Дорогой ценой
Традиционными соперниками в гонках катеров открытого моря были английские и итальянские спортсмены. Однако в последние годы англичане в значительной мере утратили свои ведущие позиции, особенно в классе самых мощных и быстроходных катеров класса I. Напомним, что к этому классу относятся однокорпусные катера и катамараны длиной от 6,1 до 15,3 м, на которых устанавливаются обычно два бензиновых двигателя рабочим объемом 16 л или два дизеля объемом до 32 л. Суммарная мощность 1500—2000 л. с. позволяет развивать скорость свыше 100 миль в час (160 км/ч). Важным качеством катеров является способность поддерживать высокую скорость в условиях открытого моря, при волнении до трех баллов (высота волны до 1,2 м), при котором возможно проведение соревнований.
Занятие океанским водно-моторным спортом — дело довольно дорогое, если за гонщиком не стоит какой-либо состоятельный спонсор или компания, желающая сделать себе рекламу на популярности этого спорта в «морских» странах Европы. Чтобы удерживаться в лидирующей группе, необходимо постоянно обновлять технику — корпуса и двигатели, которые стоят многие тысячи фунтов стерлингов. Не дешево обходится к транспортировка крупных катеров к месту соревнований (а их в европейских водах в прошлом сезоне проводилось 13. по результатам которых велся зачет чемпионата континента), высокооктановое топливо, которого расходуется ежеминутно до 4 литров. Так получилось, что класс I в стране Альбиона постепенно захирел и к началу чемпионата Европы 1987 г. англичане реально могли рассчитывать на успешное выступление только двух катеров-катамаранов, построенных фирмой « Кугэ».
В противовес им итальянцы имели 20 катеров класса I, среди которых не менее 12 были построены по новейшим проектам, оснащены надежными бензиновыми двигателями «Ламборджини» мощностью по 750—800 л. с. или дизелями «Изотта Фраскини» по 750 л. с. и управлялись высококвалифицированными гонщиками — неоднократными победителями и призерами международных соревнований. Интересно, что большинство этих катеров были построены на итальянских верфях по проектам английского конструктора Дона Шеда.
Впервые в борьбу на морских дистанциях включились французские спортсмены. В прошлом году во Франции был спроектирован к построен первый отечественный гоночный катер класса I, названный «Колибри-4». Его алюминиевый корпус длиной 12 м имел несколько необычные для катеров этого типа обводы с малой килеватостью днища и поперечным реданом; среди других судов он выделялся сильно выпуклой, так называемой карапаской, палубой. Управляемый Дидье Пирони — известным ранее гонщиком «Формулы I» на скутерах неограниченного класса,— «Колибрн-4» успешно выступил в ряде соревнований. Пирони имел реальные шансы на чемпионский титул в случае успеха в завершающих сезон трех крупных соревнованиях у берегов Англии: на приз «Нидлесс», из Кауса в Торки и обратно и «Гернзи-87». Кроме того, о серьезных намерениях французов свидетельствовали еще пять катеров, построенных во Франции или приобретенных в США и Италии.
На старт 158-мильной (256 км) гонки на приз «Нидлесс» в британском городе Пуле собрались около 30 гоночных катеров открытого моря. Стояла штилевая погода к Дидье Пирони, по укоренившейся в гонках скутеров по круговой дистанции привычке, сразу же со старта взял высокий темп. «Колибри-4» вырвался вперед из общей «стаи» и пошел наравне с новейшим катером «Пино Ди Пино», которым управлял знаменитый итальянский гонщик Ренато Делла Валле — трехкратный чемпион Европы и четырехкратный победитель гонок Каус — Торки — Каус. Промчавшись за четверть часа 25 миль, оба катера одновременно обогнули буй и взяли курс на следующий поворотный знак. И тут впереди себя оба экипажа (катером класса I управляют три человека — водитель, он же капитан, штурман и механик, контролирующий обороты двигателей и дифферент катера) обнаружили крупное транспортное судно. Оно шло тем же курсом и создавало большие расходящиеся в стороны волны. С шедших следом катеров заметили, как «Колибри» и «Пино» немного подвернули влево, чтобы обогнать транспорт метрах в двухстах в стороне.
«Колибри» первым настиг волну, причем Пирони рассчитывал, видимо, проскочить ее, не снижая скорости. От удара о волну вздыбилась туча брызг и в следующее мгновение катер вылетел из воды вертикально вверх так, что гребные винты выскочили из воды. В воздухе «Колибри» повернулся на правый борт и упал нм на воду, перевернулся вверх килем и увлекаемый работающими винтами, погрузился в воду.
Когда к месту аварии подоспели спасательные катера, перевернувшийся «Колибри» уже плавал на поверхности моря. Вблизи обнаружили труп одного из членов команды и три пластмассовых шлема, сорванных с гонщиков при ударе о воду. Двух других человек нашли повиснувшими вниз головами на ремнях безопасности, которыми они были пристегнуты к креслам. Подобная мера страховки применяется многими гонщиками, чтобы избежать ударов о приборную панель, штурвал, комингсы кокпита при скачке по волнам.
В данном случае ремни сыграли роковую роль: спортсмены не могли от них быстро избавиться и захлебнулись водой.
Более опытный Делла Валле встретил волну на сниженной скорости и избежал сильного удара. Он сразу же направил «Пино» на помощь французам, но было уже поздно...
Остальные экипажи продолжали гонку. Первым ее закончил итальянец Дамиано Спелта на «Бенедетто Швепс» (построен в Италии по проекту Дона Шеда из легкого сплава, оснащен парой дизелей «Изотта Фраскини» мощностью по 750 л. с.). Соотечественники погибших спортсменов на катамаране «Дивин» финишировали вторыми, одержав победу в своем классе II.
Еибель сразу трех гонщиков глубоко потрясла всех участников. За 20 лет, что проводятся гонки у берегов Англии, был только один несчастный случай, когда в 1975 г. в гонке Каус — Торки — Каус погиб один спортсмен. Нынешний инцидент заставил конструкторов критически оценить тенденции в создании облегченных катеров, для которых характерна концентрация высоких гидродинамических давлений на днище в районе поперечного редана. Именно это обстоятельство вызвало взлет «Колибри», а мощные «Ламборджини», вращающиеся в одном направлении, обусловили появление реактивного момента, повернувшего корпус в воз духе на правый борт. Должны быть также сделаны выводы о необходимости усовершенствования крепления ремней безопасности.
Из Кауса в Торки и обратно
Триумфом французского экипажа, возглавляемого Жаном Пьером Фрутье, завершились гонки из Кауса в Торки и обратно, состоявшиеся 30 августа. Впервые в этих соревнованиях одержали победу французы и второй раз за всю 26-летнюю их историю победителем стало двухкорпусное судно (в 1977 г. первым на финише был катамаран «Еллоудрама-III», управляемый английским гонщиком Кэном Кэссиром). «Роки Эуромарш» с Ж. П. Фрутье за рулем преодолел 234 статутных мили дистанции, размеченной в проливе Те Солент у о-ва Уайт и юго-восточного побережья Англии, со средней скоростью 79,12 миль в час (127 км/ч) — всего на 0,8 км/ч ниже рекорда данной дистанции, поставленного в 1980 г. американцем Б. Элсвиком. Этому способствовали штилевые условия, в которых катамараны обладают преимуществом в скорости перед традиционными однокорпусными судами.
На старт гонки вышло более 40 катеров открытого типа классов I и II и множество прогулочных катеров с каютами — так называемого класса «национальных крейсеров». Еще 30 катеров класса III состязались на 90-мильной дистанции вокруг о-ва Уайт, так что соревнования, известные как «К-Т-К» (Каус — Торки — Каус) еще раз подтвердили свою репутацию крупнейших гонок, проводимых в европейских водах. Обычно отчеты об этих гонках, проходящих при свежем ветре и волне, изобилуют перечислением поломок корпусов и механических установок, не обошлось без аварий и на этот раз: 18 катеров прекратили соревнования, не дойдя до финиша. Причиной стал именно штиль, заставивший многих гонщиков взять слишком форсированный темп гонки, которого не выдерживали машины и передачи на гребные винты.
Сразу со старта вперед вышла плотная группа катеров итальянских спортсменов, возглавляемая Фаббио Баззи на 12-метровом «моно» «Микро-макс». На этом катере стояли четыре дизеля «Сек-тек», развивающие 2480 л. с. После 18-мильной петли в проливе Те-Солент лидирующая пачка — «Микромакс», «Мартини Бьянка» (Чезаре Фиорио), «Бенедетто Швепс» (Дамиано Спелта), «Эуромарш Роки» и «Поль Пикот» (им управляла Джованна Реносси-Спелта, мать Дамиано Спелта и победительница прошлогодних гонок в Каусе) вырвались на простор открытого залива. И здесь небольшой, но ответственный узел механической установки — помпа системы охлаждения двигателей, — подвела лидера. С парящим холодильником «Микромакс» сошел с дистанции.
Следующим был Дамиано Спелта: выйдя из-за мыса Портленд Билл, прикрывавшего начальный участок морской дистанции от волны, «Бенедетто Швепс» на скорости 130 км/ч внезапно резко зарыскнул в сторону, выбросил свой экипаж за борт и пошел на дно. Вероятно, произошла неожиданная поломка рулевого привода. Итальянский экипаж тут же был спасен, а их соотечественники на «Мартина Бьянка», повернувшие к месту аварии чтобы оказать помощь, потеряли свое преимущество.
Гонку повел теперь Бруно Аббат на спроектированном им катере «Габсиа Дей Гансиа», на котором четко работали надежные дизеля «Изотта Фраскини» общей мощностью 1500 л. с. На короткое время его обогнал англичанин Роберт Кук. до предела выжав рукоятки «газа» двух 12-цилиндровых гоночных бензиновых двигателей типа «Ягуар» с турбонаддувом (мощностью по 850 л. с.). Перед форштевнями катамарана «Шампань Мумм» было только открытое море... Но триумф Кука оказался скоротечным — через несколько минут сломался редуктор одного из двигателей и катер «прихромал» в Торки только 21-м.
Для большинства участников соревнований первый этап гонки до Торки имел главное значение. Ведь по его результатам начислялись зачетные очки Чемпионата Европы 1987 г. Поломки и высокие скорости изменили расстановку сил на последних десятках миль перед Торки. Первым достиг промежуточного финиша «Роки Эуромарш», затратив на 128 ст. миль дистанции 1 ч. 38 мин 18 с. Это было сюрпризом не только для всех участников соревнований, но и для самих французов, которые испытывали неудачи почти во всех выступлениях в начале сезона. В гонках у о-ва Сардиния «Роки Эуромарш» даже перевернулся, но был восстановлен впоследствии и с тем же Фрутье за рулем стартовал в других соревнованиях.
Итальянцы преследовали французского лидера буквально по пятам до самого финишного створа. Вальтер Раггаззи на 12,8-метровом «Фреш энд Клин» с двигателями «Ламборджини» финишировал всего восемью секундами позже; еще через 17 с отмашку получил Рикардо Равизза на алюминиевой «Аннабелле», построенной по проекту Дона Шеда. А Бруно Аббата, финишировавшего шестым, отделяли от победителя всего 4 минуты. Перед ним закончил гонку победитель в классе II — катамаран «Дивин» с французским экипажем во главе с Франсуа Марре. На этом 9,7-метровом катере были установлены три 200-сильных подвесных мотора «Меркюри» и его экипаж, казалось, не имел никаких шансов в соперничестве с мощными катерами I класса с их 16-литровыми двигателями. Однако французы прошли дистанцию с хорошей скоростью — 124,26 км/ч, которая оказалась на 4 км/ч выше, чем у победителя гонки 1986 г. в классе 1.
В Торки каждому экипажу давался ровно час для ремонта, отдыха и дозаправки топливом, после чего он имел право стартовать. Первым ушел в обратный путь «Роки Эуромарш» с окрыленным успехом экипажем. И вновь итальянцы зависли у него на транце, а затем вперед вышла «Аннабелла» Рикардо Равизза. В таком порядке катера и вошли в Те Солент. Здесь у поворотного буя их курсы неожиданно разошлись. Штурман итальянского катера неверно определил направление на следующий буй. Несмотря на соблазн повернуть вслед за опытными гонщиками, 17-летний сын Жана Фрутье Стефан, выполнявший обязанности штурмана, убедил отца в правильности выбранного им курса. Этот курс и привел французский экипаж к победному финишу. Второе и третье места заняли Р. Равизза и В. Рагаззи.
В классе II катер «Дивин» сохранил свое лидирующее положение; его скоростной результат оказался третьим в общем зачете (после «Аннабеллы» Равизза).