На участие в очередной восьмой Трансатлантической гонке яхтсменов-одиночек, которая состоялась в июне прошлого года по 3000-мильному маршруту Плимут — Ньюпорт, заявилось 120 человек. У этого соревнования появился новый спонсор. Вместо английской газеты «Обсервер» им стала датская пивоваренная фирма «Карлсберг»; соответственно традиционное название «OSTAR» поменялось на «СSTAR» (Carlsberg Singlehanded Transatlantic Race).
В остальном все шло, как обычно. На старт гонки 5 июня вышло всего 95 яхт, а завершить ее в Ньюпорте, по другую сторону Атлантики, довелось только 72 яхтсменам. Разные причины заставили многих спортсменов отказаться от соревнований еще до старта. В большинстве случаев просто не оказалось достаточных финансовых средств, чтобы соответствующим образом экипировать яхту снаряжением и парусами, обеспечить ее возврат в Европу после финиша или же, наоборот, прийти в Плимут из отдаленных портов Америки и других континентов.
Затраты же требовались немалые. «Полтора года я работал по 16 часов в сутки, собирая 13 000 фунтов стерлингов, которых, однако, не хватило, чтобы покрыть все расходы», — сказал после финиша в Ньюпорте один из самых молодых участников гонки 26-летний англичанин Джо Холл. Недостающие тысячи фунтов принесли земляки: яхта «Спирит оф Ипсвич» была выставлена на центральной площади его родного городка для публичного осмотра, а уходя с яхты, каждый мог оставить на борту посильный взнос, дабы прославить за океаном герб Ипсвича.
Другой английский яхтсмен, архитектор по профессии. Ник Бэйли продал дом, чтобы построить по собственному проекту 12,2-метровый тримаран «МТС». Преданность Ника спорту опла-тилась сторицей — он финишировал двенадцатым среди самых быстроходных многокорпусников 1 класса и занял первое место в своем IV классе (суда длиной 35—40 футов) с рекордным результатом: дистанцию «CSTAR» Бэйли прошел за 16 суток 17 часов 3 минуты.
Правила «CSTAR-88» открывали возможность участвовать в соревнованиях владельцам сравнительно недорогих яхт классов VI и V, имеющих длину от 7,62 до 10,67 м, но лишь немногие фанатики отважились на это без помощи спонсоров. Например, Робин Нокс Джонстон стартовал на своей верной «старушке» 9,3-метровой «Сухаили», которая единственная завершила безостановочную кругосветную гонку одиночек в 1968 г. Сейчас 49-летний яхтсмен выглядел гораздо лучше, чем его яхта. (Через 17 суток после старта Нокс Джонстон, будучи не в силах справиться с сильной течью и лишенный возможности заряжать аккумуляторы, повернет «Сухаили» обратно.)
Или 70-летний Майк Ричей. Участник пяти гонок «OSTAR» вновь вышел в океан на 7,6-метро-вой яхточке («Фолькботе») «Джестер» (она участвовала во всех восьми состоявшихся гонках!), оснащенной парусом китайской джонки. Напомним, что в 1984 г. «Джестер» была опрокинута волной и ветром, потеряла мачту, а у Ричея были сломаны три ребра...
Но, конечно, не этим многоопытным спортсменам и их «провяленным» океанскими ветрами яхтам прочили победы и рекорды на трассе «CSTAR-88». Предстартовыми фаворитами стала «великолепная семерка» многокорпусных яхт класса I (длина корпуса 50—60 футов), спроектированных и построенных специально для этих соревнований. Их повели в гонку сравнительно молодые яхтсмены, но для них океанские гонки уже стали профессией, а для их спонсоров — средством «глобальной» рекламы. А спонсоры не пожалели средств, чтобы яхты с их логотипами на корпусе и парусах добились успеха.
Три тримарана, построенных французской фирмой «Жанно» по проекту Найджела Айринса, получили французы Филипп Пупон («Флери Мишон-IX») и Оливье Мюссе («Латери Мон Сан-Мишель») и канадец Майк Бирч («Фудзиколор»). Эти суда имели одинаковые размерения, но различались оснасткой. На «Фудзиколор» была применена вращающаяся мачта-крыло из углепластика, на двух других — обычные мачты, также изготовленные из этого высокопрочного материала. Сверхлегкие корпуса тримаранов построены из пластика, армированного кевларом и волокнами углерода; обшивка — трехслойной конструкции с заполнителем из пенопласта. О размерах и энерговооруженности парусами можно судить по характеристикам «Флери Мишон-IX»: наибольшая длина — 18,28 м, общая ширина — 14,56 м, осадка с опущенным швер-том — 2,8 м, вес — 5,4 т, лавировочная площадь парусов — 200 м2.
По конструкции эти тримараны мало напоминали суда, которые участвовали в предыдущей OSTAR-84. В последние годы большое развитие получили гонки на 12-метровых многокорпусниках класса «Формула-40», максимально облегченных, несущих огромную, по прежним меркам, парусность. Опыт проектирования этих судов и был использован при создании тримаранов для CSTAR-88. В их проекте все рассчитано на экстремальный случай, когда тримаран глиссирует только на одном подветренном поплавке, а наветренный поплавок и главный корпус парят над водой. Это заставило увеличить длину поплавков практически до наибольшей длины главного корпуса, а их общий полный объем — почти до 200 % водоизмещения судна. Для того чтобы тримаран, идущий в таком режиме, не терял управляемости, он снабжается тремя рулями — по одному на каждом корпусе. Обводы корпусов стали более острыми, Например, ширина главного корпуса «Флери Мишон» не превышает 2 м. Поплавки соединяются с главным корпусом такими же коробчатыми балками, как и на гоночных катамаранах. Исчезли развитые «крылья» между поплавками и главным корпусом по причине их большого веса и воздушного сопротивления.
Значительная общая ширина, а также большой объем боковых поплавков обеспечивают восстанавливающий момент, позволяющий нести полную парусность даже в сильный ветер. А чтобы уменьшить килевую качку, особенно ощутимую на тримаранах с их узкими корпусами, конструкторы постарались снизить массу рангоута, такелажа и парусов, применив для них новью высокопрочные материалы.
Стремление уменьшить вес конструкции, не считаясь с затратами, характерно и для других тримаранов «великолепной семерки». На английском «Спирит оф Эприкот» из углепластика сделан даже штурманский стол, а большинство палубных дельных вещей — из титана. На этом тримаране необычно выглядела 28-метровая мачта-крыло с сильно выпуклой кормовой кромкой.
Такая же мачта стояла и на самом легком среди «60-футовиков» американском «Себаго», управляемом Филом Стеггалом. Его водоизмещение составило всего 3,5 т; боковые поплавки имели сравнительно небольшой объем, но восстанавливающий момент обеспечивался благодаря установке на них подводных крыльев (в виде перевернутой буквы Т). На высокой скорости подъемная сила на крыльях подветренного поплавка не только уменьшала осадку и смоченную поверхность корпуса, но и эффективно препятствовала увеличению крена судна под действием парусов, демпфировала килевую качку, отрицательно влияющую на скорость. Кстати, на завершающем этапе гонки, когда превалировали слабые ветра, подводные крылья на «Себаго» сломались и Стеггал обнаружил, что без них лодка пошла быстрее.
Каждый из этих тримаранов стоимостью свыше 400 тысяч долларов был буквально напичкан электроникой, которая обеспечивала непрерывную выдачу координат места нахождения судна, сведений о ветре и настройке парусов, скорости продвижения яхты к цели. Периодически на дисплеях высвечивались факсимильные метеорологические карты, позволяющие яхтсменам наиболее полно оценить обстановку во всем пересекаемом ими районе океана и выбрать оптимальный курс. Впрочем, окончательное решение о выборе маршрута «элитные» гонщики принимали только после совещания со своими персональными «рутерами» (router — от английского слова route, маршрут) — специалистами, которые находились на берегу и тем не менее могли считаться полноправными партнерами спортсменов, управлявших яхтами. Рутер (или ведущий по маршруту) сосредоточивал в своих руках всю текущую информацию о развитии метеоэлементов над обширной областью Атлантического океана и омываемых им континентов и мог прогнозировать ближайшие изменения силы и направления ветра над районом, в котором находился ведомый им гонщик. Рутер имел также полярную диаграмму яхты — график изменения скорости судна в зависимости от силы ветра и курса относительно него. В определенные часы ведущий, используя систему спутниковой £вязи, выходил на связь со своим подопечным и давал ему совет, куда следует направить форштевень яхты в данный момент.
Видимо, резонно Оливье Мюссе, возглавивший гонку в ее начальной стадии, но финишировавший позже Пупона на 19 часов, объяснил свою неудачу тем, что пропустил сеанс связи со своим ведущим. В условленное время яхтсмен раскачивался на 25-метровой высоте, меняя на топе мачты сломавшуюся скобу спинакер-фала. Именно в этот момент Филипп Пупон, следуя совету своего ведущего Жана-Ива Верно, изменил курс на 40° к северу. На факсимильных метеокартах изобары в северной части океана расположились близко друг к другу, что сулило здесь усиление ветра.
И еще раз Пупон резко изменил курс «Флери Мишон» уже на Ньюфаундлендской банке. Лидирующая группа яхт, попав в туман и слабый ветер, начала спускаться к югу, где рассчитывала поймать северо-западный ветер. Француз же, наоборот, вновь устремился далеко на север, рискуя оказаться на отмелях Новой Шотландии. Здесь он пересек область низкого давления и, подхваченный свежим зюйд-остом, финишировал в Ньюпорте первым с рекордным результатом одиночного Трансатлантического перехода—10 суток 9 ч 15 мин. Тем самым Филипп Пупон побил свой предыдущий (1984 г.) рекорд на этой трассе на целых 6 суток 2 ч и 40 мин!
Достижению такого великолепного результата благоприятствовали метеорологические условия. Необычно низкое давление в Бискайском заливе в сочетании с распространившейся над Европой антициклонической системой создали попутные для гонщиков северные и северо-восточные ветры. Почти половину дистанции лидеры прошли в бакштаг. Практически не было лавировки и в дальнейшем. Серия следовавших друг за другом скоротечных штормов ускорила продвижение яхт к финишу.
В течение суток 15—16 июня в Ньюпорте финишировали четыре тримарана: «Флери Мишон-IX», «Латери Мон Сан-Мишель», «Лада Пош-11» (француз Луйк Пейрон) и «Себаго». Затем появился первый катамаран — «VSD», управляемый Бруно Пейроном (братом Луйка) и отставший от «Себаго» на 11 часов. Француженка Флоренс Арто, финишировавшая седьмой на 18,28-метровом тримаране «Труп Пьер-I», установила новый «женский» рекорд гонки — 13:10: 58, но была разочарована. Сначала сломавшийся гик, затем плотный туман на подходе к финишу и, наконец, рыболовная сеть, в которую попал ее тримаран, задержали ее финиш и она упустила желанное 6 место. Вивьен Черри — 29-летняя англичанка — показала лучший «женский» результат на однокорпусной яхте — 24:06:30. В будущем этот рекорд нетрудно будет обновить, поскольку 8ивьен поставила его на далеко не быстроходной 12-метровой яхте.
А вот улучшить время, показанное знаменитым Жаном-Ивом Терленом на «UAP-1992» — однокорпусной 18,3-метровой яхте — участнице последней кругосветной гонки ВОС (см. «КиЯ» №134), будет, по-видимому, непросто, хотя среди тримаранов ее результат выглядит достаточно скромно: 13-е место или 17:4:5.
Тримараны одержали убедительные победы и в остальных классах, кроме II, где многокорпусных яхт не было.
Всегда непредсказуемо разный, океан и на этот раз благоволил далеко не каждому яхтсмену. Ни отличная техническая оснащенность «великолепной семерки», ни колоссальный опыт ветеранов океанских плаваний на яхтах не были гарантией от неожиданностей. Уже на второй день гонки на новейшем тримаране «Хитачи», управляемом Лайонелом Пином (шкипером яхты «Ле Эсприт д'Экюп», одержавшей победу в кругосветной гонке WRWR 1985—86 гг.), не выдержали крепления поперечных балок к главному корпусу. В обшивке корпуса появились трещины, которые угрожали отрывом поплавков, и Пин вынужден был вернуться в Плимут.
«Фудзиколор» с Майком Бирчем на руле на 18-узловом ходу столкнулся с китом, при этом шверт распорол днище главного корпуса. Яхтсмен отказался покинуть полузатопленное судно и самостоятельно достиг берегов Бретани.
Были и еще столкновения с китами и неопознанными плавающими предметами, в результате чего утонули три яхты. С оборванным бакштагом сошел с дистанции тримаран «NCR» Чэя Блита, который стартовал в гонку со сломанной ногой. Близ американского побережья была взята на буксир рыболовным сейнером яхта англичанки Ноэль Корбетт с порванным такелажем, сломанным гиком, вышедшими из строя двигателем и авторулевым. Несколько яхт прекратили гонку из-за сильной течи корпуса или повреждений конструкции.
«CSTAR-88» стала последним океанским плаванием для «Джестер», на которой при опрокидывании снесло одну из крышек люков. Яхта наполнилась водой. Работая несколько часов ведром и помпой, Ричей осушил лодку, самолетом ему доставили пластырь для заделки повреждения, питьевую воду и провизию. Но, вероятно, «Джестер» выглядела далеко на лучшим образом, когда к ней приблизился корабль американской береговой охраны. Ричей согласился перейти на борт спасателя, закрепив на яхте буксирный конец. При буксировке «Джестер» вновь заполнилась водой и пошла на дно.
Больше месяца после прибытия в Ньюпорт победителя еще продолжали финишировать участники «CSTAR-88». Последней ошвартовалась в гавани 9,3-метровая английская яхта «Водяной медведь». Ее время — 47:18:30.