Завершилась XXIV Олимпиада. Этот самый представительный спортивный форум еще раз доказал, что олимпийское движение не стоит на месте, в него вливаются все новые и новые виды. Но воднолыжному спорту, к большому огорчению его поклонников, и на этот раз не нашлось места в программе игр.
Правда, события последних месяцев свидетельствуют о том, что существующее положение вполне может измениться, и достигнутая в апреле 1987 г. договоренность руководителей всемирных федераций воднолыжного спорта, академической гребли и гребли на байдарках и каноэ приведет к включению выступлений воднолыжников в программу Олимпийских игр в Барселоне.
В чем необходимость заключения такого «альянса» с гребцами?
Дело в том, что воднолыжникам придется использовать ту же акваторию, на которой будут проводиться соревнования по гребле. График выхода на воду гребного канала уже расписан буквально по минутам. Воднолыжники будут соревноваться во время коротких перерывов между заездами гребных судов. Из-за этого пришлось жестко ограничить число участников, и задача попасть в число 25 мужчин и 15 женщин, которые будут выступать на XXV Олимпиаде, является самой почетной для нынешнего поколения воднолыжников.
Для «первой пробы» избраны только два вида состязаний — слалом и прыжки с трамплина По мнению представителей всемирной федерации, они наиболее зрелищны и, если можно так выразиться, понятны для зрителей. Результат здесь виден сразу, болельщики могут оценить выступления сами, не дожидаясь решения судей, в то время как разобраться в тонкостях фигурного катания под силу лишь специалистам.
Каковы же реальные шансы наших спортсменов преодолеть все барьеры предолимпийского отбора и попасть в число первых воднолыжников-олимпийцев? Этот вопрос в начале очередного олимпийского цикла особенно актуален. А получить ответ, думаю, поможет критический взгляд на общее состояние воднолыжного спорта в стране.
Приходится признать, что, несмотря на определенные успехи, десятилетний опыт регулярно го участия наших спортсменов в важнейших европейских соревнованиях еще не гарантирует путевки на олимпийский турнир. Встречи же с представителями элиты воднолыжного спорта — спортсменами США, Австралии и Канады — ограничивались лишь участием нескольких наших воднолыжников в чемпионатах мира, которые проводятся одни раз в два года.
В последние годы ситуация стала несколько меняться к лучшему, когда организаторы «турниров мастеров» начали приглашать сильнейших советских фигуристок в Англию, Францию и Италию на встречи с лучшими воднолыжницами мира. Но это вовсе не прибавило опыта спортсменам, специализирующимся в слаломе и прыжках с трамплина, так как их достижения еще далеки от мирового уровня, и они не могут даже рассчитывать на подобные персональные приглашения. Успешное выступление сборной команды СССР на чемпионате Европы 1987 г., где она заняла I место, позволило нашим спортсменам оказаться в числе участников розыгрыша Кубка мира. Казалось бы, полный успех. Но не будем грешить против правды: отставание в слаломе и прыжках сохраняется, и притом довольно значительное.
Попробуем разобраться в его причинах. Специалисты называют много факторов, тормозящих развитие воднолыжного спорта у нас в стране: отсутствие возможности тренироваться круглый год на открытой воде; недостаточное количество скоростных катеров-буксировщиков; малое количество оборудованных акваторий с дистанциями для слалома к прыжков и другие. С этим нельзя не согласиться, но главная, принципиальная причина отставания, на мой взгляд, не в этом. Она заключается в отсутствии отечественной школы — системы подготовки слаломистов и прыгунов высокого класса, включающей всю совокупность технических средств и оборудования для слалома к прыжков, а также методику подготовки спортсменов в условиях нашего климата.
Думаю, что достичь успехов в прыжках к слаломе можно в обозримые сроки, если существенно изменить подход к подготовке высококлассных спортсменов, увеличивая объем и сделав разнообразнее специализированную подготовку видовиков, которую необходимо проводить со спортсменами 1 разряда и выше.
Постоянно имея группу способных девочек и мальчиков, успешно выступающих в слаломе и прыжках на крупных соревнованиях, в том числе и юношеских первенствах Европы, мы, тем не менее, можем (на примере уже целого поколения спортсменов) назвать лишь несколько фамилий взрослых воднолыжников, которые вышли на мировой уровень в этих видах программы. Так, выиграв первенство Европы 1981 г. в слаломе среди юношей с результатом 2 буя на 13-метровом фале, мастер спорта международного класса С. Корнев в следующем году на взрослом чемпионате Европы показывает в слаломе только 36-й результат: 6 буев на 18-метровом фале. И на следующих чемпионатах Европы С. Корнев не поднимался в слаломе выше 22-й позиции; на чемпионате континента 1987 г. он снова лишь на 36-м месте. В общем, за пять лет активных выступлений в слаломе — никакого ощутимого прогресса. И это у одного из сильнейших многоборцев страны!
Справедливости ради необходимо сказать, что за это время были у С. Корнева успехи: «серебро» к две «бронзы» в фигурном катании, а также третье место в многоборье на чемпионатах Европы. Однако не надо забывать, что за это время основные соперники ушли далеко вперед, и особенно ощутимо — в слаломе к прыжках.
Аналогичные примеры можно было бы продолжить. Исключением на этом фойе могут служить примеры Н. Румянцевой к О. Губаренко, которые стабильно поддерживают высокий уровень своих выступлений.
Главное же сейчас заключается не в том, чтобы искать многочисленные причины отставания в слаломе и прыжках. Надо дать дорогу новаторам и энтузиастам.
Все мы помним почин Юрия и Валерия Нехаевских, которые, впервые применив для тренировок буксировочную лебедку в бассейне, дали хороший толчок развитию фигурного катания и вывели этот вид воднолыжного спорта на передовые рубежи. Уверен, что у тренеров страны имеется много задумок по совершенствованию подготовки слаломистов к прыгунов высокого класса, необходимо лишь целенаправленно объединить их усилия. Ведь не секрет, что, например, совсем не используем мы богатый опыт латвийской слаломной школы, которая сейчас занимает передовые позиции в стране, несмотря на слабую материально-техническую базу.
Без коренного улучшения подготовки, начиная уже с текущего сезона, с мыслями об успешном выступлении на Олимпиаде придется расстаться.
Кроме уже названных высоких целей, воднолыжники страны решают и свои внутренние задачи. И здесь хотелось бы вернуться к распространенной в недалеком прошлом установке о роли массовости в спорте и ее связи с мастерством.
Не было ли у нас здесь некоторых перегибов? Ведь многолетняя практика воднолыжного спорта показывает, что выдающихся спортсменов нельзя подготовить при одновременном развитии массовости в конкретном спортивном коллективе, так как эти требования по сути противоречивы. Те тренеры, которые принимали концепцию массовости, не достигали каких-либо значительных успехов, а их спортивные коллективы вырождались в объединения «катальщиков» на водных лыжах.
Труднее работать было тем, кто вынужден был на словах соглашаться с расхожими постулатами о необходимости развития массовости, а на деле работать прежде всего с несколькими перспективными спортсменами, уделяя им львиную долю времени. Успех приходил, как правило, к тем тренерам, которые сосредоточивали внимание на индивидуальной работе с талантливыми людьми, приходящими в большой спорт.
Выявил ли минувший сезон новые таланты в отечественном воднолыжном спорте? Вопрос это не простой, ответить на него только итогами прошедших соревнований вряд ли возможно.
Наибольшее внимание, конечно, уделялось ближайшему резерву, представлявшему сборные юношескую и юниорскую команды СССР на первенстве Европы в г. Осло.
Наталья Иванова (из Дубны) к Юлия Громыко (из Минска) показали результаты в прыжках и слаломе, не уступающие аналогичным результатам своих коллег из взрослой сборной, выступавших в это же время- на чемпионате СССР в г. Прейли Латвийской ССР, и принесли в этих видах своей команде по две золотых и серебряных медали, к которым еще прибавили золото и бронзу в многоборье. Юниоры в лице Геннадия Петрухина из Поти и Дмитрия Пивоварова из Москвы выступили недостаточно стабильно, но серебро Пивоварова в слаломе обеспечило сборной СССР первое командное место в Европе по группе юниоров.
В возрастной группе до 14 лет нашу страну представляла лишь одна Наташа Анисимова, которая, хотя к завоевала три медали различного достоинства в прыжках, многоборье и слаломе, все же не смогла заменить собой целую команду. Учитывая то, что все названные спортсмены далеко не новички в воднолыжном спорте. стоит серьезно задуматься об уровне подготовки резерва, особенно в группе девочек и мальчиков.
Главный старт сезона в стране — Чемпионат СССР — не открыл новых имен. По сравнению с прошлым годом произошли лишь некоторые перестановки в распределении призовых мест среди ограниченной группы претендентов на медали. Сильнейшие подтвердили свои позиции, чемпионами у женщин стали: в слаломе — Г. Воробьева, в фигурном катании — М. Амельянчик, в прыжках и многоборье — Н. Румянцева. У мужчин в такой же последовательности видов первенствовали А. Корбуков, А. Миненок, и Д. Яськевич. Как говорится — знакомые все лица!
Сдвиг в сторону пополнения сборной страны новыми выдающимися спортсменами возможен лишь в том случае, если ведущие воднолыжные центры возьмут курс на целенаправленную подготовку ограниченного числа спортсменов высшей квалификации. А их успехи на крупных международных встречах будут, думаю, лучшей агитацией в пользу массовых занятий водными лыжами наших физкультурников.