Прошедшее питерское лето было очень насыщено событиями в мире водных видов спорта. Достойное место занял среди них проводившийся на лосевских порогах пятый водный фестиваль "Вуокса", где вновь с 27 по 30 июня "скрестили весла" сильнейшие представители мира экстремальных водных видов спорта из 30 городов России, а также из Белоруссии, Прибалтики, Финляндии. Традиционное место и время проведения фестиваля, девиз которого — "Большое начинается с малого", сыграли свою роль в привлечении публики. В субботу — пиковый день — яблоку некуда было упасть. Виды программы без пауз шли один за другим, и 620 спортсменов-участников (на две сотни больше чем в прошлом году) с удовольствием демонстрировали свое мастерство тысячам зрителей. Программа соревнований из одиннадцати видов спорта (для семи типов туристских судов), часть которых проходила под маркой "Чемпионат России", держала собравшихся в напряжении все четыре дня. Бороться было за что: зрительское внимание и амбиции соревнующихся были подкреплены солидным призовым фондом.
Лидеры тут же брались на мушку телекамерами новостей "5-го канала" и программы "Вавилон ТВ-6". Уж кому-кому, а Дмитрию Запольскому, звезде питерского ТВ, ведущему эту программу, доподлинно известны все тонкости из жизни "водоплавающих". Еще одна ТВ-звезда — любитель сильных личностей Кирилл Набутов ("Адамово яблоко", РТР) не изменил себе и все творческое внимание сосредоточил на марафоне "Супермен-96" и его победителе — москвиче К. Васине. Заплыв по бурной воде, кросс и сплав на каяке были сконцентрированы в три десятка соревновательных минут, требовали максимальной отдачи, и не каждый из участников смог оставаться на ногах за чертой финиша.
У стартующих в соревнованиях по технике водного туризма был еще один мощный стимул: по результатам вуоксинской встречи окончательно формировался состав нашей команды на Чемпионат мира по рафтингу — "Вызов Белой Воды", проходящий в Замбези под эгидой компании "Кэмел" и являющийся аналогом автомобильного "Кэмэл-трофи". На закрытии фестиваля были объявлены имена счастливчиков: ими стали москвичи С. Кардашин, А. Лазько, В. Моисеев и петербуржцы Д. Карбутов, Д. Кулемин, С. Петров (кстати, все из команды "Нева-тур"). В общем же зачете победа досталась команде "Агентство Венгрова" (Москва), обошедшей питерцев из "Невы-тур" и "Тритона".
Соревнования шли не только на порогах: чуть ниже Суходольское озеро было расцвечено парусами туристов-водников.
Спортивная программа была дополнена обширной культурной программой. Фотоконкурс, показ видеофильмов, вечер бардовской песни, "Саммит прессы", где были представлены туристская и водноспортивная периодика) — собственно, без этих "видов" фестиваль не был бы фестивалем. Ну и, конечно, ярмарка товаров для спорта и отдыха на воде. Более 40 экспонентов выставили свою продукцию — от пряжек для рюкзаков до лодочных моторов. Для крупногабаритных экспонатов был построен специальный причал на Суходольском озере. И лодки серии "Мастер" "Адмиралтейских верфей", и надувные водные аттракционы фирмы "Ариадна" (из Уфы), и масса других крупногабаритных плавсредств благодаря этому были продемонстрированы в лучшем виде. Налаженная сеть мини-кафе "Лолюстрово" и "Роска" компенсировала массовую жажду от избытка ультрафиолета в атмосфере.
Но вернемся к спортивной программе. Среди прочих нововведений,призванных расширить круг зрителей и поклонников фестиваля, наиболее привлекательной казалась идея проведения гонок на гидроциклах. Выстраивалась очень привлекательная концепция: ведь пока соревнования в России на гидроциклах не проводились. Тем более — не было аналогов состязаний "циклов" на бурной воде. С другой стороны, опыт и технические возможности организаторов фестиваля — фирмы "Нева-тур", позволяли "раскрутить" любое нововведение. На основе международных правил УИМ было разработано положение о соревнованиях применительно к местным условиям. Сами соревнования получили символическое название "Кубок Пилотов Белой Воды". В партнеры для проведения сего мероприятия была приглашена Федерация водно-моторного спорта Петербурга. Идея так же горячо была поддержана журналом "Катера и яхты", пристально следящим за этой темой все последние годы. Оргкомитет провел обширную работу с дилерами фирм, производящих гидроциклы и торгующих ими в Москве, Санкт-Петербурге и даже в... Комсомольске-на-Амуре. Одно из приглашений было вручено Владиславу Третьяку, ныне представляющему интересы фирмы "Бомбардье" в нашей стране. Однако реакция тех, кто, казалось бы, больше всех должен быть заинтересован в расширении рынков сбыта своей продукции и ее рекламе, оказалась вялой. В итоге, к моменту старта у пирса на Суходольском озере покачивались всего три "цикла" Два из них привезли ребята из московской фирмы "Влад". Третий — необычной конструкции с надувным корпусом — представили питерцы из фирмы "Курс". Они-то и стали пионерами освоения лосевских порогов. Перед стартом сомнения были велики. Непонятно было, как поведет себя машина при поворотах, при траверсах, насколько будет управляема при быстром изменении характера течения и т.д.
Первым на стремнину Вуоксы вышли москвичи. Пробный заезд, и ... все страхи оказались напрасны. Гонщик великолепно справлялся с управлением — маневрировал, боролся с течением, проходил отдельные ворота трассы. Возможности гидроцикла на бурной воде демонстрировались при всех направлениях потока. Теперь следовало бы поставить для гидроциклов отдельную трассу, но этого не стали делать из-за малого числа участников и трудоемкости процесса. Так, с одной стороны, первый блин вышел комом, с другой — впервые в России "водный мотоцикл" продемонстрировал себя на потоке с течением 25 км/ч и очень сложной структурой.
И Оргкомитет "Вуоксы", и ФВМС Петербурга, и "Катера и Яхты" разъехались, уверенные в том, что из всего этого получится толк в следующем году. Однако последствия появились раньше. Практически сразу после окончания фестиваля на лосевских прибрежных полянах — "мекке" питерских туристов-водников — стали в немалом количестве появляться невиданные здесь доселе автомобили "Мерседес". Количество любителей острых ощущений, желающих потренироваться в управлении гидроциклом,в несколько раз превзошло число участников показательных заездов фестиваля.Рев моторов в выходные не смолкаетнад порогами. Бардовскому гитарному перебору, "скромницам''-байдаркам и "рубахам"-катамаранам пришлось потесниться под напором рока и 80-сильных моторов за сверкающими бортами "Поларисов" и "Джетов". Но не это самое страшное: разница 8 стиле, технике и скоростях между байдаркой (каяком, катамараном) и гидроциклом слишком велика, что может привести к массе аварийных ситуаций на в общем-то небольшом пространстве "гидростадиона" в Лосево. Тем более, что зачастую хозяева гидроциклов заливают горючее перед стартом не только в баки своих "Sea-doo". Одно дело, когда тебя выбивает из седла на спокойной воде, другое — когда улетаешь средь бурного потока между камнями. Водники годами узнавали особенности течения. отрабатывали приемы и средства спасработ в экстремальных условиях. Гидроциклисты пока этим опытом не обладают. Возможно, нужна Ассоциация Пилотов Белой Воды, объединяющая интересы любителей сумасшедшей езды. Нужны компромиссы и сотрудничество.
Уже приступает к работе Оргкомитет "Вуоксы-97", вновь раскручивается маховик подготовки. А тем временем, ФВМС Санкт-Петербурга уже получила письмо из Международного Водно-моторного Союза с предложением провести в городе гонки на гидроциклах с самым широким международным представительством...