Щедрости и благожелательности мультимиллионера Доналда Трампа — хозяина известного казино «Трамп Кэстл» — оказалось недостаточно, чтобы этот, едва не сорванный стечением обстоятельств чемпионат стал подлинным событием спортивной жизни.
Итальянские спортсмены, традиционно сильнейшие в этих классах, правильно оценили ситуацию в водно-моторном спорте в США и не ошиблись, отправившись со своими катерами в дорогостоящий вояж за океан. Сегодня в Америке настоящие океанские гонки по международным правилам UIM практически не проводятся. Американцы увлеклись гонками национальных групп и классов судов, возглавляемых сверхмощными и ультрадорогими «Суперботами», оснащаемыми двигателями неограниченного объема. В этой стране осталась лишь жалкая горсть подлинных катеров «уимовских» классов. Так что в полном соответствии с предстартовым прогнозом итальянский гонщик Стефано Гасираджи, выступавший на спроектированном и построенном в Италии катере «Гансиа Дей Гансиа», покинул Атлантик-Сити новым чемпионом мира. Но победа, предсказанная и заслуженная, досталась ему не без осложнений...
Чемпионат был омрачен трагедией. Дело в том, что в последние годы гонки океанских катеров проводятся на спокойной воде. Это поощряется международным руководством водно-моторного спорта, которое смотрит сквозь пальцы на постоянный рост скоростей в ущерб мореходным качествам катеров. Безразличие UIM обернулось гибелью на чемпионате американского гонщика, несмотря на предписываемые правилами гонок меры безопасности.
Возможность подобных трагедий была обусловлена еще и тем, что 12 годами раньше делегаты UIM одобрили новый регламент чемпионатов мира по океанским гонкам в виде одного соревнования, состоящего из трех гонок на одной трассе. Тогда они посчитали, что ранее существовавшая система определения чемпиона мира по сумме зачетных очков в серии соревнований «Г ран-При», проводящихся в различных регионах мира, более не приемлема. Вместо этого решено было проводить в конце каждого водно-моторного сезона встречу чемпионов отдельных стран и континентов, победитель которой и становился бы чемпионом мира.
Но уже после первого чемпионата по новым правилам стало очевидным, что это соревнование не представляет большого интереса для гонщиков. Самое главное — немногие за пределами Соединенных Штатов имели достаточно средств, чтобы доставить свои катера в Ки-Уэст, Флорида, избранный местом проведения чемпионата 1977 г. Недостаточная популярность чемпионата заставила UIM снять требование о том, что участниками соревнования могут быть только чемпионы стран и континентов. Так получилось, что уже через три года чемпионат мира стал доступным для всех спортсменов, независимо от их предыдущих успехов в местных соревнованиях. Это не могло не сказаться на снижении подготовленности участников.
Сыграла свою роль и поздняя дата проведения чемпионатов мира. Октябрь — критический срок для океанских гонок, особенно в северной Европе. Это же можно сказать и о Северной Америке: в этот месяц акватории, расположенные севернее Флориды (в том числе и в Нью-Джерси), оказываются по метеоусловиям непригодными для гонок, особенно для гонок легких сверхбыстроходных катамаранов, которые сейчас преобладают.
Штили Средиземного моря и закрытые спокойные воды у берегов Англии и США, где проводились гонки на катерах в последние годы, помогли утвердиться новому типу гоночных судов (далеко не океанских!), не способных соревноваться при волнении высотой более 1,5 м, т. е. в условиях, которые считались нормальными для гонок в середине 60-х годов. Эти катера стали крайне опасными, поскольку их рассчитывают для достижения сверхскоростей, а не для того, чтобы противостоять морским волнам...
Впечатление от чемпионата в классах UIM оказалось несколько сниженным еще и тем, что одновременно на ту же трассу вышел чисто американский флот «Суперботов». Среди этих судов был и итальянский катамаран «Чеса-1882» известного гонщика и катеростроителя Фаббио Баз-зи. Несколькими неделями раньше этот катамаран утонул во время гонки Каус — Торки — Каус, но был поднят и отремонтирован. Переименованное в «Папуас-Чеса» для данного чемпионата, судно было арендовано американцем Элом Коплэндом. И хотя в состав экипажа был включен сам Баззи и итальянский механик Идони, катамаран на этот раз не смог развить той высокой скорости, что демонстрировалась на европейских соревнованиях: Копланд финишировал только восьмым.
Гонки «Суперботов» и нескольких других американских классов, таких как «Спорт» и «Про-Сток» проводились для того, чтобы определить «своих» чемпионов мира. Тот факт, что все участники были из США и соревнования в этих классах не привлекли ни одного зарубежного гонщика, не заставил организаторов отказаться от присвоения им высокого статуса чемпионата мира.
Среди 14 катеров класса I, удовлетворяющих международным правилам UIM и оснащенных карбюраторными двигателями объемом 16 л или дизелями 32 л, только 5 несли американский флаг. За исключением одного финского катера все остальные управлялись итальянскими экипажами.
В классе II (12 л — бензиновые двигатели, 16 л — дизели) стартовали всего шесть катеров; три из них несли американский флаг, два — британский и один — аргентинский. Одним из британских катеров управлял Карло Бономи младший — сын знаменитого Карло Бономи, блиставшего на трассах океанских гонок в 70-х годах. Свой титул чемпиона мира защищал Роджер Флетчер, выступающий на спроектированном 15 лет назад Доном Шедом «Дизел Дансер», оснащенном дизелем «Сабр» — далеко не совершенной на сегодня технике...
Всего в этих двух международных классах стартовало 20 катеров. А 52 стартовавших одновременно катера американских национальных классов выразительно демонстрировали прохладное отношение Американской ассоциации водно-моторного спорта (АРВА) к действительно международному соревнованию. Малое число судов категории UIM указывает также на потерю интереса к океанским гонкам и в других странах.
Первая гонка чемпионата состоялась по программе — во вторник 24 октября. Высокие волны, сильный ветер и дождь заставили организаторов сократить дистанцию после того как в ожидании улучшения погоды старт был отложен. Но и на сокращенной дистанции море успело взять свою дань. Каждый третий из стартовавших катеров не устоял против натиска волн — сошел с трассы с серьезными поломками.
В классе I, как и ожидалось, первым финишировал шедший вне всякой конкуренции Стефано Гасираджи. Но его, как и трех пришедших следом за ним гонщиков, ожидал удар. Судьи объявили, что первые четыре катера дисквалифицированы: занятые борьбой с волнами гонщики неправильно обогнули поворотный буй.
Победителем гонки был объявлен американец Джо Мач, финишировавший пятым на катамаране «Дёрти Лондри», построенном фирмой «Кугэ». Это, естественно, вызвало бурные протесты итальянской команды, которая пыталась даже апеллировать к своим адвокатам в Италии. Разбор протеста занял несколько дней, но жюри признало решение судейской коллегии справедливым. А когда стало ясно, что вторую гонку из-за ухудшения погоды провести не удастся, итальянцы предложили аннулировать результаты первой гонки и зачет провести по удвоенным очкам последней — третьей гонки. Но и это предложение было отклонено.
Гасираджи имел мало шансов на успех, даже если бы он финишировал в оставшейся гонке первым, — ведь у Джо Мача уже было 400 очков за первое место и теперь любой результат обеспечивал ему чемпионский титул. Но, как это нередко бывает в спорте, произошло чудо. Прямо со старта «Гаисиа Дей Гаисиа» оторвалась далеко от всех соперников. А Джо Мач, который уже чувствовал себя чемпионом мира, явно переоценил возможности своего катера: стараясь настигнуть итальянца, он выжимап из двигателей все до последнего киловатта. Но вдруг «Дёрти Лоидри» тяжело осел в воду, двигатели его замерли... Если бы Мачу удалось оживить двигатель и пересечь финиш в пределах контрольного времени, он получил бы очко и заветный титул. Но этого не произошло.
Имея двух претендентов с одинаковым числом очков, судьи вынуждены были сравнивать средние скорости: 85.12 миль в час (136,95 км/ч) против 57,65 (92,76 км/ч), показанных в первой гонке американцем, решили спор в пользу Стефано Гасираджи. Имея в активе победу в гонке Каус — Торки — Каус, итальянский спортсмен стал также обладателем почетного водно-моторного приза Хэрмсворта.
В классе II первая гонка сложилась без особых потрясений. Флетчер лидировал до самого последнего этапа, но здесь его обошел Карпо Бономи, развивший среднюю скорость 57,1 ст. миль в час (91,9 км/ч) на новом катере «Эбел», построенном Баээи.
Карло Бономи выиграл и вторую гонку, но его заслуженная победа была омрачена трагедией. Катамаран «Тим Скэйтер», управляемый американским гонщиком Кевином Брауном, на предпоследнем круге дистанции внезапно взлетел носом вверх и, перевернувшись, упал в воду. Когда судно зацепили и поставили в нормальное положение, все выглядело нормально. Оба гонщика были защищены прочными самолетными капотами-обтекателями, но при близком рассмотрении оказалось, что капот водителя сломан и Браун получил смертельные ранения головы.
Заставит ли эта очередная жертва серьезно задуматься функционеров UIM над изменением правил соревнований!
Результаты чемпионата мира
Класс I: 1 — «Гансия Дей Гансия», С. Гасираджи (Монако — Италия), 400 очков; 2 — «Дёрти Лоидри», Дж. Мач (США), 400; 3 — «Ахилли Моторс», Д. Ахилли (Италия), 300.
Класс II: 1 — «Эбеп», К. Бономи (Англия — Италия), 800; 2 — «Дизел Дансер», Р. Флетчер (Англия), 600; 3 — «Фригидайр де Алда», Д. Сциоли (Аргентина), 394.