По общей оценке прогрессивным шагом было решение отказаться от пересчета времени прохождения но дистанции но гоночному баллу яхт, а сравнивать действительное истинное гоночное время отдельно в каждом классе. Изменилось и число классов: теперь их стало не три, а всего два — ’’Макси" (бывший А) и совершенно новый класс "W60" (информацию об этом см. в "КиЯ" №152).
Напомним, что класс "W60", удовлетворяющий новым правилам (Whitbread Offshore Rule), был разработан общими усилиями 14 ведущих яхтенных конструкторов в качестве замены уходящим со сцены классам В и D. "Крестным отцом" его по праву считают знаменитого новозеландца — Брюса Фарра, возглавляющего ныне сразу две американские компании со штаб-квартирами в Аннаполисе.
Имелось в виду, что "60-футовики", представляющие собой несколько более практичный вариант яхт ULDB, т.е. яхт сверхлегкого водоизмещения по идее Джорджа Олсона (см. "КиЯ" №143 и №145), будут не менее быстроходными, чем "Макси", но существенно более легкими, меньшими по размерениям и дешевыми. По своей архитектуре они напоминают экстремальные яхты, строящиеся для гонок на Кубок Америки, но имеют более высокий борт (не менее 1.5 м), несколько большее водоизмещение и оборудованы для плавания в открытом океане. Наибольшая длина такой яхты — 18-20 м, наибольшая ширина — 5.2 м, осадка — 3.66-4.27 м, максимальная лавировочная парусность — 200 м2, минимальное водоизмещение — около 15 т. Для обеспечения остойчивости разрешено применение перемещающегося водяного балласта (по 2.5 т на борт). Разрешены мачты из углепластика и спинакера асимметричной формы. Экипажи на "W60" поменьше, чем на "Макси", — около 10 человек.
Итак, правила регаты нацеливали конструкторов и яхтсменов на состязания внутри двух классов яхт, но возник и естественный интерес к тому, кто же будет быстрее — мощные, перегруженные парусами, "Макси" или относительно легкие "60-футовики"? Кто победит в необъявленном споре между классами?
К моменту старта, естественно — общего для обоих классов, страсти накалились до предела. Сам Брюс Фарр на вопросы о его прогнозе на "дуэль" между "Макси" и "W60" не отвечал и лишь многозначительно улыбался. Кстати сказать, уже не было секретом, что расчет разработчиков нового класса на дешевизну яхт "потерпел фиаско". На деле не только научные исследования и работы по оптимизации имевшихся прототипов, довольно далеких от задуманного идеала, но и выбранные новые методы строительства яхт оказались значительно дороже, чем предполагалось. Возможно, в будущем, в случае сохранения за "W60" статуса "кругосветного класса", создание таких яхт действительно окажется дешевле, чем нынешних "Макси", но пока — на стадии внедрения класса в жизнь — этого не произошло.
Прежде чем представить 15 яхт-участниц WRTWR 93-94 (отметим: на пятой регате их было больше — 232), упомянем об одном замечательном рекорде, установленном до начала кругосветки. Оказалось, что автором трех из пяти вышедших на старт в Саутгемптоне "Макси" и семи из десяти яхт нового класса был все тот же вездесущий Брюс Фарр со своим дизайнерским коллективом! Две трети яхт-участниц по проектам одного конструктора — такого еще не бывало3. Великолепный результат, достойный Книги Рекордов, и свидетельствующий о безмерном уважении и доверии яхтсменов к конструкторскому гению этого человека.
Участницы гонки WRTWR
Сначала о яхтах "Макси". Тремя новыми фаворитами были: "Нью Зиланд Эндевур", "Ла Пост" и "Мерит Каи"; именно эта "троица", спроектированная под руководством Фарра, была "обречена" на самое пристальное внимание как наиболее яркая часть участниц — кечей, взявшаяся защищать цвета новозеландского, французского и швейцарского флагов соответственно.
Новозеландцы, имевшие громкий и бесспорный успех в предыдущей гонке (их "Стейнлагер-2" с Питером Блейком во главе экипажа был победителем всех шести этапов!) и накопившие отличный опыт выступлений на кечах, не изменили традиции: выставили новый 25-метровый двухмачтовик "Эндевур" с Грантом Далтоном в роли шкипера. 35-летний Дэлтон, отметим, тоже был участником прошлой кругосветки: тогда на кече "Фишер энд Пейкел NZ" он финишировал вторым. На этот раз мощные новозеландские спонсоры, среди которых были "ANZ Bank", "BP NZ", "Toyota NZ", сделали самую серьезную ставку на его победу. Пресса неоднократно подчеркивала, что сочетание двух новозеландских талантов — гонщика (Дэлтон) и проектировщика (Фарр) — принесет ожидаемый результат. Здесь, на "острове киви", все надеялись на повторение 1ромкого успеха, достигнутого новозеландцами в прошлой гонке.
В марте 1992 г. начали строительство своей новой "Макси" французы. Подготовка экипажа, тем временем, уже проводилась под руководством Даниэля Молле на старом шлюпе с тем же названием "Ла Пост", созданном по проекту того же Брюса Фарра еще в 1984 г. и более известном в качестве фактического победителя WRWR IV под названием "ЮБС Свитцерланд". Синдикат "Ла Пост" (в переводе — почта) традиционно представляет сеть яхт-клубов французских почтальонов. Для начала Молле предстояла нелегкая задача — провести набор гоночного экипажа из почти 25000 членов таких клубов. Он справился с этой задачей, и отобранным яхтсменам была предоставлена возможность не только тренироваться по обстоятельно разработанному плану, но и участвовать на старой "Ла Пост" в ряде гонок.
Проект швейцарских яхтсменов, возглавляемых известным "кругосветчиком" Пьером Фелманом, изъявила желание финансировать американская компания "Филипп Моррис". Фелман — участник всех предыдущих WRWR — сознательно избрал для участия в очередной регате "Макси"4. По его убеждению, имевшихся в распоряжении яхтсменов полутора лет было недостаточно для адаптации опытного швейцарского экипажа к яхте совершенно нового типа, какой является "W60". С явным недоверием отнесся он к введению современного "кругосветного класса", но горячо приветствовал решение о расчете гонок по истинному времени. И ясно почему. Напомним, что Фелман "пострадал" во время WRWR 85-86, когда, придя к финишу первым, после пересчета времени оказался... четвертым!
Пьер Фелман в беседе со швейцарскими корреспондентами заметил: "Для меня очень важно и то, что, пока будет строиться и вооружаться новый кеч, я смогу не только сохранять отличную форму экипажа, но и спокойно производить любые нужные мне изменения на "Ла Пост". Уверен, что при создании яхты нового класса я был бы сильно ограничен в таком маневре".
Две остальные "Макси" выставили уругвайская и испанская команды. Слова "построили" и "новая" здесь не подходят.
Испанским синдикатом, главным спонсором которого в очередной раз стала фирма "Табакалера С А", было принято решение о перестройке яхты "Фортуна Экстра Ляйтс", участвовавшей в WRWR 89-90, из шлюпа в кеч. По мнению конструктора яхты Ж. Визье, это должно было повысить ходовые качества его детища на слабых ветрах, когда, в основном благодаря несению второго спинакера, общая площадь парусности увеличивается в 1.2-1.3 раза. Любопытно, что для этого пришлось разрезать 23.5-метровый корпус яхты пополам и удлинить его на метр с небольшим. В качестве шкипера на борт испанской "Макси" был приглашен английский гонщик 33-лет-пий Лаури Смит, хорошо известный в парусном мире как шкипер "Ротманс" — лучшей из трех британских "Макси" в прошлой WRWR, а также как шкипер британских яхт — претенденток на Кубок Америки трех последних кампаний.
Латиноамериканцы выступали на яхте "Уругвай Натурель" во главе с Густавом Ванзини. Заметим, что это был единственный шлюп в дивизионе "Макси". Построена яхта была для участия в пятой WRWR и известна как "Мартела О.Ф.", участвовавшая в гонке под финским флагом. При длине наибольшей 24.6 м (по КВЛ 19.2 м) она имела водоизмещение 29.7 т и обмерную парусность 280 м2.
Теперь о "60-фуговиках". Несмотря на очевидные и немалые трудности, обозначившиеся уже на предварительном этапе подготовки проектов, подавляющее большинство синдикатов, тем не менее, сделали ставки на новый гоночный класс.
Стоит особо отметить мощный задел новозеландцев. Совместно с японскими партнерами они сумели подготовить даже не одну, а две яхты, причем сделали это с блеском (об этом говорят результаты гонок, проведенных незадолго до WRWR 93-94). Оба парусника сразу заняли видные места в списке фаворитов.
Главным спонсором одной из двух "W60" в этом интернациональном тандеме стала известнейшая японская фирма "Ямаха". Выставляя на гонку яхту с таким же именем "Ямаха", синдикат не скрывал своих расчетов на победу. К участию были приглашены лучшие японские и новозеландские яхтсмены и организаторы. Среди них были такие представители "страны киви", как Дэвид Глен — президент ассоциации класса "W60", которому было поручено руководить всем проектом, и Росс Филд, в прошлом — капитан-наблюдатель па "Сгейнлагере-2", а на этот раз — шкипер "Ямахи". Любопытно, что когда в процессе освоения и доводки этой "Ямахи" вскрылись какие-то минусы, синдикат... просто-напросто отдал яхту американцам и построил новую "Ямаху" с учетом полученного опыта.
На другой новозеландско-японской яхте "Токио" стал командовать парадом Крис Диксон. Прекрасный гонщик, отлично зарекомендовавший себя в матч-рейсингах Кубка Америки, теперь решил попробовать себя в гонке на максимально возможной дистанции. С восторгом отзываясь о своей яхте, он не стеснялся публично выражать уверенность в победе.
Оба проекта новозеландских яхт подготовил Брюс Фарр.
Их опаснейшим соперником можно было с уверенностью назвать американскую яхту "Уинстон" по проекту того же Б. Фарра. В роли сошкинеров здесь выступили Бред Батгерворт и Деннис Коннер. Любителям паруса имя 52-летнего Коннера, конечно же. хорошо знакомо. Этот первоклассный и многоопытный гонщик завоевал мировую известность прежде всего четырьмя победами в состязаниях за Кубок Америки. В 1992 г. ему, правда, крупно не ползло: его команда пс смогла даже пробиться в финал. Сразу после обидного провала Деннис Коннер и заявил о своем желании принять участие в кругосветке. Благодаря этому во время интереснейшей WRTWR 93-94 можно было наблюдать и за ходом необъявленной, по очень острой и любопытной дуэли давних соперников по Кубку Америки — Коннера и Диксона. Правда, шкипер "Токио" еще до старта признавался, что для него кругосветная гонка представляет значительно больший интерес, нежели Кубок Америки, а Коннер, напротив, не скрывая своих переживаний, отдавал предпочтение Кубку. По поводу же восхищенных эпитетов Диксона в адрес WRTWR Деннис едко заметил, что новозеландцу просто не с чем сравнивать — он ни разу не выигрывал Кубок и не знает вкуса Победы в настоящей "схватке".
Известно, что о намерении участвовать в кругосветке заявили и другие американские синдикаты. В частности, в печати неоднократно упоминалось имя другого обладателя Кубка Америки в прошлом — Теда Тернера как вероятного шкипера нового "Макси"-кеча. Однако, в конце концов вместе с "Уинстоном" вышла на старт лишь еще одна яхта под флагом США — яхта с женским экипажем и под славным именем (впоследствии, правда, измененным) "ЮС Вименс Челлендж", которое можно перевести как "Вызов американских девушек". Это и была та самая первая "Ямаха", которую новозеландско-японский синдикат отдал американским девушкам на регату.
Как всегда основательно подошли к вопросу об участии в крупной парусной кампании итальянцы. Первой изъявила желание финансировать проект фирма по пошиву одежды "Мистраль". По взаимному согласию сторон, гоночный шлюп нового класса получил название "Бруксфилд" — по названию известной коллекции классической одежды этой фирмы. Итальянцы, как и предполагалось, затратили на участие в регате 15 млн. долларов, но любопытно, что 60% этой суммы ушло... на рекламу и т.п. паблик рилейшинз, т.е. на "раскрутку".
Шкипер их яхты Гвидо Маисто на предыдущей WRWR был тактиком па "Макси"-яхте "Гатораде". Свой взгляд на проблему внедрения "W60" Маисто выразил так: "В большинстве своем конструкторы и шкиперы всегда были только рады преодолевать ограничения, накладываемые старыми правилами IOR. Люди все-равно всегда стремятся выйти за рамки любых ограничений, чтобы использовать самые современные тенденции в дизайне и технологии. Вот почему мы только приветствуем появление нового класса и новое обострение традиционной борьбы".
Основные данные яхты "Бруксфилд" таковы. Длина наибольшая — 19.5 м, по КВЛ — 16.5 м, ширина — 5.25 м, осадка — 3.75 м. Водоизмещение — 14 т. Площади парусов (м2): грота — 117, генуи — 83, спинакера — 300. Экипаж — 9 человек.
Как заметил читатель, продиктованные правилами основные характеристики судов одного класса совпадают или очень близки, однако на самом деле яхты существенно отличаются одна от другой теми или иными качествами. Кстати сказать, это относится и к проектам, разработанным одним конструктором: Брюс Фарр очень чутко относится к пожеланиям синдикатов-заказчиков и умело выполняет их, действуя в рамках ограничений.
Проект "Бруксфилд" — тог "редкий случай", когда чертежи не принадлежали бюро Б. Фарра: их разрабатывали французские конструкторы Люк Буве и Оливье Пети. Оба они уже имели немалый опыт работы над яхтами для глобальных трасс, так как в свое время создали проекты "Экюрель д'Акитен" и "Лада Пош", занявших соответственно 1-е и 2-е места в гонках "Глоб Челлендж" 1990-го года.
В кругосветке 93-94 гг. приняла участие яхта "Иитрум Юстиция" под необычным для парусного спорта флагом Европейского сообщества. Идея создания такого международного синдиката возникла опять же у Брюса Фарра, который и предложил взять за основу один из своих многочисленных проектов "W60". Экипаж яхты составили представители девяти государств Европы.
Кроме перечисленных выше судов на старте можно было видеть новые яхты под флагами Испании (это была, несомненно, перспективнейшая яхта Брюса Фарра "Галипия 93 Песканова"), Великобритании — "Долфин энд Юс" с молодежным экипажем и Украины — "Гетман Сагайдачный" и "Одесса".
Проект "Одесса-200" (в честь 200-летия города) задумывался как совместное российско-украинско-американское предприятие. Экипаж, состоявший из украинских и американских спортсменов и частично менявшийся в ходе регаты, возглавил опытный яхтсмен, уже имевший к тому времени опыт кругосветной гонки на "Фазиси" — Анатолий Верба. Да и некоторые другие члены экипажа также были в составе экипажа "Фазиси" во время WRWR 89-90.
Яхту "Одесса" класса "W60" спроектировал известный петербургский яхтенный конструктор Игорь Сиденко. Выступающие подводные элементы яхты, такие как руль и киль, рассчитывались и проектировались яхтенным дизайнером из Флориды Гленном Хендерсоном. Строительство корпуса велось на Украине, оборудование устанавливалось уже в Тампе (США), где проходила также и сертификация яхты в Американском Бюро Судостроения (ABS). Кстати, Тампа находится на защитном побережье Флориды, недалеко от американского "тезки" нашего Санкт-Петербурга.
Другой украинский синдикат готовил вторую яхту того же класса — "Гетман Сагайдачный". В этот синдикат вошли Киевский Градобанк, компания "Втер", самолетостроительная харьковская фирма "Катран", которая и осуществляла строительство яхты по проекту все того же Брюса Фарра; в число основных спонсоров вошли также авиакомпания "Эйр Юкрэйниан Интернешнл", Киевский научно-исследовательский институт авиакосмической техники, французская фирма "Сикомин" и британская "Бритиш Телеком".
Шкипером "Гетмана" стал 34-летний выпускник московского физтеха — Евгений Платон, который был тактиком на "Фазиси". В состав экипажа вошли также Юрий Дорошенко, прошедший три этапа на WRWR 89-90, и другой участник проекта "Фазиси" Владимир Мусатов.
Первый этап: Саутгемптон — Пунта-дель-Эсте (Уругвай), 5938 миль
Этот первый этап шестиэтапной гонки на дистанции в 32000 миль в целом, если не говорить о первых нескольких штормовых днях, прошел под знаком штиля. Как это часто бывает во время длительного отсутствия ветра, лидеры в обоих классах менялись ежедневно, иногда — ежечасно. После нескольких дней гонки флот-таки раскололся на две части, одна из которых предпочла уйти "поискать счастье" на запад, чтобы затем "свалиться" к югу, а вторая продолжала идти курсом, близким к генеральному. "Ямаха" рыскала, то забирая к американским берегам, то вновь возвращаясь на прежнюю линию.
В целом, но меткому выражению Криса Диксона, гонка напоминала гагате кую шахматную партию, в которой фигуры передвигаются очень неторопливо и подолгу просчитываются следующие ходы. Так или иначе, удачливее всех оказались новозеландские "гроссмейстеры": "Эндевур" и "Токио", первыми поймав ветер, устремились к финишу, в то время как остальные еще не вырвались из обволакивающих объятий штиля.
Грант Дэлтон затратил на путь до берегов Уругвая 24 дня 07 часов 19 минут. установив новый рекорд первого этапа и получив фору в 8 часов перед следующей "Макси" — "Мерит". Третьей из "Макси" была "Ла Пост", которая финишировала лишь через 35 часов после новозеландцев с погнутой бизань-мачтой. Такое большое отставание фактически означало, что у этой яхты оставалось мало шансов в борьбе за основной Приз регаты — так называемый "Хейнекен Трофи", учрежденный главным спонсором WRTWR — знаменитой голландской пивоваренной фирмой "Хейнекен". Кстати сказать, победителям этапов вручались "малые" призы с тем же названием.
"Токио" — лучшая из яхт нового класса — пришла через 3 часа после новозеландской "Эндевур", на 1 час обогнав "Ямаху" и на 10 часов — испанскую "Галицию".
Для некоторых яхт этот начальный и в целом штилевой этап оказался, однако, очень непростым. Уже через 25 часов после старта, находясь в районе побережья Португалии, яхты попали в сильный шторм, когда скорость ветра достигала 40 узлов. Мысль о том, что на следующий же день флот окажется запертым на две недели в штилевой зоне показалась бы тогда крамолой.
В этих штормовых условиях испанская "Фортуна" лишилась бизань-мачты. Это была та самая бизань-мачта, которую испанцы пристроили к удлиненному корпусу старой "Макси". Таким образом, па доказательство несостоятельности расчетов испанских конструкторов потребовалось всего около суток гоночного времени. Смит и после этого был настроен продолжать гонку на одномачтовой яхте, но она практически сразу была отозвана с дистанции спонсорами. Дело в том, что спонсоры "шли в гонку" с единственной целью — бороться за победу. Теперь, после аварии, резонов субсидировать продолжение гонки без надежды на выигрыш у них не нашлось.
Можно представить, как все это было обидно Лаури Смиту, который ради WRTWR не только пропустил момент рождения первого ребенка — дочери, но и отказался от многих выгодных предложений. Судьба проявила к нему, в некотором смысле, милость. Когда Роджер Нильсон, шкипер "Юстиции", прибыл в Пунта с сильным повреждением колена, требовавшим госпитализации, Смит был приглашен па роль шкипера этой международной яхты и смог продолжить кругосветку.
Итальянская яхта "Бруксфилл" стала следующей, после "Фортуны", "счастливицей" в кавычках: 26 сентября во время того же шторма она потеряла плавниковый киль. Итальянцы вынуждены были зайти в Брест для срочной установки нового плавника и смогли продолжить гонку: они финишировали седьмыми в своем классе, причем последние 200 миль вели упорнейшую дуэль с единственным британским участником и в результате проиграли "Долфин" 13 минут на финише.
С поврежденным килем финишировал и "Гетман".
Драматические события разыгрывались не только на воде. Восьмое место "ЮС Вименс", означавшее крах всяких надежд на победу в регате, привело к тому, что у нескольких яхтсменок, занимавших "ключевые посты", нервы не выдержали и они объявили о своем выходе из игры. Казалось, что и для этой яхты все закончится в Пунта. И все же выход был найден. Владелец яхты — Ocean Ventures Managemant — передал лодку новому хозяину, да не какому-нибудь, а спонсору регаты фирме "Хейнекен". И на шорой этап яхта ушла с доукомплектованным экипажем во главе все с той же Доуп Райли, нос новым именем — "Хейнекен".
Последней лодкой, пришедшей к финишу первого этапа, стала "Одесса". Украинская яхта отстала от всего флота на 17 дней. Но дело в том, что она и вышла из Саутгемптона на целую педелю позже остальных, преодолев многочисленные проблемы и заполучив в последнюю минуту в спонсоры "Москоу Таймс".
Последней из "Макси" был уругвайский шлюп. Несмотря на это, уругвайцы встретили у себя на родине самый теплый прием и чувствовали себя национальными героями.
Второй этап: Пунта-дель-Эсте — Фримантл (Австралия), 7558 миль
Большая часть проходила в суровых штормовых условиях, так что второй этап (не будем забывать — наиболее протяженный) подтвердил репутацию самого сложного и напряженного участка 32000-мильного марафона.
Лаури Смит, все еще находясь под впечатлением своего неудачного дебюта, встал за штурвал "Юстиции" с жаждой реванша. Блестяще выиграв старт и сразу оторвавшись от преследователей, "общеевропейская" яхта сумела сохранить лидирующее положение до самого финиша, на целых 7 часов обогнав лучшую из "Макси" и затратив па штормовой переход 25 дней 14 часов 39 мин. Вот что значила возможность "ультралегкой" яхты глиссировать на волне! Больше того: 30 ноября — 1 декабря при попутном ветре, скорость которого доходила до 35-40 узлов, "Юстиция" установила новый мировой рекорд 24-часового перехода для однокорпусных яхт — 425 миль!
Вспоминая эти 24 часа, один из яхтсменов — немец Тим Крегер сказал так: "Это было какое-то дикое и мокрое родео!". Яхта шла как подводная лодка, ледяная вода накрывала ее от носа до кормы, никому и в голову не приходило показаться наверху, не пристегнувшись. Скорость хода временами, на режиме серфинга, доходила до 25, а то и 30 узлов, но иногда и падала до 12: приходилось заменять изорванный в клочья самый тяжелый майларовый геннакер, дважды — заводить новые фалы вместо лопнувших и выуживать чудом уцелевшие геннакеры из-за борта, ставить и убирать штормовой спинакер. За лучшие 6 часов из этих невероятных суток было пройдено 111 миль! Когда судейская коллегия передала поздравление с рекордом, яхтсмены "Юстиции" недоумевали: ведь в точно таком же режиме они шли все эти дни, начиная со старта, да и у других яхт скорость была очень высокой...
За этот рекорд экипажу Смита во Фримантле был вручен специальный приз — Кубок Омеги, учрежденный одним из новых спонсоров регаты. (На сегодня у WRTWR три главных спонсора — "Хейнекен", "Омега" и "БТ" — "Бритиш Телекоммуникейшн"). Тем не менее, по сумме времени прохождения двух этапов "Юстиция" все еще уступаю около 14 часов "Токио", пришедшей на этот раз второй. Лаури Смит был так опечален этим, что даже не радовался установленному рекорду: "Наша лодка, я чувствую, имеет потенциальную возможность сделать не 425, а верных 460-470 миль за сутки", — сухо прокомментировал он замечательный успех своего экипажа.
В классе "Макси" швейцарская "Мерит" завоевала первый "Хейнекен Трофи" за этап, почти на 2 часа обогнав "Эндевур". Однако и Фелмаи демонстрировал явную неудовлетворенность достигнутой победой: ведь швейцарцы смогли "обставить новозеландский кеч только после того, как на нем была обломана верхняя треть бизань-мачты" ("Эндевур" попала в крутой брочинг). "У нас были проблемы со скоростью", — признался после финиша самокритичный Фелман.
Наиболее драматичным моментом гонки была, несомненно, авария итальянской яхты. "Бруксфилд" неожиданно "пропала из эфира" утром 3 декабря, причем одновременно сработал аварийный радиобуй. Сигнал был принят в координационном спасательном центре, оттуда дали команд)' — и две ближайшие к месту аварии, находившиеся примерно в 200 милях яхты немедленно сошли с дистанции и начали поиск итальянцев в тяжелых штормовых условиях.
Преодолевая сопротивление 50-уз-лового ветра, "Уинстон" с трудом пробивался в зону аварии. Позже сошкинер яхты Брэд Баттерворт описывал этот поиск в океане как самое суровое испытание, когда-либо выпадавшее па его долю. Вскоре "Уинстону" дали "отбой", так как с "Ла Пост" сообщили, что они нашли итальянцев — "Бруксфилд" на плаву, все живы, — и пытаются оказать посильную помощь в ремонте. Океанские волны выломали на итальянской яхте рулевую колонку, внутрь корпуса поступило около 3 т ледяной воды, т.е. практически столько же, сколько находилось в балластных цистернах. Героическими усилиями экипаж "Бруксфилда" сумел устранить серьезнейшую поломку (очевидно, благодаря наличию аварийного комплекта!) и откачать воду, яхта добралась до финиша, хотя об успехе в гонке, конечно, речи уже не было...
У молодых англичан на "Долфине" также возникли проблемы, связанные с поломкой рулевого устройства, и им пришлось зайти на Кергелснские о-ва. Многочасовая напряженная работа в холодной воде дала результат: неполадки удалось устранить и яхта снова вышла на дистанцию.
По решению международного жюри для обеих яхт, участвовавших в поиске и помощи итальянцам, фактическое время гонки было откорректировано — уменьшено в зависимости от степени участия в спасательной операции. Естественно, что время американской яхты "Уинстон" было "исправлено" гораздо меньше, чем "Ла Пост"; это вызвало бурю негодования со стороны американцев и в первую очередь самого Денниса Коннера, который и на этот раз подтвердил устоявшуюся репутацию скандалиста и забияки.
На помощь французским "почтальонам" во Фримантл, по решению синдиката "Ла Пост", прибыл сам "дедушка" ныне передового французского океанского яхтинга — знаменитый Эрик Табарли: он сменил Даниэля Молле в роли шкипера.
Неудачу украинских яхтсменов с "Гетмана" и на этом этапе (6 место), наверное, лучше всего объясняют слова Евгения Платона: "Я обескуражен, я ожидал большего и от лодки, и от экипажа, но, думаю, паша беда в том, что мы спустили яхту слишком поздно и не успели сколотить настоящий экипаж, какой нужен для "Уитбред". Я надеюсь, все же, что у "Гетмана" есть еще нереализованный гоночный потенциал, такой же, как и у других яхт, спроектированных Брюсом Фарром".
Впрочем, были и объективные причины неудачи, не имеющие отношения к качеству проекта. Как рассказывали яхтсмены киевской журналистке Валентине Пожиловой, на этом памятном этапе у них четыре раза рвался грот, трижды приходилось заменять порванные спинакера, были поломки гика, разбилась лебедка...
"Одесса" финишировала предпоследней, через 8 дней после победителя.
Третий этап: Фримантл — Окленд (Новая Зеландия), 3272 мили
По меткому выражению одного новозеландского журналиста, третий этап оказался "неистовым и скорым": всего 13 дней понадобилось основному флоту, чтобы пересечь печально известное своими капризами Тасманово море.
Хорошие шансы прийти первой имела "Юстиция", но уже на подходе к мысу Пейнга она пропустила вперед "Токио". Первой в классе "Макси" шла "Эндевур". Таким образом, между двумя новозеландскими яхтами разгорелась нешуточная борьба за право первой пересечь финишную линию в родном Окленде: многоэтапная маршрутная гонка превратилась в "матч-рейсинг", где напрочь была забыта разница в классах.
Так иди иначе, но "Токио" вошла в канал Рангитото — т.е. начала финишную прямую, опережая соотечественницу "старшего" класса на целую милю. Несмотря на позднее время, а было около 3 часов ночи, встретить победителей "новозеландского" этапа вышло огромное количество болельщиков на более чем 3000 всевозможных лодок! И они не пожалели об этом, так как стали зрителями упорнейшей схватки буквально на самом финише, редкой по красоте и накалу страстей. Зрелище было незабываемым, победа заслуженной: "Эндевур" смогла вырвать ее и пересекла финишную линию на 2 мин. 12 сек. раньше "Токио".
Финиш продолжался весь день. Через 2.5 часа после новозеландцев подошла плотная группа сразу из пяти яхт класса "W60". Интересно, что после 3000 миль гонки разница во времени перехода некоторых участников измерялась секундами.
Четвертый этап: Окленд — Пунта-дель-Эсте, 5914 миль
Это "колено" глобальной дистанции бросало яхтсменов в объятия "южного океана", как называют океанскую полосу, которая включает в себя широты, издавна и заслуженно именуемые "ревущими сороковыми", "неистовыми пятидесятыми" и "гремучими шестидесятыми". А главное — предстояло огибать грозный мыс Горн.
Азартный старт в Окленде обещал интересную борьбу для рвущихся в бой экипажей на всей далеко не простой 6000-мильной трассе. А на самом этом старте напряжение было так велико, что больше половины яхт-участниц (8 из 14)... не удержались от фальстарта (редчайший случай!). По правилам яхты должны были вернуться и стартовать снова, но шкиперы "Бруксфилд" и "Хейнекен" без колебаний предпочли быть оштрафованными 17 минутами дополнительного времени на финише. Тем более что в предстартовой зоне в это время уже находились тысячи мешавших повторному маневру лодок с любопытными гражданами Окленда.
Переход через Тихий океан в Атлантику оказался, как и предполагалось, тяжелейшим по условиям плавания и отличался исключительной остротой спортивной борьбы. Лидеры гонки менялись по семь раз в педелю. Это было невероятно. "Представьте себе, что в один прекрасный момент вы только-только вырвались вперед, но даже обрадоваться не успели: в следующую минуту выясняется, что вы уже отстали. Шесть часов спустя вы снова на целых 40 миль опережаете весь флот, однако в копие концов почему-то оказываетесь позади всех", — так выразил Долтон свои впечатления от этой "странной" гонки.
Чаще всех удача улыбалась и выдвигала в лидеры "Юстицию", что в итоге сказалось и на окончательных результатах этапа: яхта победила в классе "W60", на 5 часов обогнав "Токио", но проиграв почти 6 минут лучшей "Макси" — новозеландской "Эндевур".
Утешением для экипажа "общеевропейской" "Юстиции" были два достижения: новый рекорд перехода "из Пун га в Пуша" (60 дней 6 ч 26 мин) и соответствующий приз "Агамемнон Трофи", и новый мировой рекорд суточного перехода — 428.7 мили. Несмотря па эти явные успехи, "Юстиция" все еще продолжала проигрывать "Токио" по сумме четырех этапов 14 часов!
Грант Дэлтон добавил в свою коллекцию призов еще один "Хейнекен" — за очередную победу на этапе, опередив по количеству таких наград лидировавшую до того "Мерит".
Как и следовало ожидать, "южный океан" преподнес-таки спортсменам несколько неприятных сюрпризов. 3 марта, примерно за 5 дней до огибания мыса Горн, экипаж "Долфина" отметил ненормальное повышение уровня воды в трюме. Оказалось, что три из четырех болтов крепления киля срезаны и киль фактически висит на двух горизонтальных металлических пальцах, которые приняли на себя основную нагрузку. Комитет регаты обязал шкипера докладывать о состоянии дел каждые полчаса до самого входа в порт и принял меры на случай возникновения аварийной ситуации. Слава богу, все закончилось благополучно.
У женского экипажа "Хейнекен" также не обошлось без проблем. В "самом неподходящем" районе — вблизи мыса Горн — произошла поломка пера руля. Чтобы сохранить необходимую управляемость, пришлось существенно уменьшить парусность, что, естественно, сразу же сказа юс ь на скорости. При этом "Хейнекен" все же смогла обогнать Евгения Платона и "Гетман" пришел на финиш только девятым. Украинский шкипер, объясняя очередную неудачу, сослался на недостаточность бюджета команды и, как следствие, слабый уровень ее подготовки.
Пятый этап: Пунта-дель-Эсте — Форт Лодердейл (США), 5475 миль
На этом этапе коренным образом изменилось положение в гонке среди яхт "W60". Лидирующая до того "Токио" в одночасье утратила все шансы на победу в регате. В ночь на 6 апреля, когда "Токио" шла вдоль бразильского побережья, была сломана мачта. Имевшийся 14-часовой отрыв от ближайшего соперника был истрачен на вынужденную стоянку для замены мачты в портах Сантос и Виктория. Это была настоящая трагедия для Криса Диксона, ведь он так хотел победить и был так близок к победе!
Эта неудача давала все шансы на успех "Юстиции" и "Ямахе", которых разделяли всего 3.5 часа суммарного времени. "Ямаха" шла довольно стабильно, имела три 3-их места и одно 4-е: похоже, ей просто не доставало блеска, некоторой доли удачи. В поисках выхода из этой затянувшейся двусмысленной ситуации Росс Филд пригласил на борт яхты известного в парусных кругах специалиста-метеоролога Ника Уайта и такой необычный шаг оправдал себя. Основываясь на рекомендациях Уайта, Филд решительно повернул почти прямо на север, сквозь узкую штилевую полосу, в то время как весь флот продолжал двигаться на северо-восток вдоль бразильского побережья. В результате "Ямаха" проскользнула к финишу на 14 часов раньше "Юстиции" и тем самым вышла в лидеры регаты уже с 10-часовым преимуществом!
Среди "Макси" также не обошлось без неожиданностей: возникли проблемы с прочностью узлов корпуса и на "Эндевур", и на "Ла Пост". Для устранения повреждений обеим яхтам пришлось затратить некоторое время, и "Мерит" не упустила предоставившийся ей шанс прийти первой.
"Уругвай Натурель". как всегда, финишировала четвертой — последней в своем классе и с сильным отставанием.
Шестой этап: Форт Лодердейл — Саутгемптон, 5745 миль
Этот этап позволил нанести последние штрихи на общий "портрет регаты", хотя кому-то и представлялась еще возможность совершить отчаянный рывок, поправить турнирное положение. Такой рывок уже на старте сделали "Мерит" и "Бруксфилд", которые возглавили гонку по кратчайшему маршруту прямо на Англию.
"Мы были этим очень расстроены. Любые 100 миль позади кого-то нас всегда расстраивали, — говорил позже Дэлтон. — Статистикой установлено, ч то лодка, которая делает сильный скачок вперед со старта, никогда гонку не выигрывает. Я знал это, мы все знали это, но все равно — расстраивались, видя, как "Мерит" идет впереди".
Однако Фелману просто немного не хватило удачи. Это "немного" можно выразить конкретной цифрой: с 40-минутным преимуществом первой была новозеландская яхта Дэлтона. Законы статистики неумолимы! А потеря шансов Фелмана на победу объясняется тем, что, пытаясь "найти свое счастье" и окончательно оторваться от соперников, "Мерит" села на мель вблизи Азорских островов. Фелман мог, конечно, не соваться в сложный с точки зрения навигации район, но тогда всякая надежда обогнать новозеландцев по сумме этапов пропадала.
Задачу ликвидировать дефицит времени "Юстиция" и "Галиция" решали по-разному, то уходя на север, то забирая к югу. В итоге никому так и не удалось существенно что-либо изменить.
Разве что Крис Диксон в безутешном горе своем нашел силы бороться и в отчаянном броске показал, кто больше всех достоин награды: он вновь выиграл этап, опередив американцев па "Уинстоне" на 1 минуту и "Ямаху" на 1.5 минуты. Первое место на заключительном этапе позволило "Токио" с 10 места после 5 этапов передвинуться на 5 строку итоговой таблицы результатов. "Ямаха", придя 3-ей, заслуженно заняла итоговое 1-е место, "Юстиция" — 2-е, "Галиция" — 3-е. В классе "Макси" новозеландцы и выиграли этап, и стали абсолютными победителями регаты, улучшив прежний рекорд кругосветного 6-этапно-го перехода но тому же маршруту (1989-1990 гг.) на целых 8 дней! А ют решить вопрос о том, яхты какого класса быстроходнее, на основании таблицы результатов, пожалуй, не удастся. Сравните суммы времени победителей в классе "Макси" — 120.05.09.23 и в классе "W60" — 120.14.55.00. Какие-то 9-10 часов разницы при четырехмесячной гонке!
Для подробного анализа хода кругосветной регаты WRTWR 93-94 и, в частности, для объективной и всесторонней опенки нового класса "W60" — ною) что материалов недостаточно. На сегодня есть только слухи, что в следующей гонке "Макси" участвовать не будут... Мы постараемся вернуться к этой теме в одном из следующих номеров, а сейчас имеем возможность предложить вашему вниманию взгляд на итога участников прошедшей регаты одного из ведущих английских журналистов, специализирующихся на WRWR.
Вот несколько беглых строк, написанных им, что называется, "по горячим следам":
"Окончательные результаты гонки преимуществ "Макси" не продемонстрировали, по убедительно показывают, что подлинными ключами к успеху стали два фактора: стабильность и чистота прохождения дистанции. Например, "Ямаха": эта яхта одновременно была и стабильна, постоянно находилась в лидирующей тройке, и аккуратна — т.е. ее экипаж и не допускал значительных промахов, и сумел избежать серьезных поломок.
"Юстиция" имела довольно неровные промежуточные результаты: она дважды была первой, дважды пятой, один раз второй и четвертой, зато очень чисто, без провалов, прошла всю гонку.
Занявшая третье место "Галиция" была на этой регате "середнячком", ей просто повезло: окончательный "расклад" оказался в ее пользу.
Ставший четвертым "Уинстон" не допускал существенных ошибок, если не считать того, что на 4-м этапе застрял в штилевой полосе, в то время как остальные яхты ушли вперед, не оставив ему шансов на призовое место.
"Токио" была самой быстрой, самой стремительной яхтой до тех пор, пока на 5-м этапе не сломала мачту; в результате 5-е место.
Две поломки руля вывели неплохую яхту "Бруксфидд" из числа борющихся за награды.
Занявший 7-е место "Гетман" имел все шансы оказаться еще ниже, если бы не поломки рулей на "Долфин" и "Хейнекен".
Экипаж "Одессы", оказавшейся на 10-м месте, не имел иллюзий — на победу не рассчитывал и был счастлив просто участвовать в таком грандиозном состязании, как WRWR".
В заключение добавим, что некоторые персонажи нашего повествования — ведущие рулевые — сразу после финиша кругосветки пересели на других и не менее "резвых" коней. Речь идет о яхтах класса IAAC (Международного класса Кубок Америки) и о уже разворачивающихся событиях кампании 95-го гола. Свои синдикаты в борьбе за Кубок Америки возглавили Крис Диксон и Деннис Коппер, но об этом — в следующий раз.
Послесловие к итогам гонки
Постоянным читателям "КиЯ" можно не представлять традиционный кругосветный марафон, названный именем спонсора — широко известной пивоваренной фирмы "Уитбред". О первой гонке WRWR 1973-1974 гг. подробно рассказывалось в №41, №48 и №51, о второй (1977-78 гг.) — в №75, о третьей (1981-82 гг.) — в №101, о четвертой (1985-86 гг.) — в №126, о пятой (1989-90 гг.) — в №145, №146, №147, №148, №149, №150, №151.
Заинтересовавшиеся историей вопроса могут сами проанализировать произошедшие за двадцать лет изменения правил марафона и процесс совершенствования яхт-участниц. проследить за успехами и неудачами полюбившихся шкиперов.
Победителем WRWR I (с учетом гандикапа) стала одна яхта, а установила фактический рекорд по сумме времени прохождения всех четырех этапов 27700-мильного маршрута — другая, занявшая лишь второе место: английскому экипажу "Грейт Британ II" (капитан Чей Блитт) потребовалось на это 144 дня 10 часов 43 минуты. Победителю же WRTWR VI — новому рекордсмену "Нью Зинаид Эндевур" — на прохождение даже 31975-мильного маршрута потребовалось времени меньше: 120 дней 5 часов 9 минут.
"Великий мистраль" — новая идея
Спортивные комментаторы еще продолжают анализировать итоги шестой WRTWR, а известный швейцарский яхтсмен, участник пяти "Уитбред", председатель Международной ассоциации "Макси-яхт" Пьер Фелман выступил с новой инициативой поистине революционного содержания.
В конце января 1995 г. Фелман объявил об идее проведения в 1996-1997 гг. новой кругосветной многоэтапной гонки, основанной на иных, нежели WRTWR, принципах.
Самое, на наш взгляд, важное новшество — это то, что новая регата будет проводиться на "Макси"-яхтах монотипах, предоставляемых организаторами национальным синдикатам на время гонки в аренду. Такое положение вещей делает кругосветку соревнованием, в первую очередь, яхтсменов, а не спонсоров, конструкторов, фирм-изготовителей, и значительно сократит расходы синдикатов, которым теперь не надо будет в каждой стране обеспечивать самостоятельную дорогостоящую исследовательско-построечную программу.
По убеждению организаторов, новая кругосветка непременно заинтересует ведущих яхтсменов мира. Более того, уже получены первые одобрительные отзывы: в поддержку идеи Фелмана высказались оба знаменитых новозеландца — и Грант Дэлтон, и Крис Диксон. Есть и еще один немаловажный аргумент в пользу регаты "Гран Мистраль", а именно так будет названа новая кругосветная гонка — по "имени" ветра, которым славен Марсель, где будет дан старт и принят финиш. Проект монотипа — шлюпа "Макси" — уже разработан, и автор его сам Брюс Фарр.
Можно назвать основные характеристики нового "80-футовика" (так уже окрестили яхтсмены новую яхту): наибольшая длина — 24.5 м, но КВЛ — 21.28 м; ширина — 6.20 м; осадка — 4.0 м; водоизмещение — 24500 кг, балласт — 12100 кг плюс жидкий балласт (вода) — 3.500 кг.
Маршрут "Гран Мистраля", с одной стороны, сохранит классические черты традиционной кругосветной регаты, но с другой — будет и значительно обновлен. Яхты пройдут по маршруту: Марсель (Франция) — Кейптаун (ЮАР) — Сидней (Австралия) — Хобарт (Тасмания) — Окленд (Нов. Зеландия) — пока еще неизвестный город в Южной Америке — Ныо-Йорк (США) — Марсель.
Как полагает П.Фелман, в сжатые сроки могут быть подготовлены 15 одинаковых яхт, т.е. в регате примут участие 15 команд (из 12-16 человек). По предварительному положению, каждая страна сможет выставить лишь одну команду. Таким образом, кругосветная гонка приобретает черты состязания не национальных синдикатов, а национальных сборных, поскольку составы команд должны быть утверждены официальным национальным комитетом, признаваемым ИЯРУ. Это условие, несомненно, способно несколько охладить пыл потенциальных участников, гак как, например, только в одной Новой Зеландии уже сегодня можно назвать пять первоклассных яхтсменов, готовых возглавить самостоятельные команды.
Так или иначе, но заинтересованным национальным организациям уже разосланы бланки заявлений для участия в гонке "Гран Мистраль", до старта которой (в середине сентября 1996 г.) остается менее года.
Примечания
1. Появление в середине сокращенною названия WRWR еще и буквы Т особого смысла не имеет: это всего лишь "след" артикля "the" в полном названии (Whitbread Round The World Race).
2. О ней в "КиЯ" в связи с участием "Фазиси" писалось много: см. №143, №145, №146, №147, №148, №149, №150, №151.
3. Впрочем, и в WRWR 89-90 счет "в пользу Фарра" был неплохим: 6 из 15 "Макси". включая яхты, занявшие первые 3 и шестое места!
4. И неудивительно: ведь он еще и президент Международной ассоциации "Макси"-класса.