В столь необычных соревнованиях советские яхтсмены принимали участие впервые. Условия были достаточно жесткие: за 13 дней участники должны были пройти 980 миль (1577 км) из Форт-Лодердейл до Вирджинии-Бич вдоль побережья Атлантического океана. Весь маршрут был разбит на 13 участков (самый короткий 26 и самый длинный 122 мили) с таким расчетом, чтобы их можно было пройти в светлое время суток, а ночь отдыхать на берегу. Старт давался прямо с пляжа — вот тут-то нашему экипажу и требовалась помощь Игоря Кузнецова, который помогал вытолкнуть катамаран за полосу мощного океанского прибоя. Он же первым встречал наш «Торнадо» на финише очередного этапа.
Во время гонки безопасность оставалась заботой каждого экипажа, который мог рассчитывать только на собственные силы. Кстати, им предоставлялось право решать в зависимости от метеоусловий — стартовать или отказаться от гонки. Для обеспечения личной безопасности гонщики должны были кроме спасательных жилетов запастись свистками, фонарями, страховочными концами, морскими компасами, сигнальными ракетами, радиопередатчиками и морской картой очередного этапа. Однако воспользоваться радиопередатчиком можно было только в случае чрезвычайных обстоятельств.
В регате принимали участие опытные яхтсмены из США, Англии, Франции, Голландии и СССР. Всего стартовали 16 экипажей, в том числе олимпийские серебряные призеры и чемпионы мира Рэнди Смит и Роберт Уайт (правда, перед началом гонок Уайт заболел воспалением легких и английский катамаран повел в океан Джон Дауни).
Старт очередного этапа давался в 10 часов утра, стартовая линия размечалась на пляже, прямо на песке. Катамараны занимали места в соответствии с порядком на финише предыдущего этапа.
Первые два этапа к Форту-Пирс (98 миль) и Кока-Бич (61 миля) катамараны преодолели с бризовыми ветрами, затратив на них по 8 и 6 часов. Как потом выяснилось, это были самые легкие участки пути.
Трудными были последние 2—3 часа перед финишем третьего этапа, когда внезапно разыгрался шторм и пришлось идти в бейдевинд под проливным дождем. Нашему экипажу удалось финишировать вторым, следом за победителем регаты — американским катамараном «Холл Ауто» экстремальной конструкции. На четвертом этапе гонщикам пришлось лавировать или идти в бейдевинд более 70 миль. Нелегко было шкотовым почти девять часов откренивать катамаран, повиснув на трапеции!
Были и штилевые гонки, когда за пять часов удавалось пройти около 20 миль, и гонка в плотном тумане, когда вокруг не было видно никого из соперников, не говоря уже о береге. У финиша этой гонки катамаран «Графити» — победитель прошлогодней регаты «Уоррел-1000» — в тумане вошел в устье реки Орегон и на хорошей скорости врезался в устои моста. Майка Бендера и Вэйна Мунехэма катер береговой охраны подобрал из воды тотчас же, а вот катамаран к продолжению гонок оказался не пригодным. Американцам пришлось завершать регату на арендованном у местных яхтсменов судне.
У мыса Хаттерас с самолета, пролетавшего над районом гонок, обнаружили, что катамараны идут по мелководью, окруженные стаей из 100—150 акул. Если бы этих морских хищников длиной 1,5—3 метра гонщики смогли наблюдать так же хорошо, как с самолета, они поостереглись бы вывешиваться за борт над самой водой!
Наши яхтсмены огибали этот мыс первыми и встретились здесь с беспорядочной толчеей волн — и небольших по высоте, и вздымающихся почти отвесно двух-трехметровых гребней. Оказалось, что здесь встречаются два течения — теплый Гольфстрим и холодное Лабрадорское. Они-то и создают хаос из волн, на котором катамаран трясло и швыряло, а в один момент ударом шальной волны чуть было не опрокинуло.
Особенно трудными были 5 и 11 этапы. От Джексонвилла до о-ва Таиби (122 мили) шли более 14 часов в основном вне видимости берегов. Конкурентов тоже не было видно Под конец наши спортсмены решили подойти ближе к берегу и определиться по маяку. Но маяка не нашли и пришлось идти вдоль берега, на что ушло лишних полчаса. 65 миль одиннадцатого этапа преодолели тоже за 14 часов, но уже в тумане. На этом этапе и пришлось познакомиться с мысом Хаттерас, пользующимся недоброй славой.
Сюрпризы, преподносимые погодой, редко позволяли укладываться в светлое время суток. Приходилось финишировать вечерами, когда в этих широтах опускалась темная ночь, а аутсайдеры достигали берега уже после полуночи. Кое-кому удавалось отдохнуть считанные часы, ремонтируя повреждения, которые накануне нанес океан.
Старт последнего этапа был дан при ветре 6—7 баллов. На курсе бакштаг суда развили весьма внушительную скорость. Наш «Торнадо» завершил этот этап первым, пройдя 26 миль за 1 час 6 мин. По сумме результатов Ю. Коновалов и С. Кузовов заняли 4-е место (места по этапам: 5, 6, 2, 2, 6, 2, 4, 5, 6, 5, 2, 1; общее время — 102 ч 59 мин 15 с). Пройти все этапы смогли только 6 экипажей, а победили Рой Симэн и Эл Этридж на «Холл Ауто», девять раз приходившие на финиш первыми и трижды вторыми (их время — 92 ч 27 с).
Регата вконец измотала даже тренированных спортсменов. На каждом этапе одна, две, а то и три лодки не доходили до финиша: или суда ломались, или экипажи не выдерживали.
От редакции
Весной 1974 г. в баре ресторана в Вирджиния-Бич — городке на Атлантическом побережье США близ Норфолка — было заключено пари. Одно из множества тех, что заключают между собой мужчины под хмельком по самым разным поводам. Хозяин ресторана, он же яхтсмен Майк Уоррелл побился об заклад, что пройдет на гоночном катамаране «Хобби-16» из Майами, что во Флориде, до Вирджиния-Бич — почти 1000 миль вдоль открытого побережья Атлантики.
Выиграть пари Уорреллу в тот раз не довелось: сразу после выхода из Майами на катамаране одна за другой стали происходить различные поломки. Авантюра закончилась в Форт-Лодердейл, Уорреллу удалось пройти всего около 30 миль...
От своей идеи яхтсмен, однако, не отказался. Через два года ему удалось заинтересовать ею еще нескольких владельцев «Хобби» и вместе с ними пройти весь маршрут. А в 1977 г. соревнование было включено в парусный календарь американских яхтсменов под названием «Уоррелл-1000» и привлекло тех, кто хотел испытать свою выносливость и волю в двухнедельной гонке на легких катамаранах. Экипаж увеличился до трех человек. Вся дистанция была разбита на несколько этапов, в море катамараном управляли два человека, а третий член экипажа, вытолкнув лодку через прибойную волну, переезжал по берегу на место очередного финиша.
Случалось, что яхтсмены проводили в океане до 40 часов, находясь на открытом ветру и соленым брызгам трамплине (парусиновый тент, натянутый между корпусами). У многих начинались галлюцинации и только считанные экипажи могли преодолеть весь маршрут гонки.
С 1983 г. к участию в регате стали допускаться более быстроходные катамараны длиной не более 20 футов (6,1 м) и шириной не более 8,5 футов (2,59 м). Сократилась протяженность этапов, стали обязательными остановки на ночь, хотя из-за погодных условий гонки иногда затягивались до полуночи.
В прошлом году организаторы гонок «Уоррелл-1000» по предложению двукратного чемпиона мира, серебряного призера Олимпиады-84 Рэнди Смита пригласили на соревнования советский экипаж. С мастерством советских яхтсменов Смит имел возможность познакомиться на парусной регате Игр доброй воли в Таллине в 1986 г. В них он увидел своих главных соперников в предстоящих гонках Олимпиады-88.
Как оказалось, американцы не ошиблись в своих ожиданиях: участие нашего экипажа придало остроту соревнованиям, а наши ребята еще раз продемонстрировали высокие морально-психологические качества и волю к победе. Их приезд в США в немалой степени способствовал улучшению взаимопонимания яхтсменов обеих стран. Чего стоит, например, заголовок «Гласность — лед растаял/», появившийся в одной из газет после того, как Ю. Коновалов и С. Кузовов финишировали вторыми в трудном этапе Кока — Дэйтона-Бич. После этого 73-мильного перехода яхтсмены безоговорочно приняли их в свою среду, ледок недоверия и сомнений, действительно, растаял.
Катамаран, управляемый Ю. Коноваловым и С. Кузововым, оказался единственным из трех «Торнадо», стартовавших в Форт-Лодердейл, который прошел весь маршрут гонки. Четыре раза он приходил на финиш вторым, вслед за катамараном «Холл Ауто», имевшем экстремальную конструкцию и построенным специально для этой регаты. А на финальном финише катамаран с литерами USSR на парусе первым достиг берега. И это при том, что наши яхтсмены впервые участвовали в столь необычных для себя соревнованиях и, в отличие от соперников, не имели дополнительных парусов для легких попутных ветров.
Заметим, что большинство стартовавших катамаранов были построены по правилам класса «Уоррелл-20». Самыми главными ограничениями в этих правилах являют я наибольшая длина корпусов — не более 20 футов и общая масса вооружен ого катамарана — не менее 400 фунтов (180 кг). В пределах этих ограничений судно может иметь любую конструкцию и площадь парусности. Предстартовым фаворитом гонок был катамаран «Домино», построенный для победителя регаты «Уоррелл» 1985 г. Рэнди Смита по проекту Рона Холдера. Проектирование и постройка судна обошлись в 40 000 долларов, несмотря на сравнительно небольшие размерения.
Сравнительные данные катамаранов
«Торнадо» | «Домино» | |
Длина наибольшая, м | 6,10 | 6,10 |
Ширина наибольшая, м | 3,01 | 3,90 |
Ширина поплавкапо КВЛ, м | 0,33 | 0,40 |
Осадка со швертом, м | 0,78 | 1,17 |
Масса, кг | 184 | 206 |
Площадь, м2: | ||
лавировочных парусов | 20,3 | 39,6 |
грота | 15,3 | 26,6 |
стакселя | 5 | 13 |
ричера | — | 27 |
спинакера | — | 51 |
В своем проекте конструктор учел, что почти 80% времени регата проходит при умеренных попутных ветрах. Поэтому были разработаны корпуса с круглоскулыми глиссирующими обводами, отличающимися от «Торнадо» более плоским днищем. Хотя в самый слабый ветер корпус с такими обводами имеет меньшую скорость из-за повышенной смоченной поверхности, при усилении ветра свыше 4 м/с он выходит на режим глиссирования и способен развить скорости, значительно превышающие скорость того же «Торнадо». Разумеется, критическим для глиссирующего судна становится масса конструкции, поэтому корпуса «Домино» были изготовлены из высокопрочного углеволокна и пенопласта (трехслойной конструкции). Масса каждого корпуса оказалась равной 33 кг, что более чем на одну треть ниже массы серийного корпуса аналогичных размеров.
Холдер оснастил «Домино» развитым парусным вооружением с профилированной мачтой-крылом высотой 11,2 м (ее масса — 17 кг). В свежий ветер катамаран мог нести 40 м2 парусов — вдвое больше, чем «Торнадо», а при слабых попутных ветрах ставился несимметричный спинакер площадью 51 м2, так что общая площадь парусов достигала 78 м2! Все паруса были сшиты из высокопрочных и гладких, но зато и очень дорогих тканей — майлара и кевлара. Стоимость парусов составила почти половину всех расходов на постройку катамарана.
«Домино» оказался на воде только за сутки до старта регаты. А уже через полторы минуты после стартового сигнала первого этапа, когда Смит начал добирать гика-шкот, мачта-крыло вдруг сложилась пополам...
И все таки Смит прошел этот этап. Поставив на «Домино» первую подвернувшуюся мачту от «Торнадо», американцы ринулись догонять ушедший на дистанцию флот через четыре часа после официального старта.
В Форт-Пирсе, работая всю ночь, экипаж «Домино» оснастил катамаран более эффективным парусным вооружением и вместе со всеми стартовал во второй гонке. И снова, на этот раз уже окончательно, Смит должен был прекратить соревнования: всего в двух милях от берега треснул корпус в районе главной несущей поперечной балки.
Черты экстремальности конструкции, когда в жертву безопасности предпочтение отдается скоростным качествам, можно было обнаружить и на остальных 10 катамаранах этого класса. На «Холл Ауто», например, на внешних бортах корпусов были закреплены откидные фермочки (выстрела) из алюминиевых труб, которые позволяли шкотовому перенести свой центр тяжести почти на 3 м за кромку наветренного борта и эффективно откренивать катамаран, несущий огромную парусность.
Заметим, что как и большинство подобных соревнований на Западе, «Уоррелл-1000» служили также рекламным целям.