Позади почти 3000 километров, и наш микроавтобус с яхтой на трейлере и спортивной командой въехал в город Амеке, расположенный на берегу живописного озера Сортезее в юго-западной части ФРГ.
В серии гонок под названием «Ваппен фон Амеке» приняли участие два советских экипажа: один — экипаж нашего завода, другой — совместного предприятия СССР и ФРГ «Компан». Оба экипажа выступали на яхтах типа «Рикошет-Микро» в дивизионе серийных туристских судов.
Гонки проводились на узком озере — шириной не более 600 м и длиной 10 км, расположенном между возвышенностями. Ветер, в основном, был слабый и крайне неустойчивый по направлению — в ходе гонки мог несколько раз развернуться на 360°, из-за чего лидеры постоянно менялись.
Состав участников оказался довольно представительным — Германия, Франция, СССР и Польша, среди экипажей — чемпионы мира, победители и призеры международных регат в классе «Микро».
Постоянные заходы ветра и малая площадь акватории создавали условия для гонок в «плотной группе», что было на руку нашим экипажам, имеющим большой опыт выступлений на олимпийских дистанциях. Но, к сожалению, в первых двух гонках сказалась привычная тактика раскладки галсов — как на «большой воде». В итоге, после четырех гонок мы выпустили вперед польский экипаж, занявший в нашем дивизионе первое место. Наши же яхты оказались на втором и третьем местах.
Во время регаты к нашим лодкам было проявлено большое внимание со стороны не только яхтсменов, но и деловых людей. Особое впечатление произвели на всех комфорт и тщательная внутренняя отделка яхт, гармонично сочетающая в себе дерево, пластик и различные отделочные материалы. Результатом этих встреч было признание нашего завода крупнейшим в Европе предприятием, выпускающим туристические «Микро» повышенного комфорта.
В регате на Финском заливе под названием «Микро-кубок «Белые ночи» приняли участие спортсмены только трех стран: СССР, ФРГ и США. К сожалению, команды из Польши и Франции принять участие в этих гонках не смогли. «География» участников из нашей страны была самой разнообразной. Порадовало, что уже на второй год проведения Микро-кубка на старт стали выходить команды, состоящие из трех и более экипажей. Такие команды выставили Минск, Ленинград, Свердловск и Куйбышев.
Впервые в этой регате приняли участие яхтсмены из США (шесть экипажей), яхты которым предоставил наш завод. Были и два смешанных экипажа: советско-германский и советско-американский.
Не порадовало организаторов однообразие микро-яхт. Не приехали в Ленинград прошлогодние участники Микро-кубка — представители Комсомольска-на-Амуре со своей яхтой «АЛ-550», хотя, по слухам, там уже приступили к ее серийному выпуску.
Специально к этим соревнованиям на нашем заводе были подготовлены две яхты нового проекта, выступившие с заводскими командами в категории «Прото»; оценить ходовые качества этих лодок в полной мере не удалось из-за отсутствия других яхт этой категории.
Из-за отсутствия ветра удалось провести всего лишь четыре гонки. В постоянно меняющихся условиях от яхтсменов потребовалось незаурядное тактическое мастерство.
Недостатка спортивных трофеев организаторы не испытывали: призы учредили Федерация парусного спорта Ленинграда, городской спорткомитет, Ленинградский экспериментальный завод спортивного судостроения, яхт-клуб Балтийского морского пароходства, а также спонсоры соревнований — совместное предприятие «Альфо» и кооператив по пошиву парусов «Северное сияние». Кроме того, свои призы вручили представители Германской ассоциации класса «Микро» и международной организации «Люди — людям спорта» из команды яхтсменов США.
Очень порадовало появление отечественных мачт и парусов, которые представили на регате их производители, хотя все это требует пока более тщательной доработки с точки зрения качества.
Главной встречей сезона был чемпионат мира в классе «Микро», состоявшийся в начале августа в польском городе Пуцке. Этим гонкам предшествовала тщательная подготовка не только нашей команды, но и всех энтузиастов классов «Микро».
В Польше — стране-организаторе чемпионата — было построено несколько принципиально новых яхт, некоторые из которых мы увидели буквально за день до старта. К сожалению, организация самих соревнований оказалась не на высоте и вызвала много нареканий у яхтсменов.
На старт гонок вышел 51 экипаж. На общем фоне советская делегация, представленная 8 экипажами (девятый экипаж выбыл из борьбы до начала гонок), выглядела весьма неплохо: три яхты прибыли из Свердловска, одна из Минска и четыре — из Ленинграда. Испытание регатой новых яхт «Рикошет-Микро-Рэйсинг» (см. «КиЯ №146) выявило целый ряд серьезных ошибок проекта. Ни один «Рэйсинг» не смог даже пройти обмер по дивизиону «Прото», и яхты пришлось добалластировать на 60-100 кг. Общий вес яхт достиг 550—620 кг. И вообще надо заметить, что проектирование и постройка яхт категории «Прото» требуют большого опыта и искусства от конструкторов и судостроителей. Можно с уверенностью сказать, что «Рикошет-Микро-Рэйсинг» не может быть рекомендован строителям и спортсменам, как неудачный по своей конструкции и спортивному дизайну.
В категории «Прото» основная борьба развернулась между французскими и польскими экипажами. Ни одна из новых яхт не смогла составить серьезной конкуренции признанным лидерам класса.
Борьба за места в первой «тройке» была очень напряженной, и до самой последней гонки определить победителя было невозможно. Постоянные изменения направления и силы ветра делали борьбу на дистанции все более и более напряженной, но в конечном итоге французский экипаж на яхте «Реллик», успешно откатав последнюю гонку, завоевал почетный титул чемпиона мира в абсолютном зачете. Правда, в этой регате не участвовали прошлогодний чемпион мира из Франции на яхте «Нокс-IM» и предыдущий двукратный чемпион мира—экипаж польской яхты «Кумпелька», но и без них борьба оказалась не менее напряженной.
В категории серийных туристических судов чемпионом мира стал экипаж яхты «Селена» из Минска (рулевой м. с. м. к. О. Сполан), а экипаж нашей заводской яхты занял 2-е место.
Во время проведения чемпионата состоялась встреча президентов национальных ассоциаций, на которой было принято решение о корректировке правил класса и рассмотрен календарь соревнований «Евро-Микро» на 1991—1992 гг., в который вошла и регата «Белые ночи» в Ленинграде.
Большое впечатление на всех участников гонок произвел переход трех советских экипажей из Калининграда в Пуцк своим ходом. Одному из этих экипажей — яхтсменам Центрального яхт-клуба Ленинграда Е. Токареву и Ю. Корневу — яхта была предоставлена нашим заводом из числа серийно выпускающихся, в целях рекламы и показа продукции на мировом рынке. После окончания чемпионата, по пути домой, этот экипаж принял участие еще в одной регате, проходившей в городе Сопот, где занял третье место. На переходе Сопот — Калининград яхта попала в шторм, достигший 9 баллов и проявлявший тенденцию к усилению. Оказавшись вблизи от берега и попав на короткое время в «глаз циклона», яхтсмены приняли решение выбрасываться на берег (надо принять во внимание усталость от двух серий гонок и практически месячного пребывания на борту столь малой по своим размерам яхты).
Надо сказать, что этот экзамен наша яхта выдержала безукоризненно. Лодка не поддалась шторму и вылетела на берег без единого повреждения. Информацию об этом событии на следующий день передавало польское телевидение, и отзывы очевидцев были самыми высокими. Через несколько дней шторм утих, и спущенная на воду яхта отправилась в Калининград.
Для информации сообщаем, что в августе 1990 г. в Ленинграде официально зарегистрирована Ассоциация яхт класса «Микро», которая во время регаты «Белые ночи» 1991 г. будет осуществлять контроль за правилами обмера яхт и их сертификацией. Заинтересованные в рекламе своей продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также желающие участвовать в спонсорской деятельности могут обращаться в Ассоциацию по адресу: 195272, Ленинград, Уткин пр., 15, Телекс 3210162 «Шкот», факс 528-86-42.
Результаты соревнований в классе «микро»
I. «Ваппен фон Амеке» 5—6 мая, ФРГ
«Прото» (8): 1 — Ж. -П. Женто (Франция); 2 — И. Первола (Польша); 3 — Д. Грог (Франция);
«Турист» (9): 1 — А. Горски (Польша); 2 — О. Чугунов (СССР); 3 — О. Крючков (СССР).
II. «Белые ночи» 20—30 июня, Ленинград
«Прото» (3): 1 — О. Крючков (Ленинград); 2 — Ю. Ситников (Ленинград); 3 — Г. Кравцов (Минск);
«Регата» (3): 1 — В. Владынин; 2 — С. Кис-ляков; 3 — А. Скрябнев (все — Свердловск);
«Турист» (27): 1 — Т. Вишневски (ФРГ); 2 — Б. Яковлев (Ленинград); 3 — И. Баранов (Ленинград).
III. Чемпионат мира, 1—11 августа, Польша
«Прото» (22); 1 — Ж. -П. Женто (Франция); 2 — К. Боужвот (Франция); 3 — А. Скжат (Польша);
«Регата» (4): 1 — М. Крауф (Франция); 2 — Т. Вишневски (ФРГ); 3 — К. Дюфур (Франция);
«Турист» (25): 1 — О. Сполан (СССР); 2 — О. Крючков (СССР); 3 — Ю. Ситников (СССР).