Очередные всесоюзные гонки крейсерских яхт на Кубок Онежского озера были посвящены 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В соревнованиях приняли участие яхтсмены Латвии, Эстонии, городов Горького, Казани, Ленинграда, Москвы, Харькова, Чебоксар и др. Среди 115 яхт большинство (60) представляли яхт-клубы Москвы.
Онега — второе по величине озеро Европы — имеет своеобразный характер. Здесь непостоянная погода, сложные гидро- и метеоусловия. При сильных ветрах, нередких даже летом, высота волн достигает трех, а иногда и более метров. И на этот раз экипажи прошли испытания и штилем, и 8-балльиым штормом. Вот как рассказывает о первом этапе капитан московской яхты «Вале», м. с. Борис Кузнецов:
— Старт первой гонки по маршруту Петрозаводск — маяк Ивановский — о. Василисин — о. Сал протяженностью 88 миль был дан при попутном ветре. Под спинакерами яхты шли кучно, поэтому мы не испытывали особых волнений. Но наступила ночь, и все растворилось в темноте. Когда рассвело, пришлось изрядно понервничать — вокруг не было ни одной яхты. Только на финише удалось узнать, что мы пришли вторыми вслед за одноклубниками — экипажем яхты «Бигль».
В субботу у о. Сал был дан старт самого протяженного этапа (213 миль) по маршруту о. Сал — Медвежьегорск — маяк Андомский — маяк Ивановский - Петрозаводск. В начале гонки погода благоприятствовала, но позже задул резкий северный ветер, по озеру пошли крутые волны. При подходе к Медвежьегорску изменчивый онежский ветер силой 8 баллов разбросал яхты по всему озеру. К счастью, шторм был непродолжительным и закончился вполне благополучно — сломалось всего пять мачт. Именно по этой причине не финишировали «Шалунья» и «Белая ночь» из Москвы, «Гранд» из Ярославля и др. Но в Петрозаводске с помощью хозяев регаты экипажи смогли быстро отремонтировать рангоут и продолжить соревнования.
В День Военно-Морского Флота был дан старт третьей гонки по маршруту Петрозаводск — маяк Ивановский — о. Василисин — о. Брусно — Ялгуба протяженностью 92 мили. И вновь капитаны искали самые короткие и самые быстрые пути к финишу, уходя на простор озера или, наоборот, прижимаясь к берегу в надежде поймать бриз, когда ветер затихал. И на этот раз некоторым экипажам не повезло, например, яхте «Вале», которая попала в штилевой «мешок» на траверзе поселка Деревянное. Яхтсменам пришлось в течение пяти часов изучать местные достопримечательности, отлично просматриваемые с борта неподвижного судна.
Завершились соревнования четвертой гонкой - по обратному маршруту третьей, но с подходом к маяку Андомский. Протяженность перехода составила 134 мили.
Первого августа яхты-участницы регаты финишировали в Петрозаводске. Победителями стали экипажи московских яхт-клубов: в первой зачетной группе (24 яхты) — «Сантори» (капитан Н. Федотов); во второй (26) — «Вале» (капитан Б. Кузнецов); в третьей — «Леопольд» (В. Артемов); в четвертой — «Норд» (Р. Новодережкин). Во втором дивизионе четвертой группы лучшей была ленинградская яхта «Северное сияние» (В. Петров). Победителям были вручены призы газеты «Советская Россия» — золотые парусники на пьедестале из малинового кварцита.
Каждое крупное соревнование — это не только проверка мастерства спортсменов, но и испытание новых яхт. На Кубке Онежского озера выступали три «полутонника» проекта «СТ-31», построенные Ленинградской экспериментальной судоверфью: «Северное сияние», «Марья» и «Одиссей».
Еще на соревнованиях прошлого года головная яхта «Северное сияние» продемонстрировала высокие скоростные и ходовые качества (см. «КЯ» №113). В регате 1985 г. качества этой яхты подтвердились — за четыре часа хода «Северное сияние» отрывалась от судов проекта «Картер-30» на 18 мин. Проверка же в штормовых условиях показала, что при 8-балльном ветре «Северное сияние» утрачивает свое преимущество. Недостаточная площадь пера руля не дает возможности эффективно использовать площадь парусности, яхта становится неустойчивой на курсе, управляется с трудом. В этих же условиях «Кар тер-30» несет парусов на 15—20 м2 больше и идет сравнительно спокойно. За два года эксплуатации экипаж «Северного сияния» во многом доработал конструкцию «полутонника», основательно подготовил яхту к гонкам. Наградой им стало призовое место. О достоинствах дебютантов соревнований — полученных прямо с верфи серийных яхт «Марья» и «Одиссей» — судить преждевременно, поскольку у их экипажей не было времени на обкатку.
Итак, регата завершена. Она стала самым крупным в стране соревнованием крейсерских яхт минувшего года. Даже в гонках на Кубок Балтийского моря выступило меньшее число судов. Популярность Онежской регаты растет с каждым годом В 1982 г. на старт этих соревнований выходило только 44 яхты, в следующем — уже 74, еще через год — 84, а в прошлом 1985 г. — 115 (566 участников). В чем же секрет популярности этих гонок? Вот как отвечают на данный вопрос сами участники соревнований, например, яхтенный капитан Валерий Петров:
— Во-первых, был сильным состав участников. В регате приняли участие двадцать победителей и призеров всесоюзных соревнований прошлых лет.
Во-вторых, был интересным маршрут гонок. У острова Сал, например, он проходил через каменную гряду подводных камней. И там капитан должен был показать штурманское мастерство. Привлекали разнообразные, непредсказуемые погодные условия. Наша яхта в четвертой гонке дважды была в положении самой последней, тем не менее ей удалось финишировать третьей.
— Эти состязания тем и хороши, продолжает разговор Ростислав Новодережкин, — что позволяют нам, яхтсменам, как и альпинистам, проверить стойкость каждого. Думается, что юнга нашего «Норда» — 17-летний студент техникума Ян Райцев в дни регаты получил хорошую закалку.
Яхтсмены с благодарностью отзывались о гостеприимных хозяевах — работниках республиканского и Петрозаводского городского Спорткомитетов. Единственное, что портило настроение — это неустроенная стоянка в Петрозаводске, где нет яхт-клуба, причалов и необходимых бытовых условий для приема большого количества судов.