«Гран-при СССР» — первый этап чемпионата мира в классе скутеров «Формула-1» — впервые в истории водно-моторного спорта стартует у нас в стране. Произойдет это событие 18 июня на водохранилище в Минске.
Такое решение было принято в Монако на заседании Международного водно-моторного союза (УИМ). Подчеркивалось, что оно было выдвинуто с учетом высоких достижений советских гонщиков на международных соревнованиях. Одна из основных целей — познакомить советских любителей водно-моторного спорта с самым престижным классом скутеров в мире, способствовать расширению круга участников гонок «Формулы-1».
«Гран-при» проводится впервые после довольно длительного перерыва: последний раз «Формулы» соревновались лишь в 1985 году. Чемпионат мира-89 будет проводиться в 6 этапов. Второй этап «(«Гран-при Западного Берлина») пройдет 9 июля, третий («Гран-при Европы») — 23 июля в итальянском городе Лень-яно, четвертый («Гран-при Венгрии») — 20 августа в Будапеште, пятый («Гран-при Италии») — 17 сентября в Милане и шестой, заключительный этап («Гран-при Франции») — 1 октября в Париже.
Гонки скутеров «Формула-1» во многом сродни соревнованиям автомобилей одноименного класса. Мощные подвесные моторы с рабочим объемом от 1500 до 2750 см разгоняют катамараны до скорости 140 миль в час (226 км/ч). Каждый гонщик должен иметь суперлицензию, которая выдается УИМ только спортсменам экстра-класса.
По представлению национальных федераций УИМ отбирает 12 «пилотов», ранее участвовавших в гонках «Формулы-1»; остальных гонщиков выставляют организаторы и фирмы-спонсоры. В гонках допускается участие не более 25 судов — этого требуют правила безопасности. С этой же целью прямые отрезки дистанции ограничены длиной 800 м, а на скутерах обязательны так называемые капсулы безопасности.
Перед каждым этапом будут проводиться предварительные классификационные заезды, по результатам которых определяются места гонщиков на старте: победитель предварительного заезда будет стартовать с наиболее выгодной позиции.
Для чемпионата-89 принята новая система зачета: победителя этапа определит одна-единственная гонка, длящаяся 45 минут (а не серия гонок, как обычно) — это гораздо проще воспринимается болельщиками и телезрителями.
Кстати, одно из обязательных условий, которые ставятся перед организаторами «Гран-при» — широкое освещение хода соревнований в прессе. Телевидение будет вести прямые трансляции на страны Европы и, возможно, на США и Японию.
А где телевидение — там и реклама: «Гран-при» «Формулы-1» — это не только спортивное, но и коммерческое мероприятие. Организация гонок требует немалых затрат. Главный организатор должен внести в бюджет соревнований 120 000 ЭКЮ (100 ЭКЮ — 70 рублей), спонсор — 30 000, а спонсор отдельного гонщика — 15 000. Но все эти расходы окупаются. Прежде всего, за счет рекламы. Она будет везде — на корпусах скутеров, одежде и шлемах гонщиков, поворотных буях дистанции... Таким образом, организаторам гонок в Минске придется выступить и в качестве коммерсантов. Готовы ли мы к этому?
Думается, что необходимость перевода спортивных мероприятий на хозрасчет и самофинансирование сомнений сейчас не вызывает. Будем надеяться, что первый опыт, да еще на таком высоком уровне пройдет удачно и многому научит нас. Материальную базу спорта должен обеспечивать сам спорт — только тогда он будет действительно развиваться.