Этот, пожалуй, наиболее добросовестно и безупречно организованный этап гонок «Формулы» за всю 18-летнюю историю бристольских встреч под самый конец был неожиданно омрачен трагической гибелью 43-летнего французского чемпиона Франсуа Салабера, ставшего шестой жертвой окруженной высокими каменными стенами трассы. До него здесь расстались с жизнью пятеро гонщиков и спасателей.
Франсуа Салабер был одним из ведущих европейских представителей этого престижнейшего вида водно-моторных состязаний; более двадцати лет застегивал он на себе привязные ремни гоночного скутера «Формулы». Был он одним из немногих, кто действительно зарабатывал себе на жизнь за штурвалом, являясь профессионалом в полном смысле этого слова. Он был одним из последних активных представителей группы, возглавлявшей мировую водно-моторную «табель о рангах» с 1975 по 1985 г., группы, в которую входили Ренато Молинари (Италия), Билл Сиболд (США), Том Персиваль (Англия), Боб Спалдинг (Англия) и Кеес Ван дер Велден (Голландия). Из перечисленных только Сиболд выступает более или менее регулярно, и за исключением Сиболда и Молинари все они получили во время гонок очень серьезные травмы; Том Персиваль в 1985 г. разбился насмерть.
Авария произошла на третьем круге финального заезда гонок на приз герцога Йоркского, в котором участвовали 14 гонщиков, показавших лучшие результаты на только что завершившихся двухдневных состязаниях «Гран-при Британии». Эта встреча обрела нового спонсора— английскую фирму «Технофон».
Для того, чтобы из 26 пилотов отобрать лучших для участия в финальной гонке, пришлось проводить квалификационные заезды. Это послужило гарантией того, что на старте соберутся действительно самые сильные и опытные гонщики. Все это было так, но, по сравнению с деревянными конструкциями, неспособность углепластикового скутера француза «держать дорогу» на взволнованных участках трассы сразу бросалась в глаза.
Финальный 45-минутный заезд открыл Стив Кертон, сразу захвативший лидерство и обеспечивший хороший отрыв от соперников. Мастерство Кертона смотрелось довольно впечатляюще, и взоры большинства зрителей были прикованы к нему и к «царствующему» чемпиону мира Джонатану Джонсу, который в попытках вырваться вперед до предела сократил разрыв.
А тем временем державшийся где-то посередине Франсуа Салабер двигался как-то странно: скутер его постоянно рыскал. Казалось, он с трудом удерживает его на курсе — особенно у поворотов, где гуляли высокие волны. И фатальное происшествие не заставило себя ждать. После выхода из очередного поворота катамаран Салабера врезался в стену. Так до конца и не ясно, что же произошло. Высказывались довольно серьезные предположения, что 43-летнего гонщика подвело сердце. У многих на памяти был случай, происшедший в начале восьмидесятых с Питером Инвардом — лет ему тогда было столько же, сколько Салаберу. Обогнув буй и направившись было к следующему, скутер Инварда неожиданно помчался к берегу. Позже выяснилось, что у Питера был сердечный приступ...
Но, как бы то ни было, удар был достаточно силен, чтобы автоматически надулся аварийный баллон, присоединенный к капсуле безопасности. Обычно при подобных авариях срабатывает и специальная система, которая немедленно глушит мотор — ею снабжен каждый скутер. К сожалению, в данном случае мотор продолжал работать, разворачивая покалеченный скутер поперек трассы и направляя на противоположную стену.
Вид надувшегося баллона наводил на мысль, что в худшем случае скутер просто столкнулся с поворотным буем. Увы, все оказалось гораздо страшнее. Произошла одна из тех аварий, при которых даже сверхнадежная капсула безопасности не способна защитить того, кто в ней находится.
Подробности инцидента не были доведены до зрителей — что, в общем-то, правильно — и их нетерпение в ожидании повторного старта было вполне оправдано. И лишь немногие поняли, что «Формула» потеряла одну из величайших своих звезд.
Трагическое происшествие вызвало у всех, кто имеет хоть какое-то отношение к этим гонкам, настоящий шок. Это был первый случай со смертельным исходом с тех самых пор, как Британская водно-моторная ассоциация и Королевская яхтенная ассоциация расследовали обстоятельства гибели датчанина Йоргена Аскгаарда в 1986 г.
Расследование показало тогда, что большинство аварий, произошедших в Бристоле со времени первых гонок в 1972 г., были вызваны сужением гоночной трассы из-за выступающих внутрь дока неиспользуемых грузовых причалов. Их было рекомендовано демонтировать, что и сделал местный городской совет, несмотря на довольно большие расходы.
До этой трагедии новых серьезных происшествий не случалось, и хотя гонки в Бристоле по-прежнему оставались самым трудным этапом «Формулы» даже для самых опытных гонщиков, казалось, что главная причина опасных ситуаций устранена.
Когда гонка на приз герцога Йоркского, наконец, продолжилась, вперед вырвался Майк Зампарелли (кстати — житель Бристоля), который лидировал на протяжении всего оставшегося времени. Лидировал с самого старта, старта, за которым трехкратный обладатель приза герцога Йоркского Джонатан Джонс мог наблюдать только со стороны, оставшись у понтона с заглохшим двигателем.
После нескольких кругов предыдущий лидер Стив Кертон столкнулся с ветераном «Формулы» Джоном Хиллом. Оба скутера получили значительные повреждения, гонщики же, к счастью, не пострадали. А несколько позднее стартовавший наконец Джонатан Джонс врезался в поворотный буй, повредил винт и гребной вал и окончательно сошел с дистанции.
Вторым держался Питер Линденберг преследуемый итальянцем Гвидо Капеллини и американцем Доном Джонстоном, победителем этапа в Золдере.
Линдерберг доставил публике немало острых ощущений.
На предпоследнем круге он начал резко разгоняться. Ему удалось так быстро сократить разрыв, что, казалось, Зампарелли вот-вот потеряет преимущество. Зрители повскакали со своих мест, но, отделенный от соперника всего лишь длиной корпуса, Майк принял финишную отмашку первым.
Первый этап чемпионата-90 состоялся в Золдере (Бельгия). Выиграл его американец Дон Джонстон, вторым стал Стив Кертон, третьим — Франсуа Салабер. В гонках принял участие и Алексей Ишутин — на скутере, построенном в Ленинграде. На 13 круге скутер Алексея перевернулся и вышел из строя. Ремонт потребовал много времени, так что в бристольском этапе Ишутин не участвовал.
Ленинградский этап был признан не состоявшимся. Произошло то, чего опасались — подвела погода. Полностью удалось провести лишь квалификационные заезды, которые выиграл Стив Кертон. У Ишутина — 12 место.
После Ленинграда оставалось еще семь этапов: IV — 28-29 июля в Линьяно (Италия), V — 18-19 августа в Будапеште, VI — 25-26 августа в Ноттингеме (Англия), VII — 15-16 сентября в Италии, VIII — 22-23 сентября в Шалоне (Франция), IX — 17-18 ноября в Пенанге (Малайзия) и X — 24-25 ноября в Сингапуре.