Далеко не блестяще выступила и наша команда. Серебряные медали братьев Тынисте из Эстонии и бронзовые награды спортсменок из Днепропетровска Л. Москаленко и И. Чуниховской — вот и все, что удалось «добыть» в Пусане.
Когда читаешь письменные отчеты тренеров и спортсменов, побывавших на Олимпиаде, складывается двоякое впечатление.
С одной стороны, как можно было соглашаться с расчетами на две золотые медали, если, ни для кого не секрет, что постоянно сокращаются средства, выделяемые на развитие парусного спорта, уменьшается количество судов олимпийских классов, строящихся на верфях страны, урезываются валютные ассигнования на участие советских яхтсменов в международных встречах за рубежом.
Информация об изображении
Члены советской сборной приняли участие в гонках крейсерских яхт во Владивостоке
Как можно было надеяться на успех в борьбе с представителями ведущих «парусных держав», когда они располагают в десятки раз большим количеством судов олимпийских классов и в среднем в 5—8 раз чаще участвуют в международных регатах?
Члены советской сборной приняли участие в гонках крейсерских яхт во Владивостоке
Мы знаем, что капиталисты денег на ветер не швыряют. Но в противовес нашей команде, экономившей по мелочам, США и Франция, например, прислали в Пусан делегации численностью до пятидесяти человек. Помимо спарринг-партнеров для олимпийцев, они включили специалистов по ремонту яхт, психологов, массажистов, метеорологов. Тренеры в любой момент могли связаться по радио с берегом и получить исчерпывающую информацию о ветрах и течениях, систематизированную при помощи компьютера.
Зарубежные гонщики всегда имеют возможность не только незамедлительно получить от фирм-изготовителей необходимую новую материальную часть, но и вернуть ее обратно в том случае, если не устраивает качество, потребовав замены или возврата денег. Советским яхтсменам об этом можно только мечтать: инертная бюрократическая система централизованного оформления заказов и поставок затягивает получение, например, одного паруса минимум на год.
Но нам хорошо известно и другое. Выступления наших гонщиков в последние годы показали, что уже не в двух-трех, как раньше, а практически во всех олимпийских классах (за исключением парусных досок), советские спортсмены могут на равных бороться за победу на самом высоком уровне: О. Хоперский — чемпион Европы в классе «Финн» 1986 г.; Г. Шайдуко — обладатель этого же титула в классе «Солинг» (1987 г.); в 1987 г. завоевал серебряную медаль чемпионата мира в классе «Летучий Голландец» С. Бородинов; экипаж Ю. Коновалова одержал блестящую победу на чемпионате мира в классе «Торнадо» 1988 г.; практически «по нулям» выиграл представительную международную регату на Кубок озера Гарда 1988 г. В. Соловьев («Звездный»).
Каждый из них мог претендовать на награды олимпийской регаты. Что же случилось?
Вот как «в двух словах» объясняют ситуацию тренеры.
Государственный тренер А. Л. Соболев: «Главной причиной неудачи оказалось прежде всего то, что не удалось создать сплоченный тренерский коллектив. Это повлекло за собой неполную реализацию научно-методической концепции подготовки команды к Олимпиаде. В частности, были нарушены критерии отбора в отдельных классах, физические кондиции спортсменов не удалось довести до нужного уровня, мало было уделено внимания отработке стартов и первой лавировки, психологической подготовке гонщиков...»
Тренер класса «Финн» О. И. Шилов: «Крупно подвела нас успокоенность. Во время предварительных гонок наши спортсмены показали высокую скорость и многие посчитали, что медали уже в кармане. А накал борьбы на олимпийских дистанциях оказался настолько сильным, что я был просто поражен. Недаром говорят, что победа на Олимпиаде на девяносто процентов определяется психологией гонщика».
Делегация яхтсменов приехала в Южную Корею одной из первых среди советских команд — для проведения обмера яхт и ознакомления с акваторией предстоящей олимпийской регаты. Во время контрольных гонок все шло как по маслу. Казалось, что успех и впрямь обеспечен. И тем неожиданнее и тяжелее стали итоги первых трех дней выступлений, когда признанные лидеры команды практически лишились шансов на олимпийские награды. И только в молодежном классе «470» наши гонщики на равных боролись с мировой элитой. Но тогда это всем казалось случайностью.
В команду проник дух нервозности. Резко обострились отношения между отдельными тренерами и спортсменами. Руководители делегации поспешили снять с регаты одного из гонщиков и отправить его домой первым же самолетом.
А экипажи Т. Тынисте и Л. Москаленко по-прежнему держались в числе лидеров. Даже перед самой последней гонкой братья Тынисте имели шансы заработать «золото», а Москаленко — «серебро». И лишь сильнейший ветер, при котором, кстати, в нашей стране категорически запрещен выход на воду, отодвинул наших молодых гонщиков на более низкие ступени пьедестала почета. Итак, в активе команды лишь две медали — серебряная и бронзовая.
Итоги выступления советских яхтсменов на XXIV Олимпийских играх рассмотрены на заседании расширенного Президиума федерации парусного спорта в Госкомспорте СССР и на всесоюзном тренерском совете, где причины неудач были в основном раскрыты. Но прежде, чем перейти к их рассмотрению, обратимся к событиям, предшествовавшим Олимпиаде. И вспомним, в частности, 1986 год, когда впервые была четко сформулирована научно-методическая концепция подготовки яхтсменов. Причем не просто сформулирована, но и успешно реализована, что нашло свое отражение в высоких результатах наших гонщиков на Играх доброй воли.
Напомню, что основополагающими идеями концепции были увеличение объема работы над общефизической подготовкой яхтсменов, использование более разнообразных форм специальной подготовки на судах различных классов, совершенствование знаний правил парусных гонок, сведение к минимуму отборочных соревнований перед главной регатой сезона и многое другое. Во время парусных гонок Игр впервые применялась система психологических воздействий, направленная на снятие психического напряжения и физической усталости спортсменов.
И, как вы помните, наша команда оказалась сильнее яхтсменов из США, которые, в отличие от атлетов, выступающих в других видах спорта, приехали в Таллинн достаточно подготовленными, с твердой установкой завоевать золотые награды во всех классах яхт.
Однако в следующем сезоне эта, казалось бы, удачная и проверенная на деле концепция была изменена под давлением управления гребного и парусного спорта Госкомспорта СССР. С середины зимы спортсмены были вынуждены участвовать в непрерывной изматывающей серии отборочных соревнований, проигрыш любого из которых лишал гонщиков всякой надежды на участие в чемпионате мира 1987 г. В результате — крайне нервозная обстановка в команде, снижение объемов общефизической и специальной подготовки.
Итогом необдуманного введения непрерывных отборочных или, как их называли, «контрольных» соревнований стало крайне неудачное выступление на чемпионате мира в Киле (ФРГ): «серебро», «бронза» и 16, 26, 27, 73, 88-е места наших экипажей.
В олимпийском сезоне была сделана попытка вернуться к методу 19В6 года. Были повышены объемы тренировочных нагрузок «на суше», проведена большая работа по совершенствованию знаний ППС, отработке техники управления. Было значительно сокращено и количество отборочных встреч.
Вначале это дало хороший эффект, но как только начался соревновательный период, вся работа спортсменов оказалась сведенной к доработке материальной части и участию в регатах. На все остальное просто не хватало времени. И к стартам Олимпиады наши гонщики подошли далеко не в лучшей спортивной форме.
Если проанализировать динамику результативности советских яхтсменов за последний олимпийский цикл, то видно, что в олимпийский год мы поднялись лишь на уровень 1982 и 19В4 годов. (График, предлагаемый вашему вниманию, иллюстрирует уровни так называемого относительного результата, определяемого как место, занятое в среднем по команде по лучшим результатам в каждом классе на чемпионатах мира и Европы.) Безусловно, этот график далеко не в полной мере отражает многолетнюю динамику подготовленности команды. В частности, во время проведения Игр доброй воли сильнейшие советские яхтсмены не участвовали в мировых и европейских первенствах. Но, тем не менее, основные тенденции здесь прослеживаются.
Если проанализировать выступления советских гонщиков и сравнить их с показателями чемпионов Олимпиады, то станет ясно: наши спортсмены проигрывают прежде всего на старте и первой лавировке. На первой марке дистанции они уступали в среднем 40—60 процентам участников.
Если проанализировать этот показатель и на всесоюзных соревнованиях, можно подметить такую закономерность: наши высококвалифицированные гонщики начинают всерьез обращать внимание на старт и первую лавировку только при включении показателей выхода на первый знак в систему подсчета очков, когда он становится своего рода промежуточным финишем, влияющим на результат.
Начиная с 19В4 г. тренеры внушали гонщикам, что хороший старт и удачная первая лавировка являются наиболее весомыми факторами для достижения высокого результата, но, тем не менее, результаты не становились лучше. А как только в Положение о всесоюзных соревнованиях было включено правило, согласно которому очки за выход на первый знак стали приплюсовываться к «финишным», положение с первой лавировкой заметно улучшилось. Это хорошо видно на втором графике (показатель выхода на первый знак оценивается по десятибалльной шкале).
Надо сказать, что нововведения далеко не всегда с пониманием встречались самими гонщиками. Очень многие активно не приняли, например, увеличение объемов общефизической подготовки. Мол, яхтсмен должен заниматься только парусом, другие виды спорта ни к чему. Но давайте вспомним прошлое. Еще в 50-е годы наш известный гонщик В. Манкин, спортивные успехи которого говорят сами за себя, стал сочетать тренировки на яхте с занятиями плаванием и греблей. И занимался этим вполне «профессионально». В активе прославленного яхтсмена — десятое место на чемпионате СССР 1957 г. по гребле.
Если заглянуть в историю отечественного парусного спорта, то можно обнаружить, например, что наш первый олимпийский чемпион Т. Пинегин серьезно занимался горными лыжами, а его шкотовый ф. Шутков тренировался в беге вместе с известным стайером В. Куцем.
Интуиция и практический опыт не подвели именитых гонщиков. Через два десятилетия эта методика получила и научное обоснование. Ученые выяснили, что подготовка яхтсменов высокого класса должна быть трехступенчатой: вначале повышение общей выносливости (бег, гребля, плавание, лыжи), потом подготовка на тренажерах для построения «фундамента» навыков и умений и, наконец, специальная подготовка (отработка элементов управления, повороты и т. д.).
Давая оценку технике управления яхтами своих воспитанников на Олимпиаде, некоторые тренеры прямо указали на допущенные яхтсменами ошибки, отрицательно сказавшиеся на результатах. Особенно неуютно чувствовали себя наши гонщики в последней гонке, когда скорость ветра достигала 20 м/с.
Буквально «кололи глаза» многие промахи в тактике и стратегии ведения гонки. Зная о том, что команды США и Франции привезли в Пусан целый штат метеорологов, было бы наивно предполагать, что экипажи этих стран будут делать грубые ошибки при выборе стратегии. Но тем не менее многие наши спортсмены упорно искали «свои» курсы, уходя в противоположную сторону от лидеров. Лишь после ультимативных требований тренеров «не отходить от американцев ни на шаг» результаты немного выправились.
О пробелах в психологической подготовке уже упоминалось. Некоторые экипажи, продемонстрировавшие высокие скорости во время контрольных гонок, посчитали, что успех обеспечен. Здесь хотелось бы сделать одно дополнение, для чего снова обратимся к фактам недалекого прошлого. Уже в предолимпийском сезоне нам пришлось столкнуться с явлением, когда большинство экипажей, успешно выступивших на Кильской регате, потерпели вдруг неудачу на следовавшем сразу за ней чемпионате мира.
Этот феномен хорошо известен в спортивных играх, например, в хоккее с шайбой. Команда, разфомившая сильного соперника в одной из встреч, как правило, психологически не может настроиться на трудную борьбу при повторной игре и зачастую проигрывает. Поэтому психолог, «опекающий» команду на соревнованиях, в этом случае категорически запрещает спортсменам думать о результатах и рекомендует направить внимание на тактико-технические действия. К сожалению, при отсутствии в составе советской парусной делегации психолога напоминать об этом спортсменам оказалось некому.
И вполне объясним успех братьев Тынисте, изначально получивших от опытного тренера Р. Оттосона правильную психологическую установку: «Мы в своем экипаже никогда не говорим о результате. Говорим о деле».
Специалистами были вскрыты и другие недостатки системы подготовки наших яхтсменов. Острой критике была подвергнута привилегированность ведущих гонщиков страны, выражающаяся, в частности, в том, что они располагают наиболее совершенной материальной частью. Такое положение сводит к минимуму конкуренцию со стороны остальных экипажей, так как скоростные качества «элитных» яхт позволяют этой части спортсменов держаться в лидерах даже в случае тактических ошибок и утраты спортивной формы.
Были внесены предложения использовать систему гонок с пересадкой, организовать матчевые и маршрутные гонки, высказывались пожелания о проведении чемпионатов страны по классам яхт в различные сроки, чтобы ведущие гонщики могли проверить свои силы на судах различных типов.
Очень много нареканий вызвал нерациональный календарь участия наших яхтсменов в международных регатах, при котором, например, В. Соловьев, выступающий в классе «Звездный», за четыре года лишь три раза померился силами с зарубежными гонщиками. А вот его основной соперник на Олимпиаде только в предолимпийском сезоне принял участие в 27 международных встречах!
Особой критике подверглась деятельность наших судоверфей, производящих спортивные яхты и швертботы, и прежде всего — таллиннской. Производимые здесь суда, бывает, не выдерживают и месяца эксплуатации. Но самое удивительное, что при такой работе этот коллектив, оказывается, выполняет план и получает премии! (Надо сказать, никто из «пострадавших» никогда не обращался на это предприятие с рекламацией, дабы не портить отношения.)
В качестве одной из основных причин неудовлетворительного выступления нашей команды многие называли неумение отдельных тренеров установить контакт со своими подопечными. Поскольку в команде существует регулярное тестирование и отбор спортсменов, прозвучали предложения внедрить научные подходы при отборе и наставников команды. Был поставлен вопрос о внедрении конкурсной системы создания тренерского коллектива.
Причин отставания можно назвать много. Но главной из них, определяющей все положение в целом, является, безусловно, командно-бюрократическая система руководства парусным спортом. Виновата прежде всего эта закостенелая система. Виновата в значительно большей степени, чем люди, вынужденные бороться за олимпийские медали в условиях, когда все — вплоть до численного состава олимпийской делегации, определялось и утверждалось людьми, далекими от парусного спорта.
Настало время говорить о необходимости финансовой и юридической самостоятельности федерации, создании ассоциаций классов, введении материальных стимулов в работу спортивных школ, яхт-клубов, верфей.
В настоящее время истинный прогресс в парусном спорте немыслим без комплексности в совершенствовании мастерства гонщиков экстра-класса, когда теоретический, технический, тактический, физический и психологический аспекты подготовки, а также совершенствование и настройка материальной части будут осуществляться под руководством высококвалифицированных специалистов.
Все, что прозвучало на после-олимпийских совещаниях, найдет свое отражение в планах команды на следующее четырехлетие. Уже сейчас можно видеть первые ростки обновления: появляются инициативные группы, проводящие активную работу по созданию ассоциаций классов и организации спортивных кооперативов, завязываются контакты с фирмам и-спонсорами, делаются первые попытки перевести отдельные экипажи на профессиональный уровень.
Сейчас трудно предсказать пути, по которым пойдет развитие отечественного парусного спорта. Но как бы то ни было, зависеть это будет от всех нас. Только объединенными усилиями энтузиастов можно остановить сползание вниз и дать толчок его активному развитию.