Всесоюзные соревнования крейсерских яхт на Кубок Черного моря в прошлом году проводились уже пятнадцатый раз. И всегда это был настоящий праздник паруса. Причем не только для спортсменов южной части страны. В регате не раз принимали участие яхты из Саратова, Куйбышева, Москвы, Ленинграда, Харькова, Перми. С самого зарождения Кубка к нему очень серьезно относились и организаторы, и судейская коллегия, и участники.
Мы с удовольствием вспоминаем главного судью многих соревнований М. С. Неделько, главного мерителя И. С. Пронина, председателя технической комиссии Ю. Н. Казакова и других. Они не столько занимались всевозможными проверками, сколько сами помогали ликвидировать недостатки, подсказывали варианты улучшения рангоута, парусов, корпуса. Все организационные мероприятия проводились в Одессе.
И вот в 1983 году начались непонятные «перетряски», прежде всего, в судейской коллегии. Проводить регату стали люди, не обладающие достаточным опытом организации и судейства подобных соревнований. Их центром стал г. Сочи. Для спортсменов Молдавии, Одессы, Николаева. Днепра увеличились сроки участия из-за удлинения переходов к месту старта. В это же время вышло постановление об участии в соревнованиях только в отпускное время. И много подлил жару существующий порядок оформления выхода в море. Все вместе взятое и дало отрицательный результат: в последнем Кубке, например, участвовало всего 33 яхты
Горько сознавать, в каком положении очутилась сейчас некогда популярнейшая всесоюзная регата. Давно назрела необходимость принять самые решительные и кардинальные меры для спасения Кубка, а не отделываться, как в последнее время, «затыканием мелких дыр». Проблем у регаты — хоть отбавляй.
Всякое дело должно начинаться с хорошо поставленной информации. А при проведении КЧМ участники, да и вообще любители парусного спорта, испытывают, как принято сейчас говорить, «чувство информационного голода». Судите сами: нет даже самого элементарного — положения о соревнованиях, которое должно заранее высылаться в местные спорткомитеты. О хорошо оформленных программах или афишах в портах заходов и говорить не приходится. Газеты, похоже, просто-таки бойкотируют КЧМ. Напрасно искать в прессе даже крошечную информацию в несколько строк, которая рассказывала бы о Кубке.
Ни о каких торжественных церемониях, памятных подарках уже давно нет и речи. Грамоты бесцветные, написанные кое-как. Да и теми не были награждены вторые и третьи призеры. Уж на что в Евпатории всегда встречали торжественно, награждали за самую длинную дистанцию, чествовали кока последней яхты, — и здесь в последнее время тишина.
Немало проблем связано и с правилами выхода в море. Это и «трамвайный» береговой маршрут, и чисто береговые вопросы. КЧМ-87 начался с того, что от всех участников потребовали справки о временном проживании в районах регаты. А как же их получить спортсменам Волгодонска, Таганрога, Жданова. Киева, Никополя и других городов?
Хотелось бы обратить внимание еще на один щекотливый вопрос — продолжительность соревнований. На Кубок собирается цвет яхтсменов Азовского и Черного морей. Это серьезные люди, заслуженные спортсмены, передовые производственники. Было бы правильным узаконить для участников всесоюзных соревнований освобождение от работы (а комитетам по физкультуре и спорту на местах — еще более тщательно отбирать кандидатов для участия в регате). Сейчас они вынуждены использовать для этих целей очередные отпуска. Это необходимо и потому, что количество соревнований для крейсерских яхт увеличилось, а их продолжительность по правилам не должна быть менее двух суток. Я имею в виду городские, областные и республиканские регаты, вроде кубков Азовского моря, Днепра, Краснодарского края и другие. Так что отпуска есть куда расходовать. К тому же, крейсерские гонки любого масштаба — далеко не увеселительная прогулка. Это труд, и труд нелегкий.
Другой немаловажный вопрос связан с определением города-организатора. В этом году целесообразно дать старт в Новороссийске, которому исполняется 150 лет, а в будущем — предоставлять право на проведение и Феодосии, Евпатории, Жданову, Керчи.
На собрании капитанов после окончания КЧМ-87 было внесено немало предложений по повышению представительности и популярности регаты. По мнению большинства участников, этому значительно способствовало бы превращение этих соревнований в международные, ведь Черное море омывает берега четырех стран.