Подготовка к пятому этапу проходила в знакомом нам Пунта-дель-Эсте. С этим небольшим городком нас связывает множество воспоминаний: и хороших, и грустных. Здесь пять месяцев назад мы лишились своего капитана Алексея Грищенко. Здесь, в первом порту захода, мы узнали, что основной спонсор «Пепси-Кола» покинул нас. и здесь же мы нашли новых верных друзей. Ими стали фирмы по экспорту мяса и шерсти, которые удалось убедить Е. Болдаренко.
Не покидает ощущение, что обошел вокруг Земли: находимся r том месте, откуда вышли пять месяцев назад, двигаясь все время на восток. Наша яхта порядком поизносилась. Грот, порванный на предыдущем этапе, требует капитального ремонта. Да и стакселя прошли целый круг. Парусной мастерской служит старый кинозал, где мы можем работать только по ночам. Лучшее время отдано яхтам бо1атых спонсоров Яхту поднять можно только в Монтевидео, поэтому днище моем на плаву. Проверяем оборудование, чистим, смазываем, меняем износившийся такелаж. Облегчаем «Фазиси». Следующий этап вдоль берега, предположительно со слабыми ветрами. Сокращаем до минимума парусный «гардероб», штормовые тяжелые паруса отправляем в порт очередного захода контейнером. Уменьшаем запас резервных частей, такелажа, инструмента и ремонтных материалов. Заменяем тяжелую одежду легкой — экваториальной. Численность экипажа уменьшили до 13 человек.
Оптимизм вселяет то, что на следующей стоянке в Форт-Лодердейле нас ждет потрясающая программа: «от спонсоров не будет отбоя». Это все обещает устроить новая менеджер команды Рей Глазго.
Время летит стремительно, но его хватает, чтобы исследовать окрестности Пунта вместе с женой. Много приглашений в гости, вечерами различные мероприятия. Их поочередно устраивают экипажи. Выкраиваю часы, чтобы покататься на виндсерфере. Свою доску любезно предоставила нам дочь Болдаренко. Мой основной конкурент — Володя Кулиниченко. С нами-то и произошло забавное приключение.
В гавани кататься на парусной доске запрещено, но выйти в залив можно только через гавань. И вот Владимира, не успевшего отойти от берега на полсотни метров, задержал патрульный катер водной полиции. Отчаянно жестикулируя, Владимир попытался объяснить свои намерения идти кататься у пляжа, но один из его жестов показался полицейскому оскорбительным. В результате мы оба оказались в полицейском участке, где карабинеры вынудили нас ждать в приемной не менее получаса, пока, якобы, не освободится офицер. Мы принесли извинения, получили свой виндсерфер и расстались друзьями. Ожидая в участке решения конфликта, мы не тратили время зря: репетировали «русский танец» для предстоящего конкурса художественной самодеятельности среди участников гонки, чем доставили несколько веселых минут находившимся в участке полицейским. А в конкурсе нам победить не удалось. Лучшими были экипажи «Фишер энд Пэйкел» со своей версией балета «Лебединое озеро» и «Кард» с пантомимой «Товарищ, я вахту не в силах стоять». Зато наши ребята. Виктор и Сергей, лидировали в традиционных соревнованиях по скоростному выпиванию пива.
С сожалением мы распрощались с новозеландцем Дейлом Тримейном и американским журналистом Роджером Вохеном Скипу Новаку объявили, что денег на оплату его услуг не хватает. Скип соглашается продолжать гонку даже бесплатно. Ему необходимо завершить гонку, он пишет книгу1, имеет контракт на еженедельные репортажи в «Дейли телеграф».
Прощаемся с Анатолием Вербой, Евгением Платоном. Ребята очень много сделали для того, чтобы яхта смогла быть в гонке.
День старта пятого этапа. Прощаемся с женами, с друзьями и знакомыми Пора отходить. Наш кинооператор — француз Тьер бегает по пирсу, окончательного решения о его участии в этом этапе еще нет. Мы отходим, но вскоре счастливый Тьер появляется на палубе — вопрос решен положительно, он догнал нас на моторной лодке. Тьер — профессиональный журналист и видеооператор. Имеет личного спонсора — французскую парфюмерную компанию, которая покрывает его расходы. Через эту компанию он в основном реализует плоды своего труда. А заодно и рекламирует везде, где находится, косметику фирмы. У него разносторонний профиль, от ралли Париж — Дакар до кругосветных парусных гонок. На борту нашей яхты он снимает для того, чтобы затем отснятый материал объединить с советской киностудией «Рапид», сделавшей трехсерийный фильм о «Фазиси» (копию кассеты можно заказать по адресу: 103001, Москва, пер. Садовских. 8, ХОК «Рапид»).
Переходим на упрощенную систему вахт — шесть часов через шесть. До этого работали по шведской: днем шесть часов, ночью по четыре. Вахта сменялась не вся сразу, а только половина. Получалось четыре микровахты.
Старт по ветру. Стартуем неудачно, даже немного опасно — левым галсом. Приходится отворачивать, уступать дорогу. Поворотный знак огибаем во втором десятке Впереди путь в 5500 миль вдоль побережья Южной Америки до порта Форт-Лодердейл (США).
Идем бейдевинд. Курс для «Фазиси» не благоприятный. Яхта, спроектированная для сильных попутных ветров, не идет на этом курсе: ее лавировочный угол 50—55°. Очень велик дрейф. Но прогноз, к сожалению, не оправдался: слабые и встречные ветры до сих пор превалировали. К тому же нам нужен не просто попутный ветер, а очень сильный попутный ветер, так как в площади парусов яхта уступает конкурентам Надводный борт «Фазнси» очень низкий, на крутых курсах вода постоянно гуляет по палубе, разбиваясь о леерные стойки, блоки, погоны и лебедки подветренного борта. Увидя «Фазиси» в Англии, один из яхтенных экспертов остроумно заметил: «Не знаю, что они курили во время проектирования яхты, но я бы хотел попробовать того же».
Яхта в гонке семь месяцев, но проблем в экипаже не убывает. Совершенно не понятно, кто ее ведет, кто принимает тактические решения и кто за них отвечает. Создается впечатление: кто чем хочет, тот тем и занимается. Это в духе нашего понимания модного понятия о демократии и независимости. Никто не желает слушать чьих-нибудь советов, не говоря уже о том, чтобы нм следовать. Попытки назначения вахтенных начальников или рулевых остервенело бойкотируются. Каждый считает, что он ничем не хуже остальных. Многие не видят собственных ошибок и стараются всеми силами не признавать положительных качеств других...
Капитан — Скип Новак. Но он практически самоустранился. Лишь иногда в нем просыпается командный дух. Это когда надоедает писать статьи. читать или появляется возможность попозировать перед видеокамерой. Валерий Алексеев, прибывший на яхту после третьего этапа, приноравливается к должности капитана, но знаний и опыта ему пока не достает. В ответственные моменты он обращается за советом к Скипу, Скип же большую часть времени проводит под палубой и совершенно не следит за ходом гонки. Его «ценные» советы зачастую оказываются ошибочными. Но раз уж у него попросили совета, он поднимается на палубу и требует его выполнения, ведь он все еще капитан. Если маневр не удается. Скип начинает ругать экипаж. «С парусами лучше работать нужно, и вообще яхта неудачная!» — нервно бросает он. Сергей Акатьев, штурман с подводной лодки, тщательно следит за курсом, за погодой. Более половины времени уделяется продвижению соперников. Дважды, а то и три раза в сутки получаем сводку. Тщательно вырисовываются пути всех яхт на карте. Составляются таблицы. К сожалению, нам никак не удается извлечь пользу из этой информации.
Перед гонкой Сергей собрал все имеющиеся метеорологические данные по маршруту WRWR. Но материал этот, к сожалению, исчез. Удивительно. насколько верными оказались имеющиеся в нашем распоряжении советские гидрометеорологические карты с наиболее вероятным прогнозом по району плавания. Грустно признать, но мы вели яхту как раз тем путем, который, даже сидя дома за столом, можно было расценить как невыгодный.
Не используя отклонения ветра и стараясь увеличить скорость, мы все ближе подходили к берегам Бразилии, где ход «Фазнси» замедлило сильное встречное течение. Экипаж английской «Ротманс», использовав эти отклонения и сместившись восточнее всего флота на 200 миль, возглавил гонку с отрывом от новозеландцев более чем на сто миль. Умеренные встречные ветры не позволили новозеландским кечам разыграть свою козырную карту: преимущество в площади парусов, которое особенно сказывается на попутных ветрах. Все ожидали, что уж на этот раз прервется цепь непрерывных побед новозеландцев.
Очень тепло, иногда даже слишком. Солнце в зените. Алюминиевая палуба нагревается, как сковородка. Тень искать на ней бесполезно. Под палубой тоже не слаще, хотя вентиляторы и работают на полную мощность. Утешаемся тем, что круглосуточно гоняться в шортах и майках не часто удается на родных морях.
Долдрамс — зона очень слабых переменного направления ветров и штилей, располагающаяся вдоль экватора. Первым в нее, сразу за Ресифи, попадает «Ротманс». Яхта лавирует, отклоняясь от генерального курса на финиш до 40 °. В это время новозеландцы и швейцарская «Мернт» мчатся с хорошим попутным ветром, стремительно сокращая разрыв. А за оставшуюся часть пути новозеландцам все же удается вернуть себе лидерство.
30.03 празднуем пересечение экватора. На борту Нептун со своей свитой проводит посвящение в морское братство всех, кто пересекает экватор впервые. Тьер снимает праздник на пленку, Скип пытается снимать тоже. После каждого этапа специальное жюри проводит конкурс по любительским видеосъемкам с вручением чудесных призов. К сожалению, наша камера работает плохо, и поэтому в официальных видеофильмах о гонке мало кадров с борта «Фазиси». Зато в фотографиях и статьях недостатка нет. Ими полны все парусные журналы и местная пресса.
Вторую половину дистанции держимся подальше от берега, хотя на карте попутное экваториальное течение указано наиболее сильным ближе к берегу. Опять обжигаемся. А на подходе к Флориде у нас отказывают компасы. Дело в том, что в южном полушарии мы пользовались специально отрегулированными компасами. При переходе в северное полушарие картушка компаса начала цепляться за стрелки. «Северные» компасы мы забыли в контейнере. Хорошо, что в системе «Онан» предусматривается дублирование показаний электронного компаса на дисплее, закрепленном у мачты.
Финишируем тринадцатыми в своей группе. Но встреча превосходит все наши ожидания. Горечь поражения рассеивается. Рей Глазго, как и обещала, организовала восхитительную программу. Нас размешают в великолепной гостинице «Байя Мар», отлично кормят. В ответ за комфорт мы должны участвовать во всех мероприятиях, которые будут организованы. Эту обязанность следует принимать как удовольствие, что, признаться совсем не трудно. В программе встреча с Мухаммедом Али на приеме у шерифа, поездки в национальный парк, Майами, Дисней Ленд, всевозможные банкеты, пресс-конференции.
В рамках программы — «советско-американский женский экипаж на Уитбред 1993—1994» «Фазиси» вышла вместе с женским экипажем американок. При ветре, не превышающем 15 узлов, наш многострадальный грот стал разваливаться на глазах. Мы поняли, что грешно было сетовать на слабые ветры пятого этапа. С усилением ветра «Фазиси» пришлось бы финишировать без грота. Стало ясно — со старым гротом дальше идти нельзя. Да и легкий спинакер хорошо бы обновить.
Чтобы привлечь внимание прессы и публики, заработать деньги, а заодно и потренироваться, решено было провести серию матчевых гонок со шведской яхтой «Кард». Их неоднократно приходилось откладывать, пока мы не починили грот. И все же мы шведам проиграли. «Кард» шел быстрее на всех курсах. Давненько экипаж не испытывал такой дуэльной борьбы. Гонки доставили всем большое удовольствие.
Для того чтобы заработать на новый грот, мы организовали производство и продажу маек, шорт, шапочек и плакатов. Майки всем очень понравились. На груди кричащая фраза «Русские идут!» — по названию популярного комического кинофильма. На спине изображение яхты с надписью, утверждающей, что «Фазиси» — символ новой России.
Яхту необходимо было поднять, чтобы помыть днище и подшпаклевать. Местный бизнесмен Дэвид Мэтьюз, владелец небольшой верфи, помог организовать ремонт. Мы заменили часть бегучего такелажа и изношенное оборудование. Примечательно. что Мэтьюз уплатил еще и 10 тысяч долларов за возможность участвовать в последнем этапе гонки.
Отлично поставленная работа менеджеров позволила отдохнуть и отлично подготовиться к завершающему этапу гонки. Мы стали обладателями нового грота фирмы «Дойл-Граджерина» с хорошим профилем.
Участвуя в командных соревнованиях по многоборью среди «крутосветчиков», наша команда завоевала первое место В программе — гонки на «Оптимистах», волейбол, плавание, гребля, перетягивание каната, метание дротиков.
Скип Новак объявил о своем выходе из гоники. Отличный организатор фотограф и опытный яхтсмен, он многому научил нас. Скип участвовал в проекте еще с постройки яхты. Приезжал в Поти, давал дельные советы по усовершенствованию конструкции яхты, заказывал и закупал оборудование, занимался поиском спонсоров, организовывал спонсорскую программу. Благодаря еженедельным репортажам в лондонский «Дейли телеграф». которые Скип передавал по радио, «Фазиси» всегда была в центре внимания общественности. Сделанные им снимки до сих пор не сходят со страниц журналов и газет.
Однако статьи Новака полны обидных небылиц. Я как-то у него спросил, зачем он пишет о нас так плохо, дезинформирует читателей. На что он ответил: «Если я буду писать о хорошем, никому это не будет интересно. Куда интереснее читать истории о приключениях неопытных русских, которые отважились участвовать в кругосветной парусной гонке. У них при постановке спинакера из него высыпается печенье. Они до дыр зачитывают «Плейбой». А если человек во время брочинга торчал на мачте и на палубу спускается с улыбкой, то это лишь потому, что он настолько глуп, что даже не понимает, насколько ситуация была опасной».
Вынужденный уйти, не закончив гонку, Новак, хотя и попрощался с командой, но затаил обиду. Это чувствуется и по его книге — в ней трудно найти теплое слово о советской команде. Ну, да Бог ему судья!
В Форт-Лодердейле прощаемся с Игорем Мироненко и Сергеем Бородиновым. На смену приехал Надари Тиненшвили. В гонку пойдет и Владислав Мурников — руководитель проекта. На последнем этапе нас будет двенадцать.
И вот он, заключительный шестой этап! До Саутгемптона — 3837 миль. Примечательно, что теперь яхту поведет советский экипаж, не считая Дэвида, который новичок в крейсерских гонках.
5 мая. Стартуем под спинакерами. «Ротманс» и «Шарль Журден» раньше времени пересекают стартовую линию и вынуждены возвращаться. Наш новый грот великолепен. Качество этого огромного паруса не уступает покрою парусов яхт олимпийских классов. Наконец-то на вахтах наведен порядок. Это даже кажется странным. Экипаж заработал как единый механизм, где каждому отведено свое место.
Главная задача не потерять Гольфстрим. Сергей Акатьев тщательно нащупывает его всеми возможными способами, как доктор пульс у больного. Оказывается, не всем это удается, и мы выходим на седьмую позицию. Хотя погода не вызывает тревоги, начинают поступать сообщения о поломках. На «Гатораде» сломалась краспица, и она вынуждена зайти в ближайший порт в Южной Америке. На ремонт уйдет восемь часов. Затем неудача постигает «Ротманс». На мачте лопнула диагональ. На устранение неисправности потребовалось двадцать часов. На «Бритиш Дефендер» сломана мачта, и оставшиеся 2 500 миль до финиша яхта преодолевает под аварийным вооружением. На «Стейнлагере», казалось, гарантированном от любых неожиданностей, оторвало вант-путенс бизань-мачты. Убрав парус, новозеландцы устранили неполадку на ходу. Своей бизанью вынужден заняться и экипаж «Фишер энд Пэйкел»: на мачте сломалась оковка краспицы. Один из членов экипажа «Ливерпул Энтерпрайз». спускаясь с мачты, сломал йогу, что, в общем-то, его здоровью не угрожало, и яхта продолжила гонку.
«Ротманс», устранив неполадки, неимоверно быстро наверстывал упущенное время. Но новая неудача постигает англичан. В темноте яхта врезалась в притопленный морской контейнер. Экипаж довольно быстро справился с повреждением — таранный отсек «Ротманса» заполнен пенопластом — и продолжил состязание.
Ветер стихает. Получаем прогноз на ожидаемый поворот ветра к востоку. Флот готов к лавировке. Многие стараются подняться севернее, чтобы с получением восточного ветра лавировать как можно меньше.
Яхты, получающие космический прогноз, быстрее других занимают наветренную позицию и оказываются в выгодном положении. Питер Блэйх, капитан «Стейнлагера», может быть, желая блеснуть мастерством, по радио предупреждает весь флот о предстоящем заходе с точностью до часа. Это ему повредить не может, он уже на ветру.
Положение как в турнирной таблице, так и на дистанции довольно любопытное. Все перемешалось. Прошедшие лучше предыдущие этапы — не блещут. Зато аутсайдеры идут очень прилично.
На «Ливерпуле» у одного из членов экипажа началось воспаление почки. Дело в том. что четыре года назад он делал операцию по ее пересадке. Срочно с ближайшей станции береговой охраны, находящейся на расстоянии 400 миль, был выслан вертолет. Операция по передаче больного на вертолет прошла успешно. «Кард», заметив снижение скорости по сравнению с обычной на этом курсе в 0,5—0,8 узла, выиужден остановиться и спустить аквалангиста для осмотра киля и руля.
Но вот и лавировка. Шансы на успех тают на глазах. На входе в Ла-Манш приходится бороться с сильнейшим, доходящим до 4 узлов, отливным течением. К решению этой задачи мы оказались неподготовленными. У проходящего судна запрашиваем время высокой и низкой воды. Наш путь на карте напоминает кардиограмму больного. У мыса Старт (Британия) замираем на месте на четыре часа, борясь с течением. Два раза были готовы отдать якорь. Но воздержались. Дэвид начинает сильно нервничать. Он заявил, что если мы не продвинемся к финишу в течение ближайших полусуток, он вызовет вертолет. Его во Флориде ждет бизнес. Но вот начался прилив, ветер немного усилился, и мы понеслись к финишу.
При стихающем ветре и на остатках приливного течения, которое вот-вот сменится отливом, продвигаемся к финишу. Еще каких-нибудь полчаса, и нас понесет обратно в море. Но мы успеваем. Радости нет предела! Больше всех рад Дэвид, он на десятом небе. Мы финишируем восьмыми. Брызги шампанского, поздравления, пресс-конференция, интервью. Нас встречают ребята из «Рапида». Они продолжают делать фильм о «Фазиси». Очень жаль, что снимают нас только перед стартом и после финиша. Интереснейшие моменты гонки придется добывать из других источников. Прибежал Тьер, забрал свою камеру и пленки. Я для него снимал во время гонки.
«Стейнлагер-2» вновь первым завершил очередной этап. Через 36 минут финишировал «Фишер энд Пэйкел», затем «Мерит», «Ротманс», «Кард», «Белмонт», «Фортуна».
Для дебюта у «Фазиси» неплохое одиннадцатое место. Но гонка закончилась. Грустно. Знаю, что другой уже может не быть. Жаль, что она прошла так сумбурно. Не удалось погоняться от всей души, реализовать все свои возможности. А опыт, приобретенный такой ценой (3—4 миллиона долларов, не считая рублей и человеческой жизни), похоже, не оценят по достоинству, как у нас повелось. Это одна из сторон нашей проклятой бесхозяйственности. Ну, да этому есть свои причины и обстоятельства.
Яхту пришлось строить своими силами. Не построили — не пошли бы в гонку. Пропало бы все, что было вложено в этот проект. Не прошли бы всю гонку, не сделали бы такую колоссальную рекламу Советскому Союзу (журналисты всего мира утверждают, что это так). Прежде всего нужны были люди, которые построят яхту. Ни одни завод не брался за строительство без чертежей и в столь короткие сроки2. Сделать это могли только яхтсмены, уже пробовавшие свои силы в постройке яхт. Но никто только строить не соглашался, все хотели еще и идти в гонку. Те, кто больше времени затратил на строительство и делал это более квалифицированно, требовали гарантий на прохождение большего количества этапов.
Тесты по физической подготовке, предусмотренные ранее, были отменены. Результаты психологического тестирования не выдавались, держались в тайне. Никакие спортивные заслуги и опыт участия в соревнованиях в расчет не брались. Участие в гонке определялось только количеством «трудодней» и приближенностью к руководителям проекта. Руководство ссылалось на то, что нет возможности проверить, кто чего будет стоить в гонке. Утверждалось, что присутствие ремонтной бригады на борту более выгодно, чем кого бы то ни было. Ведь если яхта поломается, весь проект остановится. Словом, участие в гонке перестало носить спортивную направленность.
В Англию на достройку яхты и тренировочные выходы смогли поехать не все участвовавшие в ее постройке, но все рвались в гонку. Следствием этого сложного положения явилось то, что на первых четырех этапах экипаж был чрезмерно велик. А это лишний вес команды, одежды, запасов воды и провизии. Лишний вес для яхты, которую строили. облегчая и иногда даже рискуя прочностью конструкции.
После каждого этапа меняли до 25% экипажа. Нужно было дать попробовать свои силы всем. Нельзя сказать, чтобы это было хорошей практикой. Постоянно приходилось обучать вновь прибывших на замену. На лидирующих яхтах экипажи прошли без замен, с каждым этапом набирая опыт и мастерство.
Не доверяй своим и уступая требованиям Скипа Новака, руководство команды на каждый этап заявляло по два-три иностранных яхтсмена. Некоторые их них были отличными специалистами. другие уступали нам в мастерстве. Но Скип, имея их на борту, чувствовал себя спокойнее. Их труд оплачивался во много раз выше нашего. На палубе мы старались говорить по-английски, что для нас стало хорошей практикой и приобретением.
На вопрос журналистов «Какой этап для нас был самым трудным?» капитан яхты «Мерит» Пьер Фелман ответил: «Этап поиска денег». С ним согласны многие их нас, хотя наши проблемы имеют иной характер.
Особую роль в проекте играл Владислав Мурников. Инициатор и руководитель проекта, он, по моему мнению, заслуживает добрых слов за то, что смог в столь тяжелых условиях, сложившихся в стране, реализовать проект. Хотя средства и методы, которыми он при этом пользовался, нельзя назвать порядочными.
Слова огромной благодарности хотелось бы сказать в адрес компании «Фазис». Рискуя самим своим существованием, она все же пошла на столь необходимое для всех наших яхтсменов предприятие. Взамен она получила всемирную известность, отличную рекламу. Вот только как это превратить в прибыль?
Сразу после финиша в Англии яхта вернулась в США для поисков спонсоров на следующую гонку. Грешно не использовать такую возможность; всемирная известность «Фазиси», наличие судна для тренировок и осуществления программы «Тур доброй воли», связи и знакомства...
В следующей гонке 1993 г. планируется выставить смешанный советско-американский экипаж. Это сможет привлечь спонсора и принести хороший результат.
Яхта пользовалась большим успехом на выставках, проходивших повсеместно от Ньюпорта до Флориды. «Фазиси» была одной из самых популярных. С утра и до вечера яхту заполняли люди. Поздравления, благодарность, восхищение, расспросы!
В октябре-ноябре экипаж имел несколько серий матчевых гонок с бывшей «Кард». Теперь ее владелец Тэд Тёрнер. Называется яхта «Челендж Америка», Американцы тоже готовятся к следующей гонке. Хотя с поиском спонсоров у них, кажется, проблем не предвидится.
Хочется надеяться, что и наш опыт не пропадет даром. Не зря же мы прошли вокруг света вопреки всему, что мешало сделать это до появления «Фазиси».
Примечания
1. Кинга вышла в 1990 г «Fazisi» The Joint Ventnrd by Skip Novak. Sidpuick & Jackson.
2. См. статью «Рождение «Фазиси» в «КиЯ» №145.