Из Риги мы уезжали ранним утром. На улице темно, ветрено, льет дождь. Мокро, неприятно, на душе словно кошки скребутся. Но вдруг вспомнилась мне поездка в Липецк в 1988 г., тоже на «пересадку». И в тот раз мы уезжали в дождь. А ведь это — счастливая примета, если верить народной мудрости. Вдруг и на сей раз гонки окажутся удачными для нашей команды, или хотя бы для меня! Ведь соревнования в Липецке мне удалось выиграть...
Но вскоре пришлось позабыть о предчувствиях и сомнениях, гак как проблем оказалось достаточно. Редко соревнования удается провести идеально. А в этот раз об идеале и думать не приходилось: на каждом шагу как перед гонщиками, так и перед тренерами-представителями, судьями вставали различные препятствия.
А начались трудности с самого приезда в Севастополь. Честно говоря, находясь в пути, мы надеялись, что условия у нас будут не хуже, чем в прошлом году (тогда «пересадка» тоже проходила в Севастополе). Жили мы в гостинице «Крым», питались в ресторане; от яхт-клуба недалеко, бассейн под окном, да и номер со всеми удобствами.
Но ожидания не оправдались. Как нам объяснили, плата за проживание в гостинице «Крым» увеличилась, в город хлынуло море туристов со всех концов страны. Организаторам соревнований оказалась не по карману плата за гостиницу, да и позаботиться об этом заранее было некому, поэтому участников расселили в основном в частном секторе, лишь некоторые попали в гостиницу «Азовская», да одна из команд как-то пробилась в гостиницу «Севастополь». В общем, всех рассовали по разным частям города.
Кроме того, сразу возникли трудности с билетами на обратную дорогу — их ведь тоже скупили туристы.
«Пересадка» проходила в бухте Омега и началась 3 ноября. Правда, первый полуфинал провести в тот день так и не удалось из-за слабого ветра и проливного дождя. Гонщики вымокли, продрогли, «отмучавшись» две гонки. А полуфинал перенесли на 4 ноября, аннулировав результат проведенных стартов. Хорошо, хоть жеребьевка 3 ноября была проведена окончательно. Ведь первоначально она проходила 2 ноября, но прибыло еще несколько команд и пришлось «переигрывать» все заново.
Парада открытия не было. Неудивительно — теперь мы встречаемся с этим часто. Кто-то считает, что вымирает хорошая традиция, другие, напротив, даже рады: меньше формальностей, лишней суеты. Вместо парада главный судья собрал участников, сказал несколько слов о дистанции. а затем попросил победителей прошлогодних соревнований поднять флаг. (Думаю, гораздо приятнее было бы сделать это у всех на виду, чем вот так — незаметно. Так что я, пожалуй, отношусь к числу защитников старых традиций.)
4 ноября в довольно сложных условиях все же провели первый полуфинал. К моменту первого старта поднялся сильный ветер, и с этой гонки начались многочисленные поломки материальной части. В этом тоже не было ничего удивительного: достаточно взглянуть на вооружение лодок, чтобы понять неизбежность таких аварий. Я гонялась во втором полуфинале, к тому времени ветер уже стих, да и то удивлялась, как это я дошла до финиша, не потеряв, скажем, удлинитель румпеля, который привязывался к румпелю веревочкой. Словом, если продолжать описание материальной части, выделенной для соревнований, можно посвятить этому несколько страниц.
5 ноября удалось провести второй и третий полуфиналы. В каждом из полуфиналов гонялось 5—6 лодок каждого класса, и 2—3 первых места попадали в финал.
Поскольку я сумела пробиться в финал, весь день 6 ноября у меня был посвящен отдыху, а 7 ноября началась самая важная часть соревнований. (Надо сказать, финал надеялись провести еще 6 ноября, но в этот день поднялся сильный северный ветер, волна, и судейская коллегия решила, что разумнее будет разобрать протесты, провести жеребьевку без спешки, а завтра начинать финал.) Вообще, гонки старались провести как можно скорее, пока окончательно не испортилась погода.
Финальный день выдался поистине праздничный — солнце, легкий ветерок (не слишком слабый, но и не сильный), сравнительно тепло — разве можно желать лучшего? С утра была небольшая волна, но к полудню она улеглась; ветер часто менял направление, отклонялся, поэтому очень важно было следить за его заходами. Многое решал старт, так как дистанцию установили короткую.
В общем, с погодой в этот день повезло. Если бы ветер задул чуть сильнее, лодки просто развалились бы на ходу, а в слабый ветер не удалось бы провести необходимого количества стартов. Но все обошлось, и 8 ноября судьи считали очки, разбирали протесты, а у гонщиков был выходной.
На следующий день в спортивном зале Дворца спорта «Спартак» проходило награждение победителей. Вернее, не в самом спортивном зале, а на балконе. Другого помещения не нашлось. Вспоминаю реплику главного судьи о том, что соревнования эти... просто никому не нужны, отсюда и все беды. Но кто же виновник наших разочарований? Кто должен решать наши проблемы и почему с каждым годом количество этих проблем увеличивается, а забота об их устранении уменьшается?
К сожалению, никто этого точно не знает. А пока...
Победители получили дипломы, жетоны, 50 рублей в конверте (вместо хрустального кубка), и вскоре команды разъедутся по домам. А, впрочем, скоро ли? Лично я была бы очень рада, если бы вместо 50 рублей мне преподнес ли в подарок билет на самолет. Но, увы, такое чудо нам недоступно!
А теперь посудите сами, верна ли примета, о которой я упоминала в начале: диплом победителя-то у меня в кармане, да вот сомневаюсь, можно ли такие соревнования считать удачными.
Результаты всесоюзных гонок с пересадкой среди юношей и девушек
2—8 ноября 1990 г., г. Севастополь
«Оптимист» (дев.): 1 — Т. Гнусова (РСФСР); 19,7; 2 — Л. Карташова (РСФСР); 21,4; 3 — Е. Гаевская (Ленинград); 24,7; (юн.): 1 — А. Паршиков (Москва); 30,7; 2 — А. Ким (РСФСР); 41,4; 3 — С. Кондратов (Ленинград); 46,7;
«Кадет» (дев.): 1 — Н. Мотвийчук, Е. Трахтмаи (Молдова); 17,7; 2 — Г Павленко, М. Волосовнч (РСФСР); 18; 3 — Н Корнилова, П. Сурчалова (РСФСР); 21,7; (юн.): 1 — М. Семерханов, П. Никульшин (Москва), 19,7; 2 — В. Рудягов, В. Хоменко (Украина); 24,2; 3 — А. Миносян, Л. Карапетян (Армения); 26;
«Луч-М». 1 — О. Кузнецова (Латвия); 13,7; 2 — Н. Хернкова; (РСФСР) 19,7; 3 — М. Кузина (Москва); 22;
«Луч»: 1 — А. Шелест (Украина); 22; 2 — А Зеленский (Белоруссия); 26,4; 3 — В. Вишневский (Севастополь); 33,7; «Парусная доска» (дев.): 1 — Н. Ревенко (Белоруссия); 3; 2 — О. Пахомовская (Украина), 14,4, 3 — О. Воробьева (РСФСР); 21,4; (юн.); 1 — А. Отмахов (РСФСР); 19; 2 — А. Осипов (Казахстан); 24,4; 3 — О. Новосад (Севастополь); 30.