Яхтсмены Ленинградского производственного объединения «Кировский завод» выступили в Кубке Балтики исключительно удачно. Первое место и приз «Хрустальный кубок» за наивысшую скорость завоевал экипаж «Ариэля» (капитан мастер спорта А. Коновалов). Победителем в четвертой зачетной группе вышла «Нева» (капитан В. Татаринцев). Этот экипаж получил и почетный приз «Кубок Балтики» за лучшее исправленное время. А наша «Чайка» (капитан мастер спорта О. Кяэр) была второй. Три участника регаты выполнили норматив мастера спорта СССР. Таков результат многолетней и упорной подготовки спортсменов-кировцев.
Но если эти итоги нас радуют, то общее впечатление от Кубка Балтики огорчает. Судите сами. В 1986 году был поставлен печальный рекорд — наименьшее количество яхт-участниц за последние 10 лет. Чем же объяснить резкое снижение интереса к столь популярной прежде регате? Тем более, что параметры гонок в Балтийском море ничем не уступают неофициальному чемпионату мира по крейсерским гонкам и участие в них крайне интересно и престижно для любого яхтсмена.
А причины, мне кажется, следующие.
Для участия в Кубке спортсмены вынуждены использовать очередные отпуска. Но согласитесь, морские гонки — это не отдых, а тяжелая мужская работа. Многие яхтсмены вынуждены брать и отпуска за свой счет. А это уже накладно для семей. В такой ситуации вряд ли можно рассчитывать на повышение популярности и массовости гонок. Но выход, и неплохой, все же есть. А что если Кубок Балтики сделать чемпионатом СССР по крейсерским гонкам и привлекать к участию сборные команды обществ и клубов? Второе. Подготовка и участие в Кубке, как видим, требует от участников значительных материальных затрат, а вот призовой фонд фактически отсутствует. Призеры гонок вынуждены довольствоваться памятным значком (кстати даже неизвестно, к какому виду спорта он относится) и дипломом. Было бы правильно учредить какие-то более весомые призы или в качестве приза вручать, например, 30—50 метров дакрона. Это, естественно, повысит заинтересованность яхтсменов в участии и победе.
В-третьих, на наших яхтах отсутствуют средства радиосвязи, что ставит зачастую под угрозу безопасность экипажей. Видимо, нужно обязать яхт-клубы и организации обеспечить крейсерские гоночные яхты хотя бы радиотелефонными станциями типа «Причал».
И, наконец, самое главное для того, чтобы гонки крейсерских яхт обрели перспективу. Хотелось, чтобы по результатам регат формировалась и сборная команда страны. В них наши яхтсмены проходят отличную гоночную школу и вполне могли бы попробовать свои силы для начала, скажем, в Фастнетской гонке. Мне кажется, нам нечего бояться. У нас есть и яхты соответствующего класса, и отличные спортсмены. Только почему-то выход советских яхтсменов-крейсерщиков на международную арену чрезвычайно затруднен. Эта проблема волнует всех спортсменов, так как является своего рода «шлагбаумом» для выхода в большой парусный спорт. А приобретать опыт морских и океанских гонок всем нам просто необходимо.