Еще несколько лет назад, анализируя итоги международных и всесоюзных соревнований, мы столкнулись с одним парадоксальным явлением. Некоторые яхтсмены имели хорошую материальную часть и благодаря этому закрепились в составе сборных команд. В то же время талантливая молодежь, пользующаяся старой спортивной техникой, такой возможности, по существу, не имела.
С другой стороны, на результатах выступлений сказывалась и уравниловка. Ведь что получалось: на всесоюзные соревнования, в том числе и на отборочные, все республики могли выставлять одинаковое количество экипажей. Но, согласитесь, парусный флот Украины и Казахстана, к примеру, существенно различен по всем показателям. Вот почему теперь решено определять количество экипажей от республик в зависимости от количества вымпелов, стартовавших на первенствах этих республик. Стартовало, скажем, 10 яхт в классе «Финн» — одна допускается на всесоюзные соревнования; стартовало 20 — две яхты... Такая практика будет способствовать и выявлению талантливой молодежи, существенно повлияет на развитие массовости парусного спорта.
Кроме того, сейчас принципиально изменен первый этап отбора спортсменов в национальные команды. Только те юные яхтсмены, которые стабильно показывали хорошие результаты в гонках на яхтах национального класса «Луч», будут иметь основания претендовать на суда олимпийских классов и бороться за включение в резерв сборной команды. Думается, такая мера поможет привлекать к соревнованиям значительно большее количество молодежи.
Изменен и последний этап отбора, при котором определяющими будут итоги выступлений спортсменов на чемпионатах мира и Европы, на крупнейших международных соревнованиях.
Прошлогодние выступления наших яхтсменов за рубежом не могли нас радовать, особенно в классе «470». Не оправдали надежд и выступления экипажа «Солинг» на чемпионате мира (10-е место), экипажа «Звездный» на чемпионате Европы (7-е место). Но были, естественно, и взлеты. После восьмилетнего перерыва наша команда встретилась со сборной США на Играх доброй воли. Сразу скажем, что прогнозы специалистов были не в нашу пользу. Они считали, что советская сборная не сможет оказать серьезного сопротивления. Однако получилось наоборот. В пяти классах победили советские яхтсмены и лишь в трех — американские. А ведь в споре с американцами в семи видах программы из девяти выступали вторые номера сборной команды. Так что, как видим, новый принцип отбора спортсменов сработал.
Похвального слова заслуживают экипаж «Торнадо» в составе Юрия Коновалова и Сергея Кузового, «Летучего Голландца» (А. Шпилько и В. Буданцев); блестяще выступил на новом для себя — и уже привычном для американцев — снаряде «Аквата» Евгений Богатырев, молодежный экипаж Георгия Шайдуко в классе «Солинг». Безусловным лидером команды остается заслуженный мастер спорта Олег Хоперский.
В этом году на чемпионате мира впервые будет выступать наш женский экипаж в классе «470». Думать есть о чем. Пока стабильные результаты показывают практически только Лариса Москаленко и Ирина Чуниковская. Такая ситуация объясняется тем, что когда-то в подготовке девушек были допущены серьезные просчеты.
Невысок и уровень подготовки женщин в классе парусная доска. Это также не может не тревожить, ибо скоро в программу Олимпийских игр будут включены и женские экипажи.
Классный спортсмен, не секрет, способен поддерживать высокую спортивную форму только в том случае, если он тренируется и участвует в соревнованиях круглый год. Наши климатические условия не дают такой возможности. Да и промышленность не выпускает специальной спортивной одежды, способной защитить спортсмена-«досочника» от простудных заболеваний. Я имею в виду так называемую «сухую» одежду, предохраняющую от переохлаждений. Кстати, это обстоятельство серьезно сдерживает и рост массовости спорта.
В нынешнем году чемпионаты мира в шести классах судов, Европы — в классах «Звездный» и парусная доска будут проводиться одновременно с 26 июня по 4 июля в ФРГ. Легкой борьба не будет. Так, в классе «Звездный» традиционно сильны спортсмены США, Италии, ФРГ; в классе «Солинг» — США, Швеции, ГДР; в классе «Торнадо» — Англии, Голландии, Новой Зеландии и ФРГ.
Каждая команда готовит какой-то свой сюрприз. Это может быть стратегическая или тактическая новинка, более совершенное техническое оснащение судов и т. д. Наши соперники готовятся очень серьезно. Они используют для создания корпусов, рангоута и парусов последние достижения науки и техники. В Новой Зеландии, например, недавно построена лодка из чрезвычайно легкого, полупрозрачного, прочного и идеально гладкого материала...
Не учитывать всего этого при подготовке к новым ответственным стартам, конечно же, нельзя. Повышая спортивное мастерство, наши спортсмены надеются и на то, что научно-технический прогресс скажет свое весомое слово и в производстве отечественной спортивной техники.