О ходе совещания, основных затронутых на нем вопросах нашим читателям рассказывает член редколлегии журнала Тимир Алексеевич Пинегин.
В Лондон мы отправились не без некоторого волнения — так обширен и важен был круг выносимых на рассмотрение проблем. Предстояло не только рассмотреть вопросы, связанные с окончанием очередного четырехлетнего олимпийского цикла,— как бы подвести итоги, но и определить главные пути развития парусного спорта на следующее четырехлетие.
Поскольку комитеты должны были дать оценку прошедшим олимпийским соревнованиям в Лонг-Биче, с отчетным докладом выступил главный ответственный за проведение регаты Тэд Хиншоу. Затем его поддержал президент Парусного союза США Чак Кобер. Оба отмечали хорошую организацию и полный финансовый успех соревнований в Лонг-Биче.
Но, конечно, главным вопросом в работе комитетов стало рассмотрение итогов олимпийского цикла. Отмечалось, что хотя программа Олимпийских игр в ее нынешней форме в целом вполне отвечает духу и требованиям времени, она все же нуждается в некоторых существенных изменениях и дополнениях.
Так, на совещании с тревогой говорилось о том, что ИЯРУ до сих пор находится в числе тех немногих спортивных организаций мира, которые поддерживают «дискриминацию» женщин в спорте: как известно, на Олимпийских играх в парусных соревнованиях до сих пор женские экипажи не участвовали. Но время вносит свои коррективы. И вот соответствующее и очень важное решение принято. По настоянию мировой парусной общественности и при самой активной поддержке Международного Олимпийского Комитета это несоответствие духу времени ликвидировано.
Отныне, начиная с Олимпиады-8В, женщины получают доступ на парусные соревнования. Они будут выступать на Олимпийских играх на швертботах класса «470», разыгрывая свой отдельный (восьмой) комплект медалей. Конечно, борьба женских экипажей, которые впервые выйдут на олимпийские гонки, привлечет широкое внимание поклонников парусного спорта. Естественно, подготовка этих экипажей доставит тренерам немало хлопот и волнений.
Другим актуальным и сложным вопросом в работе совещания ИЯРУ стало развитие парусных досок. Соревнования на этих снарядах за немногие годы получили большую популярность во всем мире. Интерес к ним не снижается. Напротив, бурно развиваются техника и тактика ведения гонок, повышается уровень владения снарядом, совершенствуется сама парусная доска и ее снаряжение.
Если еще четыре-пять лет назад законодателями в технической «политике» — конструировании парусных досок — оставались фирмы «Виндсерфер» и «Виндгляйдер» (признанные зачинатели общемирового спортивного движения в этом классе), то сейчас они теряют ведущее положение. Дело в том, что обе эти фирмы уже несколько закостенели, отстают в развитии техники; слишком долго они конкурировали лишь друг с другом и не принимали во внимание бурного прогресса в создании все новых вариантов парусных досок.
Следует заметить, что в настоящее время известно более 50 конструкций удачных парусных досок, выпускаемых различными фирмами. Продукция многих из этих фирм отличается оригинальностью и более высоким уровнем конструкторских решений, нежели «ортодоксальные» «Виндсерфер» и «Виндгляйдер». Другие фирмы мира уже насыщают мировой рынок целой гаммой парусных досок, начиная от облегченных конструкций для детей и новичков и кончая самыми совершенными сложными моделями, рассчитанными на спортсменов высочайшего уровня подготовки.
Так, выпускаются парусные доски специально для глиссирования на волнах прибоя. Интересно отметить, что в здании, где проводилось совещание комитетов ИЯРУ, была выставлена для обозрения новая, сверкающая белизной парусная доска фирмы «Виндгляйдер». Очевидно, фирма наверстывает отставание и включается в гонку. В глаза бросалось ее главное отличие от «старого» «8индгляйдера» — меньшая длина; стала заметнее килеватость днища, появились зацепы для ног спортсмена. Новая доска явно рассчитана на то, что спортсмены смогут совершать на ней прыжки с волны с короткими полетами при горизонтальном положении паруса, когда возникающая на нем подъемная сила и позволяет отрываться от воды. Фирма «Виндгляйдер», конечно, будет использовать все свои возможности в уже начавшейся борьбе за олимпийскую модель-88. На совещании комитетов ИЯРУ подробно обсуждалось сложившееся положение — необходимость выбора для Олимпиады-88 наиболее современной модели. Установлено, что олимпийская модель будет выбрана не позднее 1987 г.
Много внимания было уделено организации предстоящих в 1986 г. соревнований килевых яхт 12-метрового класса, впервые за более чем столетнюю историю гонок на Кубок Америки эти соревнования будут разыгрываться не в водах Атлантики, а у юго-западного побережья Австралии. Успех австралийцев окрылил не только самих победителей, но и яхтсменов других стран. Впервые стало очевидным, что у американцев, имеющих за спиной мощную индустрию, большой опыт и практически неограниченную поддержку финансовых магнатов, выигрывать можно. Сейчас к гонкам в Австралии готовятся более десяти «двенадцатимет-ровиков» из разных стран. В создании новых яхт принимают участие ведущие конструкторы и яхтостроительные фирмы мира, что, конечно, явится немалым шагом вперед в области совершенствования спортивных парусных яхт.
Немаловажными, на наш взгляд, были и заседания Комитета гоночных правил. Комитет рассмотрел и утвердил текст новых гоночных правил на 1985—1988 годы. Принципиальных изменений в новой редакции, по сравнению со старой, нет, но имеется много уточнений; сами правила систематизированы по группам параграфов. Текст правил в ближайшее время будет издан в нашей стране необходимым тиражом.
Были приняты уточнения и дополнения правил постройки и обмера олимпийских и других классов яхт.
Совещание комитетов ИЯРУ, первое после проведения очередных олимпийских игр, стало таким образом, важной вехой на пути дальнейшего развития мирового парусного спорта.
Результаты регаты в Лонг-Биче
Приводим список призеров Олимпийской парусной регаты, которая, как известно, проводилась в июле — августе прошлого года в отсутствие яхтсменов СССР и ряда других стран.
«Торнадо» (18 яхт): 1 — Рекс Селлерс, Кристофер Тиме; Новая Зеландия (14,7 очка); 2 — Рэнди Смит. Джой Глэйзер; США (37,0); 3 — Крис Кэйрнс, Джон Андерсон; Австралия (50,4); 4 — Пауль Эльвстрем, Трин Эльвстрем; Дания (51,1); 5 — Алан Бурланд, Кристофер Нэш; Бермудские о-ва (53,0); 6 — Роберт Уайт, Дэвид Кэмпбелл-Джеймс; Англия (53,7).
«Солинг» (13): 1 — Роберт Хэйнес, Эдвард Тревелван, Родерик Дэвис; США (33,7); 2 — Торбен Граель, Даниель Адлер, Рональдо Сенфт; Бразилия (43,4); 3 — Ханс Фогх, Джон Керр, Стив Кэлдер; Канада (49,7); 4 — Кристофер Лоо, Эдвард Лиск, Джерми Ричардс; Англия (54,7); 5 — Даг Устеруд, Борре Скю, Стейн Хальворсен; Норвегия (57,7); 6 — Анастасиос Будурис, Димитриос Делигианнис, Георгий Спиридис; Греция (59,2).
«Звездный» (18): 1 — Вильям Бакен, Стефен Эриксон; США (29,7); 2 — Иоахим Гризе, Мишель Маркур; ФРГ (41,4); 3 — Джорджио Горла, Альфио Перабони; Италия (43,5); 4 — Кент Карлсон, Хенрик Айрман; Швеция (43,7); 5 — Хуберт Раудашль, Карл Фёрстл; Австрия (53,4); 6 — Илиас Хатципавлис, Леонидас Пелеканакис; Греция (67,0).
«Летучий Голландец» (17): 1 — Джонатан Мак-Ки, Карл Бакен-мл.; США (19,1); 2 — ТерриМак-Лаглин, Еверт Бэстит; Канада (22,1); 3 — Джонатан Ричардс, Петер Алам; Англия (48,1); 4 — Юрген Мюллер, Якоб Мюллер; Дания (52,4); 5 — Йорг Диш, Экерт Диш; ФРГ (56,1); 6 — Алан Адлер, Марко Тенке; Бразилия (61,1).
«470» (18): 1 — Луи Доресте, Роберто Молина; Испания (33,7); 2 — Стефан Бенджамин, Кристофер Стейнфилд; США (43,0); 3 — Тьер Пепон-не, Люс Пилло; Франция (49,4); 4 — Вольфганг Хангер, Иоахим Хангер; ФРГ (50,1); 5 — Томасо Чиффи, Энрико Чиффи; Италия (57,0); 6 — Петер фон Коскулл, Юохан фон Ко-скулл; Финляндия (67,4).
«Финн» (28): 1 — Каутс Рассел; Финляндия (34,7); 2 — Джон Бертран; США (37,0); 3 — Терри Нейлсон; Канада (37,7); 4 — Хоакин Бланко; Испания (60,0); 5 — Вольфганг Герц; Австралия (66,1); 6 — Крис Пратт; Англия (68,0).
«Виндгляйдер» (38): 1 — Стефан Ван ден Берг; Голландия (27,7); 2 — Рэндол Стил; США (46,0); 3 — Брюс Кендэл; Новая Зеландия (46,4); 4 — Гилдас Жиллеро; Франция (52,4); 5 — Клаус Маран; Италия (54,4); 6 — Грег Хайнд; Австралия (55,7).