В середине октября 1989 г. учебно-производственное судно Дальневосточного высшего инженерного морского училища «Профессор Ющенко» вышло из Владивостока и взяло курс на Тасманию. На южном побережье этого острова в городе Лонсестоне находится Австралийский морской колледж, с которым ДВВИМУ установило профессиональные и дружеские связи. Преподаватели знакомятся с опытом работы своих коллег. Курсанты училища встречаются со студентами колледжа на спортивных площадках и в аудиториях. Небольшая группа австралийцев проходила плавпрактику на нашем судне.
В этом рейсе на борту «Профессора Ющенко» находились две крейсерские яхты типа «Цетус», принадлежащие ДВВИМУ, — «Адмирал Невельской» (капитан — автор этих заметок) и «Командор Беринг» (капитан В. Гаманов).
В северном полушарии наступила зима, и мы решили продлить навигацию в южном, приняв участие в крейсерской гонке Сидней — Хобарт. Гонка эта проводится ежегодно, начиная с 1945 г., и собирает на старте до 150 яхт из разных стран мира.
Гонка Сидней — Хобарт 1989 г. примечательна тем, что являлась финальной из серии гонок на Кубок Южного Креста — одного из соревнований чемпионата мира среди крейсерских яхт. Прошлый чемпионат 1987—89 гг. включал в себя четыре серии: Кубок Южного Креста в Австралии, Кубок Кенвуд на Гавайях, Кубок Сардинии в Италии и Адмиральский Кубок в Англии. Набрав максимальное количество очков в четырех сериях, чемпионский кубок выиграла команда Австралии.
По ходатайству Дени Вотерса, директора Австралийского морского колледжа, организаторы Кубка Южного Креста в лице администрации Круизного яхт-клуба Австралии и Королевского яхт-клуба Тасмании в виде исключения допустили нас к участию в этих крупнейших в мире соревнованиях. В Кубке Южного Креста участвуют команды, состоящие из трех яхт, причем не менее одной трети экипажа каждой яхты должно иметь национальность и гражданство той страны, флаг которой они представляют.
Генеральный директор Круизного яхт-клуба Джон Терри помог нам найти в Сиднее третью яхту — «Аптаун Герл». Экипаж яхты сформировали объединенный, советско-австралийский — пять преподавателей и курсантов училища во главе с Валентином Тарасовым и четыре австралийца, включая владельца и капитана яхты Рода Винтона, известного в Австралии архитектора. В свою очередь мы пригласили австралийцев принять участие в международной регате на Японском море на яхте «Адмирал Невельской». В состав экипажа «Адмирала Невельского» помимо преподавателей и курсантов училища мы включили сиднейца Джима Морана, отличного яхтсмена и навигатора, и молодого яхтсмена из Джорджтауна Ричарда Вильямса.
Кубок Южного Креста 1989 г. состоял из шести гонок — три короткие (23—27 миль каждая) по олимпийскому треугольнику, средней протяженности (75 миль) по треугольнику, маршрутная (90 миль) и финальная Сидней — Хобарт (630 миль). Старт первой гонки состоялся 14 декабря, а Новый год все участники соревнований встретили после финиша в Хобарте.
Многие яхты построены из углепластика с использованием кевлара и титана, снабжены бортовыми компьютерами, получающими информацию от спутниковых систем, а также факсимильными приемниками погоды и поднимают паруса, сшитые из супер-тканей — кевлара, майлара, спектры.
Утром 14 декабря флотилия из 21 яхты (7 команд) покинула бухту Порт-Джексон. Быстроходные катера выставили знаки дистанции общей протяженностью около 25 миль. Старт всех шести гонок серии Южного Креста давался в 13 часов по сиднейскому времени.
Сразу со старта вперед ушла макси-яхта «Драмбит». Построен он совсем недавно, принадлежит богатейшему человеку Австралии, Алану Бонду. Именно ему обязана Австралия тем, что в 1983 г. выиграла Кубок Америки. Шкипер «Драмбита» был рулевым на Кубке Америки, большинство членов экипажа яхты также являются ветеранами этой престижной гонки. Австралийцы утверждают, что «Драмбит» открывает новую эру в конструировании и строительстве макси-яхт. Всю 25-мильную дистанцию «Драмбит» прошел за 2 часа 49 минут, имея среднюю скорость выше 9 узлов. В течение последующих 22 минут финишировали яхты всех команд, кроме нашей. Лучшая наша яхта «Аптаун Герл» пришла через 21 минуту после последней яхты соперников.
Результат первой гонки нас обескуражил. Мы знали свои слабые места, однако не теряли надежды быть не последними. Первые пять гонок серии проходили в Тасмановом море в районе со сложным характером течений и при сильных ветрах переменных направлений. Мы предполагали, что не все соперники удачно выберут правильный галс, не все сразу откликнутся на изменение направления ветра. В действительности так и было. Стартовали мы удовлетворительно, из шести гонок в пяти стартовали среди лидеров. Но через 20—50 минут все соперники настраивались на галсе и уходили вперед. Наши яхты проигрывали в фактической скорости абсолютно всем участникам. При этом по гоночному баллу наши «Цетусы» значились в таблице участников седьмыми.
На следующий день стартовала маршрутная гонка протяженностью 90 миль. Со старта яхты следуют 45 миль на север, огибают маленький островок Бёрд и затем в обратном направлении идут на финиш. Дистанция простая и в то же время допускает различные способы ее прохождения.
Стартовали со спинакерами, в полный галфвинд. Договорились не идти командой; если позволят обстоятельства, яхты пойдут различными маршрутами. Первые 45 миль прошли, не убирая спинакера. Обогнули остров Бёрд наши яхты последними, но еще половина участников была в пределах видимости. Через 30 минут ветер стих, наступил полный штиль. Только с утренним бризом мы двинулись в сторону Сиднея. «Драмбит» потратил на всю дистанцию в 90 миль 9 часов 17 минут фактического времени. Он успел финишировать до наступления штиля. Через три часа начали подходить остальные яхты. Вторым был «Циклон». Все яхты пересекли финишную линию в течение часа, и лучшая в нашей команде «Аптаун Герл» пришла через час после последней яхты соперников.
«Циклон» — это 50-футовик, построенный в Сиднее за два месяца до старта Южного Креста. Предназначен для участия в крупнейших в мире гонках крейсерских яхт. В «Циклоне» воплощены все достижения австралийцев в конструировании и строительстве современных яхт. Владелец «Циклона» Макс Руан сказал во время спуска яхты на воду: «Мы надеемся получить на эту яхту заказы и тем обеспечить приток валюты в Австралию». Вместе с «Циклоном» в Кубке Южного Креста участвуют пять 50-футовиков.
Третья гонка протяженностью 23 мили по треугольной дистанции стартовала 17 декабря. Это была единственная гонка, которая проходила при слабом ветре. Сразу произошла смена лидера. Впервые на верхний знак наши яхты пришли не последними. Сразу после старта мы сделали длинный галс вдоль берега и затем одним галсом вышли на первый знак дистанции. Вблизи берега встречное течение несколько замедляется. Половина яхт сразу после старта ушла в море и здесь, борясь с сильным встречным течением, пошла на первый знак. У «Прайм Министер» и «Уэстерн Порт Экспресс» не хватило запаса скорости, и на верхний знак они вышли в кабельтове позади «Адмирала Невельского». Но это не могло иметь решающего значения — обе яхты имели запас скорости и существенно меньший гоночный балл. Финишную линию они пересекли на 20 минут раньше нас.
Отсутствие свежего ветра оказалось губительным для «Драмбит». Эта яхта по-прежнему финишировала первой. На 27-мильную дистанцию она затратила 4 часа 10 минут. Но этого оказалось недостаточно, и «Драмбит» «съехал» на 1В место по исправленному времени, за ним остались только яхты нашей команды.
Первое место в этой гонке заняла «Тру Блу» из команды Западной Австралии — 40-футовик, построенный в 1989 г. «Тру Блу» в июле—августе этого года участвовала в Адмиральском Кубке в Англии, гонялась за команду Австралии. В одной из гонок Адмиральского Кубка она была четвертой. Это ее лучший результат, и случилось это в слабый ветер. Гонки в Австралии проходили преимущественно при свежих ветрах, и почти в каждой не финишировало из-за серьезных поломок от одной до четырех яхт.
Только две команды из семи провели всю серию гонок без потерь. Это команда Нового Южного Уэльса и наша команда, несмотря на то, что серьезные поломки были и у нас.
Четвертая гонка протяженностью 75 миль проходила по дистанции, подобной олимпийской. Вновь первой на финише был «Драмбит». Он прошел дистанцию за 7 часов 4В минут и 47 секунд, показав среднюю скорость около 9 узлов. Наши «Цетусы» прошли эту дистанцию со средней скоростью 5,3 узла. Вторым пересек финишную линию «Циклон»- Через 5 секунд на финише был «Грейт Ньюс».
Это еще один 50-футовик. Яхта построена в Австралии в 1987 г. Победила в кубке Кенвуд на Гавайях в 1988 г., выиграла Приз Больших Яхт в Сан-Франциско в том же году. Отличилась «Грейт Ньюс» и в 1989 г. Выступая за команду Соединенных Штатов в Англии, на Адмиральском Кубке, она заняла первое место в общем зачете в знаменитой Фастнетской гонке из 280 участников и первое место в своем дивизионе.
Пятая гонка стартовала 21 декабря. Вновь дистанция олимпийского типа протяженностью 23 мили. Скорость ветра от 15 до 17 узлов, временами шквалы. Гонка разыгрывается, как и все предыдущие. Стартуем хорошо и около часа видим рядом с собой соперников. К верхнему знаку уже становимся аутсайдерами.
Гонку возглавляют макси-яхты. Ветер сильно изменил направление, и судьи переставили знаки дистанции. Перестановка происходит очень четко, и два последующих отрезка дистанции яхты проходят по новым курсам. Первым финиширует «Джуно-IV».
«Джуно-IV» построен в 198В г. Яхта входила в британскую команду, выигравшую Адмиральский Кубок 1989 г. Шкипером на «Джуно-IV» в этих гонках был Майн Макинтайр — обладатель золотой медали Олимпийской регаты в Пусане в классе «Звездный». Во время шквалов на австралийской яхте «Сазерн Кросс» лопнул форштаг, а на яхте «Тру Блу» порвали грот. Обе яхты заработали по «баранке».
Финальная гонка Сидней-Хобарт стартовала 26 декабря в 13 часов. Помимо участников предыдущих этапов добавилось еще более 100 яхт из разных стран. Эта гонка является большим событием для Австралии. Стартовую линию выставили в самом центре Сиднея. Бухта Порт-Джексон с утра была заполнена яхтами и катерами. Большими круглыми буями ограничили коридор, по которому яхты должны выходить из Сиднея. Эти буи отделяли зрителей от участников гонки.
Оба берега бухты и острова заполнили тысячи зрителей. Стартовых линий было две. Они располагались параллельно друг другу на расстоянии около полутора кабельтовых. С первой должны стартовать все макси-яхты и яхты дивизиона А, со второй — дивизионов В, С и D. Старт был дан одновременно и превратился в великолепное шоу. Проводить регату вышли сотни маломерных судов. Вблизи наветренного стартового знака на острове Шарк расположились группы советских зрителей. До нас долетают слова приветствий. Там размахивают транспарантами. Старт взяли очень хорошо, хотя для длинной гонки существенного значения это не имеет.
Ветер свежий. Уже в бухте на части яхт зарифили паруса. Стартовали правым галсом у подветренного знака. Одним галсом из бухты выйти не удается. Используя свое лидирующее положение, делаем короткий контргалс и вновь ложимся на курс, выводящий в открытый океан. У поворотного знака поставили спинакер. Крупная волна. Яхта сильно раскачивается. Находимся в гуще яхт. Очень возможно касание. То с одной, то с другой стороны слышны крики и треск.
Почти вся гонка проходит в меридиональном направлении с севера на юг. Первые двести миль совпадают по направлению с Восточно-Австралийским течением. Средняя скорость течения 0,5—1 узел, временами достигает 2,5 узлов. Однако вблизи австралийского побережья возможно его ослабление и даже противотечения. Наиболее характерным признаком направления течения является температура забортной воды. Теплые воды движутся в южном направлении, а холодные воды от Антарктиды пытаются прорваться к экватору. Яхты оснащены стационарными термометрами и ведут непрерывный контроль температуры. Как только температура воды понижается хотя бы на градус, яхта должна сместиться к востоку, в поисках попутной струи.
В Бассовом проливе нас встретил ветер скоростью 30—40 узлов. Четырнадцать яхт вынуждены были сойти с дистанции. Среди них четыре яхты — участницы Кубка Южного Креста.
«Драмбит» вновь был первым на финише, но длительный штиль сильно ухудшил его положение. По исправленному времени все яхты оказались в таблице результатов выше «Драмбит». Даже «Аптаун Герл», которая пришла на финиш спустя одни сутки десять минут, оказалась впереди. Только нашим «Цетусам» не хватило штиля «обогнать» «Драмбит».
Лучший результат по сумме гонок на Кубок Южного Креста принадлежит яхте «Хевен Кен Вейт» команды Великобритании. Это 50-футовик австралийской постройки 19В9 г., предназначенный для участия в Кубке Южного Креста. Экипаж ранее участвовал в Кубке Америки и Адмиральском Кубке, впечатляюще выступил в Японии на Кубке 50-футовиков в ноябре 19В9 г.
Второй результат у «Фуу-2» из команды Гонконга. Это тоже 50-футовик, построенный в Австралии два года назад. В 1990 г. под названием «Джамарелла» эта яхта заняла первое место в Адмиральском Кубке, выступая в Англии за команду Великобритании.
По существу Кубок Южного Креста 19В9 г., в котором нам довелось участвовать, превратился в сражение новейших 50-футовиков, построенных конкурирующими фирмами по проектам Фарра и Фрерса.
Обращает на себя внимание тот факт, что лучшие гоночные яхты сегодняшнего дня строятся в Австралии и Новой Зеландии. Команды Англии, США, Гонконга и Японии участвуют в чемпионате мира на яхтах, построенных австралийцами.
Регата была для нас очень поучительной, и, несмотря на то, что не все еще улеглось и достаточно осмыслено, хочется поделиться некоторыми впечатлениями по горячим следам.
Начнем с экипажа Число членов экипажа должно быть большим. В короткой гонке яхта эффективнее откренивается и дифферентуется большим экипажем. А в длинной гонке люди успевают отдохнуть между вахтами и работают с большей отдачей. Австралийцы в длинной гонке несут только по две вахты. Ночью вахта длится 3 часа, а в дневное время — 4 часа. В каждой вахте по два взаимозаменяемых рулевых. Яхта все время должна идти на пределе возможной скорости.
Навигатор должен быть от несения вахты освобожден. Лучше, если капитан берет на себя роль навигатора, стратега и тактика. Капитану в этом случае садиться за руль не следует. Экипаж яхты должен быть неоднородным и обязательно включать в себя яхтсменов с большим опытом гонок на олимпийской дистанции. Они отлично настраивают яхту и способны непрерывно поддерживать высокую скорость. Другую часть экипажа пусть составляют специалисты по крейсерским гонкам — они сильны в стратегии и незаменимы при устранении неисправностей.
Находясь в Австралии, еще до начала Кубка Южного Креста, в качестве тренировки мы приняли участие в нескольких регатах. В трех из них «Адмирал Невельской» на финише был вторым. Особенно приятно, что в одной из гонок первым был хотя уже и устаревший, но еще очень сильный «Вэнгард» с парусами из голубой спектры. А в другой гонке нас смог опередить только не менее известный «Кондор», участник кругосветной гонки. Но все же, на мой взгляд, сегодня в нашей стране нет гоночной яхты, способной уверенно конкурировать на чемпионате мира с зарубежными «гоночными машинами».