С 15 по 22 сентября 1984 г. в испанском городе Паламосе проходил очередной чемпионат Европы в классе «Звездный». Защищать честь советского парусного спорта было доверено экипажу — победителю регаты «Дружба-84», который составили тбилисец з. м. с. Гурам Биганишвили и москвич м. с. м. к. Александр 3ыбин. Они оправдали это доверие — выиграли золото.
После возвращения на родину новые чемпионы Европы встретились с нашим корреспондентом и ответили на несколько его вопросов.
— Расскажите о погодных условиях, о дистанции гонок.
— Дистанция была выставлена у порта Паламос в Средиземном море. Большая, пологая волна и умеренный теплый ветер от 1 до 4 баллов напоминали Сочи. При этом ветер все время менял направление. На каждой лавировке, в каждой гонке приходилось заново раскладывать галсы при выходе на поворотный знак.
— Какие страны принимали участие в чемпионате?
— В Паламос приехало 73 экипажа из Бразилии и 14 стран Европы: Англии, Франции, ФРГ, Испании, Дании, Италии, Швеции и т. д.
— Что можно сказать о составе участников?
— Состав подобрался на редкость сильный. Пожалуй, не менее 20 экипажей составляли неоднократные чемпионы и призеры мира и Европы, если не в «Звездном», то в других олимпийских классах судов. Достаточно назвать имена двукратных чемпионов мира и трехкратных чемпионов Европы Горостегю из Испании и Хагена из ФРГ, неоднократного призера чемпионатов мира и Европы итальянца Фревези.
— Как проходила борьба на дистанции?
— Начать, очевидно, надо с того, что стартовать было сложно и трудно. Мы не привыкли к столь массовым стартам. На наших соревнованиях обычно на старт выходят не более десяти «звездников», а тут 72 яхты пытаются тебя оттеснить, проскочить вперед. Сутолока у стартовой линии невероятная. Вот здесь нам пригодился опыт, приобретенный на тренировках в Севастополе. Наш тренер Валентин Манкин по три часа подряд почти ежедневно заставлял нас брать старты, одни только старты! Зато в Паламосе мы с Сашей уходили со старта в числе первых, а при худшем варианте — в первой десятке.
Нам удавалось маневрировать так, чтобы уже со старта обеспечить себе свободное пространство. На дистанции мы старались всемерно наращивать скорость (лучше давались попутные курсы), так разложить галсы, чтобы не пропустить вперед основных соперников.
Две «стартовые» гонки мы выиграли, в третьей — пришли вторыми. Очередная четвертая была решающей, началась она для нас неудачно — мы стартовали только десятыми. Очевидно, сказалось напряжение. Собравшись, мы все-таки решили выполнить свою основную тактическую задачу — опередить ближайшего соперника Ю. Вреде из ФРГ. Финишировали только восьмыми, но Ю. Вреде опередили. Закончив пятую гонку пятыми, мы с 13 штрафными очками уже могли считать себя чемпионами Европы. Серебро завоевал Вреде (28 очков), бронзу — Фревези, на четвертом месте был Горостегю, на пятом — Хаген, на шестом — швед Юхансон.
Надо сказать, выиграли мы благодаря хорошо отработанным на тренировках элементам. К регате «Дружба-84» и к этим соревнованиям нас готовил В. Манкин, который тренирует наш экипаж уже пять лет,
— Что вы можете сказать об атмосфере соревнования?
— На чемпионате царила нормальная, весьма дружелюбная атмосфера. Когда мы начали лидировать, то опасались, что нас начнут «придерживать»: на больших международных соревнованиях такое бывает нередко, особенно если от страны главного конкурента выступает несколько яхт. В Паламосе этого не было. Шла честная спортивная борьба. Судейство тоже было вполне объективным.