Излишне говорить о том, что в олимпийский год каждые крупные соревнования — еще одна проверка готовности спортсменов к главному старту четырехлетия. Поэтому в Таллине собрались сильнейшие гонщики — 30 экипажей из 12 стран.
Шесть катамаранов «привел» из ФРГ почетный командор класса «Торнадо» Йорг Шпенглер, 5 экипажей приехали из Франции, по три яхты прибыли из Австралии и Финляндии. Кроме того, в гонках участвовали итальянские, испанские, шведские, голландские и канадские гонщики. В чемпионате принял участие великий Эльвстрем, который и по сей день довольно удачно выступает в этом классе вместе со своей дочерью Триной. Вышел на старт и двукратный чемпион мира англичанин Роберт Уайт. И наш двукратный чемпион — Виктор Потапов — оставил на время свой «звездник». Нашу команду представляли 6 экипажей.
На пресс-конференции журналисты спросили президента ИЯРУ Питера Талберга, почему на таких важных соревнованиях представительство стран оказалось не слишком широким?
— В чемпионатах участвуют, как правило, не более 15 стран,— ответил Талберг.— Вдобавок, сыграло свою роль и то, что многие яхтсмены уже отправили свои яхты в Пусан, а кое-кто предпочел отдохнуть после регат, на которых проходил отбор на Олимпийские игры...
На этой пресс-конференции никто не делал прогнозов — словно бы предчувствовали некую неожиданность. А наши тренеры вряд ли бы обнародовали свои тайные надежды на то, что севший на совершенно новую, а значит «необъезженную» лодку Коновалов сможет выступить столь блестяще. Но мы несколько забежали вперед...
Начало первой гонки было удачным для наших гонщиков: на первом знаке лидировал Владимир Костров, третьим огибал знак Сергей Шуст, девятым был Владимир Семенов. Что касается Юрия Коновалова, то он был лишь 17. А затем дисплей в бюро регаты известил о том, что три советских экипажа постепенно сдают позиции и лишь Коновалов упорно пробирается в лидеры. После второго «треугольника» он седьмой, а на верхнем знаке уже первый. И своего лидерства он уже не упустил, «намотав» отрыв пришедшим вторыми австралийцам в три с половиной минуты. Хотя в результатах это время никакой роли не играет, уверенности в своих силах, нужному психологическому настрою такой приход очень способствует.
Успех Коновалова был воспринят многими как счастливая случайность — в мировом парусном спорте имя его практически неизвестно, на прошлом чемпионате мира он был где-то в конце второй десятки. И словно желая снять все сомнения скептиков, Юрий, сразу захватив лидерство, выиграл с большим «запасом» и вторую гонку. (Как и первая, она проходила при слабом ветре). Вспомнилась его блестящая победа на недавнем чемпионате страны, — «по нулям», только на первых приходах. А на Балтийской регате он был вторым, выступая на старой лодке. Говорят, в тот вечер сам Эльвстрем, покряхтывая, лазил под катамараном лидера, что-то измерял и записывал...
После выходного дня, во время которого для участников чемпионата была приготовлена обширная культурная программа, Коновалов доказал, что может выигрывать и в сильный ветер — он вновь не оставил соперникам никаких шансов, наращивая свое преимущество на каждом отрезке дистанции. После третьей победы основные конкуренты «были должны» ему больше 20 очков. Стало очевидно, что наш гонщик — самый реальный претендент на звание чемпиона мира.
На следующий день сильный западный ветер поднял метровую волну. Он позволил организаторам провести сразу две гонки, наверстывая упущенное из-за штиля.
В первой гонке дня лишь сокращенная дистанция помешала Коновалову отыграть у победителя — знаменитого англичанина Роберта Уайта несколько секунд, разделявших их.
Пятая гонка началась через два с половиной часа после старта четвертой. К тому времени ветер еще больше усилился. На лавировку протяженностью около полутора миль по генеральному курсу гонщики тратили чуть больше 10 минут, а крутой первый бакштаг длиной в 1,3 мили пролетали за 4 минуты. В условиях стремительного прохождения отрезков дистанции (при сокращенной дистанции их было 9 вместо 11) самое главное было сохранять максимальную скорость. Лучше всех это удалось Роланду Геблеру из ФРГ. Почти всю дистанцию его буквально по пятам преследовал экипаж Приймака, который лишь на последних двух отрезках уступил совсем немного трем зарубежным экипажам.
Коновалов в этой гонке был седьмым, но это ни в коей мере не пошатнуло его лидерство — отрыв оставался весьма солидным и оставлял конкурентам лишь чисто теоретические шансы на победу. Что же касается основных зарубежных претендентов на призовые места, то их число после пяти гонок резко ограничилось: кроме Уайта это были экипажи француза Ле Де-рофа и итальянца Цикколи.
Шестая гонка была самой зрелищной и захватывающей. При ветре сильнее 10 м/с и большой волне катамараны, подобно настоящим торнадо, носились по дистанции. В этой гонке один катамаран опрокинулся, еще четыре не смогли финишировать.
Приятно было видеть, как на протяжении половины дистанции красные надувные знаки первым огибал катамаран под номером 71 — С. Приймак со шкотовым С. Кузововым. Но всего одна плохо пройденная лавировка отбросила наших ребят во вторую десятку. В такой солидной компании не прощают даже малейших ошибок, и поправить положение Приймаку так и не удалось. А Коновалов, вышедший на первый знак лишь четырнадцатым, медленно, но верно отыгрывал упущенные метры и секунды. Поистине завидное стремление к победе! И когда его катамаран пересек финишную линию пятым, с тренерского катера раздались усиленные мегафоном радостные крики: «Молодец, Юра! Поздравляем тебя, дорогой!» — набранных очков было достаточно для победы.
Так гонщик из Тольятти Юрий Коновалов вместе с минчанином Сергеем Кравцовым досрочно стали чемпионами мира. Камеры фотокорреспондентов запечатлели их лица — скорее ужасно усталые, чем счастливые. Ведь им пришлось преодолевать не только стихию, но и психологический пресс, всегда давящий на лидера. Победа! Все трудности мирового первенства позади. Впереди теперь — Олимпийская регата в Пусане, ведь чемпионат был для наших яхтсменов и последним отбором перед играми.
Последняя седьмая гонка проходила уже без чемпионов. Да, собственно, она почти ничего не решала: итальянцы уже обеспечили себе третье место, а чтобы подняться на вторую ступень пьедестала, им нужно было отыграть у французов 14 очков, что было практически невозможно. Пройдя при слабом ветре бок о бок половину дистанции и окончательно выяснив отношения, серебряные и бронзовые призеры сошли с гонки.
И опять что-то помешало Приймаку, долго лидировавшему, сохранить свое преимущество: третье место в последней гонке поставило «экипаж номер два» лишь на 13 место в общем протоколе.
То, что мировой чемпионат проводился в нашей стране, позволило практически всем ведущим советским гонщикам померяться силами с сильнейшими зарубежными яхтсменами. В то же время досадно, что столь привычная для нас нехватка валюты не позволила нам в этом году послать пусть не всю команду — хотя бы один экипаж на чемпионат Европы. И очень неуютно почувствовали себя новые чемпионы на заключительной пресс-конференции, когда серебряные призеры поинтересовались, отчего не видели наших парней на недавнем чемпионате континента. Ответ Сергея Кравцова, что было много важных соревнований внутри страны, вызвал обмен страдальческими взглядами.
На пресс-конференции были отмечены отличное судейство и четкое обслуживание регаты. Олимпийский парусный центр работал на том уровне, какой был во время проведения Олимпиады-80. Так, скажем, яхты еще только возвращались в гавань, а результаты уже были распечатаны и вывешены.
Но вернемся к выступлению наших гонщиков в Таллине. Думается, что были бы у нас еще один-два новых катамарана и несколько комплектов парусов, результаты советской сборной могли быть лучше. О выступлении Сергея Прий-мака уже говорилось. После шестой гонки его шкотовый, Сергей Кузовов, сокрушался: «Нам хотя бы грот получше, а то ведь мимо нас, как мимо столбов, проезжают! Даже ошибаться не приходится!»
И дальше: лучший приход у С. Шуста — десятый, а ведь он в четырех гонках подолгу боролся в первой десятке. Примерно та же картина у В. Семенова — один четвертый приход, хотя четырежды на первых отрезках был в десятке. Да и В. Костров в трех гонках начинал весьма успешно. В чем причины последующих спадов: материальная часть, отсутствие опыта участия в международных соревнованиях или недостатки в тактической и психологической подготовке?
Все это, конечно, не более чем приватные размышления... А закончить хочется на мажорной ноте — в Пирите царила дружественная, поистине спортивная атмосфера. Судейской коллегии не пришлось заниматься разбором протестов. И это радовало — тем более, что многим яхтсменам очень скоро предстояло встретиться в Пусане на Олимпийской регате.
Официальные результаты
«Торнадо» (30): 1 — Ю. Коновалов, С. Кравцов, СССР (места по гонкам — 1, 1,1,2, 7, 5, НУ); итоговая сумма очков — 26,0; 2 — Ж.-И. Ле Дероф, Н. Энар, Франция (3, 4, 5, 8, 3, 1, СГ); 43,4; 3 — Д. Цикколи, Л. Сантелла, Италия (5. 8, 2, 3, 6, 7, СГ); 57,4; 4 — Р. Уайт, Д. Ньюмэн, Великобритания (4, 3, 22, 1,13, СГ, 7); 73,7; 5 — Ю. 8ольф, М. Старкен, ФРГ (9, 14, 18, 6, 4, 2, 15); 78,7; 6 — Р. Геблер, Г.-Й. Пфох, ФРГ (21, 12, 24, 5, 1, 10, 4); 79,0; 13 — С. Приймак, С. Кузовов, СССР (15, 9, 15, 23, 5, 13, 3,); 91,7; 19 — В. Семенов, М. Коваль, СССР (25, 13, 4, 12, ФС, 20, 13); 121,0; 22 — С. Шуст, С. Бабаков, СССР (18, 17, 20, 10, 20, 22, 17); 138,0; 23 — В. Потапов, А. Янин, СССР (20, 26, 21, 18, 22, 9, 22); 148,0; 26 — В. Костров, И. Карпак, СССР (23, 22, 25, 21, 19, 23, НУ); 169,0.