«Малый кубок Черного моря-84»
Со 2 по 14 августа в северо-западном районе Черного моря состоялись девятые республиканские соревнования среди крейсерских яхт IV—VI групп IOR, где разыгрывался «Малый Кубок Черного моря». В них приняли участие 40 судов из Киева, Днепропетровска, Одессы, Севастополя, Николаева, Кременчуга, Ильичевска. Это немного меньше, чем в предыдущие годы.
В этом году дистанция, хотя и была выставлена по прежним знакам и буям, представляла собой два треугольника и одну петлю протяженностью от 103 до 110 миль. Все пять гонок были проведены со стартом и финишем в Одессе.
В первую гонку яхты отправились с попутным северо-западным ветром, но спустя несколько часов налетел шквал. Скорость ветра достигала 30 м/с, а скорость судов только под рангоутом — 9 уз! Из-за серьезных поломок пять яхт были вынуждены сойти с дистанции.
На севастопольском «Демоне» сломалась мачта. Оказавшаяся вблизи «Эллада» (капитан Т. Поветкина) взяла ее на буксир и доставила к судейскому судну. За оказание помощи терпящей бедствие яхте судейская коллегия зачла женскому экипажу «Эллады» ее результат и наградила яхтсменок почетной грамотой Черноморского яхт-клуба и ценными подарками.
Первой через 25 ч 11 мни финишировала яхта «Маэстро» (м. с. О. Сташкевич) — двукратный обладатель «Мал®го Кубка Черного моря».
В течение второй гонки дул слабый ветер, поэтому в контрольное время уложились только 22 яхты-участницы. Как на этот раз, так и на следующий первым пришел «Ариэль» (м. с. Г. Иттер).
Четвертая гонка, в которой разыгрывался специальный приз одесского яхт-клуба, учрежденный в честь Дня физкультурника, началась при северном ветре. Приз завоевал экипаж «Маэстро». Эта яхта в отличие от большинства, шла не вдоль берега Каролино-Бугаза, а гораздо мористее. Там ветер был посвежее, что и дало возможность «Маэстро» намного оторваться от соперников. Лидер гонок «Ариэль» шел против сильного течения вдоль берега при слабом ветре и финишировал вторым.
Пятую гонку провели по сокращенной дистанции: Одесса — Большой Фонтан — о. Круглый — Большой Фонтан — Одесса (81 миля). Свежий юго-западный ветер позволил «Ариэлю» прийти первым через 13 ч 6 мин.
Итоги розыгрыша «Малого Кубка Черного моря» подводились в общем зачете по сумме наименьшего исправленного времени в пяти гонках. Кубок в третий раз завоевал экипаж «Маэстро» (типа «К-25», исправленное время 96,767). Второе место в общем зачете занял экипаж «Ариэля» («К-25», 97,121), третье — экипаж «Амура» («К-25», 99,025, капитан к. м. с. Н. Николаев). Все три экипажа представляли Одессу.
Экипажу «Маэстро» как самому молодому из участвовавших в соревнованиях был также присужден специальный приз республиканской «Спортивной газеты».
Чемпионат Приморского края
Старт и финиш очередного чемпионата Приморского края среди крейсерских яхт состоялись во Владивостоке. Были проведены пять гонок общей протяженностью 350 миль.
Среди самых больших яхт I класса первое место завоевал экипаж «Ветра» (капитан П. Васильченко, ДСО «Водник», Владивосток), победитель первой советско-японской гонки, проводившейся в прошлом году, В группе яхт типа «Л-6» отличную подготовку продемонстрировал экипаж «Легенды» (А. Смольянинов, ДСО «Спартак», Владивосток), победив в четырех гонках из пяти.
В группе яхт типа «Алькор» победитель выявился только в последней гонке. Им стал экипаж «Капитана Гришина» (В. Бухальский, «Спартак», Находка), который всего на 0,375 очка опередил своих ближайших соперников — «Аякс» (В. Вольтер) и «Стрелок» (Е. Воронков); оба нз ДСО «Водник». В конечном итоге за большее число побед в отдельных гонках второе место было присуждено «Аяксу».
В малочисленной группе четвертьтонников н «Нефритов» лучшим стал экипаж «Виктории» (В. Кондрашкин, «Спартак», Находка).
Особенно напряженной и захватывающей оказалась борьба среди яхт типа «Конрад-25», где собралось наибольшее число участников. (К слову сказать, судьба победы в командном зачете во многом определялась положением участников, выступавших именно в этой группе.) Первое место завоевал экипаж «Импульса» (В. Большаков, яхт-клуб ДВНЦ АН СССР).
В командном зачете борьба за первенство, по сути дела, велась между представителями владивостокских ДСО «Водник» и «Спартак», выставивших наибольшее число яхт.
Остальные коллективы не могли рассчитывать на призовые места из-за малого числа судов-участников. Победу одержала команда «Спартака». Третье место досталось команде школы высшего спортивного мастерства из Владивостока.
Паруса над Днепром
Для выступления в регате «Операция Днепр-84», посвященной 40-летию освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков, в Киев прибыли яхтсмены из Днепропетровска, Кременчуга, Минска, Светловодска, Харькова, Черкасс. Всего в гонках приняло участие 47 судов самых разных классов — от «Конрадов-25» до яхт, построенных из шлюпок. Демократия в плане состава парусного флота — особенность регаты, ведь далеко не все клубы и яхтсмены могут пользоваться импортными или отечественными яхтами заводской постройки.
Соревнования состояли из двух этапов: Киев — Каховка, Каховка — Севастополь. Большая часть маршрута проходила по Кременчугскому водохранилищу.
Торжественное открытие регаты состоялось после праздничного парада яхт. Перед спортсменами выступили ветераны Великой Отечественной войны: подполковник в отставке Т. П. Руденко-Шевелева, капитан 1 ранга в отставке, председатель совета ветеранов Днепровской поенной флотилии И. Ф. Песков.
Затем был дай старт гонке в заливе Берковщина. Белокрылые яхты направились р Букринскому плацдарму, где начиналась битва за столицу Украины. Здесь яхтсменов приветствовал ветеран боев на плацдарме Герой Советского Союза В. В. Бело-Дед.
В Переяславе-Хмельницком участники регаты осмотрели диораму «Букрннский плацдарм», в Каневе и Черкассах возложили венки к памятникам советским воинам, погибшим в годы войны.
В заключительной гонке по Кременчугскому водохранилищу в состав некоторых экипажей яхт входили ветераны войны.
По итогам соревнований, определенным с учетом исправления гоночного балла, победителями «Операции Днепр-84» стали: в первой группе — яхта «Энергия» (капитан В. Хрусталев, Киев), во второй — «Адмирал» (В. Шигимана, Черкассы), в третьей — «Лотос» (В. Хромов, Киев), в четвертой — «Корсар» (А. Пашкалян, Светловодск).
«Кубок Камы»
С 14 по 24 июня на Камском водохранилище проходили десятые, юбилейные, соревнования крейсерских яхт на «Кубок Камы». В них приняло участие более 120 гонщиков на 26 судах из яхт-клубов городов Пермь и Береников.
Соревнования состояли из пяти гонок (в общей сложности 300 миль), которые проводились по маршруту: Пермь — Городище — Пермь, Пермь — Ильинское — Чермоз — Пермь.
Все яхты были разбиты на две зачетные группы. В первой из них были заявлены 21 судно отечественной и польской постройки, а также одна яхта самостоятельной постройки (конструктор М. Медведев), которая по ходовым качествам успешно конкурировала с серийными судами и лишь недооформление мерительного свидетельства не позволило ей занять достойное место. Во вторую группу входили пять яхт, три из которых были класса «Л-6».
Первая гонка по олимпийской дистанции (15 миль) явилась как бы разминкой. Практически сразу после ее финиша был дан старт следующей 81-мильной.
В дни проведения соревнований метеоусловия преподносили яхтсменам одни сюрприз за другим. Если в первый день шел дождь, то во второй яхтам пришлось всю ночь лавировать в полосе густого тумана. Во время третьей гонки, которая состоялась при резких грозовых ветрах, не обошлось и без серьезных поломок. Яхта «Диана» (капитан М. Медведев) при одном из шквалов сломала мачту, однако ее экипаж сумел не только устранить поломку до закрытия старта, но и первым финишировать.
Последняя гонка также явилась серьезным испытанием для ее участников. Судам пришлось идти против сильной волны; кроме того, они четыре раза попадали в грозу.
По общим итогам соревнований «Кубок Камы» завоевали представители с/к «Политехник» (яхт-клуб «Бриз»).
В личном зачете среди яхт первой группы победила «Орион» (М. Марков, Пермь), экипажу этой яхты был вручен «Хрустальный Кубок Камы»; второе место занял «Руслан» (А. Бушуев, Пермь), третье — «Лоцман» (Р. Зиюков, Пермь). Среди яхт второй группы на первом месте была «Сирена-2» (Г. Воскресенский, Пермь).
Были также вручены переходящие кубки, разыгранные среди однотипных яхт.