В начале июня тренер Госкомспорта СССР В. А. Леонов посетил несколько парусных школ ГДР для изучения опыта подготовки детских и юношеских экипажей. Мы попросили Вячеслава Александровича поделиться полученной информацией.
Сначала — некоторые сведения общего характера. По данным Федерации парусного спорта ГДР парусом здесь занимается около 30 тысяч человек. Почти треть из них — юные спортсмены. При промышленных предприятиях, муниципалитетах, учебных заведениях действуют 360 яхт-клубов и парусных секций.
Большинство крейсерских швертботов и небольших яхт принадлежит частным владельцам. Лишь небольшое число крупных яхт открытого моря находится во владении предприятий и организаций.
Главная задача клубов и секций — максимальное привлечение трудящихся и их семей к занятиям парусным спортом в самых различных его формах: от «олимпийских» гонок до крейсерских плаваний и парусного туризма. Большинство тренеров работает здесь на общественных началах, хотя многие клубы имеют широкие возможности для самофинансирования. На хозрасчетных началах работают мастерские, курсы подготовки рулевых, специалисты-мерители. Немалые доходы дает аренда мест для стоянки, различные кафе и вообще сервис.
Юношескому спорту в ГДР отводится особая роль. Федерация парусного спорта страны приняла специальное решение, согласно которому при каждом яхт-клубе должна быть создана детско-юношеская секция. И это решение не осталось на бумаге — его выполнение строго контролируется.
Главный вопрос, который интересовал меня при знакомстве с организацией детского спорта в ГДР, — критерии отбора перспективных юных яхтсменов и пути их спортивного роста. И вот что удалось выяснить.
Путь к мастерству молодые гонщики проходят в несколько этапов. Каждая следующая ступень, на которую поднимается молодой гонщик, дает ему возможность продолжить занятия парусом более серьезно и на более высоком уровне.
Юные спортсмены в возрасте 11—12 лет, показавшие хорошие результаты на региональных соревнованиях после двух лет подготовки в клубных секциях, переходят в так называемые тренировочные центры. Здесь ребята продолжают более целенаправленные занятия — в основном, на «Оптимистах», хотя для тренировок используются и «Кадеты», и «420», и «ОК-динги» двух модификаций («OK-мини» за счет укороченного на 75 см гика имеет меньшую площадь парусности и более удобен для самых юных гонщиков).
В центре проводятся регулярные тренировки по специальной программе 2—4 раза в неделю. Группу из 40—50 юношей и девушек опекают 2—3 профессиональных тренера. Ребята живут у себя дома и учатся в обычной школе.
Результатом работы тренировочного центра является зачисление лучших 13—14-летних спортсменов в спортивные клубы для дальнейшей подготовки, уже вплотную нацеленной на большой спорт. Условиями для перевода юных гонщиков в спортивные клубы являются успешные выступления в классе «Оптимист» на национальных первенствах или на Спартакиаде школьников, которая проводится один раз в два года, результаты, показанные на соревнованиях по общефизической подготовке, хорошее знание теории, отменное здоровье и желание яхтсмена продолжить занятие парусом иа более высоком уровне.
Главная задача этого этапа — поиск перспективных молодых гонщиков при максимально равных возможностях для всех. Выражается это, например, в том, что и тренировки, и самые серьезные соревнования в классе «Оптимист» проводятся только на материальной части отечественного производства. Более того, если вес спортсмена менее 40 кг, в корпусе швертбота устанавливается корректирующий груз, чтобы легкий гонщик не имел преимуществ в слабый ветер.
В четыре спортивных клуба, специализирующихся на парусе — «Берлин-Грюнау», «Шверин», «Росток-Емпор», «Росток-Армия», ежегодно зачисляется по 28—30 ребят (7—8 человек в каждый клуб). Те, кто не попал в их число, продолжают занятия в тренировочных центрах на швертботах «ОК», «Кадет», «420», «Финн» и «470», участвуют в региональных, а лучшие — ив национальных регатах.
Те, кто перешел в спортклубы, начинают тренировки на «OK-мини». Материальная часть и здесь уравненная, но хорошего качества. Ребята живут в специальных общежитиях, тренируются 6 дней в неделю и учатся в специальной средней школе. Один тренер работает с группой из 7 человек.
Тренировки на воде посвящены, в основном, совершенствованию техники управления яхтой и отработке тактики гонок. Общефизическая подготовка направлена, прежде всего, на совершенствование общей и силовой выносливости, на теоретических занятиях подробно рассматриваются аэро- и гидродинамика, метеорология, правила соревнований. После года занятий ребята пересаживаются на «420» и «ОК».
Для спортсменов, достигших 16-летнего возраста, наступает этап спортивной специализации. По результатам комплексного зачета (в который входят результаты на национальных первенствах, ОФП и теория) и специального обследования юные гонщики переходят в олимпийские классы «470» и «Финн», где начинают целенаправленную подготовку к участию в чемпионатах мира и Европы среди юниоров. А те, кто не добился особых успехов, возвращаются в свои тренировочные центры. Надо сказать, что ежегодный отсев из спортклубов — 5—6 человек.
На этом этапе по всей стране в классе «Финн» тренируется 25 гонщиков, в «470» — 20. Стремление к максимальному равенству материальной части сохраняется и на таком высоком уровне — вплоть до унификации дельных вещей и мест их установки на яхте.
Учеба в школе продолжается еще 3 года — для спортсменов курс обучения специально увеличен. После этого очень многие поступают в высшие учебные заведения, причем предпочтение отдается техническим и медицинским институтам. И здесь срок обучения продлен — до 6—8 лет. Старшие начинают осваивать «взрослые» классы «Летучий Голландец» и «Солинг».
За подготовку спортивного резерва в ГДР отвечают заместители ответственного секретаря Федерации П. Демель и Д. Белов. Главная их задача — обеспечение успешных выступлений на чемпионатах мира и Европы среди юниоров, контроль за ходом учебно-тренировочного процесса в спортклубах, составление учебных программ, проведение краткосрочных сборов юношеских экипажей.
Кстати, структура Федерации парусного спорта в ГДР очень близка к нашей и имеет практически те же комитеты и комиссии. Единственное серьезное различие связано с квалификацией рулевых. Здесь принят специальный закон о плавании на парусных судах, в котором четко определены права и обязанности яхтсменов, условия их подготовки и переподготовки. Категория «прав» не зависит от площади парусов на яхте, они позволяют управлять парусником на определенных акваториях: внутренние водоемы; внутренние судоходные пути; прибрежная зона морей; Балтийское и Северное моря; океанские районы.
Главной задачей детско-юношеской комиссии Федерации является активное привлечение юношей и девушек к занятиям парусным спортом, создание равных возможностей для всех спортсменов, определение политики классов, разработка календарей и программ соревнований. Федерация имеет постоянное финансирование и полностью распоряжается своими средствами. И ее ответственный секретарь К. Хольц подчеркнул, что юношеский спорт в ГДР поставлен на первое место по своему значению в системе подготовки олимпийских команд по всем видам спорта.
Несколько дней мне удалось провести в Варнемюнде, в учебно-тренировочном центре национальной сборной по парусу. В это время там проводился 6-дневный сбор спортсменов из спортивных клубов в классе «ОК-мини». С группой из 28 человек занимались 5 тренеров — у каждого катер, набор сигнальных флагов, портативная радиостанция. Центр прекрасно оборудован — хорошая гостиница, столовая, тренажерный зал, велосипеды, велоэргометры, медицинский и восстановительный кабинеты, сауна.
Тренировки на воде проводятся строго по плану. Состоят они, в основном, из контрольных гонок. Первый старт дается в гавани в девять утра. Стартовую процедуру проводит тренер — «по полной программе», с полным набором флажных сигналов, как на самых серьезных соревнованиях. Результаты контрольных гонок ежедневно вывешиваются у входа в яхт-клуб.
Наблюдая за тренировками, я обратил внимание на высокую техническую подготовку ребят. Они очень грамотно вели себя на старте, четко удерживая позицию. Опоздание на старт у аустсайдеров не более 3—5 секунд. На дистанции — уверенные действия при огибании знаков, жесткий контроль соперников. Правда, непривычным оказалось некоторое однообразие тактических решений — практически никто из гонщиков не уходил в «угол» дистанции при благоприятном изменении ветра.
По мнению П. Демеля, главное в подготовке яхтсмена — психологический аспект, целеустремленность в занятиях парусом, способность анализировать ситуации на воде и умение принимать самостоятельные решения. Из физических качеств самыми важными он считает общую и силовую выносливость.
Знакомство с тренировочными центрами и спортивными клубами ГДР показало, что очень многое из опыта организаторов детско-юношеского спорта в этой стране нам стоит перенять. Наше сотрудничество с яхтсменами ГДР должно развиваться. В марте в Сочинском учебно-тренировочном центре были детально обсуждены вопросы таких взаимовыгодных контактов.
В. Леонов, тренер по парусному спорту Госкомспорта СССР.