Причин того сложного положения, в котором оказался Кубок, несколько. Самым болезненным ударом оказался для него строгий пограничный режим, ограничивавший маршруты гонок прибрежным «коридором». Это резко снизило остроту спортивной борьбы, выхолостило саму сущность крейсерских гонок, тактика и стратегия которых требуют прежде всего свободы маневра. И вполне естественно, что большинство яхтсменов стало отдавать предпочтение, скажем, тому же Кубку Онежского озера, свободному от пограничных «барьеров».
А в прошлом году ко всем прочим бедам прибавилось отсутствие судна обеспечения, и впервые за всю историю Кубка эти ежегодные соревнования не состоялись.
Рассчитывать на повышенный интерес к регате после таких несуразностей было бы, по крайней мере, наивно. Но было решено в этом году провести Кубок во что бы то ни стало — пусть хотя бы с десятком яхт.
Маршрут Кубка Балтики-88 был уже свободен от ограничений. Яхтсмены могли выбирать любые курсы. Кроме того, на протяжении всего маршрута предусматривалось несколько поворотных точек, расположенных в нейтральных водах.
Упростилась и процедура оформления выхода экипажей в море — для этого достаточно решения местного спорткомитета.
Но поскольку, как уже говорилось, доверие к регате было подорвано, заявки подали только 24 экипажа; еще две яхты присоединились к эскадре в ходе гонок. Правда, для столь малого количества участников «география» оказалась достаточно широкой: были представлены Ленинград, Москва, Таллин, Рига, Калининград, Выборг, две яхты — «Корвет» и «Возвращение» — пришли на старт из Северодвинска (обе — самостоятельной постройки). Самой многочисленной группой, как и на прошлых Кубках, оказались «Таурусы», большая часть которых представляла московские клубы.
Старт первого этапа Ленинград — Таллин сразу проверил яхты на прочность. Сильный шквал, настигший еще не успевшую растянуться эскадру вблизи Кронштадта, заставил некоторые экипажи спешно менять порванные в клочья спинакеры. Этот этап был единственным, на котором наилучшее действительное время показал не один из ленинградских «Цетусов», а Л6 «Кама». На остальных этапах «Заря» и «Греза» (капитаны О. Кяэр и К. Бойков — неоднократные победители и призеры Кубка) приходили на финиш со значительным отрывом от остального флота и каждый раз в непосредственной близости друг от друга. Матчевый поединок этих новеньких быстроходных яхт был, пожалуй, одним из интереснейших моментов регаты.
К сожалению, таллинский оргкомитет соревнований сработал не лучшим образом. Счет за услуги был выставлен своевременно, а вот самими услугами, даже самыми элементарными — душем, например, яхтсмены смогли воспользоваться только после вмешательства судейской коллегии.
Преодолев 200-мильный второй этап, яхты пришли в Вентспилс. Находясь под впечатлением прохладного приема в Таллине, никто и не предполагал, что в честь участников Кубка здесь будет устроен настоящий праздник. Не совсем удобная получилась ситуация, когда совершенно случайно на этот праздник попали... лишь экипаж одной из яхт и судейская коллегия. Правда, на следующий же день представилась возможность «загладить вину»: яхты и главное судейское судно — красавица-шхуна «Ленинград» приняли участие в параде, посвященном Дню рыбака.
Обогнув поворотный знак милях в двадцати западнее Вентспилса, яхты взяли курс на Ригу (170 миль). На протяжении всего этапа ветер был очень слабым, аутсайдеры заканчивали гонку практически в штилевых условиях.
В Рижском заливе был дан старт последней гонки по треугольнику протяженностью чуть более 60 миль. Здесь к участникам присоединился еще один «Цетус» — таллинская «Веста» (капитан Ю. Плизник), которая уверенно обошла и «Зарю», и «Грезу».
Обладателем переходящего Кубка Балтийского моря за наименьшее исправленное время прохождения всех этапов стал экипаж московской яхты «Торос» («Таурус», капитан В. Козлов). «Приз быстрейшей яхте» достался экипажу ленинградского «Цетуса» «Заря».
Регата закончилась. Несмотря на небольшое количество участников, гонки получились очень интересными и спортивными. Какое будущее ждет Кубок?
На собрании капитанов после торжественного закрытия соревнований было высказано немало предложений. Одно из них — сделать гонки международными с заходами в иностранные порты.
Сейчас ведутся переговоры о проведении Кубка Балтики-89 по маршруту Ленинград — Хельсинки — Гдыня. Этот вариант, без сомнения, очень интересен, но уже сейчас становится ясно, что число участников от каждой страны придется ограничить — иначе трудно будет обеспечить прием флота на этапах. Может быть, есть смысл проводить Кубок по «старой», всесоюзной программе, что позволит обеспечить его массовость? В качестве запасного отрабатывается и этот вариант. Предварительно установлены и сроки проведения— с 1 по 17 июля.
Результаты Кубка Балтики-8В
2—18 июля 1988 г.
I группа (3 яхты): 1 — «Заря», О. Кяэр, Ленинград (места по гонкам — 1, 1, 1, 3); итоговая сумма очков — 12,25; 2 — «Греза», К. Бойков, Ленинград (2, 2, 2, 2); 7; 3 — «Веста», Ю. Плизник, Таллин;
II группа (3): 1 — «Орион», А. Аристов, Ленинград (3, 1, 1, 2); 14,875; 2 — «Альбатрос», Р. Леонтьев, Ленинград (1, 3, 3, 1); 11, 625: 3 — «Эра», В. Такиди, Ленинград (2, 2, 2, 3); 11;
III группа (10): 1 — «Торос», В. Козлов, Москва (1, 2, 1, 1); 57,5; 2 — «Аврора», И. Марков, Москва (3, 1, 2, 2); 53,5; 3 — «Моби Дик», В. Ко-лыбасов, Москва (2, 4, 4, 4); 43,5;
IV группа (9): 1 — «Кама», Я. Жуйков, Ленинград (1, 1, 1, 1); 55,5; 2 — «Нева», В. Татаринцев, Ленинград (2, 3, 2, 2); 46; 3 — «Родина», В. Петров, Выборг (3, 2, 4, 3); 42,7.