Вышедшее два года назад постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» уже сыграло немаловажную роль в развитии крейсерских гонок. География парусных соревнований на крейсерско-гоночных судах расширяется. Все новые и новые спортобщества, коллективы предприятий и организаций принимают участие в массовых стартах на судах, которые ранее использовались лишь для оздоровительных выходов.
В редакцию в течение всей навигации поступают сообщения из самых различных уголков страны о проведенных встречах. Среди них и ставшие уже традиционными большие всесоюзные соревнования, о которых неоднократно сообщалось на страницах журнала, и еще мало известные или совсем неизвестные нашим читателям. Расскажем только о некоторых из них — зональных кубковых соревнованиях прошлого года (напомним, о Кубке Онеги и Кубке Черного моря рассказывалось в «КЯ» №107).
Наиболее значительным после таких всесоюзных соревнований, как Кубок Балтики или Кубок Черного моря, является, пожалуй, Малый Кубок Черного моря. Эта многоэтапная гонка проводится Черноморским яхт-клубом (г. Одесса) уже восемь лет подряд для самых малых крейсерских яхт IV—VI групп, которые не допускались к участию в «большом» Кубке Эти соревнования неизменно привлекают значительное количество участников и пользуются особой популярностью на Украине. На этот раз на старт вышло около 50 яхт, которые стартовали по мало знакомому для большинства капитанов маршруту, состоящему из пяти этапов: Одесса — Каролино-Бугаз — о. Березань — Одесса (104 мили); Одесса — буй разделительный — о. Круглый — Одесса (97); Одесса — буй разделительный — буй банки Днестровская — Одесса (104); Одесса — о. Круглый — буй разделительный — Одесса (97); Одесса — о. Березань — Каролино-Бугаз — Одесса (104).
С погодой на этот раз явно не везло: слабые ветра никак не способствовали накалу борьбы, особенно в первые дни соревнований. Во второй гонке, например, из-за безветрия смогли финишировать только 9 яхт. Особенно изнурительной оказалась третья гонка, когда суда, заштилев, попали в полосу сильного течения вдоль Тендровской косы и дрейфовали в обратном направлении. Более опытные капитаны стали на якорь, и дождавшись ветра, успели обогнуть знак на Днестровской банке и финишировать в Одессе, уложившись в контрольное время. Лишь во время последних двух гонок штилевая погода чередовалась с кратковременными шквалами, заставляя • гонщиков по нескольку раз менять паруса.
Победителями стали: в первой группе и в общем зачете — яхта «Маэстро» (капитан О. Сташкевич) из Одессы; во второй группе — «Арго» (капитан В. Любинский) из Киева и в третьей — «Азов» (капитан С Бойков) из Николаева.
По мнению участников, Спорткомитету УССР надо иначе планировать сроки крупных республиканских соревнований крейсерских яхт. Так, в течение одного месяца — июля — проводились две гонки: на Кубок Большого Днепра и на Малый кубок Черного моря. Такой излишне плотный график значительно уменьшил число участников встреч.
Розыгрыш Кубка Большого Днепра, который проводится Украинским республиканским советом ДСО «Водник», в прошлом году был посвящен 40-летию битвы за Днепр. Перед стартом состоялся торжественный митинг. Яхтсменов тепло приветствовали ветераны Великой Отечественной войны — участники сражения на украинской земле; они передали венок из живых цветов для возложения его на легендарном Букринском плацдарме.
В регате по маршруту Киев — Одесса приняли участие 26 экипажей (не только из Киева, но и из других городов страны). Метеоусловия ьо время гонок оказались довольно сложными. Если по каскаду днепровских водохранилищ яхты шли с умеренными ветрами, то Черное море встретило участников штормом. Скорость ветра доходила до 20 м/с. Ветер рвал в клочья паруса, испытывая на прочность экипажи и суда. Десять гонок, проведенных в самых разных условиях, практически исключили случайность в распределении призовых мест. Борьба на дистанции была бескомпромиссной. Главный приз регаты Большой кубок Днепра завоевал капитан Д. Школьный из Киева.
Одновременно разыгрывался м второй приз — Голубая лента Днепра, учрежденный Главречфлотом республики для яхты, которая будет абсолютно наиболее быстроходной. Этот приз получила яхта «Берендей» (капитан Н. Кузьменко), построенная самими членами экипажа по проекту своего капитана. Интересно отметить, что это был первый старт новой яхты. Во время одного из следующих соревнований «Берендей» на протяжении нескольких часов гонки в 6-балльный ветер шел под спинакером, устойчиво удерживая скорость 11 уз. В октябре «Берендей» выиграл гонки с гандикапом на Кубок Киева, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны импортных «Конрадов-25» и «Картеров-30».
В конце июля очередная, интересная и тем не менее сравнительно мало известная гонка была проведена на озере Байкал. Это были III областные соревнования крейсерских яхт, организованные Иркутской областной федерацией парусного спорта. Байкальская встреча проводится раз в два года и играет важную роль в популяризации парусного спорта в удаленном от морей регионе.
Дистанция гонок состояла из четырех этапов: Иркутск — зал. Щелка (27 миль); Лиственичное — о-в Ольхон (105); б. Загли — б. Фертик (105); б. Фертик — б. Песчаная (167). Зачет проводился по трем последним этапам, маршрут которых проходил уже собственно по озеру. Главными призами были переходящий Кубок за лучшее абсолютное время и Кубок за победу с учетом обмера по правилам «Скандикап», рекомендованным спортивно-технической комиссией ФПС СССР для местных соревнований.
Стартовали 16 яхт самого различного типа: однотонник «Марина», 4 четвертьтонника таллинской постройки, 3 крейсерских швертбота, «Конрад-25», 4 «Ассоли» и 3 яхты самостоятельной постройки длиной 6,7—8 м. Такой разнобой в одной стартовой группе был, как говорится, не от хорошей жизни: в Иркутской области яхт одного класса мало.
В соревнованиях участвовали экипажи яхт-клубов: Иркутского научного центра, БратскГЭС-строя, ДСО «Водник» и «Урожай», Иркутского завода тяжелого машиностроения. Расходы на приобретение призов оплачивались из стартовых взносов; средства на судейство выделило ДСО «Водник»; судейское судно предоставила служба иркутского горкомхоза.
Первые три гонки проходили при слабых неустойчивых ветрах и были малоспортивными, а вот завершающая соревнования гонка на самой длинной дистанции оказалась напряженной и очень интересной. Яхты вышли в Байкал со свежим ветром, который за полтора — два часа набрал силу шторма. Курсом бакштаг участники прошли половину пути; вторую часть дистанции пришлось преодолевать в лавировку. Лидеры то и дело менялись, но, как и ранее, в головной группе яхт неизменно находились «Конрад», «Марина» и чет-вертьтонник. В таком порядке они и финишировали. По сумме результатов первое место было присуждено яхте «Вега» («Конрад-25», ДСО «Урожай», капитан В. Кузьменко), второе — «Бабр» («Марина» — яхт-клуб Иркутского научного центра, В. Шевелев), третье — «Стерх» (четвертьтонник, ДСО «Водник», С. Волков).
Стоит обратить внимание читателей на то, что эти соревнования были первыми, которые проводились на судах, обмеренных по правилам «Скандикап». Каково же мнение яхтсменов об этом опыте?
Участник гонок И. М. Ботирюс пишет: «Назвать это гонкой не хватает смелости. На первом же этапе по гандикапу победил «Конрад-25», тогда как девять яхт даже не финишировали, поскольку им не хватило 24 часов контрольного времени. На всех остальных этапах картина повторялась, только разрыв между победителями и судами, не достигшими финиша за контрольное время, был еще больше. И дело не в ветре: положение не изменилось, когда он дул на 8 баллов. В итоге соревнования выиграл экипаж «Конрада-25». Для остальных типов яхт шансы на победу представлялись призрачными. По моему мнению, лишняя парусность штрафуется очень мало. Это, во-первых, нисколько не уравнивает шансы судов различного типа, а во-вторых, наталкивает на пренебрежение безопасностью плавания. В упомянутых гонках, например, на «Ассолях» поднимали по два стакселя и несли гроты от «Летучих Голландцев». К чему это может привести при внезапном шквале, догадаться нетрудно».
Напомним читателям, что смысл правил «Скандикап» заключается как раз в том, чтобы позволить участвовать в одном соревновании разнотипным, существенно различающимся судам. Перед соревнованиями суда обмеряются только по длине, ширине, цепному обхвату корпуса и площади парусности. Совершенно очевидно, однако, что и при использовании этих правил обмера никак нельзя было допускать сведения в одну группу столь уж резко отличающихся яхт. В данном конкретном случае яхты следовало разбить минимум на две группы: в первую свести «Ассоли» и «Т-2», во вторую — четвертьтонники, «Конрады» и «Марину».
Было бы очень интересно услышать мнение по этому поводу судей, организаторов соревнований, мерителей и конечно, других яхтсменов.
Теперь коротко о гонках на крейсерских яхтах, которые проводятся на Волге.
Очередные соревнования на Кубок Волги проходили на Горьковском водохранилище. В них стартовали 36 крейсерских яхт. Программа встречи включала две гонки по треугольнику (30 и 50 миль) и три маршрутные гонки по трассе Городец — Чкаловск — Кинешма — Плес — Городец общей протяженностью около 425 миль.
Погодные условия были весьма разнообразными: участников испытывали сильные ровные ветра и штили, шквалы, ливни, туманы. Победителем в первой группе, составленной из яхт польской постройки и яхт, построенных самостоятельно, стала «Ника» (капитан Ю. Носов) из Москвы; во второй группе, составленной из четвертьтонников, победила «Джерри» (капитан Л. Семенов) из Чебоксар.
В Перми на Камском водохранилище состоялись традиционные IX соревнования на Кубок Камы. Были проведены пять гонок с общей протяженностью дистанции 350 миль по маршруту: Пермь — Чермоз — Березники — Пермь. В них стартовало 18 яхт из шести яхт-клубов города; в числе участников было 6 м. с. и 17 к. м. с.
Плавания по Камскому водохранилищу требуют от яхтсменов хороших знаний лоции и основ навигации, поэтому для молодежи участие в гонках на Кубок Камы неизменно является хорошей школой мастерства.
Вторая, самая длинная 160-мильная гонка Чермоз — Березники — Пермь при подсчете очков учитывалась с коэффициентом 2; поэтому борьба на этом этапе оказалась особенно острой. Даже дождь, целые сутки сопровождавший яхты, не остудил пыла гонщиков. Лидирующие яхты намного вырвались вперед, финиш гонки растянулся на 10 часов.
В общем зачете по результатам пяти гонок первое место завоевала яхта «Руслан» (капитан А, Бушуев), второе — яхта «Викинг» и третье — «Селена». Кубок Камы был вручен коллективу физкультуры «Искра» из Перми.