— Такое «место встречи» удобно как для европейцев, так и для представителей США, — объясняет голландец Вим Ван Аккер, европейский командор международной ассоциации буеров класса DN. — Кроме того, не вызывало сомнений, что всем будет приятно соревноваться в районе со столь давними буерными традициями. А яхт-клуб «Кировец» ПО «Кировский завод» — идеальная база для проведения подобных регат. Он прекрасно оборудован и имеет большой опыт организации соревнований по буерному спорту.
Надо сказать, что сроки проведения «буерной недели», как потом стало ясно, были определены очень удачно. Лед Финского залива стал пригодным для движения буеров буквально за день до первого старта. Теплая погода так и осталась устойчивой — столбик термометра практически ни разу не опускался ниже +5°.
Правда, «дорога» была очень сложной. Мягкий, но относительно чистый лед перемежался с участками, покрытыми мокрой снежной «кашей» и лужами» Так что тренировки были в основном посвящены подбору наиболее подходящих коньков. «Ножи» пришлось убрать подальше и экспериментировать с широкими коньками призматического профиля. Понятно, что о достижении максимальных скоростей в этих условиях не могло быть и речи.
Праздник буера начался стартами открытого чемпионата СССР, в которых, кроме 55 советских гонщиков приняли участие 77 спортсменов из Польши, Австрии, ФРГ, Дании, Голландии, Швеции, Швейцарии и США. В результате отборочных гонок участники были разделены на так называемые «золотой» и «серебряный» флоты. Буеристы «золотого флота» боролись за чемпионское звание, а в «серебряном» были проведены утешительные гонки. Заезды проходили при довольно слабом ветре, на коварном мягком льду.
Первые старты — первые неожиданности. Победителем чемпионата СССР этого года стал... Станислав Мацур из Польши, а серебряным и бронзовым призерами — его соотечественники Петр Бурчински и Весла Марчинчик. Советский гонщик Тийт Хаагма оказался лишь четвертым.
— Вот мы и сквитались за победу Хаагма на нынешнем чемпионате Польши1 — смеется Станислав. Ему 36 лет, профессия у него редкая и, можно сказать, близкая к парусу — инженер по экологии воздушного бассейна. И при этом Мацур — опытный буерист. В 1981 году он был бронзовым призером чемпионата Европы и трижды завоевывал бронзовые награды на чемпионатах мира. Он трехкратный чемпион Польши.
На следующий день были проведены первые гонки Кубка Европы. К сожалению, завершить встречу не удалось — ветра «хватило» только на распределение участников по флотам. Сроки поджимали, и после штилевого дня началась самая важная встреча буерной недели — чемпионат мира.
К этому моменту подтянулись «отставшие» спортсмены Финляндии и Англии, и на лед вышло более 150 буеров! Двух «флотов» уже не хватало, пришлось ввести еще и «бронзовый». По оценке Вима Ван Аккера нынешний чемпионат мира оказался рекордным по количеству участников.
Постоянно скисавший ветер и на этот раз изрядно потрепал нервы организаторам и участникам встречи. В «золотом флоте» удалось провести только 6 гонок. Это был минимум, но его оказалось достаточно для определения чемпиона, которым уже во второй раз стал 28-летний американец Майкл О'Брайен.
Майк выступил на нынешнем чемпионате поистине блестяще. Пять раз из шести приходил он к финишу первым. Обращал на себя внимание великолепный старт американца (буерист, надо сказать, должен быть хорошим спринтером) — буер О'Брайена в конце стартового разбега опережал ледовые яхты соперников почти на полтора корпуса? Майк спокойно уходил вперед в чистом ветре, оставляя остальным участникам «отработку». Интересно было наблюдать и за тактикой американского спортсмена, неизменно выбиравшего свой, отличный от общей массы, путь по дистанции.
— Условия были очень сложными, — поделился впечатлениями американский спортсмен. — Качество льда было очень неравномерным. Кое-где хорошие участки, а в некоторых местах — настоящая каша. Поэтому я выбрал универсальные коньки. На открытом чемпионате СССР я не лез в лидеры, а спокойно изучал район гонок, ведь моей целью было стать чемпионом мира. В результате я хорошо знал обо всех сюрпризах льда и мог выбирать наиболее выгодные курсы.
Несмотря на не очень-то солидный возраст, Майк — парусник со стажем.
—- Паруса сопровождают меня чуть ли не с самого рождения, — рассказывает он. — Родители стали брать меня на яхту еще тогда, когда я не умел ходить. А в 6 лет отец впервые доверил мне руль. Жили мы тогда в штате Иллинойс. В 1972 году я переехал в штат Нью-Джерси, в город Нептун. Там познакомился с Хенри Боссетом, трехкратным чемпионом мира по буеру. Он-то и рассказал мне впервые о том, как ходят под парусом на коньках, показал, как построить хороший буер. Хенри — мой главный учитель в этом деле. Парусу посвящаю практически все выходные, а работаю я в фирме по производству морского спасательного оборудования 40 часов в неделю. Этой зимой у нас были отличные условия для тренировок — гонялся каждый уикэнд, причем нередко в компании сильнейших буеристов США, которые у нас в Нептуне — частые гости.
Летом Майк предпочитает катамаран «Торнадо», весьма близкий по своим качествам к буеру. Правда, надежды на участие в Олимпийских играх он уже оставил и ходит на катамаране для собственного удовольствия.
Серебряным призером чемпионата стал один из самых знаменитых буеристов мира Петр Бурчински из Польши — неоднократный победитель и призер чемпионатов мира и Европы. Опыт взял свое, ведь Бурчински занимается буерным спортом уже почти четверть века и при этом сохраняет прекрасную спортивную форму.
— А вот у нас в ФРГ, как, впрочем, и во всей Европе, этой зимой практически не было условий для тренировок,— говорит бронзовый призер чемпионата мира Андреас Бок, в повседневной жизни — работник небольшой торговой фирмы, принадлежащей его отцу.— Говорил с голландцами, так те вообще признаются, что в Ленинграде вышли на лед чуть ли не первый раз за сезон. То льда нет, то ветра. Только под Рождество удалось немного погоняться.
Андреас выступал на буере, который строил вместе со своим другом Томасом Бергнером, тоже принявшим участие в чемпионате. Коньки не менял с самого первого выхода на ленинградский лед. В открытом чемпионате СССР тоже не торопился и изучал обстановку.
А что же советские спортсмены? Лучший результат — 7 место, которое занял Роланд Бердаш...
Погода продолжала капризничать. В программе буерной недели оставался еще чемпионат Европы, но многие гонщики решили не ждать у моря погоды и отправились домой. А оставшиеся не прогадали: в последний день соревнований выглянуло солнце и задул хороший ветер. Правда, лед раскис еще больше. Но уже к трем часам дня было откатано 5 гонок. Чемпионом Европы уверенно стал Петр Бурчински, второе место занял его соотечественник Андрей Далецки, а Андреас Бок к «бронзе» чемпионата мира смог добавить такую же медаль европейского первенства. Наши буеристы так и не поднялись выше 6 места, на котором оказался Тийт Хаагма.
Что же произошло с нашей командой? Ведь советские спортсмены всегда были в числе лидеров мирового буерного спорта.
— Говорить о причинах неудач всегда трудно, — говорит тренер сборной СССР Петер Леола. — На мой взгляд, сыграло свою роль и то, что все наши гонщики — тяжеловесы и не могут на слабом ветре и вязком льду на равных конкурировать с более легкими соперниками. Кстати, среди победителей и призеров всех трех чемпионатов — ни одного спортсмена тяжелого веса. Тренировки в течение сезона мы проводили совсем в других условиях — на гладком, твердом льду и при очень сильном ветре. Но при всем этом надо признать, что над подбором коньков, совершенствованием парусов нам еще работать и работать.
Майкл О'Брайен, признавая высокие потенциальные возможности советских буеристов, тоже упомянул о том, что наши спортсмены использовали не совсем подходящие паруса.
Да и вообще многие проблемы лучше видны со стороны.
— По моему, вы слабо привлекаете к буерному спорту молодежь, — поделился своими соображениями Юзеф Яштур-Новицки, тренер польской команды и директор большого спортивного клуба в Мрогово. — У нас ребята начинают гоняться на буерах DN с 14-летнего возраста, для них устраиваются специальные соревнования. Играет свою роль и материальная база. В одном нашем клубе 100 буеров DN. Во всей Польше их более 500.
А по словам буеристов США в их стране насчитываеся около 700 ледовых яхт этого класса.
Но, как бы то ни было, праздник есть праздник. А он, вне всякого сомнения, состоялся. Об этом можно судить по многочисленным словам благодарности, с которыми обращались к организаторам и судьям зарубежные буеристы. «Из всех соревнований по буерному спорту, в которых мне довелось участвовать, чемпионаты мира и Европы в Ленинграде являются наилучшими в плане организации и обслуживания,— сказал чемпион мира-88 Майкл О'Брайен.— Надеюсь еще не раз выступить на вашем гостеприимном льду».
Что ж, будем надеяться, что когда-нибудь Ленинград снова станет ареной самых представительных встреч буеристов мира.
Официальные результаты
Открытый чемпионат СССР (132 участника): 1 — С. Мацур, ПНР (места по гонкам: 1, 1, 3, 1, 3, 2); итоговая сумма очков — 4,5; 2 — П. Бурчински, ПНР (5, 11, 4, 2, 2, 1); 12,2; 3 — В. Марчинчик, ПНР (8, 2, 1, 5, 4, 6); 16,6; 4 — Т. Хаагма, СССР (3, 6, 6, 8, 1, 5); 19,9; 5 — Я. Кукк, СССР (10, 10, 6, 4, 6, 16); 36; 6 — В. Вооремаа, СССР (2, 5, 9, 3, 38, 19); 37,5.
Чемпионат мира (154): 1 — М. О'Брайен, США (1, 1, 1, 1, 13, 1); 0; 2 — П. Бурчински, ПНР (1, 4, 6, 1, 2, 22); 11, 6; 3 — А. Бок, ФРГ (2, 3, 1, 4, 5, 13); 13,5; 4 — В. Марчинчик, ПНР (8, 3, 3, 2, 4, 5); 16,4; 5 — С. Мацур, ПНР (4, 5, 3, 2, 3, 29); 16,4; 6 — В. Стефанович, ПНР (5, 2, 6, 5, 1, Дф); 17,6.
Чемпионат Европы (54): 1 — П. Бурчински, ПНР (1, 18, 1, 1, 2); 1,6; 2 — А. Далецки, ПНР (3, 1, 5, 3, 3); 8,7; 3 — А. Бок, ФРГ (9, 3, 14, 2, 1); 13,5; 4 — С. Мацур, ПНР (16, 5, 2, 8, 4); 18,6; 5 — Яштур-Новицки, ПНР (6, 4, 8, 5, 8); 32; 6 — Т. Хаагма, СССР (2, 23, 7, 6, 9); 33.