Что же происходило на олимпийских дистанциях?
Сразу скажем: так как в составе делегации на крупнейшее событие в парусном спорте не нашло» места сотруднику единственного в стране яхтенного журнал, то ответ на этот вопрос, естественно, нам пришлось искать у людей, которые побывали в Пусане.
Наш корреспондент А. Лисочкин встретился с трехкратным олимпийским чемпионом, тренером класса «Звездный» Валентином Григорьевичем Манкиным у него дома, в Киеве, сразу после его возвращения из Южной Кореи.
Рассказ прославленного яхтсмена и предлагается вашему вниманию.
Многое в моей жизни связано с Олимпийскими играми. До сих пор помню и мельчайшие подробности своих выступлений. Они продолжают волновать, заставляют вновь переживать острые перипетии спортивной борьбы с сильнейшими гонщиками мира. А теперь — Пусан, но, увы, уже не участником, а тренером летел я туда. На олимпийские старты выходили мои подопечные — Виктор Соловьев и Александр Зыбин.
До стартового сигнала оставались минуты, общаться с ребятами было уже нельзя. Гоночная инструкция олимпийской регаты запрещает давать какие-либо указания спортсменам с момента спуска яхт на воду. Оставалось только анализировать то, что мы с ними успели сделать перед Олимпиадой.
Отбор, на мой взгляд, отличался достаточной объективностью. Виктор неплохо выступал в течение всего последнего четырехлетия, хотя не всегда и не все ладилось на международной арене. На весеннем чемпионате Европы в Югославии занял лишь 44 место... «Слабые места» мы знали хорошо и понимали, что прежде всего, скажем, следовало побороться за скорость яхты на полных курсах, поработать над техникой старта и тактикой на первой лавировке.
Многого нам удалось достичь, а вот со скоростями оказалось сложнее. Решение этой проблемы, как вы понимаете, зависит от качества материальной части. Нужна была новая лодка.
Лучшие «звездники» строит сейчас итальянская фирма «Фоли» (все гонщики, вошедшие в первую шестерку на чемпионате США, выступали на лодках этой фирмы). К сожалению, она отклонила наш заказ — перед олимпиадой у специалистов фирмы оказалось слишком много забот.
Разместить заказ удалось на западногерманской фирме «Мадер», которая по качеству своих яхт несколько уступает «Фоли». Содержит ее и работает в ней одна семья. С главой фирмы Ади Мадером я знаком уже давно. В 1972 году он помог мне вогнать в обмер» мой «Тёмпест» и, надо сказать, сделал это виртуозно. Так что работать с ним было легко. После Кильской регаты буквально за неделю, правда, работая с утра до вечера, мы с ним построили «звездник» для Соловьева. Кстати, впервые применили не полиэфирную, а эпоксидную смолу.
Яхту перевезли в Севастополь и провели тренировочный сбор. Ребята успели «обкатать» и настроить новый «звездник» и сразу же отправились в Италию, где приняли участие в международной регате на Кубок озера Гарда. Соловьев легко выиграл гонки, но окончательные выводы о лодке делать было все же рановато. После Италии мы запаковали яхту в контейнер, а открыли его только в Пусане.
Последний сбор перед Олимпиадой наша команда проводила во Владивостоке. Это помогло гонщикам акклиматизироваться, настроиться на другое поясное время. На крейсерских яхтах ребята приняли участие в регате на Кубок залива Петра Великого.
И вот, наконец, на теплоходе «Михаил Шолохов» мы отправились в Корею. Приморские яхтсмены проводили нас до самого выхода из залива. В воздух взлетали ракеты, звучали пожелания вернуться с победой. В море нас встретил южнокорейский военный корабль, который эскортировал теплоход до самого Пусана.
С условиями залива Суён, на акватории которого в скором времени должны были разместиться четыре олимпийские дистанции, мы были знакомы лишь заочно. Знали, что здесь сильные отливно-приливные течения, сложный береговой и подводный рельеф, а «граница» прилива и отлива приходится чаще всего на полуденное время — т. е. на время старта. При этом нередко течение в море «тянет» в берег, а в прибрежной полосе масса воды устремляется в море!
На основе статистических данных составил для ребят схему течений, внося лотом в нее оперативные поправки. Разобраться в этой сложной обстановке во время гонки было под силу только очень опытному яхтсмену. Лучше всех, как потом выяснилось, это удавалось английскому гонщику М. Макинтайру, который и завоевал золотую медаль в новом для себя классе. Дотошные журналисты подсчитали, что последняя гонка олимпийской регаты оказалась для него всего-навсего ... двадцать седьмой гонкой на «звезднике»! Видимо, опыт и талант взяли свое. Да и экипирован англичанин был великолепно: яхта «Фоли», паруса европейских и американских филиалов фирмы «Норт».
Только успели разместиться, прибыв на место, — началась жеребьевка, определяющая «очередь» на обмер. Наш «звездник» получает первый номер. Значит, начнут с нас. Меритепь — американец Джозеф Ноулс выполнял свои обязанности очень тщательно. На обмер одной яхты уходило около пяти часов. Одним из первых обмерялся и «голландец» Бородинова.
12 сентября начались прикидочные гонки. До их окончания можно перезаявить паруса, сменить тренировочные на «боевые». Советую ребятам не раскрывать карты и вообще «осложнить себе жизнь» — утяжелить яхту и сбить настройку, чтобы ухудшить ходовые качества. Но они против — очень уж заманчиво пройтись в полную силу, ни на кого не глядя.
Хорошо поработали на тренировках американцы и канадцы, которые привезли с собой спарринг-партнеров с хорошими яхтами. А у нас — на два класса один надувной «Зодиак» с подвесным мотором...
18 сентября провели последнюю прикидочную гонку и все суда были подняты на берег. На следующий день — яркий парад открытия, а 20 сентября — первый старт.
Гонка началась при северо-восточном ветре 6—8 м/с на фоне приливного течения. Опыт гонщика подсказывал мне, что в таких условиях лучше идти в сторону берега, но не прижимаясь к нему, постоянно следя за заходами ветра. Наш экипаж неплохо разобрался в ситуации и на первый знак вышел вторым — вслед за канадцем Д. Макдональдом. За нашим «звездником» обогнулись А. Хаген (ФРГ) и бразилец Т. Граэл. Казалось бы, успех, но... обстановка быстро начала меняться. На первом бакштаге резко увеличил скорость Граэл — на втором знаке он был уже первым. Бразилец сильно завалил мачту вперед, управлял яхтой легко и уверенно, вовремя обрабатывая усиления ветра. Наши обошли канадца и сохранили вторую позицию.
На крутом втором бакштаге я пережил неприятные минуты. Граэл почти вчетверо увеличил отрыв. Хаген с наветра прокатился перед носом нашего «звездника», а канадец приблизился вплотную. Даже со стороны было заметно, что у наших ребят хромает техника. Яхта шла с очень сильным креном. Зыбин работал энергично, но, к сожалению, малоэффективно. Оттяжка гика была явно перетянута. Становилось ясно, что весы успеха склоняются в другую сторону.
Напряжение этого бакштага передалось и на вторую лавировку. Начала сказываться усталость, не физическая — скорее психологическая. Соловьев не совсем правильно разложил галсы и в результате уступил канадцу. На внутрисоюзных соревнованиях такие ошибки могут и не сыграть особой роли, но здесь ... На первом знаке наш экипаж был уже шестым.
Тем временем ветер усилился до 8—9 м/с и ... возникли проблемы с поворотом фордевинд. «Звездник» Соловьева пошел на поворот, потом снова лег на прежний галс с уже перенесенным стакселем. Уходили драгоценные секунды...
Итог: на финише — шестые. Правда, этот результат был улучшен на одно место из-за дисквалификации за фальстарт одного из лидеров. Будущий чемпион Олимпиады Макинтайр финишировал сразу за нашим «звездником».
Вечером мы подробно разбирали все ошибки и просчеты. Слабыми местами нашего экипажа в этой гонке оказались техника полного курса и тактика на второй и третьей лавировках, когда бороться надо было уже не в «куче», а с конкретными соперниками.
Старт второй гонки Соловьев взял в общей массе, но разобрался в обстановке довольно быстро. Гонка шла по заходам, ни один из дальних углов не принес успеха. На первый знак наш «звездник» вышел в плотной компании: первым шел итальянец Д. Горла, за ним — датчанин, англичанин и М. Рейнолдс из США.
На первом бакштаге обыграли Макинтайра и вышли на второй знак четвертыми. По-прежнему блестяще шел на полных курсах бразилец: с девятого он переместился на шестое место, а на третьем знаке был уже третьим. «Звездник» Соловьева обогнулся третьим; мачта была завалена все-таки недостаточно...
Очень интересной оказалась вторая лавировка. К сожалению, наши уступили австралийцу К. Бишелу и вышли на знак уже шестыми. Вот здесь-то Соловьев и сделал ошибку, определившую исход гонки.
Первым на знаке Горла. Ложится на левый галс. За ним Рейнолдс Хаген, Гразл, Бишел — все крутятся на левый. А. Соловьев решает продолжить правый галс и в гордом одиночестве пройти к третьему знаку двумя бакштагами. В результате — проигрыш и расстояния. и позиции — вперед прорываются голландец и швед.
«Перед тобой принимают решения опытнейшие гонщики мира! — мысленно кричал я Соловьеву. — Принеси эта тактика успех, и они бы пошли правым! Прежде чем действовать, сблизься с соперниками и проверь, правильно ли ты поступаешь!» Потом Соловьев объяснил мне свои действия таким образом: «Я думал, что так будет лучше». Лучше ... А была ли стопроцентная гарантия успеха? Нет. Но любое решение должно основываться только на точном расчете.
На последней лавировке выглянуло солнце. Ветер «пошел» вслед за ним — начинало работать бризовое изменение ветра. Великолепно использовал его Макинтайр: с четырнадцатого поднялся на первое место и выиграл гонку. Улучшил свое положение и голландский гонщик, закончив гонку третьим. Только нашим ребятам заход, видно, на пользу не пошел. С восьмого они «съехали» на четырнадцатое место.
«Резерв неудач» исчерпан. Дальше так гоняться нельзя, иначе прости-прощай надежды не то что на призовые места, а даже на первую десятку. Было очевидно, что проигрывают ребята, в основном в психологическом плане. Не хватало им умения восстанавливаться, передохнуть во время гонки, воспользоваться иногда и чужими решениями.
Третья гонка стала худшей и для Соловвьева, и для Бородинова на «голландце». И вообще это была худшая гонка из всех, когда-либо мною виденных!
По таблице отпив должен был закончиться в 12.30. Когда пришли к месту стар а то увидели, что хотя и дует около 9 м/с, судейское судно развернуто против ветра. Течение у берега было незначительным и начинало работать в обратном направлении, а здесь «тащит» 1—1,5 узла! Ясно и начинающему — идти надо только море, галс в берег окажется губительным.
Можно представить себе мое состояние когда Бородинов стартует слева, уходит в море и через пять минут проигрывает основной массе соперников чуть ли не километр! «Звездники» стартуют сразу за «голландцами». Мои ребята все прекрасно видят и, как я думал вначале, делают для себя какие-то выводы. Каково же было мое удивление, когда Соловьев (правда, вместе с американцем, голландцем и еще несколькими яхтами) устремился в берег. Я просто молился, чтобы Хаген закрыл паруса нашему «звезднику» и «заставил» Соловьева лечь на правильный галс. Так и произошло, но буквально через 300—400 метров Макинтайр вынудил его снова скрутиться на правый! Все ушли в море. Наши остались.
Это был конец. Легче было подсчитать, сколько яхт сзади. За нашим «звездником» огибались только три лодки — Виргинских островов. Багамских островов и Швейцарии. В этом варианте лучшим курсом был один — на базу. Финишировал Соловьев шестнадцатым.
Так мы и не разобрались, почему наши гонщики видели одно, думали другое, а делали третье.
После двух неудач ребята, по-моему, немного «встряхнулись» и, как это ни странно стали действовать на дистанции спокойнее, взвешивать свои решения обстоятельнее.
Блестящим стартом Соловьева четвертая гонка напоминала первую. Только бы продержались! Отличная, грамотная первая лавировка со своевременной обработкой заходов ветра. Первый знак обошли вторыми. За ними — Макдональд, Горла и Рейинолдс. Макинтайр пришел к знаку только четырнадцатым. На нижней марке Соловьев уже третий, впереди швед Йоханссон и Макдональд.
С попутным течением яхты понеслись вверх. Горла и Рейнолдс отвернули влево, рассчитывая на заход ветра из под приближавшейся тучи. Использовав заход, швед и канадец еще больше увеличили отрыв. «Подхватил» заход и итальянец с американцем. А наши скрутились, не дождавшись захода, в результате чего Горла в скором времени оказался уже впереди. Макинтайр подтянулся на девятую позицию.
Фордевинд еще больше ухудшил положение нашего экипажа, чувствовалось, что силы уже на исходе Финишировали восьмыми. Англичанин гигантским усилием отыграл еще два места и пересек створ перед носом нашего «звездника». Ошибся в этой гонке и «реактивный» Граэл. Выйдя на верхнюю марку семнадцатым, он сумел занять лишь 11 место.
На следующий день, 24 сентября, усилились и ветер, и течение. Судьи дистанции «Чарли» так и не сумели выставить знаки (на остальных дистанциях гонки состоялись). Ожидалось еще большее усиление ветра поэтому 25 числа гонки были отменены. И только «звездники» и «голландцы» наверстывали упущенное. «Треугольник» поставили поближе к берегу.
Для нашего экипажа эта гонка оказалась одной из лучших. На первом знаке Соловьев был третьим. На бакштаге уступили только бразильцу, не имевшему себе равных на полных курсах. Потом обогнали Рейнолдса и удержали третью позицию до самого финиша.
Старт и первая лавировка шестой гонки снова неудачные: только тринадцатым вышел наш экипаж на первый знай Вдобавок, при огибании марки был допущен серьезный просчет. Ребята не учли течения и их пронесло значительно выше знака Пр да впервые оказался успешным первый бакштаг — Соловьев сумел отыграть семь мест и переместился на шестую позицию. Как всегда, показывал очень высокие скорости бразилец. С восьмого места он поднялся на четвертое, а на втором бакштаге возглавил гонку.
На второй лавировке наш «звездник» обошел еще две яхты. Ветер все усиливался, мощнее становилось течение. Крупная волна достигала высоты 2—3 м. Бразилец шел уже чемпионом. Шел быстро, но очень рискованно — слишком уж сильно завалил мачту вперед. И вот сначала она искривилась, потом лопнула краспица... И хотя победа была так близка, Граэл вынужден сойти с гонки.
Наш «звездник» финишировал третьим. Сразу за ним финишный створ пересек Рейнолдс, который на последней лавировке сумел подняться с девятого на четвертое место. Макинтаир пришел восьмым.
Оставалась последняя, решающая гонка. Вместе с ребятами прикинули расстановку сип. По сумме очков впереди был Рейнолдс (34 очка); за ним — Граэл (36), Макдональд (43,3), Макинтайр (43,7). Соловьев оказался на седьмой позиции. При определенном стечении обстоятельств мы могли оказаться и «в призах». Тут-то и можно было вспомнить об очках, потерянных в предыдущих гонках...
Последняя гонка проходила в очень сильную погоду — ветер до 15 м/с. волна за 3 м. Течение со скоростью 2—3 узла работало против ветра. Штормовая погода не принесла нам успеха ни на старте, ни на первой лавировке — к знаку подошли пятнадцатыми. Блестяще провел гонку Макинтайр. Выйдя на знак вторым, стал первым на финише. Не выдержала борьбы яхта американца — со сломанной мачтой она сошла с гонки. Да и вообще из-за поломок в этот день дистанцию покинули многие.
Наши финишировали седьмыми впереди бразильца и итальянца. Но этого было, к сожалению, уже недостаточно, чтобы опередить их в общем зачете. Утешало, правда, что позади оказались сильнейшие гонщики мира — Баккер, Хаген, Раудашль...
Так и закончилась для нас Олимпиада. Поглощенный борьбой «звездников». я. тем не менее, внимательно следил и за выступлениями других советских гонщиков.
На дистанции «Чарли» вместе со «звездниками» гонялись «голландцы». Здесь выступали С. Бородинов и В. Буданцев. Слабым местом этих спортсменов является первая лавировка. Вот их выходы на первый знак в гонках: 12.14.17. 14. 21. 12. 8. Это говорит о том, что серьезные просчеты были допущены прежде всего в стратегии, в разработке генерального плана гонки. Не могли здесь помочь ни тактика, ни техника. В одной из гонок экипажу Бородинова был присужден средний результат как существенно пострадавшему; на старте судьи по ошибке подняли сигнал общего отзыва, что ввело в заблуждение многих гонщиков. Бородинов подал протест и выиграл его.
На «Дельте» соревновались «Солинги» и катамараны. С нашими гонщиками, выступавшими в этих классах, связывались большие надежды. Экипаж Г. Шайдуко — чемпион Европы и бронзовый призер чемпионата мира 1987 г. Экипаж Ю Коновалова — чемпион мира-88.
К сожалению, в «Солинге» нашим ребятам пришлось довольствоваться ролью статистов. На полных курсах Шайдуко отыгрывал порой по 5—6 мест, но на лавировке снова «проваливался». Основная борьба развернулась между прославленным гонщиком, чемпионом мира в нескольких классах яхт Д. Костецки из США и опытным Й. Шуманом из ГДР. Они «выясняли отношения» с большим отрывом от остальных экипажей. Борьба шла с переменным успехом. В тихий ветер вперед выдвигался американец, в сильную погоду лидировал Шуман — с минимальным преимуществом он и стал чемпионом.
Не совсем удачно выступил и Ю. Коновалов. Явно ощущался недостаток мастерства на старте, что отмечал, кстати, и Я. Кливер, занимавшийся подготовкой экипажа перед Олимпиадой. На тренировках, при слабых ветрах, наш катамаран имел ощутимое превосходство в скорости. А вот когда начинало поддувать, скорости не хватало ни на лавировке, ни на полных курсах. По словам самого Юры, причина неудач заключается в гроте, рассчитанном на тихий ветер.
С большим отрывом гонки катамаранов выиграл француз Ле Дероф — серебряный призер чемпионата мира в Таллине. У наших лишь седьмое место. Правда, удалось оказаться впереди другого маститого гонщика — Р. Уайта из Англии.
На дистанции «Браво» соревновались «Финны» и «470». Мы, признаться, меньше всего рассчитывали на успех в «семидесятках» и очень большие надежды возлагали на О. Хоперского. Но получилось наоборот...
Уже в первой гонке и на первом знаке Хоперский допустил грубейшую ошибку. Не «вырезываясь» на марку правым галсом, он скрутился на левый и подставил борт канадцу. Столкновение было настолько серьезным, что не выдержала лодка — пробоина. Тут бы впору сойти, но Олег решил закончить гонку и финишировал одиннадцатым. А так в парусном спорте не делается! Если уж нарушил — сходи с дистанции. Так что дисквалификация только в одной гонке была еще очень щадящим наказанием, решение судей могло быть значительно более строгим.
А вот во второй гонке Олег был дисквалифицирован явно несправедливо. Канадец подал протест на то, что Хоперский и гонщик из Австрии, будучи наветренными, не уступили ему дорогу на старте, что привело к его столкновению с австралийцем. И хотя австралиец не видел никого, кроме канадца, который в него врезался, а «ответчики» утверждали, что никакого нарушения правил не было, жюри удовлетворило протест тремя голосами против двух. Решение жюри являлось окончательным. И хотя налицо были нарушения правил рассмотрения протестов, признать свои ошибки или дать какие-то объяснения арбитры отказались.
Тяжело начинать с двух дисквалификаций. Несмотря на такой психологический удар, Олег сумел собраться и даже выиграл одну из гонок. Помню, на Олимпиаде в Мехико в 1968 г. американец Карл Ван-Дон тоже начинал регату с двух «баранок»...
Очень приятным сюрпризом оказались для всех нас выступления «семидесятчиков». Более уверенно начали гонки девушки: четвертое и третье места! После небольшого сбоя в третьей гонке следующую они выиграли. Затем — третье место. А тут еще и находившуюся в числе лидеров американку Джолли дисквалифицировали за нарушение правил ... Москаленко вплотную приблизилась к борьбе за чемпионское «золото».
И только волнение с которым Лариса не сумела справиться в последующих двух гонках, не позволило ей остановить опытную шведку Седерстрем, которая прорвалась вперед и заработала «серебро». Но и «бронза», да еще впереди таких мастеров, как сестры Лемстрем из Финляндии, — очень большой успех.
У ребят более уверенно начали гоняться французы, а успешной для нашего экипажа был вторая половина регаты. Две выигранные гонки и второе место вывели братьев Тынисте в лидеры. И только седьмая штормовая гонка, в которой они не смогли финишировать, отбросила их на вторую позицию. Одним словом, молодцы!
А вот о парусных досках и сказать нечего... Этот класс находится у нас в стране на таком низком уровне развития, что мечтать об успехах на международной арене пока не приходится. Думаю, что поправить положение можно, лишь обеспечив массовость этого вида.
Вот вкратце и все мои впечатления об Олимпиаде. От общих выводов воздержусь, здесь потребуется очень серьезный анализ. Остановиться хочу лишь на одном моменте. Последняя штормовая гонка оказалась хорошей проверкой на прочность и яхт, и самих гонщиков. К сожалению, наши яхтсмены с трудом справлялись с сильной погодой. Сошли с дистанции братья Тынисте, трижды переворачивался «голландец» Бородинова, не избежали оверкилей Хоперский и Коновалов.
Вспоминаю свою встречу с главнокомандующим военно-морским флотом СССР С. Г. Горшковым в 1972 г., когда я стал олимпийским чемпионом на «Темпесте». Тогда меня спросили: что мешает тренироваться, повышать спортивную квалификацию! Отмена тренировок в сильный ветер, — ответил я. Тогда и получил я персональное разрешение на выход в море при ветре до 26 м/с, чем впоследствии неоднократно пользовался. Недаром и наиболее подготовленными гонщиками, скажем, в шестидесятые годы, были те, кто тренировался на внутренних водоемах, где не было никаких ограничений, выход на воду не запрещали ни портнадзор, ни пограничники. На всесоюзных соревнованиях на море они чувствовали себя, как рыба в воде. А вот «моряки» выглядели порой довольно бледно...
Нельзя забывать об этом, начиная подготовку к новой Олимпиаде. В Барселону мы должны поехать более подготовленными!
Результаты парусной регаты XXIV Олимпийских игр
20-28 сентября 1988 г., т. Пусан
«470» (муж.— 19 экипажей): 1 — Т. Пепонне, Л. Пилло, Франция (места по гонкам — 1, 3, 1, 10, 11, 5, 2); итоговая сумма очков — 34,7; 2 — Т. Тынисте, Т. Тынисте, СССР (11, 4, 12, 1, 1, 2, СГ); 46,0; 3 — Д. Жадден. Ч. Мак-Ки, США (5, 2, 2, 11, 5, 12, 4); 51,0; 4 — П. Леон, Ф. Санчес, Испания (4, 11, 4, 4, СГ, 1, 8); 35,0; 5 — В. Хангер, Й. Хангер, ФРГ (2, 3, 9, 13, 3, 4, 11); 58,7; 6 — П. Эванс, С. Мандре (Новая Зеландня) (3, 8, 11, 18, 2, 7, 5); 62,7; 7 — С. Монтефуско, П. Монтефуско, Италия (ДФ, 1, 7, 9, 13, 8, 3); 68,7; 8 — Н. Кочрейн, Г. Мак-Уильям, Канада (8. 10, 3, 2, 13, 11, 10); 71,7; 9 — Р. Дронтманн, М. Дронтманн, Голландия (6, 7, 15, 7, СГ, 6, 7); 83.4; 10 — С. Вандерлей, Б. Арндт, Бельгия (7, 9, ДФ, 19, 6, 13, 1); 83,7;
«470» (жен.— 21): 1 — А. Джолли. Л. Джевел. США (3, 1, 1, 2, ДФ, 2, 9); 26,7; 2 — М. Седерстрем, Б. Бенгтссон, Швеция (1, 2, 10, 15, 5, 4, 2); 40,0; 3 — Л. Москаленко, И. Чуниховская, СССР (4, 3, 7, 1, 3, 8, 7); 43,4; 4 — Б. Лемстрем, А. Лемстрем, Финляндия (5, 4, 2, 4, 4, 5, СГ); 47,0; 5 — С. Мейер, К. Адпкофер. ФРГ (11, 12, 3, 3, СГ, 1, 5); 36,4; 6 — Н. Грнн, К. Дэвис, Австралия (2, 14, 14, 10, 2, 9, 1); 37,0; 7 — С. Тиил, С. Преусс, ГДР (7. ДФ. 13, 8, 1, 3, 3); 37,4; 8 — Ф. Ле Брун, С. Берге. Франция (9, 15, 5, 18, 10, 6, 4); 81,7; 9 — Ф. Кэлловей, Ш. Шэрэр, Новая Зеландня (16, 3, 11, 13, 7, 7, 6); 83.7; 10 — A. Гонсалес, П. Герра, Испания (8, 6, 4, 5, СГ, ДФ, 13); 90,7;
«Летучий Голландец» (22): 1 — И. Бойшен-Моллер, К. Гренберг, Дания (1, 4, 2, 2, 6, 3, 6); 31,4; 2 — О. Полпен, Э. Бьоркум, Норвегия (3, 5, 3, 15, 2, 5, 2); 37,4; 3 — Ф. Мак-Лаулин, Д. Миппен, Канада (5, 6, 1, 12, 9, 6. 1); 48,4; 4 — Д. Села, Е. Амир. Израиль (6, НС, 4, 1, 19, 1, 9); 39,7; 3 — М. Джонс, Г. Ноулз, Новая Зеландия (2, 1, 9, 4, 12, 14, 10); 60,0; 6 — Р. Джеман, Н. Мак-Дональд, Англия (12, 11, 21, 6, 7, 2, 5); 72,7; 7 — А. Адлер, М. Темке, Бразилия (4. 3, 6, 13, ДФ, 9, 11); 76,4; 8 — А. Батцил, П. Ланг, ФРГ (13, 2, 5, 8, 14, 7, СГ); 79,0; 9 — У. Лехманн, С. Маеднке, ГДР (17, 8, 15, 10, 5, 11, 3); 83,7; 10 — Д. Уилкинс, П. Кеннеди, Ирландия (13, 7,12, ДФ, 1, 13, 8); 85,0; 14 — С. Бородинов, B. Буданцев, СССР (10, 12, 14, 3, СП, 10, 16); 96,0;
«Солинг» (20): 1 — Й. Шуман, Т. Фпах, Б. Якел, ГДР (1, 3, 2, 6, 1, 1, 2); 11,7; 2 — Д. Костецки, В. Бейпис, Р. Биллингхэм, США (2, 1, 4, 1, 2, 5, 1); 14,0; 3 — Д. Бэнк, И. Матипшен, С. Сегер, Дания (9, 2, 12, 15, 4, 2, 3); 52.7; 4 — Л. Смит, Э. Лиск, Д. Ричардс, Англия (6, 8, 6, 3, 3, 8, СГ); 67,1; 5 — О.-П. Диас. Д. Диас. К. Бергман, Бразилия (3, 6, ДФ, 3, 11, 9, 4); 67,4; 6 — М. Кермаре, С. Дрико, К. Фелико (19, 4, 5, 11, 6, 6, 5); 88,4; 7 — Т. Додсон, С. Добней, А. Хансен, Новая Зеландия (4, 9, 7, 16, 3, 15, 6); 74,4; 8 — Л. Перссон, Е. Оберг, Т. Валлин, Швеция (7, 10, 3, 4, СГ, 12, 11); 77,0; 9 — С. Ланге, П. Перреро, П.-А. Лена, Аргентина (13, 13, 1, 8, 8, 11, 12); 82,0; 10 — Г. Шаидуко, О. Мирон, Н. Поляков. СССР (13, 11, 11, 10, 7, 4, 7); 84,0;
«Торнадо» (14): 1 — Ж.-И. Ле Дероф, Н. Энар, Франция (1, 2, 2, 1, 1, 3, НУ); 16,0; 2 — С. Тимме, Р. Селлерс, Новая Зеландия (10, 3, 1, 4, 6, 1, 5); 35,4; 3 — Л. Трасп, К. Фретас, Бразилия (8, 1, 6, 3, 3, 8, 2); 40,1; 4 — Н. Пэтчел, К. Клаус, Австрия (2, 11, 8, 5, 4, 2, 4); 46,0; 3 — Д. Цикколи. Л. Сантелла, Италия (9, 6, 3, 7, 2, 15, 6); 60,1; 6 — П. А. Нильсен, С. Йоханесен, Норвегия (3, 5, 10, 12, НУ, 12, 1); 67,7; 7 — Ю. Коновалов, С. Кравцов, СССР (13, 4, 4, 2, СГ, 7, 13); 70,0; 8 — Р. Уайт, Д. Ньюман, Англия (12, 7, 5, 6, СГ, 6, 3); 20,1; 9 — В. Ван-Бладел. С. Ван-Бладел, Голландия (4, 16, 13, 9, 7, 3, СГ); 82,7; 10 — Д. Свиней, К. Смит, Канада (11, 9, СП, 8, 9, 4, 9); 83,0;
«Дивизион-2» (43): 1 — Б. Кендал, Новая Зеландия (3, 3, 1, 5, 8, 1, 9); 35,4; 2 — Я. Боерсма. Антильские о-ва (1, 8, 8, 6, 1, 10, 2); 42,7; 3 — М. Гебхардт, США (4, 1, СП, 11, 5, 8, 4); 48,0; 4 — Б. Версхоор, Голландия (12, 5, 4, 4, 3, 6, 5); 53,4; 5 — Р. Нагю, Франция (15, 14, 2, 3, СП, 3, 11); 61,7; 6 — Ф. Виру, Италия (7, 2, 10, 2, СГ, 2, 19); 63,0; 7 — В. Гарсиа, Аргентина (6, 11, 3, 12, 6, 4, 10); 70,1; 8 — К. Иниеста, Испания (3, 21, 27, 1, 2, 24, 6); 81,7; 9 — Я. Бонга, Швейцария (2, 19, 16, 24, 4, 12, 3); 81,7; 10 — С. Лауренс, Австралия (14, 4, 9, 17, СП, 3, 13); 86,4; 37 — Н. Кравченко, СССР (30, 34, 29, 29, НУ, НУ, НУ); 250.0.
«Финн» (33): 1 — Я. Доресте, Испания (7, 3, 1, ДФ, 3, 4, 3); 38,1; 2 — П. Холмберг, Виргинские о-ва (17, 2, 3, ФС, 1, 3, 2); 40,4; 3 — Д. Гутлер, Новая Зеландия (9, 10, 4, 4, 8, 1, 1); 45,0; 4 — С. Чайпдерпей, Англия (4, 14, 3, 2, 2, 9, 6); 50,7; 5 — Л. Йортнес, Дания (1, СГ, 2, 5, 5, 12, 5); 51,0; 6 — Т. Шмидт. ФРГ (2, 9, 13, 6, 6, 6, СГ); 72,1; 7 — Р. Хейнер, Голландия (6, 6, 9, 11, 7, 5, СГ); 78.0; 8 — О. Хоперский, СССР (ДФ, 11, ДФ, 1, 4, 2, 7); 81,0; 9 — Л. Рекхардт, Финляндия (6, 1, СГ, 7, 14, 21, СП); 88,8; 10 — Б. Лэдбеттер, США (16, 12, 8, 10, 19, 7, 4); 91,0;
«Звездный» (21): 1 — М. Макинтайр, В. Вале, Англия (6, 1, 4, 7, 13, 7, 1); 43,7; 2 — М. Рейнолдс, Н. Хаэнел, США (8, 4, 1, 3, 4, 4, СГ); 48,0; 3 — Т. Граэл, Н. Фалкао, Бразилия (1, 7, 2, 11, 2, СГ, 8); 30,0; 4 — М. Йоханссон, М. Ханссон, Швеция (12, 3, 9, 1, 5, 10, 9); 56,7; 5 — Д. Горла, А. Дерабонн, Италия (10, 2, 6, 3, 6, 11, 9); 63,1; 6 — Д. Макдональд, Д. Макдональд, Канада (3, 11, 12, 7, 1, 14, СГ); 63,7; 7 — К. Бишел, Г. Торин, Австралия (4, 8, 13, 6, 12, 6, 2); 66,4; 8 — В. Соловьев, А. Зыбнн, СССР (3, 14, 16, 8, 3, 3, 7); 68,4; 9 — С. Баккер, Й. Вандерберг, Голландия (9, 3, 7, 13, 10, 8, 4); 71,7; 10 — А. Хаген, Ф. Гнрр, ФРГ (2, 6, 5, 4, ДФ, ДФ, 6); 72,4.
Олимпийская мозаика
Праздник закрытия Олимпийской регаты в Пусане был омрачен пожаром, который занялся после того, как один из фальшфейеров, взлетевших в воздух во время церемонии, поджег лес на Пусанском холме. Пожарные сумели погасить огонь только через час. В пламени погибло около 500 сосен, материальный ущерб составил почти 25 000 вон.
Участники регаты подтверждают свое профессиональное отношение к спорту.
«С 1984 г. я только и делал, что тренировался, — говорит обладатель золотой медали в классе «470» Тьерри Пепонне из Франции. — Мой успех был результатом семи лет тяжелого труда».
«Тренировки и соревнования давно стали моей профессией», — признает победитель в классе «Летучий Голландец» датчанин Иорген Бойшен-Моллер.
Француз Жан-Ив Ле Дероф — сильнейший в классе «Торнадо», по его словам, последние два года жил жизнью яхтсмена-профессионала, тренируясь со своим партнером Николя Энаром около шести часов в день. Кстати, он планирует в ближайшее время отказаться от участия в соревнованиях, чтобы побыть вместе со своей семьей.
Канадский яхтсмен Лауренс Леме хотя и не одержал большого успеха в гонках, но, тем не менее, вернулся домой с олимпийской медалью.
«Я до сих пор не верю, что это так», — признался Лауренс на церемонии вручения медали, которую проводил лично президент МОК Хуан Антонио Самаранч. В одной из гонок Леме заметил терпящего бедствие сингапурского рыбака и отклонился от курса, чтобы оказать ему помощь. Благородный поступок канадского яхтсмена-«финниста» получил высокую оценку олимпийской общественности.
Чтобы помочь своим гонщикам разобраться в сюрпризах непредсказуемого залива Суён, в команды Англии и Франции были включены специалисты по компьютерной технике, которые занимались обработкой данных о течениях и ветрах. Информация в вычислительные центры команд поступала и непосредственно с дистанций, и... из космоса — с метеоспутников.
Европейские яхтсмены опередили американцев по количеству золотых медалей — они заняли шесть первых мест из восьми. А на Олимпиаде в Лос Анджелесе первенствовали американцы, завоевавшие сем медалей, три из которых были золотыми. Правда, по общему количеству призеров представители США и в Пусане оказались впереди — 5 медалей. У Новой Зеландии — три. Наибольший «урожай» золота собрала Франция — две медали.