Но перед тем, как над гоночной дистанцией взлетит первая в этом сезоне сигнальная ракета, будет полезно, наверное, оглянуться на сезон прошедший: вспомнить итоги соревнований и определившуюся расстановку сил, обозначить наметившиеся проблемы, поговорить о путях их решения.
Итак, что же происходило в сезоне-87?
Международные соревнования
Это, без сомнения, самая серьезная проверка уровня подготовки спортсменов, наиболее точный и беспристрастный показатель того, что мы стоим в водно-моторном мире. В прошлом году советские гонщики четыре раза встречались со своими зарубежными соперниками Наиболее сложными и ответственными встречами были два чемпионата мира в международных классах скутеров — 0-500 и 0-350.
На чемпионате в классе 0-500, проводившемся в середине августа на Комсомольском озере в центре г Тернополя, подробно останавливаться не будем — развернутый рассказ о нем помещен в нашем постоянном разделе «Регаты, чемпионаты». Но для полноты картины напомним, что эта встреча, в которой принимали участие спортсмены 11 стран, явилась подлинным триумфом сборной СССР.
Чемпионат мира в классе 0-350 проводился в венгерском городе Сегед. В соревнованиях приняли участие около 30 представителей восьми стран мира. За нашу команду выступали ленинградцы А. Ишутин, А. Берницын, В. Плиев и Д. Джуренко, а также М. Голубцов из Запорожья. Их выступления в этом классе нельзя признать особо удачными: в число призеров попал лишь А. Берницын, который занял третье место. Четвертую позицию занял А. Ишутин, а остальные члены команды оказались в числе аутсайдеров — 12, 16 и 24-е места.
Правда, следует отметить, что на результаты во многом повлияли объективные условия, к которым наши спортсмены не были готовы. Взять например, такие «мелочи», как размещение нашей команды. Ее флоту отвели место в 251) м от стартового плота, при доставке судов к месту старта каждый раз возникали определенные сложности. Номера в гостинице оказались расположенными прямо под ночным баром, в котором до утра гремела музыка и веселились туристы. Все это заставило наших ребят понервничать. лишило их полноценного отдыха. Но эти «бытовые» трудности были, конечно, не главными. Основные сложности были чисто спортивными.
Всем известны преимущества наших катамаранов на поворотах. А организаторы соревнований приняли решение выставить на гребном канале длинную стометровую дистанцию, к которой был добавлен 250-метровый участок разгона. В результате трехточки венгров и итальянцев уже к первому бую отрывались настолько, что даже великолепное прохождение поворотов катамаранами не могло уравнять шансы.
Но все же, как бы ни была серьезна эта причина, винить нам здесь некого, кроме самих себя.
— Наша политика в отношении класса 0-350 в последнее время несколько сбилась с курса, — так прокомментировал результаты наших гонщиков главный тренер ЦК ДОСААФ П. Богда-н о в. — Все поголовно бросились строить катамараны, чтобы выигрывать всесоюзные соревнования, а о трехточках забыли и отстали здесь на несколько лет. В результате опытные зарубежные гонщики даже на корпусах «Даниш». от которых мы давно отказались, легко обгоняли наших спортсменов. Сделав выводы из выступлений в классе 0-350, всесоюзный тренерский совет порекомендовал ЦКТБ ДОСААФ и самим спортсменам заниматься разработкой новых конструкций трехточечных корпусов Это вовсе не значит, что мы, как флюгер, повернулись вслед ветру, и катамараны нынче не в почете. Нет, с преимуществами катамаранной схемы мы расставаться пока не собираемся, но приверженцы этого направления должны приложить все силы и знания, чтобы поднять скорость своих лодок на прямой. Для стимулирования обоих направлений тренерский совет решил гоночные моторы «Кениг» распределять поровну между ними.
Посильное участие в решении этой проблемы, в свою очередь, готов принять и наш журнал. Мы опубликуем чертежи и описание любой удачной, проверенной в деле конструкции гоночного корпуса, прежде всего, рассчитанного под мотор объемом 350 см3.
Участие наших спортсменов в чемпионатах мира подводило итог выступлениям сезона. И открывали его две традиционные весенние встречи команд социалистических стран.
Соревнования на кубок «За дружбу и братство» проходили 9—10 мая в чехословацком городе Пиештяны В них приняли участие более 40 гонщиков из СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии и ГДР Гонки проводились в международных классах скутеров, классе мотолодок S-500 и глиссеров R-1.
Эти соревнования отмечены трагическим событием, которое глубоко потрясло его участников — людей мужественных и, в общем-то, обычно не дающих волю чувствам. В одном из заездов погиб Анатолий Головин — капитан сборной команды нашей страны, мастер спорта международного класса, выступавший на скутере класса 0-500.
Протокол встречи пришлось изменить — командные результаты не определялись, а личные были распределены по итогам двух гонок. Победителем в классе 0-250 стал поляк В. Маршалек (625 очков), на втором месте — его соотечественник Б Никлевиш (495), на третьем — В. Вырбанов из Болгарии (427). Первое место в классе 0-350 завоевал А. Берницын (700 очков). а серебряным и бронзовым призерами стали И. Тубакош и Я. Фейл из Венгрии (625 и 394).
В старшем классе скутеров 0-500 впереди был венгр Д. Кормош, набравший 700 очков.
А. Ишутин стал лишь вторым (625), на третьем месте И. Христов из Болгарии, который отстал от серебряного призера ровно на 100 очков.
Преимущество венгерских спортсменов было заметно и в классе мотолодок S-500. Здесь выступали только два представителя ВНР, и оба они оказались сильнее остальных соперников. Первым был А. Гьетвай (569 очков), вторым — Д. Кути (525). Известный советский гонщик А. Раудва стал лишь третьим (495 очков).
В классе R-1 победил лидер наших глиссеристов X. Виссор из Тарту. Он набрал 800 очков — на 331 больше, чем у обладателя серебряной медали Д. Кошута из ЧССР! Третье место — тоже у представителя Чехословакии. С результатом 450 очков «бронзу» получил И. Харничек.
Через несколько дней сборная СССР отправилась в Болгарию. С 16 по 18 мая в г. Кырджали проводились международные соревнования на приз окружного Совета города. Наша страна была представлена шестью гонщиками (надо сказать, «первых номеров» в классе скутеров-«пятисоток» — А. Ишутина и А. Берницына — среди них не было). Помогали спортсменам четыре опытных механика.
Кроме хозяев и представителей СССР в соревнованиях приняли участие спортсмены ГДР, Венгрии и Финляндии. Так как параллельно с этой встречей проводился первый этап чемпионата Болгарии, участвовали в ней и сборные команды окружных Советов. К традиционной программе — выступлениям в международных классах скутеров — на этот раз было сделано дополнение. В командный зачет ввели класс глиссеров R-I000. но никто, кроме хозяев, этот класс не выставил.
Незадолго до старта вдруг выяснилось, что организаторы решили отступить от положения о соревнованиях и устроить старт с места. Для спортсменов и тренеров, которые ознакомились с положением заранее и на его основе выработали определенную тактику, эта новость была не из приятных — приходилось спешно все менять. Да и на деле все было организовано не очень удачно: собранные стартовые плоты оказались разными по высоте, гонщиков расположили очень близко друг к другу, хотя можно было расположиться и посвободнее. Вдобавок, к такому старту оказалась не готовой и судейская коллегия, которая в результате допустила немало промахов. Из-за плохой погоды тренировки были отменены, «попробовать воду» удалось лишь непосредственно перед заездами
Первыми стартовали скутера 0-250. Здесь нашу команду представлял А. Бакшис из Каунаса. Старт у него был довольно средним, но постепенно, вступив в борьбу с болгарскими спортсменами, гонщик вышел на вторую позицию и закончил гонку сразу за известным мастером В. Вырбановым. Упорная борьба с болгарскими гонщиками продолжалась и в следующих заездах, но в третьей гонке неудача — глохнет мотор. В итоге у А. Бакшиса лишь четвертое место, впереди — спортсмены НРБ.
В классе 0-350 от нашей страны были заявлены три гонщика — минчанин С. Витвицкий, П. Голубцов из Запорожья и рижанин В. Павловский. Все эти ребята впервые выступали на международных соревнованиях.
Выступали они неровно — сказывался недостаток опыта в «общении» с признанными мастерами. Вдобавок, слишком часто подводила техника: С. Витвицкий из-за перебоев в работе мотора сошел во второй гонке, у В. Павловского в третьем заезде лопнул картер двигателя. В общем, хотя и рановато им было на равных соперничать с известным болгарином М. Мариновым, результаты могли быть и лучше. В число призеров удалось прорваться лишь П. Голубцову — у него третье место, а на втором И. Тубакош из Венгрии.
Дебюты были и в классе 0-500. Ю. Лагутин и В. Шумаков из Грозного тоже впервые выступали на международных соревнованиях (как мы уже знаем, «поставив» на Юрия, тренеры сборной не ошиблись: он блестяще доказал это на чемпионате мира).
Главная борьба в этом классе развернулась между болгарином И. Иордановым и Ю. Лагутиным. Было видно, что соперники стоят друг друга — они отрывались от остальных участников чуть ли не на целый круг. По итогам первых двух гонок впереди был Иорданов, но в третьем заезде у него «скис» двигатель, и Юрий вышел на первую позицию. Болгарский гонщик в итоге стал лишь вторым. У В. Шумакова — шестое место: слишком неуверенно чувствовал он себя на поворотах.
В командном зачете победила первая команда хозяев, на втором месте наши спортсмены, на третьем — второй состав сборной Болгарии.
Сразу после гонок в Кырджали должны были состояться соревнования на приз памяти Басила Маринова, но из-за плохой погоды встречу пришлось отменить.
Мнение по итогам гонок в Кырджали мы попросили высказать старшего тренера по водномоторному спорту Центрального морского клуба ДОСААФ СССР С. Белугина:
— Опыт участия в этих соревнованиях показал, что спортсменов, недавно вошедших в состав сборной страны, следует «обкатывать» на встрече в Кырджали, — сказал он. — Здесь они могут встретиться с сильнейшими гонщиками из разных стран и впервые общаться с ними на равных. Участие в этих гонках помогает поверить в свои силы. А чрезвычайно напряженная программа предельно мобилизует и дисциплинирует молодого спортсмена, что позволяет потом не растеряться и на более представительных встречах. Думается, что в дальнейшем мы расширим практику использования кандидатов в сборную, не вошедших в основной состав, в качестве механиков. Это позволит им лучше понять атмосферу крупных международных соревнований, познакомиться с техническими новинками, с тактическими приемами признанных мастеров. А что касается частностей... Здесь можно сделать такой вывод: при тренировках не стоит ориентироваться на одни только наши условия: на принятые у нас организацию старта, расположение дистанции и так далее. Следует отрабатывать все варианты, иначе дальше побед на внутренних соревнованиях дело не пойдет.
В целом можно сказать, что сборная с поставленными задачами справилась и значительно способствовала поднятию престижа страны на представительных международных встречах. Все говорит о том, что мы на правильном пути. Правда, несколько настораживает тот факт, что «скамейка запасных» у нас пока пуста. Победы обеспечивают лишь два-три гонщика, а остальные, надо признать, все еще не могут поднять свой уровень. А когда сильных спортсменов хотя бы пять-шесть, то никаким неблагоприятным условиям, никаким ошибкам судей не помешать успеху...
Всесоюзные соревнования
Отличались они не меньшим накалом спортивной борьбы.
Главной из этих встреч был чемпионат СССР в международных классах скутеров, который проходил в два этапа — 18—19 апреля в Грозном и с 14 по 17 августа в Тернополе. Второй этап проводился сразу после окончания чемпионата мира в классе 0-500, это позволило многим молодым гонщикам впервые познакомиться с особенностями международных встреч и многому поучиться.
В чемпионате приняли участие 50 гонщиков, среди которых 11 мастеров спорта международного класса и 39 мастеров спорта. Наши лучшие гонщики, представляющие СССР на чемпионате мира в Тернополе, участвовали только в первом этапе, на котором проводилась 10-мильная гонка. Призовые места распределились здесь следующим образом:
0-250: 1 — С. Ковалев, г. Николаев (101,96 км/ч); 2 — И. Атаманов, Ленинград (101,64): 3 — Г. Лубяницкий, г. Севастополь (97,47);
0-350: 1 — А. Бакшис, г. Каунас (114,32); 2 — Г. Петров, Ленинград (III ,55); 3 — А. Якубович, г. Киев (110,35);
0-500: 1 — А. Ишутин, Ленинград (126,28); 2 — А. Чермашенцев, г. Ногинск (120,75); 3 — Ю. Лагутин, г. Евпатория (119,70).
А вот результаты серии гонок, проводившейся в отсутствие признанных мастеров в классе 0-500, выглядят несколько по-иному — вперед вышел второй состав:
0-250: 1 — А. Клюшников, Ленинград (517,14); 2 — Ю. Пывват, г. Тарту (514,74); 3 — А. Сайковский, Ленинград (338,78);
0-350: 1 — В. Плиев, Ленинград (608,90); 2 — Г. Петров, Ленинград (606,56); 3 — Д. Джуренко, Ленинград (580,58);
0-500: 1 — Ф. Искандерян, г. Ереван (499,31); 2 — В. Шумаков, г. Грозный (498,02); С. Атаманов, Ленинград (417,41).
Но в целом, несмотря на значительный «отрыв» ведущих спортсменов, соревнования прошли интересно, большинство участников показало хороший уровень подготовки и умение бороться за победу. Отдельные выступления свидетельствовали о том, что резервы у нашего водномоторного спорта все-таки есть.
В самый разгар лета, с 22 по 26 июля в Кинешме проводился лично-командный чемпионат СССР во всех классах судов, кроме международных. На старт гонок вышли представители II команд союзных республик, а также Ленинграда и Москвы. Среди 158 участников было II мастеров международного класса и 86 мастеров спорта.
Несмотря на большое количество классов судов и многочисленность спортсменов, судейская коллегия во главе с судьей всесоюзной категории М. Федоровым из Омска работала четко и создала равные условия всем участникам чемпионата. Опыт проведения этих соревнований в прошлые годы выявил ряд недостатков. Оргкомитет принял меры для их устранения. Главным и наиболее ценным результатом этой работы стало полное отсутствие аварий и травм, которое отличало чемпионат-87.
Командный зачет — главная отличительная черта этих соревнований, призванных работать, в числе прочего, и на повышение массовости нашего водно-моторного спорта. В судейских протоколах была представлена вся страна кроме Азербайджана и Казахстана.
Самая упорная борьба развернулась между командами РСФСР и Ленинграда. Дружные и располагающие сильнейшими спортсменами ленинградцы дали настоящий бой своим соперникам. Лидерство постоянно переходило от одной команды к другой, и лишь последние заезды глиссеров решили судьбу первого места, которое оказалось в руках представителей РСФСР. Команды Литвы и Украины были подготовлены не хуже, и только тактические просчеты не позволили им активно вмешаться в борьбу лидеров. А вот команда Армении выступила значительно ниже своих возможностей и оказалась лишь на предпоследнем 12 месте.
Если сравнить нынешнюю встречу с чемпионатами прошлых лет, то видно — расстановка сил практически не изменилась. Хорошо это или плохо? С одной стороны, радует, что всегда знаешь, на кого можно с уверенностью положиться. Но с другой, это положение говорит о том, что развитие водно-моторного спорта законсервировалось, ни одна из команд-аутсайдеров не сделала качественного скачка вперед, и впереди по-прежнему регионы, традиционно сильные в этом виде спорта. А хотелось бы видеть одинаково сильно подготовленные команды, на равных борющиеся за победу.
Касается это не только команд, но и отдельных спортсменов. Вот призеры, определившиеся после серии 4X5 миль:
SBN-350: 1 — Н. Егоров, г. Рига (188,76 км/ч); 2 — К. Федотов, Ленинград (184,43); 3 — А. Мателионис, г. Каунас (180,13);
SC-500: 1 — А. Раудва, г. Тарту (237,63); 2 — Р. Шпац, г. Рига (229,11); 3 — В. Кунич, г. Москва (223,53);
OBN-350: 1 — И. Герасименко, г. Киев (265,05); 2 — Б. Осипов, г. Грозный (263,96); 3 — А. Круш, г. Киев (259,29);
OCN-500: 1 — В. Кунич, г. Москва (283,72); 2 — А. Чермашенцев, г. Ногинск (281,80): 3 — Ю. Ивашкин, г. Ташкент (264,31);
R-1: 1 — С. Чермашенцев, г. Ногинск (245,87); 2 — Н. Казаков, г. Рига (244,31); 3 — С. Ильюшенко, Ленинград (239,65);
RN-2: 1 — А. Ракаускас, г. Алитус (276,15); 2 — М. Шахнович. г. Минск (270.67); 3 — Е. Детенышей, г. Таллин (257,66);
RN-4: 1 — А. Никоненко, г. Ульяновск (272,04); 2 — А. Кукушкин, Ленинград (259,90); 3 — Ю. Крушин, г. Кинешма (252,97).
В числе призеров десятимильной гонки, как видите, практически те же имена:
SB-350: 1 — Н. Егоров, г. Рига (60,80); 2 — A. Тореко, г. Москва (60,59); 3 — К. Федотов, Ленинград (60,22);
SC-500: 1 — А. Раудва, г. Тарту (75,46); 2 — Р. Шпац, г. Рига (74,35); 3 — В. Кунич, г. Москва (73,08);
OBN-350: 1 — Б. Осипов, г. Грозный (87,13); 2 — И. Герасименко, г. Киев (86.53); 3 — B. Сакавичус, г. Каунас (83,76);
OCN-500: I — А. Чермашенцев, г. Ногинск (93,97); 2 — В. Кунич, г. Москва (86,99); 3 — М. Трубников, г. Москва (83,31);
R-1: 1 — Н. Казаков, г. Рига (82,86); 2 — C. Макаревич, г. Минск (81,86); 3 — В. Белугин, г. Москва (73,97);
RN-2: 1 — В. Задубровский, г. Москва (90,05); 2 — А. Ракаускас, г. Алитус (89,41); 3 — М. Шахнович, г. Минск (86,13);
RN-4: 1 — А. Никоненко, г. Ульяновск (90,41); 2 — Г. Белорусов, Ленинград (86,21); 3 — Ю. Крупин, г. Кинешма (82,77).
Стабильность первых мест в таком сложном и «неустойчивом» виде спорта, как водно-моторный, говорит об одном: те, кто впереди, на голову выше соперников. И недаром таких гонщиков, как Виктор Кунич и Алдур Раудва (SC-500), Николай Егоров (SBN-350), мы встречаем потом в списке десяти сильнейших спортсменов сезона.
Специалисты отметили некоторый рост скоростных показателей во всех классах судов, прежде всего, за счет повышения уровня подготовки корпусов.
Хочется отметить еще один момент: массовость водно-моторного спорта — это и количество зрителей на гонках. Многие ребята, приходящие в спортивно-технические клубы, «заболели» этим прекрасным видом спорта, наблюдая за выступлениями гонщиков на соревнованиях. И отрадно. что организаторы не только прекрасно провели лично-командный чемпионат, но и позаботились о привлечении зрителей и болельщиков: открытие соревнований проходило на городском стадионе, где при переполненных трибунах с показательной программой выступили местные спортсмены. Большинство зрителей пришло потом и на гонки.
Кубок СССР проходил в конце сентября в Грозном. В соревнованиях приняло участие еще большее Количество спортсменов — 184. О высокой спортивной квалификации участников свидетельствовал тот факт, что две трети из них имели звания не ниже мастера спорта.
Гонки проводились в десяти классах спортивных судов. Спортсмены участвовали в серии гонок 3X5 миль и заезде на 10 миль. Для международных классов скутеров дистанция десятимильного заезда была выставлена по четырехбуйной схеме. Скоростная дистанция в сочетании с отличной погодой — отсутствием ветра и волны — позволила гонщикам достичь высоких результатов.
Вот как распределились призовые места. Серия 3X5 миль:
0-250: 1 — А. Сайковский, Ленинград (180,19); 2 — С. Ковалев, г. Николаев (179,63); 3 — А. Скорняков, г. Москва (177,07);
0-350: 1 — П. Голубцов, г. Запорожье (206,25); 2 — А. Бакшис, г. Каунас (202,95); 3 — А. Берницын, Ленинград (202,86);
0-500: 1 — А. Ишутин, Ленинград (233,52); 2 — А. Жиров, г. Москва (224,38); 3 — Б. Клюшников, Ленинград (223,46);
OBN-350: 1 — Б. Осипов, г. Грозный (176,06); 2 — Р. Исайцев Ленинград (171,46); 3 — И. Цыба, г. Киев (167,70);
OCN-500: 1 — В. Кунич. г. Москва (187,55); 2 — С. Ефимов, г. Владимир (182,54); 3 — Р. Харченко, г. Киев (172,91);
SBN-350: 1 — В. Кунич, г. Москва (126,77); 2 — Н. Егоров, г. Рига (126,00); 3 — В. Усолкин, г. Тольятти (119.68);
SC-500: 1 — А. Слактерис, г. Рига (156,73); 2 — В. Кунич, г. Москва (155,18); 3 — А. Раудва, г. Тарту (154,92);
R-1: 1 — Г. Лашко, г. Рига (167,98); 2 — М. Никоненко, г. Ульяновск ( 163.75); 3 — Р. Це рикидзе, г. Тбилиси (162,26);
RN-2: 1 — А. Ракаускас, г. Каунас (187,40); 2 — М. Шахнович, г. Минск (186,11); 3 — В. Зайцев, г. Воронеж (185,28);
R-3: 1 — В. Задубровский, г. Москва (196,27); 2 — В. Лауринайтис, г. Каунас (193,83); 3 — В. Ткаченко, г. Киев (175,88).
Гонка на 10 миль:
0-250: 1 — С. Ковалев, г. Николаев (101,96); 2—И. Атаманов, Ленинград (101.64); 3 — Г. Лубяницкий, г. Севастополь (97,47);
0-350: 1 — А. Бакшис, г. Каунас (114,32); 2 — Г. Петров, Ленинград (111,55); 3 — А. Якубович, г. Киев (110,35);
0-500: 1 — А. Ишутин, Ленинград (126,28); 2 — А. Чермашенцев, г. Ногинск (120,75); 3 — Ю. Лагутин, г. Евпатория (119,70);
OBN-350: 1 — И. Цыба, г. Киев (97,27); 2 — B. Сакавичус, г. Каунас (84,42); 3 — Б. Осипов, г. Грозный (92,55);
OCN-500: 1 — В. Кунич, г. Москва (104,08); 2 — С. Ефимов, г. Владимир (100,30); 3 — C. Кравцов, г. Новороссийск (95,98);
SBN-350: 1 — Н. Егоров, г. Рига (66,05); 2 — О. Денисов, г. Киев (65,45); 3 — К. Федотов, Ленинград (65,04);
SC-500: 1 — А. Слактерис, г. Рига (85,05); 2 — Р. Ниггулис, г. Таллин (81,01); 3 — Р. Ва-лентинавичус, г. Каунас (80,31);
R-1: 1 — Г. Лашко, г. Рига (103,38); 2 — Р. Церикидзе, г. Тбилиси (99,68); 3 — С. Макаревич, г. Минск (93,38);
RN-2: 1 — В. Зайцев, г. Воронеж (103,35); 2 — М. Шахнович, г. Минск (99,68); 3 — В. Ва-ленко, г. Киев (93,38);
R-3: 1 — В. Лауринайтис; г. Каунас (107,18); 2 — А. Калнцниемс, г. Рига (96,75); 3 — В. Задубровский, г. Москва (96,75).
Следует отметить, что гонки проводились и как рекордные заезды. Как уже говорилось, условия позволяли развивать очень высокие скорости. И рекорд состоялся!
Скорость 85,05 км/ч, показанная рижанином А. Слактерисом, является новым мировым достижением в классе SC-500. Ни один из мировых рекордов в классах международных скутеров, к сожалению, не был побит.
Юношеские соревнования
Интерес, который всегда проявляется к ним, объяснить нетрудно — всех наших водно-моторных «звезд» можно было впервые увидеть именно здесь. Первые высоты, покорившиеся на этих соревнованиях, помогли им обрести веру в свои силы.
Главная юношеская встреча сезона — первенство СССР и всесоюзные соревнования команд ДЮСТШ — проходила с 10 по 12 июля на Каунасском море. В ней участвовали 13 команд союзных республик, представители Москвы и Ленинграда и 11 команд ДЮСТШ.
В сезоне-87 эти соревнования впервые были четко разделены на две части. Участники первенства СССР не имели права гоняться за команды ДЮСТШ. Все отметили главный положительный момент этой «реформы» — направленность на повышение массовости водно-моторного спорта. В результате в первенстве участвовали 62 юных гонщика, а в соревнованиях ДЮСТШ — 63.
Имела встреча и еще одну отличительную особенность: в командном зачете учитывались все результаты всех спортсменов. Увеличение «стоимости» каждой гонки, несомненно, способствовало росту спортивности встречи, заставило ребят бороться до конца, ведь даже один «нулевой» результат отбрасывал команду далеко назад.
В первенстве СССР победила команда Узбекистана (639,23 км/ч) в составе Сергея и Максима Трушнных, Ильдара Залилова и Сергея Калганова. Ленинградцы — на втором месте (589,33), команда РСФСР — на третьем (588,57). Как видно по плотности результатов, борьба была очень острой. Особенно радует успех ребят из Узбекистана, сумевших с 10-го места в 1986 г. подняться сразу на первое. Команда выступила очень ровно, и несмотря на отсутствие своих представителей в составе призеров в личном зачете, сумела стать первой.
Призовые места в личном зачете распределились следующим образом:
SAN: 1 — М. Герасимов, РСФСР (скорость лучшей гонки — 53,98 км/ч); 2 — А. Шилале, Лит. ССР (53,09); 3 — Д. Филатов, Ленинград (51,87);
SBN: 1 — А. Мателионис, Лит. ССР (67,70); 2 — О. Чеботаев, РСФСР (65,62) 3 — Э. Кажис, Лит. ССР (65,92).
А вот на всесоюзных соревнованиях ДЮСТШ Ташкентская школа оказалась лишь третьей с результатом 581,31 км/ч. Со значительным отрывом победили здесь ребята из Каунасской ДЮСТШ — Глеб Собчук, Кястутис Баканас, Вадим Голосов и Гендрюс Макаре кас. Сумма скоростей, показанных ими в заездах — 670,36. На втором месте Таллинская школа (614,13).
А так выглядит расположение первых трех мест в личном зачете:
SAN: 1 — Р. Гребляускас, г. Каунас (59,09); 2 — К. Баканас, г. Каунас (51,50); 3 — А. Зайцев, Ленинград (50,90);
SBN: 1 — С. Никитин, Ленинград (65,15); 2 — Г. Макарскас, г. Каунас (64,22); 3 — И. Паутов, г. Ташкент (63,38).
При внимательном изучении результатов обоих соревнований обрашает на себя внимание тот факт, что результаты призеров в соревнованиях команд ДЮСТШ значительно выше, чем у команд, выступавших в первенстве СССР.
Аналогичная картина наблюдается и при рассмотрении результатов в отдельных классах судов. Если в прошлом отмечалось, что уровень подготовки команд ДЮСТШ ниже, чем сборных команд республик, то теперь приходится говорить об относительном отставании спортсменов, выступающих на первенстве страны. Так, например, первый результат в классе SAN в соревнованиях ДЮСТШ почти на 15 км/ч выше аналогичного на первенстве страны. В классе SBN эта разница составляет около 13 км/ч.
Это явление обратило на себя внимание специалистов федерации водно-моторного спорта СССР, и общее мнение можно сформулировать примерно так: «жесткий» командный зачет больше подходит для выступлений взрослых гонщиков, в более-менее полной мере овладевших техникой, умеющих «выжать» из нее и скорость, и надежность. А для юношей нововведение представляется не совсем логичным. Получается, что вперед в командном зачете выходят команды, которые не ставят своей целью выиграть в личном зачете, а поэтому берегут технику, проходят все гонки с невысокой скоростью, но по сумме скоростей оказываются в победителях. Усугубляется это положение еще и тем, что юношеские классы в плане обеспечения моторами находятся еще в более худших условиях, чем взрослые, и об обеспечении надежности техники можно только мечтать.
Выходом из положения может послужить спартакиадная система подсчета результатов по очкам, которая даже в условиях жесткого зачета по всем гонкам всех спортсменов несравненно более объективно определит сильнейшие команды.
Если подвести итоги выступлений наших гонщиков на важнейших международных и всесоюзных встречах, то можно сделать вывод, что в целом положение с водно-моторным спортом у нас неплохое. Результаты радуют. Но могут они быть значительно выше, если прекратится действие многих тормозов, влияние которых испытывают сейчас наши спортсмены.
Проблемы водно-моторного спорта вполне ясны сейчас из его названия.
Вода. Запреты, которые действуют сейчас во множестве областей нашей страны, — тяжелейший бич для этого вида спорта. Правда, понемногу лед этих ограничений начинает таять. Во многих случаях решить проблему можно. Примером тому может служить Минск. Руководители ДОСААФ Минска всегда были ярыми противниками проведения соревнований по водномоторному спорту. Но вот приступили к работе новый заместитель председателя обкома ДОСААФ и новый тренер по водно-моторному спорту, и дело, как говорится, закрутилось. Теперь в Минске согласны каждый год проводить международные соревнования памяти А. Головина, причем трасса расположена в самом центре города.
Как видно, вопрос водоемов решать можно. Гораздо сложнее с проблемой моторов, судов и другого спортивного снаряжения. Тут уже одними усилиями руководителей комитетов ДОСААФ на местах не обойтись.
О качестве моторов уже и речь не идет — какое там качество, когда нет самих моторов? Сняты с производства «Ветерок-12», «Нептун-23», «Привет-22». Без двигателей остались сразу несколько классов, причем больнее всего эта мера ударила по юношескому спорту. «Палитра» наших моторов, и так никогда не радовавшая разнообразием, теперь вообще стала одноцветной. Думается, руководства Минавтопрома и Минавиапрома, принимая решение о снятии моторов с производства, не до конца продумали последствия такого шага. Остается только надеяться, что ошибка будет все таки признана и исправлена.
По-прежнему не радуют спортсменов и производители гоночных судов — Шальчининкайский завод спортивного судостроения и ЛПО «Патриот». Качество корпусов остается потрясающе низким. Ну разве это дело, когда спортсмен, дорабатывая промышленную лодку, добивается прироста скорости не на 3—5%, а на целых 20—30%! Некоторые изделия этих предприятий не выдерживают даже транспортировки к потребителю, не говоря уже об участии в гонках. И дело не в том, что добиваться качества мы не умеем — изготовленные на этих же заводах по спецзаказам лодки не требуют такого «вылизывания», как серийные. Дело здесь в том, что высокое качество должно стать нормой!