Всесоюзные соревнования крейсерских яхт с 1981 г. проводятся под эгидой газеты «Водный транспорт». В прошлом году был поставлен рекорд массовости этих состязаний — свыше 1000 яхтсменов на более чем ста яхтах различных классов оспаривали первенство. Многие из участников специально приурочили ко времени проведения регаты свои отпуска.
Основная группа из 46 яхт первого-третьего классов IOR стартовала в трехэтапной 800-мильной гонке от Сочи до Одессы. Объединившись в конечном пункте со вторым эшелоном — яхтами четвертого-шестого классов, соревновавшимися на маршрутах в северо-западной части Черноморья,— экипажи провели совместную 100-мильную гонку.
На первом этапе от Сочи до Поти (125 миль) погода, как утверждали яхтсмены, оказалась отменной. За исключением штилевой зоны в районе Сухуми гонка прошла на хороших скоростях. Победитель среди самых крупных яхт I группы сочинский «Мираж» затратил на переход чуть более двадцати часов.
325 миль плюс неблагоприятные метеоусловия преодолевали яхтсмены на втором этапе — из Поти в Феодосию. Кучной «стаей» яхты дошли примерно до траверза Новороссийска. Внезапно налетевший в этом районе сильный шквал, а затем гроза внесли свои коррективы в результаты гонки. Неудивительно, что в таких условиях верх взяли опыт и мастерство. Несмотря на блистательный финиш николаевского «Беркута», первым вошедшего в Феодосийский порт, по сумме двух этапов лидирующие позиции удерживала одесская «Варна». В других группах впереди шли «Мираж» и «Ланжерон» (Одесса).
На завершающем этапе яхтсмены прошли испытание штилем. С попутным норд-остом яхты вышли на генеральный курс. У мыса Сарыч весь флот в кильватерном строю буквально замер в многочасовом ожидании ветра. И когда он пришел, его хватило лишь до Тарханкута. И снова — изнуряющий штилевой простой. «Заработавший» потом зюйд-вест уже не изменял яхтсменам до самой Одессы.
— В прошлые годы мы искали ветер, уходя мористее,— пояснил капитан «Альционы» М. Петухов. На этот раз гонки проводились в 12-мильной прибрежной зоне. Это неимоверно осложнило и без того нелегкие условия плавания, особенно в многочисленных штилевых районах Черного моря: ведь в строго ограниченном маршрутном «коридоре» трудно предпринять какие-либо тактические действия, чтобы уйти от соперников...
И все же лидеры остались верны себе. «Мираж», «Беркут» и удачно выступивший на этом трехсотмильном этапе новороссийский «Аякс» финишировали в Одессе первыми.
Довольно представительным был состав участников и во второй, так называемой Одесской зоне. 61 экипаж, в составе которых были 24 мастера и 91 кандидат в мастера спорта СССР, боролись за «Малый кубок Черного моря» среди яхт 4 — 6 классов.
Маршрут совместной 100-мильной гонки был проложен от яхт-клуба в Отраде до острова Березань, Каролино-Бугазской косы и обратно в Одессу. И в последний день регаты погода подготовила «сюрприз». Обрушившийся к вечеру получасовой шквал буквально рвал спинакеры и паруса, гнул и ломал мачты, яхты оказались под потоками сильнейшего ливня.
В этой заключительной гонке лишний раз продемонстрировали хорошую морскую выучку и мастерство экипажи, стабильно находившиеся в лидерах на протяжении всего маршрута.
Победителями соревнований по сумме результатов всех гонок в отдельных группах стали: «Виктория» (г. Жданов, капитан А. Стасюкевич), «Альбатрос» (г. Жданов, Н. Бутенко), «Агат» (г. Никополь, В. Ревенок), «Алмаз» (г. Одесса, А. Верба), «Азот» (г. Николаев, А. Грузин), «Ариэль» (г. Одесса, Г. Иттер), «Садко» (г. Одесса, К. Прохорович).