Таможенник в «Шереметьево-2», посматривая на экран «рентгеновского» монитора, по которому плыли мешки с парусами, зачехленные шверты, сумки с «калипсо», мотками тросов и прочим парусным снаряжением, удивленно вертел в руках наши паспорта в красных обложках.
— Вы туристы или спортивная делегация?
Недоумение пограничных служб объяснялось достаточно просто. До недавнего времени спортивные команды, направляющиеся на зарубежные соревнования, пересекали границу только с «синими» служебными паспортами. А сейчас появилась принципиально новая возможность отправлять спортсменов на международные встречи. «Интурист» ввел новый вид услуг — индивидуальный туризм.
Предположим, вас не устраивают предлагаемые туристскими агентствами маршруты и сроки зарубежных туров или вы предпочитаете путешествовать в одиночку. Теперь такой «каприз» легко выполним. Вы называете место, которое хотите посетить, и сроки. Все остальное — забота «Интуриста». Он оформит заграничный паспорт, приобретет билеты на самолет, забронирует места в гостиницах...
Приблизительно так объяснила мне новую систему выезда Валентина Сергеевна Купцова, председатель Комитета женского парусного спорта СССР — организации, одной из первых воспользовавшейся открывшимися возможностями. Ведь «заказать» можно и поездку на соревнования. Причем при этом вовсе не обязательно иметь валютный счет — путевка оплачивается в советских рублях.
Наша команда «туристов-индивидуалов», направлявшихся на международную регату «Солнечный берег» в Болгарию защищать «цвета» ВДФСО профсоюзов, была достаточно многочисленной и, как вы уже, наверное, догадались, по составу в основном женской. Наряду с такими известными гонщицами в классе парусных досок «Лехнер», как Юлия Казакова и Галина Авдеенко, в состав команды были включены и совсем юные спортсменки Наташа Ильина и Ольга Пахомовская, которые делают еще только первые шаги в большом спорте. Роль «первого парня на деревне» досталась молодому гонщику Саше Исаеву. Как видно, и в женском парусном спорте без мужчин не обойтись.
А «обслуживающему персоналу» команды позавидовала бы и наша олимпийская сборная в Пусане: два опытных тренера, врач, массажист и даже консультант по правилам парусных гонок. Судья республиканской категории Надежда Гово-рушко, бессменный главный секретарь таких крупных соревнований, как чемпионат СССР и Сочинская регата, была готова в любой момент прийти на помощь спортсменам в случае протестов или каких-то других осложнений.
Одновременно с нами в Несебыр направлялись еще две команды — сборные Москвы и Риги. Латвию представляли такие известные «досочники», как Ансис Дале и Илона Дзелме, а столицу — перспективный юный спортсмен Георгий Скрипников, который в свои 15 лет успел стать победителем и призером практически всех важнейших внутрисоюзных регат. Кроме досок москвичи и рижане привезли и «семидесятки» с достаточно сильными экипажами.
В преимуществах «спортивного туризма» мы еще раз убедились в софийском аэропорту — пересадочном пункте на нашем маршруте. Автобус болгарского туристского агентства без промедления доставил нас в одну из лучших гостиниц болгарской столицы. И в Бургасе, где мы приземлились на следующий день, нас ждал точно такой же «Мерседес» с эмблемой «Балкантуриста» на борту. Полчаса езды — и мы на Солнечном берегу, в огромном туристском комплексе. А Несебыр — вот он рукой подать, лежит черепахой на лазурной поверхности моря, укрытый «одеялом» черепичных крыш.
По этому крошечному городку, удобно рас положившемуся на островке, соединенном с материком извилистой каменной дамбой, можно бродить часами, не уставая восхищаться. Узкие, мощеные неровным булыжником улочки неожиданно выводят к широкому морскому простору. Уютные площади со всех сторон окружены игрушечными домиками с темными от времени деревянными эркерами, нависающими над мостовой, и увитыми плющом каменными оградами. Именно так, наверное, должны выглядеть придуманные Грином Зурбаган, Лисс и Гель-Гью. Здесь же живописные развалины древнегреческих храмов и театра, освобожденные от груза веков археологами. Давным-давно Несебыр был греческой колонией.
Повсюду чувствуется, насколько бережно относятся горожане к своему уникальному острову, включенному, кстати, в список памятников культуры мирового значения ЮНЕСКО. За домами, улицами, площадями ухаживают, как за экспонатами в музее. И вместе с тем город живет своей жизнью, как жил многие века. И бесцеремонные туристы в расстегнутых до пупа рубашках и цветастых шортах, лезущие со своими фотоаппаратами и видеокамерами чуть ли не в окна, уживаются в нем с дочерна загорелыми босыми рыбаками и одетыми в траур древними, как сам город, старушками.
По длинной неровной лестнице спускаемся в старинную гавань. Вот и паруса. Даже для нас, яхтсменов, такие паруса — экзотика. Мы уже привыкли к упругому хрусту дакрона, белоснежным корпусам из пластика, синтетическим тросам, блеску металла и пластмассы на блоках и лебедках. А здесь мы увидели парус в первозданном виде, таким, каким он был и сто, и двести, и триста лет назад. Парус не для отдыха, развлечения или спорта, а парус-работяга, единственный помощник в каждодневном нелегком труде.
У причальных стенок — десятка полтора белых рыбацких лодок, построенных приблизительно по одному и тому же образцу. Тяжелый, довольно узкий и, судя по всему, достаточно мореходный корпус с острой «вельботной» кормой. Без палубы. Только на нескольких лодках в носу пристроена крошечная, на одного человека, рубочка. Короткая, не очень ровная, отполированная временем деревянная мачта. Длинная «латинская» рея, укрепленная в носу отрезком растительного конца. Пожелтевший, пятнистый от соли и солнца хлопчатобумажный парус. Вот и все вооружение. И «работает», несмотря на отсутствие хитроумных новомодных приспособлений. Прототипом этих лодок послужили, вероятно, турецкие фелюги.
Но где же современные яхты? Где яхт-клуб? У модернового здания морского вокзала обнаруживаю лишь одинокий четвертьтонник польского производства да трейлеры с гоночными лодками, прибывшие, судя по номерам, из-за рубежа.
В результате расспросов в конце концов выясняю, что яхт-клуба как такового в Несебыре... нет. На причале, к которому каждый час подходят большие рыболовецкие траулеры стоят три строительных вагончика. Они и служат базой для нескольких спортивных экипажей. Назвать это клубом можно лишь с очень большой натяжкой. При тех условиях для развития парусного спорта, которыми располагает Солнечный берег, это по меньшей мере странно. «Ничего — с надеждой сказал мне один из местных яхтсменов, — скоро у нас будет настоящий яхт-клуб. Вон там, у дамбы, уже проложены подъездные пути».
Рекламный проспект курорта утверждает, что яхт-клуб есть и в самом гостиничном комплексе Но, как показало более близкое знакомство это скорее прокатный пункт и аттракцион для туристов. За плату, причем довольно высокую, здесь можно взять водный велосипед, парусную доску, водные лыжи с шикарным катером-буксировщиком под 150-сильным «Меркюри», прокатиться в качестве пассажира на швертботе . Не исключено, что я строящийся в Несебыре яхт-клуб тоже будет работать только на туристов с толстым кошельком.
Настоящие спортивные яхт-клубы и секции есть в Бургасе, расположенном в тридцати километрах от Несебыра. Есть и люди, искренне увлеченные олимпийским парусом.
В самом начале соревнований к ребятам на причале подошел худощавый подтянутый мужчина и представился: тренер Величко Величков. Завязался профессиональный разговор специалистов. Величко тренирует досочников в яхт-клубе завода «Нефтехим» в Бургасе. Его дочь Живка — одна из сильнейших гонщиц Болгарии. Работает тренером и его сын; жена Маргарита прекрасно разбирается в проблемах спорта.
И вот мы с Юлией Казаковой и Виталием Колобановым — председателем кооператива «Парус», работающего в тесном контакте с Комитетом женского парусного спорта, в стареньком «Москвиче» Величко едем в Бургас.
В его доме стало тесно. Пришли и друзья, и знакомые, которые не могли упустить возможность лично пообщаться с чемпионкой Союза по парусной доске. «Бум» большого виндсерфинга в Болгарии, по сути, еще только начинается, и здесь ценят любую возможность получить информацию из первых рук. Вот Виталий уже «на пальцах» объясняет, что такое метод вакуумного формования корпусов, а Величко пытается перевести слово «пенопласт» на болгарский.
— Нам есть чему у вас поучиться, — говорит гостеприимный хозяин. — Как вы посмотрите на то, чтобы провести здесь тренировочный сбор? Думаю, формальности мы сможем уладить...
И «высокие договаривающиеся стороны» скрепили это соглашение рукопожатием.
А на фоне древнего Несебыра тем временем разворачивались спортивные баталии. К сожалению, в нынешнем году представительность регаты заметно снизилась. В ней приняли участие всего 77 экипажей из пяти стран. Кроме хозяев и наших спортсменов на Солнечный берег приехали гонщики из Румынии, Польши и Кубы. Но, по утверждению тренеров этих стран, собрались лучшие из лучших.
Гонки проводились в трех классах: «Финн», «470» и парусная доска «Лехнер». Самым многочисленным оказался «Финн», а вот женская часть программы в «семидесятках» явно подкачала — на старт вышли четыре экипажа.
Начало регаты было штилевым. Ветер то появлялся, то исчезал, заставляя нервничать и гонщиков, и судей. В первой гонке были дисквалифицированы за пампинг все спортсмены на парусных досках. Часть запланированных гонок провести не удалось.
Но хороший гонщик и в таких условиях может показать класс. Юлия Казакова, Галина Авдеенко и Илона Дзелме явно были на голову выше соперниц. В предпоследней гонке, уже при более-менее приличном ветре, они окончательно «выяснили отношения» и в последнюю могли не идти. Их примеру почему-то решили последовать и юные спортсменки...
В этот последний день, когда уже в «чемоданном» настроении девичья команда удобно устроилась рядом с установленным на причале старинным ржавым якорем, произошел любопытный разговор. Слово за слово, и Оксана Ковалык задала тренеру Юрию Крикунову «детский» вопрос: «Почему Юля все время первая?»
«А почему ты не пошла в последнюю гонку?» — вопросом на вопрос ответил Юрий. «Да зачем идти, все равно уже все ясно!» — наперебой загалдели девчонки. «Вот видите, ваше место вас устраивает, — подытожил Юрий. — Именно поэтому Юля и побеждает». Разгорелся спор.
Действительно, на первый взгляд, вроде и не подумаешь, что перед тобой чемпионка страны, одержавшая в начале сезона уже три серьезные победы. И рост не из высоких, и вес вроде не такой, который требуется при работе с парусом в приличный ветер... Но побеждает все же Юлия Да, она сильна в тактике, хорошо владеет техникой, но, видно, дело еще и в чем-то другом.
— Я всегда очень серьезно отношусь к любым соревнованиям, будь то наша регата в Москве или чемпионат страны, — призналась Юля после награждения. — Всегда стараюсь бороться до конца, использовать любой шанс, чтобы улучшить результат. Пусть себе говорят, что здесь и участников мало, и уровень у них невысокий. Любые подобные соревнования прибавляют опыта, позволяют хоть немного, но поднять уровень подготовки, увеличить мастерство. Тем более, если они проводятся на акватории, к которой ты не привык.
Да, нацеленности на высокий результат, внутренней собранности некоторым нашим ребятам не хватило. Ну разве это дело, когда на международной регате за рубежом спортсмен получает «баранку» за отсутствие буквенного обозначения страны на парусе, да еще и после «тысячепервого серьезного предупреждения» со стороны судейской коллегии? А такие случаи, к сожалению, были.
Или взять, например, выступление Георгия Скрипникова, на которого, надо сказать, возлагались большие надежды. Но триумфа не получилось. Видно, переоценил спортсмен свои силы, решил соперника «шапками закидать». Обнаружив после первой гонки серьезную течь в корпусе доски, он так и не собрался исправить повреждения как следует.
— Думаю, Жора сам, на своих ошибках все же когда-нибудь убедится, что полагаться при подготовке к гонкам надо прежде всего на себя, — считает тренер Виталий Зарослов. — Он способный парень, но на одних способностях далеко не уедешь. Нужно работать и работать. Не убедит его этот провал, убедит следующий.
Закончилась регата. Настала пора прощаться н с новыми знакомыми, и с городом-сказкой Несебыром. Промелькнул под крылом изрезанный дамбами Бургасский залив, через пару часов уже Москва.
Результаты регаты
10—17 мая 1989 г., Несебыр
«470» (муж. — 18): 1 — Ф. Фагарасан, М. Фагарасан, СРР (3, 3, 1, 1, 2, 1); 8,7; 2 — В. Жеков, З. Козаров, НРБ (1, 1, ДФ, 2, 5, 3); 18,7; 3 — О. Королев, А. Афонькин, СССР (2, 4, 3, 3, 1, 4); 22,4; (жен. — 4): 1 — М. Григорин-Рябова, Г. Занкевич, СССР (1, 3, 1, 1, 1, 1); 0; 2 — Д. Штольцер, А. Сондоре, СССР; 17;
«Финн» (24): 1 — М. Команов, НРБ (16, 1, 1, 2, 1); 3; 2 — В. Стоянов, НРБ (10, 6, 2, 1, 3); 20,4; 3 — Г. Иорданов, НРБ (9, 2, 7, 3, 4); 29,7; 9 — С. Рей, СССР: 53,4;
«Лехнер» (жен. — 10): 1 — Ю. Казакова, СССР (ДФ, 1, 1, 1, 2, НС); 20; 2 — Г. Авдеенко, СССР (ДФ, 9, 2, 2, 1, НС); 38; 3 — И. Дзелме, СССР (ДФ, 2, 3, 4, 3, НС); 39,4; 5 — О. Пахомовская, СССР: 61,4; 6 — О. Ковалык, СССР; 63; 9 — Н. Ильина, СССР; 79,7; (Муж. — 21): 1 — И. Джингов, НРБ (ДФ, 3, НС, 5, 6, 1); 56,4; 2 — Г. Гуменов, НРБ (ДФ, 12, НС, 1, 5, 1); 60; 3 — К. Кюлджиев, НРБ (ДФ, 7, НС, 2, 4, 4); 61; 5 — А. Исаев, СССР; 64,1; 10 — Г. Скрипников, СССР; 87; 12 — А. Дале, СССР; 95.