалению, наиболее опытные яхтсмены к этому времени отошли от олимпийской подготовки. Отсутствие финансирования в 1993 и 1994 гг. еще более осложнило задачу, заставило нас искать пути выживания. За все это время был проведен единственный централизованный сбор — в Петербурге перед Играми Доброй Воли.
В поисках альтернативных путей выживания удалось "зацепиться" за американцев. Находясь в США по университетской линии (с чтением лекций), я заключил соглашение с Олимпийским комитетом штата Южная Каролина о совместной подготовке к Олимпиаде-96. Это и позволило впоследствии провести три полноценных сбора практически за счет американской стороны. Гонщики смогли адаптироваться к условиям будущей олимпиады, завязать необходимые связи, решить проблему изучения английского языка.
В 1993—1994 гг. наш международный календарь был ограничен и успехов не принес. Переломным моментом стало крайне неудачное выступление яхтсменов России на ИД В-94: дело в том, что на этой регате выступали по нескольку лучших в мире яхтсменов именно в тех классах, где наши позиции были очень слабы. Однако поражение сыграло и положительную роль, поскольку привлекло внимание и общественности, и руководства спортом к нашим проблемам. В итоге была сформулирована обновленная концепция: мы концентрируем средства и силы на подготовке в тех классах, где можно прогнозировать прорыв к международному результату. Так была определена группа из пяти приоритетных классов яхт. Для целенаправленной подготовки именно в этих классах были консолидированы средства из разных источников (местных организаций, культивирующих парусный спорт; НОК; НФС и нашей ФСП) путем заключения двухсторонних соглашений по подготовке к Олимпийским играм. Это позволило существенно улучшить финансовую базу подготовки. Была закуплена современная материальная часть и, наконец-то, у сборной страны появился свой катер.
На заключительном этапе подготовки (конец 1995 — начало 1996 г.) предусматривалась активная тренировочно-соревновательная работа, спланированная индивидуально для каждого экипажа — кандидата на участие в Олимпиаде. В основу была заложена идея интенсивной подготовки в зимний период в условиях теплого климата и совместно с сильнейшими яхтсменами мира. В четырех из пяти приоритетных классов эти планы удалось реализовать. Только в "Торнадо" из-за невозможности обеспечить оба экипажа материальной частью в США пришлось довольствоваться самоподготовкой на Кипре.
Результаты не заставили себя долго ждать: во Флориде на регатах с участием ведущих яхтсменов мира экипаж нашей "семидесятки" входил в число лидеров; значительно подтянулся к победителям наш "финнист"; экипаж "Солинга", осваивая новую материальную часть, на регатах в Италии и Испании все чаще появлялся в группе сильнейших.
С конца марта пошли и серьезные успехи, такие, как победа "Солинга" на чемпионате мира в Италии, победа в крупной регате под Римом нашего "Финна"; вторым стал в далеком Кейптауне — на чемпионате мира — наш "Лазер-радиал".
Специфической чертой XXVI Олимпиады была введенная впервые предварительная "квалификация" для отбора участников, проходившая в ряде классов в апреле. Для нашей приоритетной группы этот отбор, кстати сказать — достаточно напряженный, закончился успешно. Из второй группы "слабых" классов не прошла квалификацию в классе "Европа" Т. Веселова.
После квалификации наши яхтсмены приняли участие еще в ряде других крупных регат. В частности, неплохо выступил в чемпионате мира "Финн" — 11-е место, причем до последнего дня он находился в числе лидеров. 3-е место занял в открытом чемпионате Европы экипаж "Торнадо". Отличную серию провели в классе "470" Д. Березкин и Е. Бурматнов: в преддверии Олимпиады выиграли чемпионат Европы в Англии и сразу же одержали победу на Кильской регате (где у нас не было таких успехов уже лет десять!).
Таким образом, перед Олимпиадой у нас были и неплохие результаты, и достаточно высокие позиции в мировом рейтинге.
Теперь о самой регате в Саванне. Количество участников нам было определено Олимпийским комитетом России — 12 спортсменов. Не вызывало сомнений участие яхтсменов приоритетной группы из пяти классов, т.е. 9 человек. На оставшиеся 3 места претендовали "Звездный", "470" (женский экипаж) и парусная доска "Мистраль". Экипаж "Звездника" удовлетворительно прошел квалификационный отбор, неплохо проявил себя на регате в Анцио (два первых прихода), да и опыт В. Соловьева склонял чашу в его пользу. Экипаж же "семидесятки" (рулевая И. Санжеровская) занял предпоследнее место на отборе, да и на других регатах также себя не проявил. В женской программе на доске "Мистраль" вела подготовку только одна О. Малышева: она имела ненований. Нужно было проехать 15 км от гостиницы до пристани, а затем, отстояв в очереди, еще 20 км вниз по реке к месту, где на специальных понтонах перед выходом в океан располагались яхты участников. Не очень-то четкая работа организаторов заставляла тратить на перемещения много времени и сил. Да и вообще, организовано все было далеко не лучшим образом.
Материальная часть в пяти классах одиночек предоставлялась организаторами, но паруса и рангоут на "Лазерах" и досках можно было применять свои.
Теперь о самой регате и результатах нашей команды. Это была самая представительная олимпийская регата — на ней выступали яхтсмены из 86 стран и состав участников был исключительно сильным.
"Мистраль" — В. Моисеев, г. Таганрог. Тренер Ю. Крикунов. 31-е место. Можно ли было подняться выше? Наверное, да, но незначительно. Основная проблема — отсутствие должного опыта выступлений в таких регатах. В этом классе мы никогда не имели заметных успехов и продолжаем отставать от международного уровня.
"Лазер" — А.Кирилюк, г.Москва. Тренер А.Плотников. 29-е место. Этот класс уже более 20 лет динамично развивается во всем мире, но у нас практически только два года назад начались закупки этих лодок. Существенную организационную работу здесь проделала Российская ассоциация класса "Лазер" — наиболее дееспособная сегодня ассоциация, имеющая свой внутренний календарь соревнований. При подготовке к Олимпиаде-XXVI ставка была сделана на А.Кирилюка — одного из сильнейших в классе "Луч". Однако Андрей так и не смог подняться выше середнячков в мировом рейтинге. Серьезную конкуренцию у нас молодые спортсмены ему оказать не смогли. Решение о включении его в сборную определялось прежде всего из стремления поддержать этот класс, однако результат его прогнозировался невысокий, что и подтвердилось в Саванне.
"Финн" — О. Хоперский, г. Сочи. Тренеры А. Чариков, С. Шаповалова. К сожалению, лишь 18-е место. Тем не менее, трудно бросить камень в этого, несомненно, сильного спортсмена. Олег оказался самым невезучим на этой регате. Я был с ним рядом, начиная с декабря 1995 г., и знаю, как много он работал и как непросто шел вверх. Дело в том, что в 1993 и 1994 гг. Олег практически вышел из команды, жил несколько раскованно для спортсмена высокого класса. Однако подчинив себя одной цели — Олимпийским играм, смог мобилизоваться. К началу регаты он был в хорошей форме.
Первый день — обе гонки шел, как на тормозе. Приходы — 27-й и 18-й. Поднимаем лодку, а там, под килевой оковкой, застрявший кусок тряпки от тележки, на которой стояла его лодка. Далее Олег смог собраться и на следующие два дня пошли приходы в первой десятке, появились хорошие, шансы. Но! В четвертый день — опять приходы 27-й и 25-й. Идя в первой гонке этого дня в числе лидеров, при огибании марки он столкнулся с лодкой спортсмена из ЮАР. Результат — порванный парус в 30 см задней шкаторины. А сразу после финиша первой гонки следует старт второй, так что заменить парус возможности нет. Залепил скотчем дырку и — вперед. Этой заплаты хватило на несколько минут. Так и шел до финиша. Обидно, ведь мог показать хороший результат. Это доказано тем, что со всеми призерами он в этом году неоднократно "разбирался"...
"Звездный" — В. Соловьев и А. Михайлин, г. С.-Петербург. Тренеры Н. Гурьев и К. Сунгрен. 17-е место. Экипаж прошел недостаточную подготовку. Были у нас определенные надежды на большой "жизненный опыт" в парусном спорте, но этого оказалось недостаточно. Отметим и отсутствие качественной материальной части, что заставило обратиться к аренде лодки уже в Америке, когда для ее освоения времени оставалось мало, а также аварию в одной из гонок.
"Торнадо" — Ю. Коновалов и С. Мясников, г. Тольятти. Тренер Ю. Давыденко. 12-е место. Опытный рулевой, имеющий в своем арсенале победу на чемпионате мира, к сожалению, в этом олимпийском цикле нигде не блистал (кроме последнего чемпионата Европы). В "Торнадо" готовились два экипажа из Тольятти, тренировавшиеся у одного тренера. Считаю, что основная причина слабого результата связана с работой тренера. Подтверждает это и тот факт, что сразу после Олимпиады оба экипажа отказались от дальнейшего сотрудничества с Ю. Давыденко.
"470" — Д. Березкин, Е. Бурматнов, г. Владивосток. Тренер В. Тимофеев. 5-е место. К олимпийской регате они подошли общепризнанными лидерами этого класса. В обеспечении материальной частью были перекрыты все их желания. По моим наблюдениям, два психологических срыва не позволили им себя реализовать полностью. Судите сами. Организаторы, имея четыре дистанции на десять классов яхт, так спланировали программу, что класс "470" начинал на два дня позже других классов. Похоже, что наши здесь просто перегорели, поскольку первый гоночный день дал 13-й и 25-й приходы, когда экипаж даже отрабатывал чужой фальстарт. Затем следует великолепная серия из четырех гонок (5, 2, 3 и 1-й приходы) и общее 2-е место со значительным отрывом от 3-го места. И после этого — опять три провальные гонки (11, 20 и 19-й приходы). Хотя последние две гонки они провели почти в полную свою силу, но, увы, до медали не хватило чуть-чуть. Очень сильный экипаж, профессионально относящийся к подготовке. Жаль, медаль была совсем рядом!
Интересно, что все три экипажа в этом классе, некогда проходившие подготовку в сборной команде СССР, в Саванне оказались в первой десятке: выиграл украинский экипаж Е. Браславец, И. Матвиенко, а 10-е место заняли братья Тынисте из Эстонии.
"Солинг" — Г. Шайдуко, И. Скалин, Д. Шабанов, г. Москва. Тренер С. Канов. 2-е место — и наша единственная медаль. В очень упорной борьбе в первой части регаты (гонки во флоте из 22 яхт) экипаж вошел в заветную шестерку с пятым результатом. Их места по восьми лучшим гонкам: 2, 11, 8, 7, 4, 8, 7, 3; общее число очков — 50.
Затем борьба за медали продолжалась по формуле матч-рейса. По регламенту в полуфинал автоматически попадали два лучших экипажа — германский и американский. Занявший 3-е место английский экипаж должен был провести серию матчей-поединков (до трех побед) с 6-ым (датчане), занявший 4-е место (канадцы) — с 5-ым. Переиграв канадцев (3:0), наши яхтсмены вышли в полуфинал, в котором сражались уже только четыре экипажа. Й. Шуман (Германия) выиграл у англичан, Шайдуко — у американцев (снова 3:0). Итак, в финале Шайдуко встретился с сильнейшим, по общему признанию, яхтсменом Олимпиады-XXVI — Й. Шуманом. В сложных погодных условиях (то штиль, то гроза с дождем) с трудом удалось провести три гонки. В первой из них Георгий был близок к успеху, но, увы. В итоге — серебро.
Что можно сказать о лидере? Он позже всех пришел в команду; практически только в 1995 г. начали разгоняться к Олимпиаде, но зато как разогнались! Чемпион мира 1996 г., отличные результаты в ряде серьезных регат, олимпийская медаль. Усилению экипажа способствовало введение молодого И.Окалина с его отличными физическими данными. В этом классе мы смогли полностью обеспечить запланированную подготовку, вовремя приобрели новую лодку, оперативно доставили из Америки ходовые паруса, обеспечили подготовку катером и машиной. Необходимо отметить удачную тренерскую работу Сергея Канова и привлеченного на последнем этапе для работы с экипажем Ильи Михайлова.
Подводя общий итог по результатам олимпийского года, отметим, что яхтсмены России существенно подняли свой международный рейтинг. Впервые за один год мы имели победы на чемпионатах мира и Европы, призеров этих соревнований, призера Олимпийских игр, победителей ряда престижных международных регат.
На Олимпиаде-XXVI мы завоевали серебряную медаль, тогда как традиционно сильнейшая и выступавшая во всех 10 классах команда США имела только бронзу. В командном зачете по числу и достоинству медалей мы обошли такие команды, как итальянская (ее готовил В. Манкин) или французская.
У нас сейчас хорошая стартовая ситуация в следующем олимпийском цикле; она значительно лучше, чем четыре года назад. Мы стали сильнее и опытнее, знаем, как вести подготовку дальше, чтобы в 2000-м году, в Австралии, иметь золотые медали. Восхождение на парусный Олимп продолжается.
В заключение считаю долгом поблагодарить всех, кто эти четыре года верил в нас и помогал новой команде России стать на ноги; всех, кто болел за российский парус.
Ю. Ларин, главный тренер сборной России, профессор
Победители регаты Олимпиады-XXVI
Финн. 31 участник, 10 гонок. Золото — Матеуш Кушниревич (Польша, 21 год; в 1995 г. — чемпион мира в ОК; в 1996 г. — 16-е место в чемпионате мира на "Финнах", 2-е место на чемпионате Европы). Очки по гонкам: (10), 4(20), 4, 9, 1, 2, 1, 1, 10, 62; 32 очка. Серебро — Себастьян Годфруа (Бельгия, 45 очков). Бронза — Рой Хейнер (Голландия, 50 очков).
Лазер. 56 участников, 11 гонок. Золото — Роберт Шейдт (Бразилия, 23 года; чемпион мира 1995 и 1996 гг.). Очки по гонкам: 2(9), 3, 6, 1, 3, 7, 2, 1, 1 (57), 92, дискв.; 26 очков. Серебро — Бен Эйнсли (Англия, 37 очков). Бронза — Пир Моберг (Норвегия, 46 очков).
Европа. 28 участниц, 11 гонок. Золото — Кристин Руж (Дания, 23 года; 2-е места на чемпионатах мира 1994 и 1995 гг.). Очки по гонкам: 2, 1, 3, 2, 1, 2 (8), 1 (8), 7, 5, 40; 24 очка. Серебро — Маргрет Матьес (Голландия, 30 очков). Бронза — Куртней Беккер-Дей (США, 39 очков).
Мистраль. (муж.) 46 уч., 9 гонок. Золото — Николаос Какламанакис (Греция. 28 лет; 9-й на ОИ-92). Очки по гонкам: 5, 1, 2, 6, 1 (9), 1, 1 (47), 73, нф; 17 очков. Серебро — Карлос Эспинола (Аргентина, 19 очков). Бронза — Гел Фридман (Израиль, 21 очко).
Мистраль. (жен.) 27 уч., 9 гонок. Золото — Лей Шан Ли (Гонконг, 26 лет; 11-я на ОИ-92, 6-я на чемпионате мира 1996 г.). Очки по гонкам: 3, 2, 2, 2, 4, 2 (7), 1 (28), 51, -; 16 очков. Серебро — Барбара Кендал (Новая Зеландия, 24 очка). Бронза — Алессандра Сенсини (Италия, 28 очков).
470. (муж.): 36 экипажей, 11 гонок. Золото — Евгений Браславец (24 года) и Игорь Матвиенко (25) (Украина; 11-е на предолимпийской регате 1995 г.). Очки по гонкам: 2, 2, 3, 1 (16), 5, 1, 9, 10, 7 (37), 93, 40 очков. Серебро — Джон Меррикс, Ян Уокер (Англия 61 очко). Бронза — Витор Роха, Нуно Баррето (Португалия, 62 очка).
470. (жен.): 22 экипажа, 11 гонок. Золото — Тереза Забелл (31 год), Бегона Виа-Дюфресне (Испания; олимпийская чемпионка в Барселоне, пятикратная чемпионка мира). Очки по гонкам: 4, 2 (11), 8, 2, 1, 3 (10), 3, 1, 46, -; 25 очков. Серебро — Юмико Шиге, Алисия Киношита (Япония, 36 очков). Бронза — Руслана Таран, Олена Пахольчик (Украина, 38 очков).
Звездный. 25 экипажей, 10 гонок. Золото — Торбен Граель (36 лет), Марчелло Ферейра (Бразилия, третьи на ОИ 1988 г. и чемпионы мира 1996 г.). Очки по гонкам: 1, 6, 2 (7), 1, 4 (9), 2, 6, 3, 41, -; 25 очков. Серебро — Ханс Валлен, Бобби Лохсе (Швеция, 29 очков). Бронза — Колин Бишел, Девид Жилес (Австралия, 32 очка).
Торнадо. 19 экипажей, 1, гонок. Золото — Фернандо Леон (30 лет), Жозе-Луис Баллестер (Испания; 4-е на ОИ-88 на "470"; 6-е на ОИ-92 в "Солинге"; чемпионы мира 1995 г.). Очки по гонкам: 2, 2, 4, 5, 5, 2, 4, 3 (20), 3 (20), 70, -; 30 очков. Серебро — Митч Бут, Эндрю Ланденбергер (Австралия, 42 очка). Бронза — Ларе Грааль, Кико Пелликано (Бразилия, 43 очка).
Солинг. 22 экипажа, 10 гонок. Золото — Йохен Шуман (42 года), Томас Флах (40), Берндт Якель (42) (Германия; Шуман завоевывал золото на "Финне" на ОИ-76; золото на "Солинге" на ОИ-88 и 4-е место в Барселоне в 1992 г. Шуману "не хватает" одной золотой медали, чтобы сравняться с рекордом знаменитого датчанина Эльвстрема). Очки по гонкам: 5, 5, 2, 4, 1 (9), (9), 6, 2, 9, 52; 34 очка. В финале выиграл мачт-рейсинг 3:0 у экипажа Г. Шайдуко. Серебро — Г. Шайдуко, Д. Шабанов, Г. Скалин (Россия). Бронза — Джеф Мадригали, Кент Массей, Джим Бартон (США, 36 очков).
Неофициальный командный зачет
Зачет по числу очков набранных десяткой лучших в каждом классе (считая за 1-е место — 10 очков, 2-е — 9 очков и т.д.). В классе "Солинг" шестерке лучших во флоте приплюсованы и очки в матч-рейсинге. Подсчет числа медалей каждый может сделать самостоятельно по вышеприведенным сведениям о призерах.
1 — США, 46. 2 — Англия, 44. 3 — Германия, 43. 4 — Австралия, 37. 5 — Испания, 33. 6,7 — Бразилия, Новая Зеландия, по 29. 8 — Дания, 28. 9 — Италия, 24. 10, 11 — Украина, Швеция, по 22. 12, 13 — Россия, Норвегия, по 21. 14 — Голландия, 20. 15 — Франция, 19. 16 — Аргентина, 18. 17 — Греция, 17. 18, 19 — Португалия, Канада, по 16. 20 — Польша, 15. 21 — Австрия, 14. 22, 23 — Гонконг, Финляндия, по 10. 24, 25 — Бельгия, Япония, по 9. 26 — Израиль, 8. 27 — Китай, 7. 28 — ЮАР, 3. 29 — Тайвань, 2. 30—32 — Эстония, Ирландия, Швейцария, 1.
Блиц-интервью Георгия Шайдуко
Корр.: Чем собираетесь заняться, какие перспективы?
Г.Ш.: Свое ближайшее будущее я связываю прежде всего с участием в матчевых гонках, входящих в цикл "Omega Cup". Матч-рейсинги, на мой взгляд, сегодня — одно из самых перспективных направлений в парусном спорте вообще.
Корр.: Что привлекает в этих гонках?
Г.Ш.: Прежде всего, конечно, возможность спортивного роста, совершенствования. Кроме того, это — интересная работа, которая, в принципе, может приносить хорошие деньги. Сегодня в матч-рейсингах участвуют все ведущие яхтсмены мира.
Корр.: Что можете сказать по поводу "Солинга"?
Г.Ш.: "Солинг" по-прежнему остается очень хорошим классом с большими перспективами, хотя сама яхта довольно дорогая. Работа нашей ассоциации, я надеюсь, позволит поддерживать и развивать этот класс в России. Ведь содержание такой технически сложной лодки, как "Солинг", требует довольно больших затрат. Даже само создание ассоциации было бы невозможно без поддержки со стороны. Я очень прошу отметить добрыми словами ШВСМ при правительстве Москвы, ФПС России, НФС, Олимпийский комитет России, а также благотворительность ГУТА-банка и Инкомбанка.
Георгий Иванович Шайдуко. Заслуженный мастер спорта. Год рождения — 1962, г. Никополь. Закончил металлургический техникум. Проживает в Москве.
Этапы спортивной биографии:
- 1972 г. — начал заниматься парусным спортом а я/к "Трубник", г.Никополь (Украина); класс "Оптимист". Первый тренер — Николай Иванович Эсаулов.
- 1977 г. — пересел на "420".
- 1979 г. — перешел на "470" (три месяца), а затем на "Летучий Голландец". В разное время его шкотовыми были Груздев. Акименко. Зубанов.
- 1982 г. — первые результаты: 3-и места на Каннской. Кильской и Йерской регатах.
- 1982 г. — чемпион СССР (шкотовый — Груздев).
- 1983 г. — перешел на "Солинг". 2-е места на Балтрегате, чемпионате и Кубке СССР (шкотовые — Канов, Поляков).
- 1985 г. — 3-е место на чемпионате Европы, чемпион СССР.
- 1986 г. — чемпион СССР.
- 1987 г. — 3-е место на чемпионате мира, чемпион Европы, обладатель Кубка мира.
- 1988 г. — чемпион СССР. 10-е место на Олимпиаде.
- 1989 г. — чемпион СССР, обладатель Кубка СССР.
- 1990 г. — чемпион СССР, обладатель Кубка СССР, чемпион Европы в классе "ЛГ".
- 1992 г. — снова на "Солинге". 11-е место на Олимпиаде.
- 1993 г. — 2-е место на гонке "Жиро ди Италия" на монотипах "JENO One Design" — рулевой.
- 1994 г. — организовал Ассоциацию класса "СОЛИНГ" (с правами всероссийской) и стал ее исполнительным секретарем
- 1996 г. — чемпион мира, 2-е место на открытом чемпионате США. 2-е место на Олимпиаде.
В экипаже — Игорь Скалин и Дмитрий Шабанов (все — Москва). Тренеры — Сергей Дмитриевич Канов и Илья Иванович Михайлов.