Местом главных стартов минувшего сезона по водно моторному спорту — финала IX летней Спартакиады народов СССР и очередного чемпионата страны был волжский город Кинешма. Сразу скажем, организаторы подготовились к ним отлично. Спортивный лагерь, где размешались суда и гонщики, на этот раз был перенесен выше по течению реки. Для удобства подхода к судам и спуска их на воду сходы к воде заасфальтировали, а предстартовую и стартовую зоны, двухбуйную дистанцию расположили так, что появился простор для действий гонщиков. Дамба вдоль правого берега реки — естественная трибуна для зрителей — была радиофицирована почти на всем протяжении дистанции и информация о ходе гонок с судейского дебаркадера стала доступна тысячам зрителей.
Участники соревнований — 13 команд союзных республик (отсутствовали сборные Таджикистана и Киргизии), городов Москвы и Ленинграда вывели на старт 197 судов — скутеров, мотолодок, глиссеров всех культивируемых у нас классов, в том числе новых (национальных) классов мотолодок SBN и SCN, глиссеров R2N и R4N, а также R1-M (монотип). Так что финал Спартакиады и чемпионат страны стали ярким смотром водно-моторного спорта!
Первыми в борьбу вступили мотолодки. В классе SB бесспорным лидером был Сергей Кунгуров, мастер спорта из г. Каменск-Уральского. Имя его достаточно известно в водно-моторном спорте, он неоднократно становился призером чемпионатов прежних лет. В прошлом году, правда, его новая мотолодка-катамаран «не пошла» из-за недостатков конструкции, явно уступая в скорости мотолодке гонщика из Тольятти В. Усолкина. Устранив недоработки конструкции, он успешно начал спор за победу с ленинградцем В. Исайчевым и А. Слактерисом из Латвии. Сергеи оказался сильнее. Он точно брал старт, на первом же круге выходил вперед и уже не уступал лидерства. И хотя в четвертой гонке серии 4X5 миль он был снят с соревнований (по п. 37.7 — использование незаводского стартера), но и трех предыдущих побед со скоростью до 78 км/ч было достаточно. Убедительно выиграл он и гонку на 10 миль.
В классе SC с первого старта ясно было, что судьба первенства решится в споре челябинца А. Гомжина и А. Раудвы из Тарту. Так и вышло. Если Алдур Раудва использовал лучшую маневренность своей мотолодки, то Александр Гомжин — большую скорость. В его пользу и закончилось это соперничество. Спортсмен из Челябинска впервые стал чемпионом Спартакиады и СССР.
В национальных классах мотолодок SBN и SCN отличились молодые спортсмены из Литвы Эдвинас Дзялтувас и Миндаугас Совейкис, дебютировавшие в финале. На лодках производства Шальчининкайского производственного комбината ДОСААФ они выиграли по четыре заезда в серии 4X5 миль. Таким успехом гонщики подтвердили, что предприятие может делать продукцию достаточно высокого качества (средняя скорость мотолодок 57—61 км/ч). На 10-мильной дистанции литовские спортсмены уступили более опытным Н. Егорову и В. Павловскому (оба из Латвии).
Острая борьба шла в классах скутеров OBN и OCN. Что примечательно для нее? Согласно правилам соревнований в этих классах допускается полный простор для творчества как в конструкциях корпусов, так и в двигателях. И спортсмены умело пользуются этой свободой. Лучшим в серии гонок 4X5 миль в классе OBN стал киевлянин мастер спорта международного класса Иван Герасименко. Развив среднюю скорость 83,87 км/ч, он выиграл три гонки из четырех. В классе OCN победил Андрей Ромин из г. Коврова. У него средняя скорость оказалась выше — 84,31 км/ч.
Но и тот и другой на 10-мильной дистанции отстали от молодых спортсменов из г. Грозного Бориса Осипова и Виктора Шумакова. Последний, кстати, достиг высшей средней скорости в национальных классах скутеров — 88,64 км/ч. Оба эти спортсмена начали чемпионат неудачно, на дистанциях их подводили моторы. Но отладив их, молодые гонщики начали демонстрировать завидные скорости и мастерство ведения гонки, впервые завоевав титулы чемпионов Спартакиады и СССР. Их товарищи по команде РСФСР не нарушили традицию, существующую у водномоторников, и заставили победителей принять водную «ванну» в реке во всех «доспехах».
Интересной была борьба и в классах глиссеров, зачетное число которых в связи с введением национальных классов и глиссера монотипа возросло вдвое. Такое решение, по мнению многих, облегчает путь молодежи в большой спорт и позволяет выступать на отечественной серийной технике. В классах глиссеров R1, R2 и R4 победителями стали мастера спорта Андрей Чернявский из Хабаровска, Вячеслав Ткаченко и Владимир Цибульиик из Киева (серия 4X5 миль и 10 миль). А в новых классах глиссеров R1N, R2N и R4N — Николай Казаков из Риги, Алексей Егорычев из Барнаула, Анатолий Никоненко из Ульяновска (серия 4X5 миль), Николай Закукишвили из Тбилиси, Герман Белорусов из Ленинграда, Анатолий Никоненко из Ульяновска (10 миль). В этих классах за нарушение правил при подготовке двигателей были дисквалифицированы многие известные гонщики.
После заездов по программе Спартакиады начался второй этап гонок скутеров международных классов (первый проводился в г. Грозном), который в зачет командам не шел. Многие спортсмены выступали на скутерах-трехточках и скутерах новой конструкции — тримаранах («дрегстерах»). Их отличает то, что первые имеют преимущество на прямом курсе (до 150 км/ч), но на поворотах приходится значительно сбрасывать газ, а тримараны — несколько уступают в скорости на прямой, но выигрывают на поворотах. Кстати, корпуса скутеров этих типов изготовляет Ленинградское производственное объединение ДОСААФ «Патриот». Они производятся в небольшом количестве — «под спортсмена» и по проектам ЦКТБ ДОСААФ, созданным в содружестве с ленинградскими гонщиками.
В классе скутеров ОА в серии гонок золотую медаль завоевал С. Ковалев из г. Николаева, в классе ОВ — его одноклубник Г. Волков, в классе ОС — А. Чермашенцев из г. Ногинска. Серебряные медали в этих классах судов соответственно у ленинградцев В. Санькова, В. Плиева и Б. Клюшникова бронзовые — у Ю. Пыввата из г. Тарту, киевлянина А. Якубовича и А. Головина из Николаева.
На 10-мильной дистанции в классе ОА победил С. Ковалев, в О В — В. Алиев, в ОС — А. Чермашенцев, достигшие высшей средней скорости соответственно 96,67 км/ч, 103,83 км/ч, 114,86 км/ч.
По результатам соревнований была составлена сборная команда СССР, которая приняла участие в чемпионате мира в Лондоне в классах скутеров с рабочим объемом двигателей до 350 см3 и 700 см3, а в кубке мира — до 500 см3. Кубок мира впервые привезен в Москву А. Чермашеицевым.
В эти же дни в Кинешме по инициативе ЦК ДОСААФ СССР состоялась техническая конференция, которая привлекла к себе повышенное внимание. За столом деловых встреч впервые собрались вместе разработчики и изготовители водно-моторной техники, тренеры и спортсмены, использующие ее в гонках. В ней приняли участие председатель ФВМС СССР К. П. Сукачев, представители Л ПО «Патриот*, Шальчининкайского производственного комбината ДОСААФ, ЦКТБ ДОСААФ, Куйбышевского моторостроительного производственного объединения им. М. В. Фрунзе. Спортивная сторона была представлена многими известными тренерами, механиками и гонщиками, руководителями и инструкторами-методистами спортивно-технических клубов.
Нетрудно догадаться о характере состоявшегося разговора. Главным образом, речь шла о качестве выпускаемых моторов и корпусов, их оснастке, конструктивных недостатках. Было отмечено немало серьезных недочетов в работе проектировщиков и изготовителей техники. Так, спортсменов не удовлетворяет качество судов из стеклопластика, которые не отвечают элементарным требованиям. Бывает, расслаивается стеклопластик, плохо производится выклейка и приформовка, нередко корпуса имеют деформированную палубу и днище. После нескольких соревнований такие корпуса выходят из строя. Плохо крепится также рулевое устройство, неудачно размещена педаль газа, не продумано крепление сидений и подвесного мотора. Словом, отмечали участники встречи, и проектировщикам из ЦКТБ ДОСААФ, и работникам ЛПО ДОСААФ «Патриот» и Шальчининкайского производственного комбината ДОСААФ Литвы есть над чем подумать. Ведь низкое качество продукции объясняется прежде всего нарушениями технологической дисциплины, отсутствием должного конструкторского надзора со стороны ЦКТБ ДОСААФ, безответственностью службы технического контроля и всепрощенчеством заказчика. Иначе чем объяснить, что экспериментальные головные суда и суда, сделанные «под спортсмена» для членов сборной команды страны, соответствуют самым высоким современным требованиям (это, кстати, и обеспечивает устойчивые результаты наших спортсменов на чемпионатах мира и Европы), а серийные суда выпускаются некачественными.
В связи с этим было внесено предложение привлекать общественных представителей ФВМС СССР к испытаниям и ведомственной аттестации судов, к приему выпускаемой продукции для спорта, а ЦКТБ ДОСААФ — строже контролировать соответствие серийных судов разработанным чертежам и заданным параметрам.
Много вопросов задали гонщики представителям предприятий. Почему, скажем, у мотолодок нет ручек для облегчения их переноса? Сейчас обтекатели делают сами спортсмены, а почему бы их изготовление не предусмотреть на производстве? Почему ЛПО «Патриот» отправляет свою продукцию в крайне несовершенной таре и часто она приходит на места разукомплектованной?
О перспективах совершенствования спортивных судов и подвесных моторов рассказали на встрече главный конструктор ЦКТБ ДОСААФ А. Кипин и инженер-конструктор И. Ниппард. Да, дело не стоит на месте как в Ленинграде, так и в Куйбышеве. Совершенствуется производство, воплощаются в жизнь новые инженерные разработки. Только чрезвычайно медленно. И спортсменов не удовлетворяют темпы этого процесса. Они хотят не когда-то, а уже сегодня выступать на отечественной технике, соответствующей лучшим мировым стандартам.
Конференция выработала технические рекомендации конструкторам и изготовителям.
Неверно было бы думать, что к важным итогам соревнований принадлежит только острая постановка вопросов о повышении качества и совершенствовании техники водномоторного спорта. Соревнования поставили и ряд спортивных проблем. В частности, проблему создания и оснащения «водных стадионов». В самом деле, протоколы свидетельствуют, что в ряде мест тренировочный процесс и проведение соревнований поставлены неудовлетворительно, почему медленно растет и мастерство гонщиков. Свидетельство тому — очень большое количество сходов на дистанциях в Кинешме.
Опыт убеждает, — высокие спортивные результаты достигаются там, где четко поставлена вся спортивная работа. Примером может служить г. Грозный. Сначала грозненцы попросили проводить у них крупные соревнования по водно-моторному спорту, затем создали свою ДЮСТШ, а в этом году мастера спорта Б. Осипов и В. Шумаков стали чемпионами Спартакиады народов СССР и страны.
Да и пример Кинешмы свидетельствует о том, как много можно сделать при наличии «воды» и поддержки. Здесь с помощью городских организаций был создан клуб «Нептун». Энтузиасты развернули работу, привлекли в клуб молодежь. Сейчас на базе клуба проводятся уже всесоюзные соревнования, команда «Нептуна» на правах хозяев дистанций приняла участие вне конкурса в финале Спартакиады и чемпионата страны. Гонщик С. Зайцев первым в Кинешме выполнил норму мастера спорта.
Сейчас рассматривается вопрос о дальнейшем развитии материально-технической базы ВМС в этом городе. ЦК ДОСААФ СССР планирует создание здесь ОТШ (объединенной технической школы) с морским циклом, что позволит еще шире развернуть спортивную работу среди молодежи.
В заключение — о командных итогах проведенных соревнований. Первенство и титул чемпиона Спартакиады народов СССР и страны завоевала отлично выступившая сборная РСФСР. На ее счету 11 золотых, 6 серебряных, 1 бронзовая награды. Восемь спортсменов из одиннадцати стали чемпионами в личном зачете. На втором месте — сборная Украины, на третьем — Литвы.
В середине турнирной таблицы оказались сборные Латвии, Ленинграда, Узбекистана. Выступления этих команд очень неравноценны, отдельные успехи чередуются с обидными срывами. Сдали свои позиции водномоторники Москвы, Белоруссии, Молдавии, Армении, которых прежде мы привыкли видеть в числе лидеров. А замыкают турнирную таблицу команды Азербайджана и Туркмении, у которых больше всего нулевых оценок по самым различным причинам: «снят», «не стартовал», «сошел с дистанции»... Упрек тут следует сделать прежде всего в адрес ЦК ДОСААФ этих республик, где развитию водно-моторного спорта не уделяется должного внимания.
П. Грищук, заместитель председателя Федерации водно-моторного спорта СССР, судья всесоюзной категории, г. Москва.